6.3 Соответствие между стандартами ИСО 9001:2000 и ИСО 9001:1994 Соответствие между ИСО/ПМС 9001:2000 и ИСО 9001:1994

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 

ИСО 9001:1994

 

ИСО/ПМС 9001:2000

 

1 Область применения

 

1

 

2 Нормативные ссылки

 

2

 

3 Определения

 

3

 

4.1 Ответственность руководства

 

 

 

4.1.1 Политика в области качества

 

5.1+5.3+5.4.1

 

4.1.2 Организация

 

5.5.2

 

4.1.2.1 Ответственность и полномочия

 

5.5.2+6.2.1

 

4.1.2.2 Ресурсы

 

5.1+6.1+6.3

 

4.1.2.3 Представитель руководства

 

5.5.3

 

4.1.3 Анализ руководством

 

5.6

 

4.2 Система качества

 

 

 

4.2.1 Общие положения

 

4.1+5.1+5.4.1+5.5.5

 

4.2.2 Процедуры системы качества

 

4.2

 

4.2.3 Планирование качества

 

5.4.2+7.1

 

4.3 Анализ контракта

 

7.2.2

 

4.4 Управление проектированием

 

7.3

 

4.5 Управление документами и данными

 

5.5.6

 

4.6 Закупка

 

7.4

 

4.7 Управление продукцией, поставленной потребителем

 

7.5.3

 

4.8 Идентификация и прослеживаемость продукции

 

7.5.2

 

4.9 Управление процессом

 

7.1+7.5.1+7.5.5

 

4.10 Проверки и испытания

 

7.1+7.5.1+8.1+8.2.4

 

4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

 

7.6

 

4.12 Статус проверки и испытания

 

7.5.1

 

4.13 Управление несоответствующей продукцией

 

8.3

 

4.14 Корректирующее и предупреждающие действия

 

8.4+8.5.2+8.5.3

 

4.15 Погрузка-разгрузка, хранение, упаковка, предохранение и поставка

 

7.1+7.5.4

 

4.16 Управление отчетными данными по качеству

 

5.5.7

 

4.17 Внутренние проверки качества

 

8.2.2

 

4.18 Подготовка персонала

 

6.2.2

 

4.19 Обслуживание

 

7.1+7.5.1

 

4.20 Статистические методы

 

8.1+8.2.3+8.2.4+8.4

 

 

Соответствие между ИСО/ПМС 9001:2000 и ИСО 9001:1994

ИСО/ПМС 9001:2000

 

ИСО 9001:1994

 

1 Область применения

 

1

 

1.1 Общие положения

 

 

 

1.2 Допустимые исключения

 

 

 

2 Нормативные ссылки

 

2

 

3 Термины и определения

 

3

 

4 Система менеджмента качества

 

 

 

4.1 Общие требования

 

4.2.1

 

4.2 Общие требования к документации

 

4.2.2

 

5 Ответственность руководства

 

 

 

5.1 Приверженность руководства

 

4.1+4.1.2.2+4.2.1

 

5.2 Ориентация на потребителя

 

 

 

5.3 Политика в области качества

 

4.1.1

 

5.4 Планирование

 

 

 

5.4.1 Цели в области качества

 

4.1.1+4.2.1

 

5.4.2 Планирование качества

 

4.2.3

 

5.5 Администрация

 

 

 

5.5.1 Общие положения

 

 

 

5.5.2 Ответственность и полномочия

 

4.1.2+4.1.2.1

 

5.5.3 Представитель руководства

 

4.1.2.3

 

5.5.4 Внутренние коммуникации

 

 

 

5.5.5 Руководство по качеству

 

4.2.1

 

5.5.6 Управление документами

 

4.5

 

5.5.7 Управление отчетными данными по качеству

 

4.16

 

5.6 Анализ руководством

 

4.1.3

 

5.6.1 Входные данные анализа

 

4.1.3

 

5.6.2 Выходные данные анализа

 

4.1.3

 

6 Менеджмент ресурсов

 

4.1.2.2

 

6.1 Обеспечение ресурсами

 

4.1.2.2

 

6.2 Человеческие ресурсы

 

 

 

6.2.1 Назначение персонала

 

4.1.2.1

 

6.2.2 Подготовка, осведомленность и компетенция

 

4.18

 

6.3 Оборудование

 

4.9

 

6.4 Условия труда

 

4.9

 

7 Процессы создания и выпуска продукции

 

 

 

 


ИСО/ПМС 9001:2000

 

ИСО 9001:1994

 

7.1 Планирование процессов создания и выпуска продукции

 

4.2.3+4.9+4.10+4.15+4.19

 

7.2 Процессы, связанные с потребителем

 

 

 

7.2.1 Идентификация требований потребителя

 

 

 

7.2.2 Анализ требований к продукции

 

4.3

 

7.2.3 Коммуникация с потребителем *

 

 

 

7.3 Проектирование и/или разработки

 

4.4

 

7.3.1 Планирование проектирование и/или разработки

 

4.4.2+4.4.3

 

7.3.2 Входные данные по проектированию и/или разработке

 

4.4.4

 

7.3.3 Выходные данные по проектированию и/или разработке

 

4.4.5

 

7.3.4 Анализ проекта и/или разработки

 

4.4.6

 

7.3.5 Проверка проекта и/или разработки

 

4.4.7

 

7.3.6 Утверждение проекта и/или разработки

 

4.4.8

 

7.3.7 Управление изменениями проекта и/или разработки

 

4.4.9

 

7.4 Закупки

 

 

 

7.4.1 Управление закупками

 

4.6

 

7.4.2 Информация по закупкам

 

4.6

 

7.4.3 Проверка закупленной продукции

 

4.6

 

7.5 Операции по производству и услугам

 

 

 

7.5.1 Управление операциями

 

4.9+4.10+4.12+4.19

 

7.5.2 Идентификация и прослеживаемость

 

4.8

 

7.5.3 Собственность потребителя

 

4.7

 

7.5.4 Консервация продукции

 

4.15

 

7.5.5 Утверждение процессов

 

4.9

 

7.6 Управление измерительными и контрольными приборами

 

4.11

 

8 Оценка, анализ и улучшение

 

 

 

8.1 Планирование

 

4.10+4.20

 

8.2 Оценка и мониторинг

 

 

 

8.2.1 Удовлетворенность потребителя

 

 

 

8.2.2 Внутренние проверки

 

4.17

 

8.2.3 Оценка и мониторинг процессов

 

4.20

 

8.2.4 Оценка и контроль продукции

 

4.10+4.20

 

8.3 Управление несоответствиями

 

4.13

 

8.4 Анализ данных

 

4.14+4.20

 

8.5 Улучшение

 

 

 

8.5.1 Планирование постоянного улучшения

 

4.1.3+4.9

 

8.5.2 Корректирующие действия

 

4.14

 

8,5.3 Предупреждающие действия

 

4.14

 

6.4 Итоговый анализ основных улучшений ИСО 9001:2000 по отношению к ИСО 9001:1994

Область применения ИСО 9001:2000, п. 1.1 “Общие положения”

Область применения улучшена, включая также требования, направление на удовлетворенность потребителя посредством эффективного использования системы, в том числе процессы для постоянного улучшения и предотвращения несоответствия.

ИСО 9001:1994, п. 1

Приведенные требования направлены в основном на достижение удовлетворения потребителя посредством предотвращения несоответствия.

ИСО 9001:2000, п. 1.2 “Допустимые исключения”

Это новый пункт, который дает общее описание применения термина “Допустимые исключения”.

Когда требования потребителя, характер продукции организации или применимые нормативные требования не выдвигают конкретных требований к системе менеджмента качества для процессов, указанных в ИСО 9001:2000, то организации разрешается исключить такие требования стандарта, чтобы учесть специфику организации.

Организация может только исключить требования к менеджменту качества, которые не влияют на способность организации (не освобождают ее от ответственности) поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым нормативным требованиям.

Сокращенная область применения относится только к п. 7 “Процессы создания и выпуска продукции” ИСО 9001:2000. Организации не разрешается сокращать область применения п.п.4,5,6 и 8.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

Термины и определения ИСО 9001:2000, п. 3 “Термины и определения”

Этот пункт устанавливает, что термины и определения в ИСО 9000:2000 “Системы менеджмента качества - Основы и словарь” применимы к ИСО 9001:2000.

Термин “организация” в ИСО 9001:2000 заменяет термин “поставщик”, использовавшийся ранее для обозначения организационной единицы, с которой применим ИСО 9001. Термин “поставщик” теперь используется вместо прежнего “субподрядчик”.

ИС09001:1994,п.З

Используются определения, приведенные в ИСО 8402.

Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001:2000, п. 4.1 “Общие требования”

Согласно этому пункту, сделан большой упор на необходимость непрерывного улучшения.

Приводится разъяснение необходимых шагов по внедрению системы менеджмента качества (СМК):

а) выявление процессов, необходимых для СМК;

б) определение последовательности и взаимодействия этих процессов;

в) определение критериев и методов, требуемых для обеспечения эффективной работы и управления этими процессами;

г) обеспечение наличия информации, необходимой для поддержания работы и мониторинга этих процессов;

д) оценка, контроль и анализ этих процессов и выполнение действия, необходимого для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1

ИСО 9001:2000, п. 4.2 “Общие требования к документации”

В пункте даются указания о требуемой документации. Документация по СМК должна включать:

а) документированные процедуры, требуемые в данном МС;

б) документы, требуемые организацией для обеспечения эффективной работы и управление этим процессом.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.2

Ответственность руководства ИСО 9001:2000, п. 5.1 “Приверженность руководства”

Делается больший упор на приверженность высшего руководства.

Особое внимание следует уделить подпунктам (а), (б) и (д) (последний относится к ресурсам и имеет прямую связь с п.6 “Менеджмент ресурсов”):

а) осведомление организации о важности выполнения требований потребителя, а также законодательных и нормативных требований;

б) установление политики и целей в области качества;

г) обеспечение наличия необходимых ресурсов.

ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1, 4.1.2.2 и 4.2.1.

ИСО 9001:2000, п. 5.2 “Ориентация на потребителя”.

Этот пункт увеличивает вовлеченность высшего руководства в требования потребителя.

Он определяет, что высшее руководство должно обеспечить, чтобы нужды и ожидания потребителя были определены, преобразованы в требования и выполнены с целью достижения удовлетворенности потребителя.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п. 5.3 “Политика в области качества”

Этот пункт улучшен для обеспечения, чтобы высшее руководство установило свою политику в области качества. Особое внимание следует уделять подпункту (б), который включает приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению, и к подпункту (в), который теперь предоставляет рамки для установления и анализа целей в области качества.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.1.1

ИСО 9001:2000, п. 5.4.1 “Цели в области качества”

В этом пункте требования о целях в области качества для соответствующих функций и уровней внутри организации было улучшено.

Он также устанавливает, что цели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества, включая приверженность к постоянному улучшению.

ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1.1 и 4.2.1.

ИСО 9001:2000, п. 5.4.2 “Планирование качества”

Этот пункт пересмотрен в целях большей ясности и для обеспечения учета при планировании управления за изменениями.

Планирование должно охватываться:

а) процессы СМК, учитывая допустимые исключения;

б) необходимые ресурсы;

в) постоянное улучшение СМК.

Планирование должно обеспечивать, чтобы изменение осуществлялось под контролем и чтобы целостность СМК поддерживалась в процессе изменения.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.2.3.

ИСО 9001:2000, п. 5.5.3 “Представитель руководства”

Этот пункт теперь еще больше разъясняет, что высшее руководство должно назначить члена (-ов) руководства, которые независимо от других обязательств, должны обладать определенными полномочиями, которые включают:

в) повышение понимания в организации требований потребителя. ИСО 9001:1994-соответствующий п.4.1.2.3

ИСО 9001:2000, п. 5.5.4 “Внутренние коммуникации”

Это новый пункт, который требует от организации обеспечения информирования между различными уровнями и службами относительно процессов СМ К и их эффективности.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п. 5.5.5 “Руководство по качеству”.

Этот пункт улучшен включением требования к организации уточнить и обосновать любое исключение, сделанное в руководстве по качеству (см. п.1.2 ИСО 9001:2000).

Руководство   по   качеству  должно   также   содержать   описание последовательности и взаимодействия процессов, включенных в СМК.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1.

ИСО 9001:2000, п.5.6 “Анализ руководством”

Включен дополнительный текст, относящийся к основным требованиям к входным и выходным данным анализа со стороны руководства.

Следует обратить внимание на подпункты, относящиеся к входным данным:

б) обратная связь с потребителем;

в) характеристики процессов и соответствие продукции;

г) состояние предупреждающих и корректирующих действий;

е) изменения, которые влияют на СМК. И подпункты, относящиеся к выходным данным:

а) улучшение СМК и ее процессов и

б) улучшение продукции в части требований потребителя. ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.1.3.

Менеджмент ресурсов ИСО 9001:2000, п.6.1 “Обеспечение ресурсами”

Этот пункт дополнительно разъясняет требования к организации определять и своевременно обеспечивать ресурсы, необходимые для внедрения и улучшения процессов СМК и обеспечения удовлетворенности потребителя.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.1.2.2. *

ИСО 9001:2000, п.6.2.2 “Подготовка персонала, осведомленность и компетенция”

Область изменения этого пункта расширена с целью включения не только потребностей в подготовке, но и компетенцию и осведомленность. Организация должна:

а) выявлять потребности в повышении компетенции персонала, осуществляющего деятельность, влияющую на качество;

б) обеспечивать подготовку для удовлетворения этих потребностей;

в) оценивать эффективность проведенной подготовки;

г) обеспечивать осознание своими сотрудниками актуальности и важности их деятельности и вклада в достижение целей в области качества;

д) вести соответствующую регистрацию данных по образованию, подготовке, навыкам и опыту.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.18.

ИСО 9001:2000, п.6.3 “Оборудование”

Организация   должна   выявлять,   обеспечивать   и   поддерживать оборудование, необходимое для достижения соответствия продукции.

В это входят:

а) рабочая область и связанное с ним оборудование;

б) оборудование, аппаратура и программное обеспечение;

в) подразделения обслуживания.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.9.

Основное требование в этом пункте обеспечить проведение процессов при контролируемых условиях.

ИСО 9001:2000, п.6.4 “Условия труда”

Организация должна выявлять и управлять теми человеческими и физическими факторами производственной среды, которые необходимы для достижения соответствия продукции.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.

 

Процесс создания и выпуска продукции

Примечание. Заголовок “Управление процессом”, традиционно связанный с ИСО 9001:1994, заменен на “Процесс создания и выпуска продукции”

ИСО 9001:2000, п.7.1 “Планирование процессов создания и выпуска продукции”

Особое  внимание следует уделить подпунктам  (а)-(г),  которые дополнительно разъясняют требования, подлежащие выполнению для обеспечения управления процессами создания и выпуска продукции.

ИСО 9001:1994 - соответствующие пункты 4.2.3, 4.9,4.10, 4.15 и 4.19.

ИСО 9001:2000, п.7.2.1 “Идентификация требований потребителя”

В этом пункте в процесс определения потребностей потребителя добавлены два новых требования.

б) требования к продукции, не указанные потребителем, но необходимые для предполагаемого или указанного использования;

в) обязательства, относящиеся к продукции, включая нормативные и законодательные требования.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п.7.2.3 “Коммуникация с потребителем”

Этот пункт - в сущности новое требование; от организации требуется внедрять эффективную коммуникацию с потребителями с целью выполнения их требований.

При определении своих требований к коммуникации организации следует выполнить ряд требований в подпунктах (а)-(в).

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п.7.3.2 “Входные данные по проектированию и/или разработке”

Этот пункт улучшен включением разъяснения требований к входным данным проекта, которые подлежат выполнению. Особое внимание следует уделить следующему подпункту:

а) требования к эксплуатационным характеристикам со стороны потребителя или рынка.

ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.4.4.

ИСО 9001:2000, п.7.3.4 “Анализ проекта и/или разработки”

Этот пункт был улучшен разъяснением, что анализы проекта и разработки должны быть систематическими в целях обеспечения соответствия с требованиями к входным данным. Если при анализе процесса выявляются проблемы, организация должна предложить последующие действия.

Дополнительно к регистрации результатов анализа, подлежат регистрации также результаты последующих действий.,

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.6.

ИСО 9001:2000, п.7.3.7 “Управление изменениями проекта и/или разработки”

Этот пункт теперь включает требование к организации определять влияние изменения на составные части и изделия в целом. Изменения должны проверяться и утверждаться до внедрения.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.9.

ИСО 9001:2000, п.7.5.5 “Утверждение процессов”

Этот пункт теперь включает требование к организации осуществлять утверждение процессов.

Организация должна определить мероприятия по утверждению, которые должны включать следующие, если применимо:

а) квалификация процессов,

б) квалификация оборудования и персонала,

в) использование определенных методов и процедур,

г) требования к отчетным данным,

д) переутверждение.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.

Оценка, анализ и улучшение. ИСО 9001:2000, п.8.1 “Планирование”

Этот пункт требует определения, планирования и внедрения деятельности, связанной с оценкой и мониторингом, необходимой для обеспечения соответствия и достижения улучшения.

Сюда должно входить определение потребности и использование применимых методов, включая статистические методы.

ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.10 и 4.20.

ИСО 9001:2000, п.8.2.1 “Удовлетворенность потребителя”

Это - новый пункт, который подчеркивает, что организация должна отслеживать информацию об удовлетворенности и/или неудовлетворенности потребителя, как одно из измерений работы СМК.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

* ИСО 9001:2000, п.8.2.3 “Оценка и мониторинг процессов”

Этот пункт был улучшен следующим: “Эти методы должны подтвердить неизменную способность любого процесса выполнять свое назначение”.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.20.

ИСО 9001:2000, п.8.4 “Анализ данных”

Дополнительно к обычному требованию варианта 1994г. о статистических методах, данный пункт направлен на анализ применимых данных, как одно из средств определения, где могут быть внесены улучшения в СМК.

Организация должна анализировать такие данные для получения информации по:

а) удовлетворенности и неудовлетворенности потребителя,

б) соответствию требованиям потребителя,

в) характеристикам процессов, продукции и их тенденциях,

г) поставщикам.

ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.14 и 4.20.

ИСО 9001:2000, п.8.5.1 “Планирование постоянного улучшения”

Организация должна планировать и управлять процессами постоянного улучшения СМК. Организация должна использовать политику и цели в области качества, результаты внутренних проверок, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия и анализ со стороны руководства для содействия постоянному улучшению.

ИСО 9001:1994- соответствующие п.п.4.13 и 4.9.

ИСО 9001:1994

 

ИСО/ПМС 9001:2000

 

1 Область применения

 

1

 

2 Нормативные ссылки

 

2

 

3 Определения

 

3

 

4.1 Ответственность руководства

 

 

 

4.1.1 Политика в области качества

 

5.1+5.3+5.4.1

 

4.1.2 Организация

 

5.5.2

 

4.1.2.1 Ответственность и полномочия

 

5.5.2+6.2.1

 

4.1.2.2 Ресурсы

 

5.1+6.1+6.3

 

4.1.2.3 Представитель руководства

 

5.5.3

 

4.1.3 Анализ руководством

 

5.6

 

4.2 Система качества

 

 

 

4.2.1 Общие положения

 

4.1+5.1+5.4.1+5.5.5

 

4.2.2 Процедуры системы качества

 

4.2

 

4.2.3 Планирование качества

 

5.4.2+7.1

 

4.3 Анализ контракта

 

7.2.2

 

4.4 Управление проектированием

 

7.3

 

4.5 Управление документами и данными

 

5.5.6

 

4.6 Закупка

 

7.4

 

4.7 Управление продукцией, поставленной потребителем

 

7.5.3

 

4.8 Идентификация и прослеживаемость продукции

 

7.5.2

 

4.9 Управление процессом

 

7.1+7.5.1+7.5.5

 

4.10 Проверки и испытания

 

7.1+7.5.1+8.1+8.2.4

 

4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

 

7.6

 

4.12 Статус проверки и испытания

 

7.5.1

 

4.13 Управление несоответствующей продукцией

 

8.3

 

4.14 Корректирующее и предупреждающие действия

 

8.4+8.5.2+8.5.3

 

4.15 Погрузка-разгрузка, хранение, упаковка, предохранение и поставка

 

7.1+7.5.4

 

4.16 Управление отчетными данными по качеству

 

5.5.7

 

4.17 Внутренние проверки качества

 

8.2.2

 

4.18 Подготовка персонала

 

6.2.2

 

4.19 Обслуживание

 

7.1+7.5.1

 

4.20 Статистические методы

 

8.1+8.2.3+8.2.4+8.4

 

 

Соответствие между ИСО/ПМС 9001:2000 и ИСО 9001:1994

ИСО/ПМС 9001:2000

 

ИСО 9001:1994

 

1 Область применения

 

1

 

1.1 Общие положения

 

 

 

1.2 Допустимые исключения

 

 

 

2 Нормативные ссылки

 

2

 

3 Термины и определения

 

3

 

4 Система менеджмента качества

 

 

 

4.1 Общие требования

 

4.2.1

 

4.2 Общие требования к документации

 

4.2.2

 

5 Ответственность руководства

 

 

 

5.1 Приверженность руководства

 

4.1+4.1.2.2+4.2.1

 

5.2 Ориентация на потребителя

 

 

 

5.3 Политика в области качества

 

4.1.1

 

5.4 Планирование

 

 

 

5.4.1 Цели в области качества

 

4.1.1+4.2.1

 

5.4.2 Планирование качества

 

4.2.3

 

5.5 Администрация

 

 

 

5.5.1 Общие положения

 

 

 

5.5.2 Ответственность и полномочия

 

4.1.2+4.1.2.1

 

5.5.3 Представитель руководства

 

4.1.2.3

 

5.5.4 Внутренние коммуникации

 

 

 

5.5.5 Руководство по качеству

 

4.2.1

 

5.5.6 Управление документами

 

4.5

 

5.5.7 Управление отчетными данными по качеству

 

4.16

 

5.6 Анализ руководством

 

4.1.3

 

5.6.1 Входные данные анализа

 

4.1.3

 

5.6.2 Выходные данные анализа

 

4.1.3

 

6 Менеджмент ресурсов

 

4.1.2.2

 

6.1 Обеспечение ресурсами

 

4.1.2.2

 

6.2 Человеческие ресурсы

 

 

 

6.2.1 Назначение персонала

 

4.1.2.1

 

6.2.2 Подготовка, осведомленность и компетенция

 

4.18

 

6.3 Оборудование

 

4.9

 

6.4 Условия труда

 

4.9

 

7 Процессы создания и выпуска продукции

 

 

 

 


ИСО/ПМС 9001:2000

 

ИСО 9001:1994

 

7.1 Планирование процессов создания и выпуска продукции

 

4.2.3+4.9+4.10+4.15+4.19

 

7.2 Процессы, связанные с потребителем

 

 

 

7.2.1 Идентификация требований потребителя

 

 

 

7.2.2 Анализ требований к продукции

 

4.3

 

7.2.3 Коммуникация с потребителем *

 

 

 

7.3 Проектирование и/или разработки

 

4.4

 

7.3.1 Планирование проектирование и/или разработки

 

4.4.2+4.4.3

 

7.3.2 Входные данные по проектированию и/или разработке

 

4.4.4

 

7.3.3 Выходные данные по проектированию и/или разработке

 

4.4.5

 

7.3.4 Анализ проекта и/или разработки

 

4.4.6

 

7.3.5 Проверка проекта и/или разработки

 

4.4.7

 

7.3.6 Утверждение проекта и/или разработки

 

4.4.8

 

7.3.7 Управление изменениями проекта и/или разработки

 

4.4.9

 

7.4 Закупки

 

 

 

7.4.1 Управление закупками

 

4.6

 

7.4.2 Информация по закупкам

 

4.6

 

7.4.3 Проверка закупленной продукции

 

4.6

 

7.5 Операции по производству и услугам

 

 

 

7.5.1 Управление операциями

 

4.9+4.10+4.12+4.19

 

7.5.2 Идентификация и прослеживаемость

 

4.8

 

7.5.3 Собственность потребителя

 

4.7

 

7.5.4 Консервация продукции

 

4.15

 

7.5.5 Утверждение процессов

 

4.9

 

7.6 Управление измерительными и контрольными приборами

 

4.11

 

8 Оценка, анализ и улучшение

 

 

 

8.1 Планирование

 

4.10+4.20

 

8.2 Оценка и мониторинг

 

 

 

8.2.1 Удовлетворенность потребителя

 

 

 

8.2.2 Внутренние проверки

 

4.17

 

8.2.3 Оценка и мониторинг процессов

 

4.20

 

8.2.4 Оценка и контроль продукции

 

4.10+4.20

 

8.3 Управление несоответствиями

 

4.13

 

8.4 Анализ данных

 

4.14+4.20

 

8.5 Улучшение

 

 

 

8.5.1 Планирование постоянного улучшения

 

4.1.3+4.9

 

8.5.2 Корректирующие действия

 

4.14

 

8,5.3 Предупреждающие действия

 

4.14

 

6.4 Итоговый анализ основных улучшений ИСО 9001:2000 по отношению к ИСО 9001:1994

Область применения ИСО 9001:2000, п. 1.1 “Общие положения”

Область применения улучшена, включая также требования, направление на удовлетворенность потребителя посредством эффективного использования системы, в том числе процессы для постоянного улучшения и предотвращения несоответствия.

ИСО 9001:1994, п. 1

Приведенные требования направлены в основном на достижение удовлетворения потребителя посредством предотвращения несоответствия.

ИСО 9001:2000, п. 1.2 “Допустимые исключения”

Это новый пункт, который дает общее описание применения термина “Допустимые исключения”.

Когда требования потребителя, характер продукции организации или применимые нормативные требования не выдвигают конкретных требований к системе менеджмента качества для процессов, указанных в ИСО 9001:2000, то организации разрешается исключить такие требования стандарта, чтобы учесть специфику организации.

Организация может только исключить требования к менеджменту качества, которые не влияют на способность организации (не освобождают ее от ответственности) поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым нормативным требованиям.

Сокращенная область применения относится только к п. 7 “Процессы создания и выпуска продукции” ИСО 9001:2000. Организации не разрешается сокращать область применения п.п.4,5,6 и 8.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

Термины и определения ИСО 9001:2000, п. 3 “Термины и определения”

Этот пункт устанавливает, что термины и определения в ИСО 9000:2000 “Системы менеджмента качества - Основы и словарь” применимы к ИСО 9001:2000.

Термин “организация” в ИСО 9001:2000 заменяет термин “поставщик”, использовавшийся ранее для обозначения организационной единицы, с которой применим ИСО 9001. Термин “поставщик” теперь используется вместо прежнего “субподрядчик”.

ИС09001:1994,п.З

Используются определения, приведенные в ИСО 8402.

Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001:2000, п. 4.1 “Общие требования”

Согласно этому пункту, сделан большой упор на необходимость непрерывного улучшения.

Приводится разъяснение необходимых шагов по внедрению системы менеджмента качества (СМК):

а) выявление процессов, необходимых для СМК;

б) определение последовательности и взаимодействия этих процессов;

в) определение критериев и методов, требуемых для обеспечения эффективной работы и управления этими процессами;

г) обеспечение наличия информации, необходимой для поддержания работы и мониторинга этих процессов;

д) оценка, контроль и анализ этих процессов и выполнение действия, необходимого для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1

ИСО 9001:2000, п. 4.2 “Общие требования к документации”

В пункте даются указания о требуемой документации. Документация по СМК должна включать:

а) документированные процедуры, требуемые в данном МС;

б) документы, требуемые организацией для обеспечения эффективной работы и управление этим процессом.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.2

Ответственность руководства ИСО 9001:2000, п. 5.1 “Приверженность руководства”

Делается больший упор на приверженность высшего руководства.

Особое внимание следует уделить подпунктам (а), (б) и (д) (последний относится к ресурсам и имеет прямую связь с п.6 “Менеджмент ресурсов”):

а) осведомление организации о важности выполнения требований потребителя, а также законодательных и нормативных требований;

б) установление политики и целей в области качества;

г) обеспечение наличия необходимых ресурсов.

ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1, 4.1.2.2 и 4.2.1.

ИСО 9001:2000, п. 5.2 “Ориентация на потребителя”.

Этот пункт увеличивает вовлеченность высшего руководства в требования потребителя.

Он определяет, что высшее руководство должно обеспечить, чтобы нужды и ожидания потребителя были определены, преобразованы в требования и выполнены с целью достижения удовлетворенности потребителя.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п. 5.3 “Политика в области качества”

Этот пункт улучшен для обеспечения, чтобы высшее руководство установило свою политику в области качества. Особое внимание следует уделять подпункту (б), который включает приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению, и к подпункту (в), который теперь предоставляет рамки для установления и анализа целей в области качества.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.1.1

ИСО 9001:2000, п. 5.4.1 “Цели в области качества”

В этом пункте требования о целях в области качества для соответствующих функций и уровней внутри организации было улучшено.

Он также устанавливает, что цели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества, включая приверженность к постоянному улучшению.

ИСО 9001:1994- соответствующие п.п. 4.1.1 и 4.2.1.

ИСО 9001:2000, п. 5.4.2 “Планирование качества”

Этот пункт пересмотрен в целях большей ясности и для обеспечения учета при планировании управления за изменениями.

Планирование должно охватываться:

а) процессы СМК, учитывая допустимые исключения;

б) необходимые ресурсы;

в) постоянное улучшение СМК.

Планирование должно обеспечивать, чтобы изменение осуществлялось под контролем и чтобы целостность СМК поддерживалась в процессе изменения.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.2.3.

ИСО 9001:2000, п. 5.5.3 “Представитель руководства”

Этот пункт теперь еще больше разъясняет, что высшее руководство должно назначить члена (-ов) руководства, которые независимо от других обязательств, должны обладать определенными полномочиями, которые включают:

в) повышение понимания в организации требований потребителя. ИСО 9001:1994-соответствующий п.4.1.2.3

ИСО 9001:2000, п. 5.5.4 “Внутренние коммуникации”

Это новый пункт, который требует от организации обеспечения информирования между различными уровнями и службами относительно процессов СМ К и их эффективности.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п. 5.5.5 “Руководство по качеству”.

Этот пункт улучшен включением требования к организации уточнить и обосновать любое исключение, сделанное в руководстве по качеству (см. п.1.2 ИСО 9001:2000).

Руководство   по   качеству  должно   также   содержать   описание последовательности и взаимодействия процессов, включенных в СМК.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п. 4.2.1.

ИСО 9001:2000, п.5.6 “Анализ руководством”

Включен дополнительный текст, относящийся к основным требованиям к входным и выходным данным анализа со стороны руководства.

Следует обратить внимание на подпункты, относящиеся к входным данным:

б) обратная связь с потребителем;

в) характеристики процессов и соответствие продукции;

г) состояние предупреждающих и корректирующих действий;

е) изменения, которые влияют на СМК. И подпункты, относящиеся к выходным данным:

а) улучшение СМК и ее процессов и

б) улучшение продукции в части требований потребителя. ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.1.3.

Менеджмент ресурсов ИСО 9001:2000, п.6.1 “Обеспечение ресурсами”

Этот пункт дополнительно разъясняет требования к организации определять и своевременно обеспечивать ресурсы, необходимые для внедрения и улучшения процессов СМК и обеспечения удовлетворенности потребителя.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.1.2.2. *

ИСО 9001:2000, п.6.2.2 “Подготовка персонала, осведомленность и компетенция”

Область изменения этого пункта расширена с целью включения не только потребностей в подготовке, но и компетенцию и осведомленность. Организация должна:

а) выявлять потребности в повышении компетенции персонала, осуществляющего деятельность, влияющую на качество;

б) обеспечивать подготовку для удовлетворения этих потребностей;

в) оценивать эффективность проведенной подготовки;

г) обеспечивать осознание своими сотрудниками актуальности и важности их деятельности и вклада в достижение целей в области качества;

д) вести соответствующую регистрацию данных по образованию, подготовке, навыкам и опыту.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.18.

ИСО 9001:2000, п.6.3 “Оборудование”

Организация   должна   выявлять,   обеспечивать   и   поддерживать оборудование, необходимое для достижения соответствия продукции.

В это входят:

а) рабочая область и связанное с ним оборудование;

б) оборудование, аппаратура и программное обеспечение;

в) подразделения обслуживания.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.9.

Основное требование в этом пункте обеспечить проведение процессов при контролируемых условиях.

ИСО 9001:2000, п.6.4 “Условия труда”

Организация должна выявлять и управлять теми человеческими и физическими факторами производственной среды, которые необходимы для достижения соответствия продукции.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.

 

Процесс создания и выпуска продукции

Примечание. Заголовок “Управление процессом”, традиционно связанный с ИСО 9001:1994, заменен на “Процесс создания и выпуска продукции”

ИСО 9001:2000, п.7.1 “Планирование процессов создания и выпуска продукции”

Особое  внимание следует уделить подпунктам  (а)-(г),  которые дополнительно разъясняют требования, подлежащие выполнению для обеспечения управления процессами создания и выпуска продукции.

ИСО 9001:1994 - соответствующие пункты 4.2.3, 4.9,4.10, 4.15 и 4.19.

ИСО 9001:2000, п.7.2.1 “Идентификация требований потребителя”

В этом пункте в процесс определения потребностей потребителя добавлены два новых требования.

б) требования к продукции, не указанные потребителем, но необходимые для предполагаемого или указанного использования;

в) обязательства, относящиеся к продукции, включая нормативные и законодательные требования.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п.7.2.3 “Коммуникация с потребителем”

Этот пункт - в сущности новое требование; от организации требуется внедрять эффективную коммуникацию с потребителями с целью выполнения их требований.

При определении своих требований к коммуникации организации следует выполнить ряд требований в подпунктах (а)-(в).

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

ИСО 9001:2000, п.7.3.2 “Входные данные по проектированию и/или разработке”

Этот пункт улучшен включением разъяснения требований к входным данным проекта, которые подлежат выполнению. Особое внимание следует уделить следующему подпункту:

а) требования к эксплуатационным характеристикам со стороны потребителя или рынка.

ИСО 9001:1994 - соответствующий пункт 4.4.4.

ИСО 9001:2000, п.7.3.4 “Анализ проекта и/или разработки”

Этот пункт был улучшен разъяснением, что анализы проекта и разработки должны быть систематическими в целях обеспечения соответствия с требованиями к входным данным. Если при анализе процесса выявляются проблемы, организация должна предложить последующие действия.

Дополнительно к регистрации результатов анализа, подлежат регистрации также результаты последующих действий.,

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.6.

ИСО 9001:2000, п.7.3.7 “Управление изменениями проекта и/или разработки”

Этот пункт теперь включает требование к организации определять влияние изменения на составные части и изделия в целом. Изменения должны проверяться и утверждаться до внедрения.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.4.9.

ИСО 9001:2000, п.7.5.5 “Утверждение процессов”

Этот пункт теперь включает требование к организации осуществлять утверждение процессов.

Организация должна определить мероприятия по утверждению, которые должны включать следующие, если применимо:

а) квалификация процессов,

б) квалификация оборудования и персонала,

в) использование определенных методов и процедур,

г) требования к отчетным данным,

д) переутверждение.

ИСО 9001:1994- соответствующий п.4.9.

Оценка, анализ и улучшение. ИСО 9001:2000, п.8.1 “Планирование”

Этот пункт требует определения, планирования и внедрения деятельности, связанной с оценкой и мониторингом, необходимой для обеспечения соответствия и достижения улучшения.

Сюда должно входить определение потребности и использование применимых методов, включая статистические методы.

ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.10 и 4.20.

ИСО 9001:2000, п.8.2.1 “Удовлетворенность потребителя”

Это - новый пункт, который подчеркивает, что организация должна отслеживать информацию об удовлетворенности и/или неудовлетворенности потребителя, как одно из измерений работы СМК.

Соответствующий пункт в ИСО 9001:1994 отсутствует.

* ИСО 9001:2000, п.8.2.3 “Оценка и мониторинг процессов”

Этот пункт был улучшен следующим: “Эти методы должны подтвердить неизменную способность любого процесса выполнять свое назначение”.

ИСО 9001:1994 - соответствующий п.4.20.

ИСО 9001:2000, п.8.4 “Анализ данных”

Дополнительно к обычному требованию варианта 1994г. о статистических методах, данный пункт направлен на анализ применимых данных, как одно из средств определения, где могут быть внесены улучшения в СМК.

Организация должна анализировать такие данные для получения информации по:

а) удовлетворенности и неудовлетворенности потребителя,

б) соответствию требованиям потребителя,

в) характеристикам процессов, продукции и их тенденциях,

г) поставщикам.

ИСО 9001:1994 - соответствующие п.п.4.14 и 4.20.

ИСО 9001:2000, п.8.5.1 “Планирование постоянного улучшения”

Организация должна планировать и управлять процессами постоянного улучшения СМК. Организация должна использовать политику и цели в области качества, результаты внутренних проверок, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия и анализ со стороны руководства для содействия постоянному улучшению.

ИСО 9001:1994- соответствующие п.п.4.13 и 4.9.