1.1. Характеристика концепций социального конфликта
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в.
мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешае-
мой благодаря регулирующей деятельности государства.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в
работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства на-
родов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта
лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это
деление и является движущей силой развития общества, выполняющей
полезные функции.
Проблема социального конфликта также получила обоснование в
работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил ос-
нованием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к
числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме про-
блема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводил-
ся к столкновению между антагонистическими классами.
Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в
конце XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-
1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-
дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и
стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался
немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории
социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология кон-
фликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возник-
ла так называемая “формальная школа”, представители которой придают
противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.
В современной теории конфликта существует много точек зрения
на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации
различных авторов.
▼ Одна из них, условно называемая социально-биологической,
утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным.
Исследователи этого направления опираются на открытую английским
естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естест-
венного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности че-
ловека вообще. Основное содержание его теории биологической эволю-
ции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного
отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой
природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание,
что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособ-
ленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм»
как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию об-
щественной жизни биологическими законами естественного отбора.
Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто
социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-
1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспе-
чивает равновесие не только в рамках общества, но также между обще-
ством и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г.
Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться
до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто пол-
ное равновесие между народами и расами.
Близкой точки зрения придерживался и американский социальный
дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за
существование гибнут слабые, худшие представители человеческого ро-
да. Победители (преуспевающие американские промышленники, банки-
ры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими
людьми.
В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного
последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными
при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального
дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различ-
ные типы агрессивного поведения людей:
• территориальная агрессия;
• агрессия доминирования;
• сексуальная агрессия;
• агрессия родителей;
• агрессия ребенка;
• моралистическая агрессия;
• агрессия грабителя;
• агрессия жертвы по отношению к грабителю.
Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений по-
добных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего ха-
рактера.
▼ Вторая теория – социально-психологическая, объясняет
конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое
ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее
основе лежит утверждение: черты современного индустриального обще-
ства неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинст-
ва людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это
связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и
нестабильностью отношений.
Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация,
проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния лич-
ности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фру-
страции порождается в том случае, если блокируются все возможные
пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, рег-
рессии или уходе в себя.
Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности
представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить,
на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели
напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индиви-
дуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы
для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.
▼ Третья точка зрения, традиционно называемая классовой
или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт
воспроизводится обществами с определенной социальной структу-
рой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс
(1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924),
Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представи-
тель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социо-
лог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не
без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической со-
циологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфре-
до Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс
(1876-1936).
Марксистская социология внесла существенные коррективы в гос-
подствовавшие представления о процессах общественного развития.
Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в
его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура
общества представлена им четырьмя основными элементами:
• производительные силы;
• производственные отношения;
• политическая надстройка;
• формы общественного сознания.
К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за раз-
деления людей на различные классы в соответствии с их положением в
экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, яв-
ляются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоян-
ная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуата-
ция наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к рево-
люциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом
случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно
правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие
оправдывается задачами будущего созидания.
Понятие класса занимает центральное место в марксизме, где
он определяется по отношению к средствам производства. Вне мар-
ксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты)
кладутся такие критерии, как отношение к власти, собственности,
доход, образ или уровень жизни, престиж (это основные критерии
теории социальной стратификации). Но как бы то ни было, практически
все авторы согласны с такими признаками классов как:
• коллективное неравенство условий жизни и труда;
• наследственная передача привилегий (не только собственности, но и
статуса).
Для классов характерно неравенство шансов, что вытекает из не-
одинакового уровня богатства, типа собственности, юридических при-
вилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном
образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующему слою.
Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных но-
сителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала за-
падно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако
это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и
регионов. В настоящее время, вероятно, не менее важную роль в качест-
ве участников политического действия стали играть территориальные
(нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (про-
фессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлеж-
ность к территориальной группе с особой остротой осознается чело-
веком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно
ожесточенными, превосходя в этом отношения даже классовые.
Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися
одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская
система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное чувство соли-
дарности, особенно в условиях неустойчивой экономики. В случаях, ко-
гда образ жизни представителей различных классов различается не
очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидар-
ность.
Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и
других стран показывает сомнительное качество рождающегося в таком
пламени общества с освобожденным насилием. Классик конфликтоло-
гии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции мелан-
холичными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается
утопленной в страданиях и разочарованиях».
▼ Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функ-
ционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфунк-
циональный процесс в общественных системах.
Ведущий представитель этого направления – американский социо-
лог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную
аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформу-
лировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность
общества:
• удовлетворение основных биологических и психологических потреб-
ностей большей части общества;
• эффективная деятельность органов социального контроля, воспиты-
вающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нор-
мами;
• совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установ-
ками.
По мнению функционалистов в хорошо работающей социальной
системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен нахо-
дить почвы в обществе.
Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители
школы «человеческих отношений» (public relations). Известный пред-
ставитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог
и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, ут-
верждал, что необходимо способствовать установлению мира в про-
мышленности, это главная проблема современности. В своих рекомен-
дациях капитанам промышленности он доказывал необходимость заме-
ны индивидуального вознаграждения групповым, экономического – со-
циально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный
климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.
Со временем оказалось, что ожидания, связанные с деятельностью
школы «человеческих отношений», были чрезмерными, ее рекоменда-
ции все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться
смена теоретической ориентации, наметился возврат к конфликтной мо-
дели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекват-
ный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму
способствовала работа американского социолога Роберта Мертона
«Социальная теория и социальная структура» (1949г.), в которой он
обстоятельно проанализировал социальные аномалии.
▼ В это же время появились современные, наиболее популяр-
ные концепции социального конфликта, условно названные диа-
лектическими: конфликт функционален для социальных систем.
Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса
Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.
Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью
целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и
слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противополож-
ность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созида-
тельном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс раз-
решения конфликтов.
В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал кни-
гу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концеп-
цию, получившую название «концепции позитивно-функционального
конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям
структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пре-
делы социологического анализа. Если структурный функционализм ви-
дел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем
больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее
создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, же-
стко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от дру-
га конфликтов, тем лучше для единства общества.
В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В
1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу
«Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе
под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели
общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира –
мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную
роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф
считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт,
это перманентное состояние социального организма:
«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она
изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, по-
скольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте на-
ходится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а
также вызов рациональному овладению и контролю над социальными
проблемами».
Современный американский социолог и экономист Кеннет Боул-
динг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защи-
та. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную
теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой
природы, индивидуальной жизни и общественной.
Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических,
так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна
конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм
земной породы против других форм».
Рассмотренные нами диалектические теории конфликта Л. Козера,
Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом
объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфлик-
та в жизни общества.
Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического
подхода видится в следующем:
− конфликт помогает прояснить проблему;
− конфликт усиливает способность организации к изменениям;
− конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоот-
ношения между людьми;
− конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любозна-
тельность и стимулируют развитие;
− конфликты могут способствовать самостоятельному повышению
уровня квалификации и знаний;
− конфликты повышают качество принимаемых решений;
− конфликты способствуют производству новых созидательных идей;
− конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.
Можно утверждать, что в современной зарубежной литературе по
конфликтологии преобладают:
Три концепции социального конфликта
"Позитивно-функциональный
конфликт" Л. Козера (США)
"Общая теория конфликта
К. Боулдинга (США)
"Конфликтная модель общества"
Р. Дарендорфа (Германия)
Что нового вносит Льюис Козер:
В отличие от теории структурного функционализма, представите-
ли которого выносят конфликты за пределы социальной системы как не-
что несвойственное для нее, он доказывает, что конфликты являются
продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их стаби-
лизирующую роль для социальной системы.
Но концепция “позитивно-функционального конфликта” господ-
ствовала недолго. В середине 60-х г. Ральф Дарендорф выступил с обос-
нованием “конфликтной модели общества”.
Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:
• любое общество подвержено в каждый момент изменению;
• социальные изменения вездесущи;
• любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
• социальный конфликт вездесущ;
• каждый элемент общества способствует его изменению;
• любое общество опирается на принуждение одних его членов други-
ми.
Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их при-
знания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот,
кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противни-
ки”.
Среди концепций, претендующих на универсальность, - “общая
теория конфликта” Кеннета Боулдинга.
Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:
• конфликт неотделим от общественной жизни;
• в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе по-
добными;
• конфликт можно преодолевать или ограничивать;
• все конфликты имеют общие образцы развития;
• ключевым понятием конфликта является конкуренция;
Конкуренция шире понятия конфликт, так как не каждая конкуренция
переходит в конфликт. У сторон нет осведомленности о факте их сопер-
ничества.
• в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность
сторон и несовместимость их желаний.
В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определи-
лись два основных направления:
• первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия,
Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;
• второе – распространено в США и связано с изучением мира и согла-
сия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные
нами в списке рекомендуемой литературы.
Цели двух научных направлений по сути идентичны, но их дос-
тижение связано с различными методологическими подходами.
Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему
только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и
межнациональных конфликтов.
Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид
или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей пу-
тем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида
или группы индивидов.
Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в.
мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешае-
мой благодаря регулирующей деятельности государства.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в
работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства на-
родов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта
лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это
деление и является движущей силой развития общества, выполняющей
полезные функции.
Проблема социального конфликта также получила обоснование в
работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил ос-
нованием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к
числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме про-
блема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводил-
ся к столкновению между антагонистическими классами.
Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в
конце XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-
1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-
дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и
стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался
немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории
социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология кон-
фликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возник-
ла так называемая “формальная школа”, представители которой придают
противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.
В современной теории конфликта существует много точек зрения
на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации
различных авторов.
▼ Одна из них, условно называемая социально-биологической,
утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным.
Исследователи этого направления опираются на открытую английским
естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естест-
венного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности че-
ловека вообще. Основное содержание его теории биологической эволю-
ции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного
отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой
природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание,
что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособ-
ленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм»
как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию об-
щественной жизни биологическими законами естественного отбора.
Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто
социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-
1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспе-
чивает равновесие не только в рамках общества, но также между обще-
ством и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г.
Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться
до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто пол-
ное равновесие между народами и расами.
Близкой точки зрения придерживался и американский социальный
дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за
существование гибнут слабые, худшие представители человеческого ро-
да. Победители (преуспевающие американские промышленники, банки-
ры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими
людьми.
В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного
последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными
при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального
дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различ-
ные типы агрессивного поведения людей:
• территориальная агрессия;
• агрессия доминирования;
• сексуальная агрессия;
• агрессия родителей;
• агрессия ребенка;
• моралистическая агрессия;
• агрессия грабителя;
• агрессия жертвы по отношению к грабителю.
Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений по-
добных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего ха-
рактера.
▼ Вторая теория – социально-психологическая, объясняет
конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое
ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее
основе лежит утверждение: черты современного индустриального обще-
ства неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинст-
ва людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это
связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и
нестабильностью отношений.
Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация,
проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния лич-
ности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фру-
страции порождается в том случае, если блокируются все возможные
пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, рег-
рессии или уходе в себя.
Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности
представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить,
на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели
напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индиви-
дуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы
для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.
▼ Третья точка зрения, традиционно называемая классовой
или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт
воспроизводится обществами с определенной социальной структу-
рой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс
(1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924),
Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представи-
тель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социо-
лог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не
без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической со-
циологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфре-
до Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс
(1876-1936).
Марксистская социология внесла существенные коррективы в гос-
подствовавшие представления о процессах общественного развития.
Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в
его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура
общества представлена им четырьмя основными элементами:
• производительные силы;
• производственные отношения;
• политическая надстройка;
• формы общественного сознания.
К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за раз-
деления людей на различные классы в соответствии с их положением в
экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, яв-
ляются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоян-
ная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуата-
ция наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к рево-
люциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом
случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно
правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие
оправдывается задачами будущего созидания.
Понятие класса занимает центральное место в марксизме, где
он определяется по отношению к средствам производства. Вне мар-
ксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты)
кладутся такие критерии, как отношение к власти, собственности,
доход, образ или уровень жизни, престиж (это основные критерии
теории социальной стратификации). Но как бы то ни было, практически
все авторы согласны с такими признаками классов как:
• коллективное неравенство условий жизни и труда;
• наследственная передача привилегий (не только собственности, но и
статуса).
Для классов характерно неравенство шансов, что вытекает из не-
одинакового уровня богатства, типа собственности, юридических при-
вилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном
образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующему слою.
Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных но-
сителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала за-
падно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако
это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и
регионов. В настоящее время, вероятно, не менее важную роль в качест-
ве участников политического действия стали играть территориальные
(нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (про-
фессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлеж-
ность к территориальной группе с особой остротой осознается чело-
веком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно
ожесточенными, превосходя в этом отношения даже классовые.
Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися
одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская
система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное чувство соли-
дарности, особенно в условиях неустойчивой экономики. В случаях, ко-
гда образ жизни представителей различных классов различается не
очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидар-
ность.
Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и
других стран показывает сомнительное качество рождающегося в таком
пламени общества с освобожденным насилием. Классик конфликтоло-
гии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции мелан-
холичными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается
утопленной в страданиях и разочарованиях».
▼ Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функ-
ционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфунк-
циональный процесс в общественных системах.
Ведущий представитель этого направления – американский социо-
лог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную
аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформу-
лировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность
общества:
• удовлетворение основных биологических и психологических потреб-
ностей большей части общества;
• эффективная деятельность органов социального контроля, воспиты-
вающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нор-
мами;
• совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установ-
ками.
По мнению функционалистов в хорошо работающей социальной
системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен нахо-
дить почвы в обществе.
Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители
школы «человеческих отношений» (public relations). Известный пред-
ставитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог
и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, ут-
верждал, что необходимо способствовать установлению мира в про-
мышленности, это главная проблема современности. В своих рекомен-
дациях капитанам промышленности он доказывал необходимость заме-
ны индивидуального вознаграждения групповым, экономического – со-
циально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный
климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.
Со временем оказалось, что ожидания, связанные с деятельностью
школы «человеческих отношений», были чрезмерными, ее рекоменда-
ции все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться
смена теоретической ориентации, наметился возврат к конфликтной мо-
дели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекват-
ный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму
способствовала работа американского социолога Роберта Мертона
«Социальная теория и социальная структура» (1949г.), в которой он
обстоятельно проанализировал социальные аномалии.
▼ В это же время появились современные, наиболее популяр-
ные концепции социального конфликта, условно названные диа-
лектическими: конфликт функционален для социальных систем.
Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса
Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.
Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью
целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и
слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противополож-
ность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созида-
тельном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс раз-
решения конфликтов.
В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал кни-
гу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концеп-
цию, получившую название «концепции позитивно-функционального
конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям
структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пре-
делы социологического анализа. Если структурный функционализм ви-
дел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем
больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее
создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, же-
стко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от дру-
га конфликтов, тем лучше для единства общества.
В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В
1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу
«Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе
под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели
общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира –
мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную
роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф
считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт,
это перманентное состояние социального организма:
«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она
изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, по-
скольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте на-
ходится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а
также вызов рациональному овладению и контролю над социальными
проблемами».
Современный американский социолог и экономист Кеннет Боул-
динг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защи-
та. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную
теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой
природы, индивидуальной жизни и общественной.
Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических,
так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна
конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм
земной породы против других форм».
Рассмотренные нами диалектические теории конфликта Л. Козера,
Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом
объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфлик-
та в жизни общества.
Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического
подхода видится в следующем:
− конфликт помогает прояснить проблему;
− конфликт усиливает способность организации к изменениям;
− конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоот-
ношения между людьми;
− конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любозна-
тельность и стимулируют развитие;
− конфликты могут способствовать самостоятельному повышению
уровня квалификации и знаний;
− конфликты повышают качество принимаемых решений;
− конфликты способствуют производству новых созидательных идей;
− конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.
Можно утверждать, что в современной зарубежной литературе по
конфликтологии преобладают:
Три концепции социального конфликта
"Позитивно-функциональный
конфликт" Л. Козера (США)
"Общая теория конфликта
К. Боулдинга (США)
"Конфликтная модель общества"
Р. Дарендорфа (Германия)
Что нового вносит Льюис Козер:
В отличие от теории структурного функционализма, представите-
ли которого выносят конфликты за пределы социальной системы как не-
что несвойственное для нее, он доказывает, что конфликты являются
продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их стаби-
лизирующую роль для социальной системы.
Но концепция “позитивно-функционального конфликта” господ-
ствовала недолго. В середине 60-х г. Ральф Дарендорф выступил с обос-
нованием “конфликтной модели общества”.
Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:
• любое общество подвержено в каждый момент изменению;
• социальные изменения вездесущи;
• любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
• социальный конфликт вездесущ;
• каждый элемент общества способствует его изменению;
• любое общество опирается на принуждение одних его членов други-
ми.
Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их при-
знания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот,
кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противни-
ки”.
Среди концепций, претендующих на универсальность, - “общая
теория конфликта” Кеннета Боулдинга.
Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:
• конфликт неотделим от общественной жизни;
• в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе по-
добными;
• конфликт можно преодолевать или ограничивать;
• все конфликты имеют общие образцы развития;
• ключевым понятием конфликта является конкуренция;
Конкуренция шире понятия конфликт, так как не каждая конкуренция
переходит в конфликт. У сторон нет осведомленности о факте их сопер-
ничества.
• в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность
сторон и несовместимость их желаний.
В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определи-
лись два основных направления:
• первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия,
Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;
• второе – распространено в США и связано с изучением мира и согла-
сия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные
нами в списке рекомендуемой литературы.
Цели двух научных направлений по сути идентичны, но их дос-
тижение связано с различными методологическими подходами.
Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему
только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и
межнациональных конфликтов.
Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид
или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей пу-
тем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида
или группы индивидов.