4.2.Юридические способы разрешения конфликтов.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Юридический конфликт – любой конфликт, в котором спор так
или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими права-
ми и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридическим следует считать любой межгосударственный кон-
фликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых
государств подпадают под действие норм международного права.
Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие
семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.
Можно утверждать, что не каждый конфликт – юридический, но
практически каждый может завершиться юридической процедурой.
Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре
общих признака:
1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным
на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права, ко-
торые подразделяются на виды по различным основаниям:
• по отраслям права: нормы административного права, трудового
права, уголовного права и др.;
• по функциям: нормы регулятивные, т.е. устанавливающие права и
обязанности субъектов и охранительные, т.е. защищающие;
• по степени определенности изложения:
абсолютно определенные, которые абсолютно точно определяют усло-
вия их действия (например, уголовное законодательство устанавливает
точные условия, при которых приговор суда должен быть отменен, а
именно: незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей,
отсутствие подписи кого-либо из судей);
относительно определенные, которые не содержат полных сведений о
правах и обязанностях участников (так, относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, например, лише-
ние свободы на срок от 1 до 5 лет);
альтернативные, т.е. предусматривающие несколько вариантов пове-
дения сторон или санкций за их нарушение (например, наказание может
предусматривать исправительные работы на срок до 1 года или штраф,
или обязанность загладить причиненный ущерб);
• по кругу лиц нормы подразделяются на:
общие, распространяющиеся на всех лиц данной территории и
специальные, действующие лишь в отношении какой-либо категории
лиц, например, врачей, пенсионеров и др.;
3 Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются
предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
4 Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он фор-
мализуется.
Три основные группы юридических средств разрешения конфликта
Конституционные
процедуры
Судебное и
арбитражное
рассмотрение дел
Административные
процедуры
I. Конституционные процедуры применяются главным образом
при возникновении конфликтов в политической сфере.
▼ Конфликты при разделении властей.
В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерас-
тающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный
конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.).
Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной
власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты
должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средст-
вами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой
из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций.
Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властя-
ми. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ
1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в
законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г.
юридического прецедента по отрешению президента РФ от должности
на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уго-
ловном преступлении по пяти пунктам.
Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только
при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей ком-
петенции, предусмотренной Конституцией и законами.
На высшем государственном уровне функция предотвращения
конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта со-
блюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживаю-
щую роль должны играть главы администрации, представительные и су-
дебные органы.
Техника предупреждения и разрешения конфликтов между
властями включает:
• систематические переговоры между главами и представителями со-
ответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, мини-
страми и депутатами и т.д.);
• обмен документами;
• работу согласительных комиссий.
▼ Конфликты в парламенте.
В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто воз-
никают разногласия и конфликты между политическими партиями,
фракциями, отдельными депутатами.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
• навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим
участникам. Это происходит в основном в итоге голосования, при кото-
ром принимается решение большинством голосов;
• компромисс, для достижения которого используются различные про-
цедуры;
• консенсус, представляющий собой осознанную форму социального
партнерства, согласия, единодушия.
Основные конфликтные формы работы парламента
Конфликты в
законотворческом
процессе
Парламентские
дебаты
Конфликты при
голосовании
Конфликты в законотворческом процессе
В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная си-
туация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта за-
кона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим обра-
зом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления
разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рас-
сматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма приме-
няется во многих странах. Если комиссия создана не была или не при-
шла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за
него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регла-
мент Государственной Думы подробно описывает согласительную про-
цедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Со-
ветом Федерации. После этого голосования законопроект направляется
уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в
парламенте уже не будет возобновлен).
Порядок преодоления разногласий с Думой также описан и в Рег-
ламенте Совета Федерации.
Парламентские дебаты.
Во время парламентской дискуссии в каждой из палат нередко
возникают конфликты между депутатами. Основой разрешения кон-
фликтов в таких случаях являются регламенты и иные нормативные ак-
ты палат. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, на-
пример, запрет на оскорбительные выражения, на использование ложной
информации.
Предусмотрены и санкции к нарушителям:
• лишение слова;
• лишение права на выступление в течение дня;
• предупреждение;
• указание;
• удаление из зала приглашенных лиц.
В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, оче-
редность их обсуждения.
Конфликты при голосовании.
В практике Федерального Собрания РФ были случаи незаконного
голосования за отсутствующих депутатов, самовольных поправок текста
уже проголосованного проекта. В настоящее время процедура голосова-
ния более или менее отработана. Так, закон может быть принят в резуль-
тате его трехкратного обсуждения и внесения соответствующих по-
правок на каждом из чтений, что практически позволяет свести на нет
конфликтные ситуации.
Многое зависит и от порядка голосования, принятого депутатами
по конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное).
▼ Конституционный Суд. Порядок деятельности Конституционно-
го Суда РФ определен Конституцией РФ (статья 125).
Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, очень специ-
фичен, так как Конституционный Суд в специфической форме контро-
лирует соблюдение Конституции другими государственными органами,
поддерживая баланс трех ветвей власти и оберегая принципы демокра-
тического правового государства.
Конституционный Суд разрешает конфликты:
• между законодательными и исполнительными органами;
• между государственными органами Федерации и ее субъектов;
• между государственными органами и гражданами.
Конституционный Суд разрешает конфликты, опираясь на четкие
юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
Основные процедуры, применяемые Конституционным Судом
при разрешении конфликтов:
• рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных
актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра-
вительства РФ Конституции РФ.
• рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов,
законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ;
• рассмотрение споров между органами государственной власти;
• рассмотрение международных договоров РФ и нарушений конститу-
ционных прав и свобод граждан.
Решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пе-
ресмотру и является для всех обязательным.
▼ Согласование правовых актов.
Нормативно-правовой акт – один из основных источников права
современного государства, он создается в результате деятельности ком-
петентных органов государства или всенародным волеизъявлением - ре-
ферендумом. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы
можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической си-
лой, чем акты нижестоящих:
Конститу-
ция РФ
Конституцион-
ные законы РФ
Обычные законы РФ
Указы президента
Постановления правительства РФ
Инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты законодательных орга-
нов субъектов федерации
Нормативные акты администрации краев, областей
Внутриорганизационные нормативные акты
Нормативно-правовые акты – законы, указы Президента, поста-
новления Правительства и др. – не всегда соответствуют друг другу, что
порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются
на разные правовые акты.
Согласование правовых актов возможно в различных формах:
• отмена одного или обоих конкурирующих актов;
• признание акта недействительным;
• внесение в него поправок или дополнений;
• издание нового акта.
Для устранения противоречий между актами на федеральном
уровне используются парламентские слушания, встречи между предста-
вителями законодательной и исполнительной властей. Позитивную роль
играет деятельность Министерства юстиции, которое регистрирует все
ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием дейст-
вующему законодательству.
Большое значение имеет согласование федерального законода-
тельства и нормативных актов субъектов Федерации. Здесь формируется
большое число юридических конфликтов, требующих вмешательства
Конституционного Суда.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов
РФ, если они противоречат действующим законам (статья 85 Конститу-
ции РФ); Президент также вправе отменять постановления федерального
Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нор-
мативным указам (статья 115 Конституции РФ). Все эти юридические
механизмы способны разрешить конфликт законным путем.
II. Судебное и арбитражное рассмотрение дел.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс – специфиче-
ская форма разрешения споров и конфликтов.
В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая
Конституционного Суда):
• гражданское;
• уголовное;
• административное;
• арбитражный процесс.
▼ Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотре-
нии имущественных споров, личных неимущественных, трудовых, зе-
мельных, семейных, наследственных дел. Ежегодно в судах рассматри-
вается более 3 млн. исков. Нормой гражданского процессуального ко-
декса является возможность окончить дело мировым соглашением, ко-
торое представляет собой не частное соглашение сторон, а акт судебной
власти. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить спор мировым
соглашением, начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного
обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке
надзора. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобнов-
ления конфликта, если не устранена его основная причина.
Условием для наступления гражданско-правовой ответственности
является наличие состава гражданского правонарушения.
Признаки состава гражданского правонарушения:
1. противоправность поведения – обязательный признак правонару-
шения;
2. наличие вреда (материального или морального) и убытков (имуще-
ственных потерь, выраженных в денежной форме);
3. причинная связь между противоправным поведением и вредонос-
ными последствиями. Эта связь должна быть объективной и в анало-
гичных условиях породить такие же последствия;
4. вина правонарушителя. В гражданском праве неприменим уголов-
но-правовой подход к определению вины как к психическому отноше-
нию лица к содеянному, так как в гражданском праве, кроме граждан,
субъектами могут выступать и юридические лица, о наличии психиче-
ского отношения которых говорить сложно. Поэтому в гражданском
праве существует презумпция вины нарушителя, то есть потерпевший
не обязан доказывать вину нарушителя, она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его
вине.
▼ Уголовное судопроизводство.
Уголовному судопроизводству предшествует конфликт, представ-
ляющий собой преступление.
Конфликт может быть:
• между преступником и потерпевшим;
• между преступником и государством (например, дача или получение
взятки).
В отличие от гражданского судопроизводства криминальный кон-
фликт обычно уже закончен до начала уголовного процесса (потерпев-
ший убит, вещь украдена и т.д.). Задача уголовного суда состоит в том,
чтобы установить, виновен ли подсудимый. В уголовном судопроизвод-
стве конфликт чаще всего заканчивается «силовым решением», то есть
применением меры государственного принуждения. Мирный исход яв-
ляется исключением: по делам частного обвинения (побои, оскорбления,
клевета) допускается до и в ходе судебного разбирательства примирение
обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).
Однако, нельзя отождествлять обвиняемого (подсудимого), а ино-
гда и подозреваемого с преступником. Только суд в приговоре может
признать гражданина лицом, совершившим преступление. До установ-
ления состава преступления, лицо считается невиновным в силу господ-
ства в уголовном праве презумпции невиновности, включенной теперь
в текст Конституции РФ (статья 49).
Признаки состава уголовного преступления:
1. объект преступления – охраняемые законом общественные отно-
шения;
2. объективная сторона – запрещенное законом общественно опасное
деяние и его вредоносные последствия;
3. субъект преступления – лицо, совершившее деяние и способное не-
сти за него ответственность (уголовная ответственность наступает с 16
лет, а за некоторые виды преступлений – с 14 лет);
4. субъективная сторона – психическое отношение лица к совершен-
ному им деянию (например, готовился ли преступник к деянию или вред
был причинен по недосмотру). От этого показателя зависит мера наказа-
ния.
▼ Арбитражный процесс в отличие от гражданского судопроизвод-
ства имеет дело в основном с организациями (предприятиями, фирмами,
акционерными обществами и т.д.). Арбитражные суды разрешают пре-
имущественно конфликты в предпринимательской деятельности, поэтому их роль резко возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994-
95 гг. в РФ разрешалось в год более 300 тыс. споров.
Арбитражный суд рассматривает следующие ситуации:
• экономические споры между предпринимателями;
• споры между предпринимателями и органами государственной вла-
сти и управления.
Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов
не является единственным: стороны вправе провести между собой пря-
мые переговоры, обратиться к консультантам, посредникам, тре-
тейским судьям (частному, коммерческому арбитражу) и др., то есть
выбирать между государственным и негосударственным порядком раз-
решения конфликта.
Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным
способом законного завершения спора и гарантирует государственную
поддержку принятого арбитражем решения.
Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к
гражданскому процессу (она прописана в новом Арбитражном процес-
суальном кодексе, принятом в 1995 г.), однако имеет и отличия.
Основные отличия арбитражного процесса:
1. в арбитраже часто применяется процедура досудебного разрешения
конфликта;
2. спорящие могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с
государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;
3. арбитражный суд обязан помочь сторонам найти компромиссное ре-
шение.
III. Административные процедуры.
Многие юридические конфликты разрешаются государственными
органами, как коллегиальными (например, административной инспекци-
ей), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой поря-
док разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган
исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же
властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспек-
тора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил
дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же
штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя
исполнительная власть, что допускает возможность произвола в дейст-
виях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал
применяться не только гражданско-правовой, но и административный
судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46)
предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, обще-
ственных объединений и должностных лиц.
Юридический конфликт – любой конфликт, в котором спор так
или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими права-
ми и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридическим следует считать любой межгосударственный кон-
фликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых
государств подпадают под действие норм международного права.
Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие
семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.
Можно утверждать, что не каждый конфликт – юридический, но
практически каждый может завершиться юридической процедурой.
Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре
общих признака:
1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным
на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права, ко-
торые подразделяются на виды по различным основаниям:
• по отраслям права: нормы административного права, трудового
права, уголовного права и др.;
• по функциям: нормы регулятивные, т.е. устанавливающие права и
обязанности субъектов и охранительные, т.е. защищающие;
• по степени определенности изложения:
абсолютно определенные, которые абсолютно точно определяют усло-
вия их действия (например, уголовное законодательство устанавливает
точные условия, при которых приговор суда должен быть отменен, а
именно: незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей,
отсутствие подписи кого-либо из судей);
относительно определенные, которые не содержат полных сведений о
правах и обязанностях участников (так, относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, например, лише-
ние свободы на срок от 1 до 5 лет);
альтернативные, т.е. предусматривающие несколько вариантов пове-
дения сторон или санкций за их нарушение (например, наказание может
предусматривать исправительные работы на срок до 1 года или штраф,
или обязанность загладить причиненный ущерб);
• по кругу лиц нормы подразделяются на:
общие, распространяющиеся на всех лиц данной территории и
специальные, действующие лишь в отношении какой-либо категории
лиц, например, врачей, пенсионеров и др.;
3 Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются
предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
4 Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он фор-
мализуется.
Три основные группы юридических средств разрешения конфликта
Конституционные
процедуры
Судебное и
арбитражное
рассмотрение дел
Административные
процедуры
I. Конституционные процедуры применяются главным образом
при возникновении конфликтов в политической сфере.
▼ Конфликты при разделении властей.
В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерас-
тающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный
конфликт между Президентом и Парламентом РФ в октябре 1993 г.).
Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной
власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты
должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средст-
вами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой
из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций.
Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властя-
ми. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ
1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в
законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г.
юридического прецедента по отрешению президента РФ от должности
на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уго-
ловном преступлении по пяти пунктам.
Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только
при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей ком-
петенции, предусмотренной Конституцией и законами.
На высшем государственном уровне функция предотвращения
конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта со-
блюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживаю-
щую роль должны играть главы администрации, представительные и су-
дебные органы.
Техника предупреждения и разрешения конфликтов между
властями включает:
• систематические переговоры между главами и представителями со-
ответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, мини-
страми и депутатами и т.д.);
• обмен документами;
• работу согласительных комиссий.
▼ Конфликты в парламенте.
В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто воз-
никают разногласия и конфликты между политическими партиями,
фракциями, отдельными депутатами.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
• навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим
участникам. Это происходит в основном в итоге голосования, при кото-
ром принимается решение большинством голосов;
• компромисс, для достижения которого используются различные про-
цедуры;
• консенсус, представляющий собой осознанную форму социального
партнерства, согласия, единодушия.
Основные конфликтные формы работы парламента
Конфликты в
законотворческом
процессе
Парламентские
дебаты
Конфликты при
голосовании
Конфликты в законотворческом процессе
В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная си-
туация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта за-
кона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим обра-
зом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления
разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рас-
сматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма приме-
няется во многих странах. Если комиссия создана не была или не при-
шла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за
него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регла-
мент Государственной Думы подробно описывает согласительную про-
цедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Со-
ветом Федерации. После этого голосования законопроект направляется
уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в
парламенте уже не будет возобновлен).
Порядок преодоления разногласий с Думой также описан и в Рег-
ламенте Совета Федерации.
Парламентские дебаты.
Во время парламентской дискуссии в каждой из палат нередко
возникают конфликты между депутатами. Основой разрешения кон-
фликтов в таких случаях являются регламенты и иные нормативные ак-
ты палат. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, на-
пример, запрет на оскорбительные выражения, на использование ложной
информации.
Предусмотрены и санкции к нарушителям:
• лишение слова;
• лишение права на выступление в течение дня;
• предупреждение;
• указание;
• удаление из зала приглашенных лиц.
В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, оче-
редность их обсуждения.
Конфликты при голосовании.
В практике Федерального Собрания РФ были случаи незаконного
голосования за отсутствующих депутатов, самовольных поправок текста
уже проголосованного проекта. В настоящее время процедура голосова-
ния более или менее отработана. Так, закон может быть принят в резуль-
тате его трехкратного обсуждения и внесения соответствующих по-
правок на каждом из чтений, что практически позволяет свести на нет
конфликтные ситуации.
Многое зависит и от порядка голосования, принятого депутатами
по конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное).
▼ Конституционный Суд. Порядок деятельности Конституционно-
го Суда РФ определен Конституцией РФ (статья 125).
Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, очень специ-
фичен, так как Конституционный Суд в специфической форме контро-
лирует соблюдение Конституции другими государственными органами,
поддерживая баланс трех ветвей власти и оберегая принципы демокра-
тического правового государства.
Конституционный Суд разрешает конфликты:
• между законодательными и исполнительными органами;
• между государственными органами Федерации и ее субъектов;
• между государственными органами и гражданами.
Конституционный Суд разрешает конфликты, опираясь на четкие
юридические нормы Закона о Конституционном Суде.
Основные процедуры, применяемые Конституционным Судом
при разрешении конфликтов:
• рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных
актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра-
вительства РФ Конституции РФ.
• рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов,
законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ;
• рассмотрение споров между органами государственной власти;
• рассмотрение международных договоров РФ и нарушений конститу-
ционных прав и свобод граждан.
Решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пе-
ресмотру и является для всех обязательным.
▼ Согласование правовых актов.
Нормативно-правовой акт – один из основных источников права
современного государства, он создается в результате деятельности ком-
петентных органов государства или всенародным волеизъявлением - ре-
ферендумом. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы
можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической си-
лой, чем акты нижестоящих:
Конститу-
ция РФ
Конституцион-
ные законы РФ
Обычные законы РФ
Указы президента
Постановления правительства РФ
Инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты законодательных орга-
нов субъектов федерации
Нормативные акты администрации краев, областей
Внутриорганизационные нормативные акты
Нормативно-правовые акты – законы, указы Президента, поста-
новления Правительства и др. – не всегда соответствуют друг другу, что
порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются
на разные правовые акты.
Согласование правовых актов возможно в различных формах:
• отмена одного или обоих конкурирующих актов;
• признание акта недействительным;
• внесение в него поправок или дополнений;
• издание нового акта.
Для устранения противоречий между актами на федеральном
уровне используются парламентские слушания, встречи между предста-
вителями законодательной и исполнительной властей. Позитивную роль
играет деятельность Министерства юстиции, которое регистрирует все
ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием дейст-
вующему законодательству.
Большое значение имеет согласование федерального законода-
тельства и нормативных актов субъектов Федерации. Здесь формируется
большое число юридических конфликтов, требующих вмешательства
Конституционного Суда.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов
РФ, если они противоречат действующим законам (статья 85 Конститу-
ции РФ); Президент также вправе отменять постановления федерального
Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нор-
мативным указам (статья 115 Конституции РФ). Все эти юридические
механизмы способны разрешить конфликт законным путем.
II. Судебное и арбитражное рассмотрение дел.
Судопроизводство, включая арбитражный процесс – специфиче-
ская форма разрешения споров и конфликтов.
В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая
Конституционного Суда):
• гражданское;
• уголовное;
• административное;
• арбитражный процесс.
▼ Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотре-
нии имущественных споров, личных неимущественных, трудовых, зе-
мельных, семейных, наследственных дел. Ежегодно в судах рассматри-
вается более 3 млн. исков. Нормой гражданского процессуального ко-
декса является возможность окончить дело мировым соглашением, ко-
торое представляет собой не частное соглашение сторон, а акт судебной
власти. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить спор мировым
соглашением, начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного
обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке
надзора. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобнов-
ления конфликта, если не устранена его основная причина.
Условием для наступления гражданско-правовой ответственности
является наличие состава гражданского правонарушения.
Признаки состава гражданского правонарушения:
1. противоправность поведения – обязательный признак правонару-
шения;
2. наличие вреда (материального или морального) и убытков (имуще-
ственных потерь, выраженных в денежной форме);
3. причинная связь между противоправным поведением и вредонос-
ными последствиями. Эта связь должна быть объективной и в анало-
гичных условиях породить такие же последствия;
4. вина правонарушителя. В гражданском праве неприменим уголов-
но-правовой подход к определению вины как к психическому отноше-
нию лица к содеянному, так как в гражданском праве, кроме граждан,
субъектами могут выступать и юридические лица, о наличии психиче-
ского отношения которых говорить сложно. Поэтому в гражданском
праве существует презумпция вины нарушителя, то есть потерпевший
не обязан доказывать вину нарушителя, она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его
вине.
▼ Уголовное судопроизводство.
Уголовному судопроизводству предшествует конфликт, представ-
ляющий собой преступление.
Конфликт может быть:
• между преступником и потерпевшим;
• между преступником и государством (например, дача или получение
взятки).
В отличие от гражданского судопроизводства криминальный кон-
фликт обычно уже закончен до начала уголовного процесса (потерпев-
ший убит, вещь украдена и т.д.). Задача уголовного суда состоит в том,
чтобы установить, виновен ли подсудимый. В уголовном судопроизвод-
стве конфликт чаще всего заканчивается «силовым решением», то есть
применением меры государственного принуждения. Мирный исход яв-
ляется исключением: по делам частного обвинения (побои, оскорбления,
клевета) допускается до и в ходе судебного разбирательства примирение
обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).
Однако, нельзя отождествлять обвиняемого (подсудимого), а ино-
гда и подозреваемого с преступником. Только суд в приговоре может
признать гражданина лицом, совершившим преступление. До установ-
ления состава преступления, лицо считается невиновным в силу господ-
ства в уголовном праве презумпции невиновности, включенной теперь
в текст Конституции РФ (статья 49).
Признаки состава уголовного преступления:
1. объект преступления – охраняемые законом общественные отно-
шения;
2. объективная сторона – запрещенное законом общественно опасное
деяние и его вредоносные последствия;
3. субъект преступления – лицо, совершившее деяние и способное не-
сти за него ответственность (уголовная ответственность наступает с 16
лет, а за некоторые виды преступлений – с 14 лет);
4. субъективная сторона – психическое отношение лица к совершен-
ному им деянию (например, готовился ли преступник к деянию или вред
был причинен по недосмотру). От этого показателя зависит мера наказа-
ния.
▼ Арбитражный процесс в отличие от гражданского судопроизвод-
ства имеет дело в основном с организациями (предприятиями, фирмами,
акционерными обществами и т.д.). Арбитражные суды разрешают пре-
имущественно конфликты в предпринимательской деятельности, поэтому их роль резко возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994-
95 гг. в РФ разрешалось в год более 300 тыс. споров.
Арбитражный суд рассматривает следующие ситуации:
• экономические споры между предпринимателями;
• споры между предпринимателями и органами государственной вла-
сти и управления.
Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов
не является единственным: стороны вправе провести между собой пря-
мые переговоры, обратиться к консультантам, посредникам, тре-
тейским судьям (частному, коммерческому арбитражу) и др., то есть
выбирать между государственным и негосударственным порядком раз-
решения конфликта.
Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным
способом законного завершения спора и гарантирует государственную
поддержку принятого арбитражем решения.
Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к
гражданскому процессу (она прописана в новом Арбитражном процес-
суальном кодексе, принятом в 1995 г.), однако имеет и отличия.
Основные отличия арбитражного процесса:
1. в арбитраже часто применяется процедура досудебного разрешения
конфликта;
2. спорящие могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с
государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;
3. арбитражный суд обязан помочь сторонам найти компромиссное ре-
шение.
III. Административные процедуры.
Многие юридические конфликты разрешаются государственными
органами, как коллегиальными (например, административной инспекци-
ей), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД). Такой поря-
док разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган
исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же
властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспек-
тора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил
дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же
штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя
исполнительная власть, что допускает возможность произвола в дейст-
виях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал
применяться не только гражданско-правовой, но и административный
судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46)
предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, обще-
ственных объединений и должностных лиц.