6.3 Соответствие между стандартами ИСО 9001:2000 и ИСО 9001:1994 Соответствие между ИСО/ПМС 9001:2000 и ИСО 9001:1994
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41
ИСО 9001:1994
|
ИСО/ПМС 9001:2000
|
1 Область применения
|
1
|
2 Нормативные ссылки
|
2
|
3 Определения
|
3
|
4.1 Ответственность руководства
|
|
4.1.1 Политика в области качества
|
5.1+5.3+5.4.1
|
4.1.2 Организация
|
5.5.2
|
4.1.2.1 Ответственность и полномочия
|
5.5.2+6.2.1
|
4.1.2.2 Ресурсы
|
5.1+6.1+6.3
|
4.1.2.3 Представитель руководства
|
5.5.3
|
4.1.3 Анализ руководством
|
5.6
|
4.2 Система качества
|
|
4.2.1 Общие положения
|
4.1+5.1+5.4.1+5.5.5
|
4.2.2 Процедуры системы качества
|
4.2
|
4.2.3 Планирование качества
|
5.4.2+7.1
|
4.3 Анализ контракта
|
7.2.2
|
4.4 Управление проектированием
|
7.3
|
4.5 Управление документами и данными
|
5.5.6
|
4.6 Закупка
|
7.4
|
4.7 Управление продукцией, поставленной потребителем
|
7.5.3
|
4.8 Идентификация и прослеживаемость продукции
|
7.5.2
|
4.9 Управление процессом
|
7.1+7.5.1+7.5.5
|
4.10 Проверки и испытания
|
7.1+7.5.1+8.1+8.2.4
|
4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием
|
7.6
|
4.12 Статус проверки и испытания
|
7.5.1
|
4.13 Управление несоответствующей продукцией
|
8.3
|
4.14 Корректирующее и предупреждающие действия
|
8.4+8.5.2+8.5.3
|
4.15 Погрузка-разгрузка, хранение, упаковка, предохранение и поставка
|
7.1+7.5.4
|
4.16 Управление отчетными данными по качеству
|
5.5.7
|
4.17 Внутренние проверки качества
|
8.2.2
|
4.18 Подготовка персонала
|
6.2.2
|
4.19 Обслуживание
|
7.1+7.5.1
|
4.20 Статистические методы
|
8.1+8.2.3+8.2.4+8.4
|
Соответствие между ИСО/ПМС 9001:2000 и ИСО 9001:1994
ИСО/ПМС 9001:2000
|
ИСО 9001:1994
|
1 Область применения
|
1
|
1.1 Общие положения
|
|
1.2 Допустимые исключения
|
|
2 Нормативные ссылки
|
2
|
3 Термины и определения
|
3
|
4 Система менеджмента качества
|
|
4.1 Общие требования
|
4.2.1
|
4.2 Общие требования к документации
|
4.2.2
|
5 Ответственность руководства
|
|
5.1 Приверженность руководства
|
4.1+4.1.2.2+4.2.1
|
5.2 Ориентация на потребителя
|
|
5.3 Политика в области качества
|
4.1.1
|
5.4 Планирование
|
|
5.4.1 Цели в области качества
|
4.1.1+4.2.1
|
5.4.2 Планирование качества
|
4.2.3
|
5.5 Администрация
|
|
5.5.1 Общие положения
|
|
5.5.2 Ответственность и полномочия
|
4.1.2+4.1.2.1
|
5.5.3 Представитель руководства
|
4.1.2.3
|
5.5.4 Внутренние коммуникации
|
|
5.5.5 Руководство по качеству
|
4.2.1
|
5.5.6 Управление документами
|
4.5
|
5.5.7 Управление отчетными данными по качеству
|
4.16
|
5.6 Анализ руководством
|
4.1.3
|
5.6.1 Входные данные анализа
|
4.1.3
|
5.6.2 Выходные данные анализа
|
4.1.3
|
6 Менеджмент ресурсов
|
4.1.2.2
|
6.1 Обеспечение ресурсами
|
4.1.2.2
|
6.2 Человеческие ресурсы
|
|
6.2.1 Назначение персонала
|
4.1.2.1
|
6.2.2 Подготовка, осведомленность и компетенция
|
4.18
|
6.3 Оборудование
|
4.9
|
6.4 Условия труда
|
4.9
|
7 Процессы создания и выпуска продукции
|
|
ИСО/ПМС 9001:2000
|
ИСО 9001:1994
|
7.1 Планирование процессов создания и выпуска продукции
|
4.2.3+4.9+4.10+4.15+4.19
|
7.2 Процессы, связанные с потребителем
|
|
7.2.1 Идентификация требований потребителя
|
|
7.2.2 Анализ требований к продукции
|
4.3
|
7.2.3 Коммуникация с потребителем *
|
|
7.3 Проектирование и/или разработки
|
4.4
|
7.3.1 Планирование проектирование и/или разработки
|
4.4.2+4.4.3
|
7.3.2 Входные данные по проектированию и/или разработке
|
4.4.4
|
7.3.3 Выходные данные по проектированию и/или разработке
|
4.4.5
|
7.3.4 Анализ проекта и/или разработки
|
4.4.6
|
7.3.5 Проверка проекта и/или разработки
|
4.4.7
|
7.3.6 Утверждение проекта и/или разработки
|
4.4.8
|
7.3.7 Управление изменениями проекта и/или разработки
|
4.4.9
|
7.4 Закупки
|
|
7.4.1 Управление закупками
|
4.6
|
7.4.2 Информация по закупкам
|
4.6
|
7.4.3 Проверка закупленной продукции
|
4.6
|
7.5 Операции по производству и услугам
|
|
7.5.1 Управление операциями
|
4.9+4.10+4.12+4.19
|
7.5.2 Идентификация и прослеживаемость
|
4.8
|
7.5.3 Собственность потребителя
|
4.7
|
7.5.4 Консервация продукции
|
4.15
|
7.5.5 Утверждение процессов
|
4.9
|
7.6 Управление измерительными и контрольными приборами
|
4.11
|
8 Оценка, анализ и улучшение
|
|
8.1 Планирование
|
4.10+4.20
|
8.2 Оценка и мониторинг
|
|
8.2.1 Удовлетворенность потребителя
|
|
8.2.2 Внутренние проверки
|
4.17
|
8.2.3 Оценка и мониторинг процессов
|
4.20
|
8.2.4 Оценка и контроль продукции
|
4.10+4.20
|
8.3 Управление несоответствиями
|
4.13
|
8.4 Анализ данных
|
4.14+4.20
|
8.5 Улучшение
|
|
8.5.1 Планирование постоянного улучшения
|
4.1.3+4.9
|
8.5.2 Корректирующие действия
|
4.14
|
8,5.3 Предупреждающие действия
|
4.14
|
6.4 Итоговый анализ основных улучшений ИСО 9001:2000 по отношению к ИСО 9001:1994
Область применения ИСО 9001:2000, п. 1.1 “Общие положения”
Область применения улучшена, включая также требования, направление на удовлетворенность потребителя посредством эффективного использования системы, в том числе процессы для постоянного улучшения и предотвращения несоответствия.
ИСО 9001:1994, п. 1
Приведенные требования направлены в основном на достижение удовлетворения потребителя посредством предотвращения несоответствия.
ИСО 9001:2000, п. 1.2 “Допустимые исключения”
Это новый пункт, который дает общее описание применения термина “Допустимые исключения”.
Когда требования потребителя, характер продукции организации или применимые нормативные требования не выдвигают конкретных требований к системе менеджмента качества для процессов, указанных в ИСО 9001:2000, то организации разрешается исключить такие требования стандарта, чтобы учесть специфику организации.
Организация может только исключить требования к менеджменту качества, которые не влияют на способность организации (не освобождают ее от ответственности) поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым нормативным требованиям.
Сокращенная область применения относится только к п. 7 “Процессы создания и выпуска продукции” ИСО 9001:2000. Организации не разрешается сокращать область применения п.п.4,5,6 и 8.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
Термины и определения ИСО 9001:2000, п. 3 “Термины и определения”
Этот пункт устанавливает, что термины и определения в ИСО 9000:2000 “Системы менеджмента качества - Основы и словарь” применимы к ИСО 9001:2000.
Термин “организация” в ИСО 9001:2000 заменяет термин “поставщик”, использовавшийся ранее для обозначения организационной единицы, с которой применим ИСО 9001. Термин “поставщик” теперь используется вместо прежнего “субподрядчик”.
ИС09001:1994,п.З
Используются определения, приведенные в ИСО 8402.
Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001:2000, п. 4.1 “Общие требования”
Согласно этому пункту, сделан большой упор на необходимость непрерывного улучшения.
Приводится разъяснение необходимых шагов по внедрению системы менеджмента качества (СМК):
а) выявление процессов, необходимых для СМК;
б) определение последовательности и взаимодействия этих процессов;
в) определение критериев и методов, требуемых для обеспечения эффективной работы и управления этими процессами;
г) обеспечение наличия информации, необходимой для поддержания работы и мониторинга этих процессов;
д) оценка, контроль и анализ этих процессов и выполнение действия, необходимого для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1
ИСО 9001:2000, п. 4.2 “Общие требования к документации”
В пункте даются указания о требуемой документации. Документация по СМК должна включать:
а) документированные процедуры, требуемые в данном МС;
б) документы, требуемые организацией для обеспечения эффективной работы и управление этим процессом.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.2
Ответственность руководства ИСО 9001:2000, п. 5.1 “Приверженность руководства”
Делается больший упор на приверженность высшего руководства.
Особое внимание следует уделить подпунктам (а), (б) и (д) (последний относится к ресурсам и имеет прямую связь с п.6 “Менеджмент ресурсов”):
а) осведомление организации о важности выполнения требований потребителя, а также законодательных и нормативных требований;
б) установление политики и целей в области качества;
г) обеспечение наличия необходимых ресурсов.
ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1, 4.1.2.2 и 4.2.1.
ИСО 9001:2000, п. 5.2 “Ориентация на потребителя”.
Этот пункт увеличивает вовлеченность высшего руководства в требования потребителя.
Он определяет, что высшее руководство должно обеспечить, чтобы нужды и ожидания потребителя были определены, преобразованы в требования и выполнены с целью достижения удовлетворенности потребителя.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п. 5.3 “Политика в области качества”
Этот пункт улучшен для обеспечения, чтобы высшее руководство установило свою политику в области качества. Особое внимание следует уделять подпункту (б), который включает приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению, и к подпункту (в), который теперь предоставляет рамки для установления и анализа целей в области качества.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.1.1
ИСО 9001:2000, п. 5.4.1 “Цели в области качества”
В этом пункте требования о целях в области качества для соответствующих функций и уровней внутри организации было улучшено.
Он также устанавливает, что цели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества, включая приверженность к постоянному улучшению.
ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1.1 и 4.2.1.
ИСО 9001:2000, п. 5.4.2 “Планирование качества”
Этот пункт пересмотрен в целях большей ясности и для обеспечения учета при планировании управления за изменениями.
Планирование должно охватываться:
а) процессы СМК, учитывая допустимые исключения;
б) необходимые ресурсы;
в) постоянное улучшение СМК.
Планирование должно обеспечивать, чтобы изменение осуществлялось под контролем и чтобы целостность СМК поддерживалась в процессе изменения.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.2.3.
ИСО 9001:2000, п. 5.5.3 “Представитель руководства”
Этот пункт теперь еще больше разъясняет, что высшее руководство должно назначить члена (-ов) руководства, которые независимо от других обязательств, должны обладать определенными полномочиями, которые включают:
в) повышение понимания в организации требований потребителя. ИСО 9001:1994-соответствующий п.4.1.2.3
ИСО 9001:2000, п. 5.5.4 “Внутренние коммуникации”
Это новый пункт, который требует от организации обеспечения информирования между различными уровнями и службами относительно процессов СМ К и их эффективности.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п. 5.5.5 “Руководство по качеству”.
Этот пункт улучшен включением требования к организации уточнить и обосновать любое исключение, сделанное в руководстве по качеству (см. п.1.2 ИСО 9001:2000).
Руководство по качеству должно также содержать описание последовательности и взаимодействия процессов, включенных в СМК.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1.
ИСО 9001:2000, п.5.6 “Анализ руководством”
Включен дополнительный текст, относящийся к основным требованиям к входным и выходным данным анализа со стороны руководства.
Следует обратить внимание на подпункты, относящиеся к входным данным:
б) обратная связь с потребителем;
в) характеристики процессов и соответствие продукции;
г) состояние предупреждающих и корректирующих действий;
е) изменения, которые влияют на СМК. И подпункты, относящиеся к выходным данным:
а) улучшение СМК и ее процессов и
б) улучшение продукции в части требований потребителя. ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.1.3.
Менеджмент ресурсов ИСО 9001:2000, п.6.1 “Обеспечение ресурсами”
Этот пункт дополнительно разъясняет требования к организации определять и своевременно обеспечивать ресурсы, необходимые для внедрения и улучшения процессов СМК и обеспечения удовлетворенности потребителя.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.1.2.2. *
ИСО 9001:2000, п.6.2.2 “Подготовка персонала, осведомленность и компетенция”
Область изменения этого пункта расширена с целью включения не только потребностей в подготовке, но и компетенцию и осведомленность. Организация должна:
а) выявлять потребности в повышении компетенции персонала, осуществляющего деятельность, влияющую на качество;
б) обеспечивать подготовку для удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать эффективность проведенной подготовки;
г) обеспечивать осознание своими сотрудниками актуальности и важности их деятельности и вклада в достижение целей в области качества;
д) вести соответствующую регистрацию данных по образованию, подготовке, навыкам и опыту.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.18.
ИСО 9001:2000, п.6.3 “Оборудование”
Организация должна выявлять, обеспечивать и поддерживать оборудование, необходимое для достижения соответствия продукции.
В это входят:
а) рабочая область и связанное с ним оборудование;
б) оборудование, аппаратура и программное обеспечение;
в) подразделения обслуживания.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.9.
Основное требование в этом пункте обеспечить проведение процессов при контролируемых условиях.
ИСО 9001:2000, п.6.4 “Условия труда”
Организация должна выявлять и управлять теми человеческими и физическими факторами производственной среды, которые необходимы для достижения соответствия продукции.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.
Процесс создания и выпуска продукции
Примечание. Заголовок “Управление процессом”, традиционно связанный с ИСО 9001:1994, заменен на “Процесс создания и выпуска продукции”
ИСО 9001:2000, п.7.1 “Планирование процессов создания и выпуска продукции”
Особое внимание следует уделить подпунктам (а)-(г), которые дополнительно разъясняют требования, подлежащие выполнению для обеспечения управления процессами создания и выпуска продукции.
ИСО 9001:1994 - соответствующие пункты 4.2.3, 4.9,4.10, 4.15 и 4.19.
ИСО 9001:2000, п.7.2.1 “Идентификация требований потребителя”
В этом пункте в процесс определения потребностей потребителя добавлены два новых требования.
б) требования к продукции, не указанные потребителем, но необходимые для предполагаемого или указанного использования;
в) обязательства, относящиеся к продукции, включая нормативные и законодательные требования.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п.7.2.3 “Коммуникация с потребителем”
Этот пункт - в сущности новое требование; от организации требуется внедрять эффективную коммуникацию с потребителями с целью выполнения их требований.
При определении своих требований к коммуникации организации следует выполнить ряд требований в подпунктах (а)-(в).
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п.7.3.2 “Входные данные по проектированию и/или разработке”
Этот пункт улучшен включением разъяснения требований к входным данным проекта, которые подлежат выполнению. Особое внимание следует уделить следующему подпункту:
а) требования к эксплуатационным характеристикам со стороны потребителя или рынка.
ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.4.4.
ИСО 9001:2000, п.7.3.4 “Анализ проекта и/или разработки”
Этот пункт был улучшен разъяснением, что анализы проекта и разработки должны быть систематическими в целях обеспечения соответствия с требованиями к входным данным. Если при анализе процесса выявляются проблемы, организация должна предложить последующие действия.
Дополнительно к регистрации результатов анализа, подлежат регистрации также результаты последующих действий.,
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.6.
ИСО 9001:2000, п.7.3.7 “Управление изменениями проекта и/или разработки”
Этот пункт теперь включает требование к организации определять влияние изменения на составные части и изделия в целом. Изменения должны проверяться и утверждаться до внедрения.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.9.
ИСО 9001:2000, п.7.5.5 “Утверждение процессов”
Этот пункт теперь включает требование к организации осуществлять утверждение процессов.
Организация должна определить мероприятия по утверждению, которые должны включать следующие, если применимо:
а) квалификация процессов,
б) квалификация оборудования и персонала,
в) использование определенных методов и процедур,
г) требования к отчетным данным,
д) переутверждение.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.
Оценка, анализ и улучшение. ИСО 9001:2000, п.8.1 “Планирование”
Этот пункт требует определения, планирования и внедрения деятельности, связанной с оценкой и мониторингом, необходимой для обеспечения соответствия и достижения улучшения.
Сюда должно входить определение потребности и использование применимых методов, включая статистические методы.
ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.10 и 4.20.
ИСО 9001:2000, п.8.2.1 “Удовлетворенность потребителя”
Это - новый пункт, который подчеркивает, что организация должна отслеживать информацию об удовлетворенности и/или неудовлетворенности потребителя, как одно из измерений работы СМК.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
* ИСО 9001:2000, п.8.2.3 “Оценка и мониторинг процессов”
Этот пункт был улучшен следующим: “Эти методы должны подтвердить неизменную способность любого процесса выполнять свое назначение”.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.20.
ИСО 9001:2000, п.8.4 “Анализ данных”
Дополнительно к обычному требованию варианта 1994г. о статистических методах, данный пункт направлен на анализ применимых данных, как одно из средств определения, где могут быть внесены улучшения в СМК.
Организация должна анализировать такие данные для получения информации по:
а) удовлетворенности и неудовлетворенности потребителя,
б) соответствию требованиям потребителя,
в) характеристикам процессов, продукции и их тенденциях,
г) поставщикам.
ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.14 и 4.20.
ИСО 9001:2000, п.8.5.1 “Планирование постоянного улучшения”
Организация должна планировать и управлять процессами постоянного улучшения СМК. Организация должна использовать политику и цели в области качества, результаты внутренних проверок, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия и анализ со стороны руководства для содействия постоянному улучшению.
ИСО 9001:1994- соответствующие п.п.4.13 и 4.9.
ИСО 9001:1994
|
ИСО/ПМС 9001:2000
|
1 Область применения
|
1
|
2 Нормативные ссылки
|
2
|
3 Определения
|
3
|
4.1 Ответственность руководства
|
|
4.1.1 Политика в области качества
|
5.1+5.3+5.4.1
|
4.1.2 Организация
|
5.5.2
|
4.1.2.1 Ответственность и полномочия
|
5.5.2+6.2.1
|
4.1.2.2 Ресурсы
|
5.1+6.1+6.3
|
4.1.2.3 Представитель руководства
|
5.5.3
|
4.1.3 Анализ руководством
|
5.6
|
4.2 Система качества
|
|
4.2.1 Общие положения
|
4.1+5.1+5.4.1+5.5.5
|
4.2.2 Процедуры системы качества
|
4.2
|
4.2.3 Планирование качества
|
5.4.2+7.1
|
4.3 Анализ контракта
|
7.2.2
|
4.4 Управление проектированием
|
7.3
|
4.5 Управление документами и данными
|
5.5.6
|
4.6 Закупка
|
7.4
|
4.7 Управление продукцией, поставленной потребителем
|
7.5.3
|
4.8 Идентификация и прослеживаемость продукции
|
7.5.2
|
4.9 Управление процессом
|
7.1+7.5.1+7.5.5
|
4.10 Проверки и испытания
|
7.1+7.5.1+8.1+8.2.4
|
4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием
|
7.6
|
4.12 Статус проверки и испытания
|
7.5.1
|
4.13 Управление несоответствующей продукцией
|
8.3
|
4.14 Корректирующее и предупреждающие действия
|
8.4+8.5.2+8.5.3
|
4.15 Погрузка-разгрузка, хранение, упаковка, предохранение и поставка
|
7.1+7.5.4
|
4.16 Управление отчетными данными по качеству
|
5.5.7
|
4.17 Внутренние проверки качества
|
8.2.2
|
4.18 Подготовка персонала
|
6.2.2
|
4.19 Обслуживание
|
7.1+7.5.1
|
4.20 Статистические методы
|
8.1+8.2.3+8.2.4+8.4
|
Соответствие между ИСО/ПМС 9001:2000 и ИСО 9001:1994
ИСО/ПМС 9001:2000
|
ИСО 9001:1994
|
1 Область применения
|
1
|
1.1 Общие положения
|
|
1.2 Допустимые исключения
|
|
2 Нормативные ссылки
|
2
|
3 Термины и определения
|
3
|
4 Система менеджмента качества
|
|
4.1 Общие требования
|
4.2.1
|
4.2 Общие требования к документации
|
4.2.2
|
5 Ответственность руководства
|
|
5.1 Приверженность руководства
|
4.1+4.1.2.2+4.2.1
|
5.2 Ориентация на потребителя
|
|
5.3 Политика в области качества
|
4.1.1
|
5.4 Планирование
|
|
5.4.1 Цели в области качества
|
4.1.1+4.2.1
|
5.4.2 Планирование качества
|
4.2.3
|
5.5 Администрация
|
|
5.5.1 Общие положения
|
|
5.5.2 Ответственность и полномочия
|
4.1.2+4.1.2.1
|
5.5.3 Представитель руководства
|
4.1.2.3
|
5.5.4 Внутренние коммуникации
|
|
5.5.5 Руководство по качеству
|
4.2.1
|
5.5.6 Управление документами
|
4.5
|
5.5.7 Управление отчетными данными по качеству
|
4.16
|
5.6 Анализ руководством
|
4.1.3
|
5.6.1 Входные данные анализа
|
4.1.3
|
5.6.2 Выходные данные анализа
|
4.1.3
|
6 Менеджмент ресурсов
|
4.1.2.2
|
6.1 Обеспечение ресурсами
|
4.1.2.2
|
6.2 Человеческие ресурсы
|
|
6.2.1 Назначение персонала
|
4.1.2.1
|
6.2.2 Подготовка, осведомленность и компетенция
|
4.18
|
6.3 Оборудование
|
4.9
|
6.4 Условия труда
|
4.9
|
7 Процессы создания и выпуска продукции
|
|
ИСО/ПМС 9001:2000
|
ИСО 9001:1994
|
7.1 Планирование процессов создания и выпуска продукции
|
4.2.3+4.9+4.10+4.15+4.19
|
7.2 Процессы, связанные с потребителем
|
|
7.2.1 Идентификация требований потребителя
|
|
7.2.2 Анализ требований к продукции
|
4.3
|
7.2.3 Коммуникация с потребителем *
|
|
7.3 Проектирование и/или разработки
|
4.4
|
7.3.1 Планирование проектирование и/или разработки
|
4.4.2+4.4.3
|
7.3.2 Входные данные по проектированию и/или разработке
|
4.4.4
|
7.3.3 Выходные данные по проектированию и/или разработке
|
4.4.5
|
7.3.4 Анализ проекта и/или разработки
|
4.4.6
|
7.3.5 Проверка проекта и/или разработки
|
4.4.7
|
7.3.6 Утверждение проекта и/или разработки
|
4.4.8
|
7.3.7 Управление изменениями проекта и/или разработки
|
4.4.9
|
7.4 Закупки
|
|
7.4.1 Управление закупками
|
4.6
|
7.4.2 Информация по закупкам
|
4.6
|
7.4.3 Проверка закупленной продукции
|
4.6
|
7.5 Операции по производству и услугам
|
|
7.5.1 Управление операциями
|
4.9+4.10+4.12+4.19
|
7.5.2 Идентификация и прослеживаемость
|
4.8
|
7.5.3 Собственность потребителя
|
4.7
|
7.5.4 Консервация продукции
|
4.15
|
7.5.5 Утверждение процессов
|
4.9
|
7.6 Управление измерительными и контрольными приборами
|
4.11
|
8 Оценка, анализ и улучшение
|
|
8.1 Планирование
|
4.10+4.20
|
8.2 Оценка и мониторинг
|
|
8.2.1 Удовлетворенность потребителя
|
|
8.2.2 Внутренние проверки
|
4.17
|
8.2.3 Оценка и мониторинг процессов
|
4.20
|
8.2.4 Оценка и контроль продукции
|
4.10+4.20
|
8.3 Управление несоответствиями
|
4.13
|
8.4 Анализ данных
|
4.14+4.20
|
8.5 Улучшение
|
|
8.5.1 Планирование постоянного улучшения
|
4.1.3+4.9
|
8.5.2 Корректирующие действия
|
4.14
|
8,5.3 Предупреждающие действия
|
4.14
|
6.4 Итоговый анализ основных улучшений ИСО 9001:2000 по отношению к ИСО 9001:1994
Область применения ИСО 9001:2000, п. 1.1 “Общие положения”
Область применения улучшена, включая также требования, направление на удовлетворенность потребителя посредством эффективного использования системы, в том числе процессы для постоянного улучшения и предотвращения несоответствия.
ИСО 9001:1994, п. 1
Приведенные требования направлены в основном на достижение удовлетворения потребителя посредством предотвращения несоответствия.
ИСО 9001:2000, п. 1.2 “Допустимые исключения”
Это новый пункт, который дает общее описание применения термина “Допустимые исключения”.
Когда требования потребителя, характер продукции организации или применимые нормативные требования не выдвигают конкретных требований к системе менеджмента качества для процессов, указанных в ИСО 9001:2000, то организации разрешается исключить такие требования стандарта, чтобы учесть специфику организации.
Организация может только исключить требования к менеджменту качества, которые не влияют на способность организации (не освобождают ее от ответственности) поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым нормативным требованиям.
Сокращенная область применения относится только к п. 7 “Процессы создания и выпуска продукции” ИСО 9001:2000. Организации не разрешается сокращать область применения п.п.4,5,6 и 8.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
Термины и определения ИСО 9001:2000, п. 3 “Термины и определения”
Этот пункт устанавливает, что термины и определения в ИСО 9000:2000 “Системы менеджмента качества - Основы и словарь” применимы к ИСО 9001:2000.
Термин “организация” в ИСО 9001:2000 заменяет термин “поставщик”, использовавшийся ранее для обозначения организационной единицы, с которой применим ИСО 9001. Термин “поставщик” теперь используется вместо прежнего “субподрядчик”.
ИС09001:1994,п.З
Используются определения, приведенные в ИСО 8402.
Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001:2000, п. 4.1 “Общие требования”
Согласно этому пункту, сделан большой упор на необходимость непрерывного улучшения.
Приводится разъяснение необходимых шагов по внедрению системы менеджмента качества (СМК):
а) выявление процессов, необходимых для СМК;
б) определение последовательности и взаимодействия этих процессов;
в) определение критериев и методов, требуемых для обеспечения эффективной работы и управления этими процессами;
г) обеспечение наличия информации, необходимой для поддержания работы и мониторинга этих процессов;
д) оценка, контроль и анализ этих процессов и выполнение действия, необходимого для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1
ИСО 9001:2000, п. 4.2 “Общие требования к документации”
В пункте даются указания о требуемой документации. Документация по СМК должна включать:
а) документированные процедуры, требуемые в данном МС;
б) документы, требуемые организацией для обеспечения эффективной работы и управление этим процессом.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.2
Ответственность руководства ИСО 9001:2000, п. 5.1 “Приверженность руководства”
Делается больший упор на приверженность высшего руководства.
Особое внимание следует уделить подпунктам (а), (б) и (д) (последний относится к ресурсам и имеет прямую связь с п.6 “Менеджмент ресурсов”):
а) осведомление организации о важности выполнения требований потребителя, а также законодательных и нормативных требований;
б) установление политики и целей в области качества;
г) обеспечение наличия необходимых ресурсов.
ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1, 4.1.2.2 и 4.2.1.
ИСО 9001:2000, п. 5.2 “Ориентация на потребителя”.
Этот пункт увеличивает вовлеченность высшего руководства в требования потребителя.
Он определяет, что высшее руководство должно обеспечить, чтобы нужды и ожидания потребителя были определены, преобразованы в требования и выполнены с целью достижения удовлетворенности потребителя.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п. 5.3 “Политика в области качества”
Этот пункт улучшен для обеспечения, чтобы высшее руководство установило свою политику в области качества. Особое внимание следует уделять подпункту (б), который включает приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению, и к подпункту (в), который теперь предоставляет рамки для установления и анализа целей в области качества.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.1.1
ИСО 9001:2000, п. 5.4.1 “Цели в области качества”
В этом пункте требования о целях в области качества для соответствующих функций и уровней внутри организации было улучшено.
Он также устанавливает, что цели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества, включая приверженность к постоянному улучшению.
ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1.1 и 4.2.1.
ИСО 9001:2000, п. 5.4.2 “Планирование качества”
Этот пункт пересмотрен в целях большей ясности и для обеспечения учета при планировании управления за изменениями.
Планирование должно охватываться:
а) процессы СМК, учитывая допустимые исключения;
б) необходимые ресурсы;
в) постоянное улучшение СМК.
Планирование должно обеспечивать, чтобы изменение осуществлялось под контролем и чтобы целостность СМК поддерживалась в процессе изменения.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.2.3.
ИСО 9001:2000, п. 5.5.3 “Представитель руководства”
Этот пункт теперь еще больше разъясняет, что высшее руководство должно назначить члена (-ов) руководства, которые независимо от других обязательств, должны обладать определенными полномочиями, которые включают:
в) повышение понимания в организации требований потребителя. ИСО 9001:1994-соответствующий п.4.1.2.3
ИСО 9001:2000, п. 5.5.4 “Внутренние коммуникации”
Это новый пункт, который требует от организации обеспечения информирования между различными уровнями и службами относительно процессов СМ К и их эффективности.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п. 5.5.5 “Руководство по качеству”.
Этот пункт улучшен включением требования к организации уточнить и обосновать любое исключение, сделанное в руководстве по качеству (см. п.1.2 ИСО 9001:2000).
Руководство по качеству должно также содержать описание последовательности и взаимодействия процессов, включенных в СМК.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1.
ИСО 9001:2000, п.5.6 “Анализ руководством”
Включен дополнительный текст, относящийся к основным требованиям к входным и выходным данным анализа со стороны руководства.
Следует обратить внимание на подпункты, относящиеся к входным данным:
б) обратная связь с потребителем;
в) характеристики процессов и соответствие продукции;
г) состояние предупреждающих и корректирующих действий;
е) изменения, которые влияют на СМК. И подпункты, относящиеся к выходным данным:
а) улучшение СМК и ее процессов и
б) улучшение продукции в части требований потребителя. ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.1.3.
Менеджмент ресурсов ИСО 9001:2000, п.6.1 “Обеспечение ресурсами”
Этот пункт дополнительно разъясняет требования к организации определять и своевременно обеспечивать ресурсы, необходимые для внедрения и улучшения процессов СМК и обеспечения удовлетворенности потребителя.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.1.2.2. *
ИСО 9001:2000, п.6.2.2 “Подготовка персонала, осведомленность и компетенция”
Область изменения этого пункта расширена с целью включения не только потребностей в подготовке, но и компетенцию и осведомленность. Организация должна:
а) выявлять потребности в повышении компетенции персонала, осуществляющего деятельность, влияющую на качество;
б) обеспечивать подготовку для удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать эффективность проведенной подготовки;
г) обеспечивать осознание своими сотрудниками актуальности и важности их деятельности и вклада в достижение целей в области качества;
д) вести соответствующую регистрацию данных по образованию, подготовке, навыкам и опыту.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.18.
ИСО 9001:2000, п.6.3 “Оборудование”
Организация должна выявлять, обеспечивать и поддерживать оборудование, необходимое для достижения соответствия продукции.
В это входят:
а) рабочая область и связанное с ним оборудование;
б) оборудование, аппаратура и программное обеспечение;
в) подразделения обслуживания.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.9.
Основное требование в этом пункте обеспечить проведение процессов при контролируемых условиях.
ИСО 9001:2000, п.6.4 “Условия труда”
Организация должна выявлять и управлять теми человеческими и физическими факторами производственной среды, которые необходимы для достижения соответствия продукции.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.
Процесс создания и выпуска продукции
Примечание. Заголовок “Управление процессом”, традиционно связанный с ИСО 9001:1994, заменен на “Процесс создания и выпуска продукции”
ИСО 9001:2000, п.7.1 “Планирование процессов создания и выпуска продукции”
Особое внимание следует уделить подпунктам (а)-(г), которые дополнительно разъясняют требования, подлежащие выполнению для обеспечения управления процессами создания и выпуска продукции.
ИСО 9001:1994 - соответствующие пункты 4.2.3, 4.9,4.10, 4.15 и 4.19.
ИСО 9001:2000, п.7.2.1 “Идентификация требований потребителя”
В этом пункте в процесс определения потребностей потребителя добавлены два новых требования.
б) требования к продукции, не указанные потребителем, но необходимые для предполагаемого или указанного использования;
в) обязательства, относящиеся к продукции, включая нормативные и законодательные требования.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п.7.2.3 “Коммуникация с потребителем”
Этот пункт - в сущности новое требование; от организации требуется внедрять эффективную коммуникацию с потребителями с целью выполнения их требований.
При определении своих требований к коммуникации организации следует выполнить ряд требований в подпунктах (а)-(в).
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
ИСО 9001:2000, п.7.3.2 “Входные данные по проектированию и/или разработке”
Этот пункт улучшен включением разъяснения требований к входным данным проекта, которые подлежат выполнению. Особое внимание следует уделить следующему подпункту:
а) требования к эксплуатационным характеристикам со стороны потребителя или рынка.
ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.4.4.
ИСО 9001:2000, п.7.3.4 “Анализ проекта и/или разработки”
Этот пункт был улучшен разъяснением, что анализы проекта и разработки должны быть систематическими в целях обеспечения соответствия с требованиями к входным данным. Если при анализе процесса выявляются проблемы, организация должна предложить последующие действия.
Дополнительно к регистрации результатов анализа, подлежат регистрации также результаты последующих действий.,
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.6.
ИСО 9001:2000, п.7.3.7 “Управление изменениями проекта и/или разработки”
Этот пункт теперь включает требование к организации определять влияние изменения на составные части и изделия в целом. Изменения должны проверяться и утверждаться до внедрения.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.9.
ИСО 9001:2000, п.7.5.5 “Утверждение процессов”
Этот пункт теперь включает требование к организации осуществлять утверждение процессов.
Организация должна определить мероприятия по утверждению, которые должны включать следующие, если применимо:
а) квалификация процессов,
б) квалификация оборудования и персонала,
в) использование определенных методов и процедур,
г) требования к отчетным данным,
д) переутверждение.
ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.
Оценка, анализ и улучшение. ИСО 9001:2000, п.8.1 “Планирование”
Этот пункт требует определения, планирования и внедрения деятельности, связанной с оценкой и мониторингом, необходимой для обеспечения соответствия и достижения улучшения.
Сюда должно входить определение потребности и использование применимых методов, включая статистические методы.
ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.10 и 4.20.
ИСО 9001:2000, п.8.2.1 “Удовлетворенность потребителя”
Это - новый пункт, который подчеркивает, что организация должна отслеживать информацию об удовлетворенности и/или неудовлетворенности потребителя, как одно из измерений работы СМК.
Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.
* ИСО 9001:2000, п.8.2.3 “Оценка и мониторинг процессов”
Этот пункт был улучшен следующим: “Эти методы должны подтвердить неизменную способность любого процесса выполнять свое назначение”.
ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.20.
ИСО 9001:2000, п.8.4 “Анализ данных”
Дополнительно к обычному требованию варианта 1994г. о статистических методах, данный пункт направлен на анализ применимых данных, как одно из средств определения, где могут быть внесены улучшения в СМК.
Организация должна анализировать такие данные для получения информации по:
а) удовлетворенности и неудовлетворенности потребителя,
б) соответствию требованиям потребителя,
в) характеристикам процессов, продукции и их тенденциях,
г) поставщикам.
ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.14 и 4.20.
ИСО 9001:2000, п.8.5.1 “Планирование постоянного улучшения”
Организация должна планировать и управлять процессами постоянного улучшения СМК. Организация должна использовать политику и цели в области качества, результаты внутренних проверок, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия и анализ со стороны руководства для содействия постоянному улучшению.
ИСО 9001:1994- соответствующие п.п.4.13 и 4.9.