1.1. Характеристика концепций социального конфликта

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в.

мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешае-

мой благодаря регулирующей деятельности государства.

Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в

работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства на-

родов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта

лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это

деление и является движущей силой развития общества, выполняющей

полезные функции.

Проблема социального конфликта также получила обоснование в

работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил ос-

нованием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к

числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме про-

блема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводил-

ся к столкновению между антагонистическими классами.

Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в

конце XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-

1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-

дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и

стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался

немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории

социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология кон-

фликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возник-

ла так называемая “формальная школа”, представители которой придают

противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.

В современной теории конфликта существует много точек зрения

на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации

различных авторов.

▼ Одна из них, условно называемая социально-биологической,

утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным.

Исследователи этого направления опираются на открытую английским

естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естест-

венного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности че-

ловека вообще. Основное содержание его теории биологической эволю-

ции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного

отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за

жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой

природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание,

что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособ-

ленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм»

как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию об-

щественной жизни биологическими законами естественного отбора.

Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто

социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-

1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспе-

чивает равновесие не только в рамках общества, но также между обще-

ством и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г.

Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться

до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто пол-

ное равновесие между народами и расами.

Близкой точки зрения придерживался и американский социальный

дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за

существование гибнут слабые, худшие представители человеческого ро-

да. Победители (преуспевающие американские промышленники, банки-

ры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими

людьми.

В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного

последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными

при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального

дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различ-

ные типы агрессивного поведения людей:

• территориальная агрессия;

• агрессия доминирования;

• сексуальная агрессия;

• агрессия родителей;

• агрессия ребенка;

• моралистическая агрессия;

• агрессия грабителя;

• агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений по-

добных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего ха-

рактера.

▼ Вторая теория – социально-психологическая, объясняет

конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое

ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее

основе лежит утверждение: черты современного индустриального обще-

ства неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинст-

ва людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это

связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и

нестабильностью отношений.

Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация,

проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния лич-

ности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фру-

страции порождается в том случае, если блокируются все возможные

пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, рег-

рессии или уходе в себя.

Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности

представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить,

на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели

напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индиви-

дуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы

для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.

▼ Третья точка зрения, традиционно называемая классовой

или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт

воспроизводится обществами с определенной социальной структу-

рой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс

(1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924),

Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представи-

тель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социо-

лог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не

без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической со-

циологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфре-

до Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс

(1876-1936).

Марксистская социология внесла существенные коррективы в гос-

подствовавшие представления о процессах общественного развития.

Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в

его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура

общества представлена им четырьмя основными элементами:

• производительные силы;

• производственные отношения;

• политическая надстройка;

• формы общественного сознания.

К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за раз-

деления людей на различные классы в соответствии с их положением в

экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, яв-

ляются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоян-

ная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуата-

ция наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к рево-

люциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом

случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно

правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие

оправдывается задачами будущего созидания.

Понятие класса занимает центральное место в марксизме, где

он определяется по отношению к средствам производства. Вне мар-

ксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты)

кладутся такие критерии, как отношение к власти, собственности,

доход, образ или уровень жизни, престиж (это основные критерии

теории социальной стратификации). Но как бы то ни было, практически

все авторы согласны с такими признаками классов как:

• коллективное неравенство условий жизни и труда;

• наследственная передача привилегий (не только собственности, но и

статуса).

Для классов характерно неравенство шансов, что вытекает из не-

одинакового уровня богатства, типа собственности, юридических при-

вилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном

образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующему слою.

Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных но-

сителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала за-

падно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако

это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и

регионов. В настоящее время, вероятно, не менее важную роль в качест-

ве участников политического действия стали играть территориальные

(нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (про-

фессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлеж-

ность к территориальной группе с особой остротой осознается чело-

веком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно

ожесточенными, превосходя в этом отношения даже классовые.

Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися

одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская

система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное чувство соли-

дарности, особенно в условиях неустойчивой экономики. В случаях, ко-

гда образ жизни представителей различных классов различается не

очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидар-

ность.

Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и

других стран показывает сомнительное качество рождающегося в таком

пламени общества с освобожденным насилием. Классик конфликтоло-

гии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции мелан-

холичными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается

утопленной в страданиях и разочарованиях».

▼ Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функ-

ционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфунк-

циональный процесс в общественных системах.

Ведущий представитель этого направления – американский социо-

лог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную

аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформу-

лировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность

общества:

• удовлетворение основных биологических и психологических потреб-

ностей большей части общества;

• эффективная деятельность органов социального контроля, воспиты-

вающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нор-

мами;

• совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установ-

ками.

По мнению функционалистов в хорошо работающей социальной

системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен нахо-

дить почвы в обществе.

Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители

школы «человеческих отношений» (public relations). Известный пред-

ставитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог

и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, ут-

верждал, что необходимо способствовать установлению мира в про-

мышленности, это главная проблема современности. В своих рекомен-

дациях капитанам промышленности он доказывал необходимость заме-

ны индивидуального вознаграждения групповым, экономического – со-

циально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный

климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.

Со временем оказалось, что ожидания, связанные с деятельностью

школы «человеческих отношений», были чрезмерными, ее рекоменда-

ции все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться

смена теоретической ориентации, наметился возврат к конфликтной мо-

дели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекват-

ный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму

способствовала работа американского социолога Роберта Мертона

«Социальная теория и социальная структура» (1949г.), в которой он

обстоятельно проанализировал социальные аномалии.

▼ В это же время появились современные, наиболее популяр-

ные концепции социального конфликта, условно названные диа-

лектическими: конфликт функционален для социальных систем.

Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса

Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.

Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью

целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и

слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противополож-

ность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созида-

тельном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс раз-

решения конфликтов.

В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал кни-

гу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концеп-

цию, получившую название «концепции позитивно-функционального

конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям

структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пре-

делы социологического анализа. Если структурный функционализм ви-

дел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем

больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее

создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, же-

стко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от дру-

га конфликтов, тем лучше для единства общества.

В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В

1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу

«Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе

под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели

общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира –

мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную

роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф

считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт,

это перманентное состояние социального организма:

«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она

изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, по-

скольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте на-

ходится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а

также вызов рациональному овладению и контролю над социальными

проблемами».

Современный американский социолог и экономист Кеннет Боул-

динг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защи-

та. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную

теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой

природы, индивидуальной жизни и общественной.

Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических,

так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна

конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм

земной породы против других форм».

Рассмотренные нами диалектические теории конфликта Л. Козера,

Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом

объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфлик-

та в жизни общества.

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического

подхода видится в следующем:

− конфликт помогает прояснить проблему;

− конфликт усиливает способность организации к изменениям;

− конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоот-

ношения между людьми;

− конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любозна-

тельность и стимулируют развитие;

− конфликты могут способствовать самостоятельному повышению

уровня квалификации и знаний;

− конфликты повышают качество принимаемых решений;

− конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

− конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

Можно утверждать, что в современной зарубежной литературе по

конфликтологии преобладают:

Три концепции социального конфликта

"Позитивно-функциональный

конфликт" Л. Козера (США)

"Общая теория конфликта

К. Боулдинга (США)

"Конфликтная модель общества"

Р. Дарендорфа (Германия)

Что нового вносит Льюис Козер:

В отличие от теории структурного функционализма, представите-

ли которого выносят конфликты за пределы социальной системы как не-

что несвойственное для нее, он доказывает, что конфликты являются

продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их стаби-

лизирующую роль для социальной системы.

Но концепция “позитивно-функционального конфликта” господ-

ствовала недолго. В середине 60-х г. Ральф Дарендорф выступил с обос-

нованием “конфликтной модели общества”.

Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

• любое общество подвержено в каждый момент изменению;

• социальные изменения вездесущи;

• любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

• социальный конфликт вездесущ;

• каждый элемент общества способствует его изменению;

• любое общество опирается на принуждение одних его членов други-

ми.

Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их при-

знания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот,

кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противни-

ки”.

Среди концепций, претендующих на универсальность, - “общая

теория конфликта” Кеннета Боулдинга.

Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:

• конфликт неотделим от общественной жизни;

• в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе по-

добными;

• конфликт можно преодолевать или ограничивать;

• все конфликты имеют общие образцы развития;

• ключевым понятием конфликта является конкуренция;

Конкуренция шире понятия конфликт, так как не каждая конкуренция

переходит в конфликт. У сторон нет осведомленности о факте их сопер-

ничества.

• в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность

сторон и несовместимость их желаний.

В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определи-

лись два основных направления:

• первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия,

Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;

• второе – распространено в США и связано с изучением мира и согла-

сия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные

нами в списке рекомендуемой литературы.

Цели двух научных направлений по сути идентичны, но их дос-

тижение связано с различными методологическими подходами.

Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему

только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и

межнациональных конфликтов.

Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид

или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей пу-

тем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида

или группы индивидов.

Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в.

мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешае-

мой благодаря регулирующей деятельности государства.

Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в

работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства на-

родов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта

лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это

деление и является движущей силой развития общества, выполняющей

полезные функции.

Проблема социального конфликта также получила обоснование в

работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил ос-

нованием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к

числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме про-

блема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводил-

ся к столкновению между антагонистическими классами.

Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в

конце XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-

1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-

дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и

стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался

немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории

социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология кон-

фликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возник-

ла так называемая “формальная школа”, представители которой придают

противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.

В современной теории конфликта существует много точек зрения

на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации

различных авторов.

▼ Одна из них, условно называемая социально-биологической,

утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным.

Исследователи этого направления опираются на открытую английским

естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естест-

венного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности че-

ловека вообще. Основное содержание его теории биологической эволю-

ции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного

отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за

жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой

природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание,

что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособ-

ленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм»

как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию об-

щественной жизни биологическими законами естественного отбора.

Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто

социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-

1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспе-

чивает равновесие не только в рамках общества, но также между обще-

ством и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г.

Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться

до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто пол-

ное равновесие между народами и расами.

Близкой точки зрения придерживался и американский социальный

дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за

существование гибнут слабые, худшие представители человеческого ро-

да. Победители (преуспевающие американские промышленники, банки-

ры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими

людьми.

В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного

последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными

при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального

дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различ-

ные типы агрессивного поведения людей:

• территориальная агрессия;

• агрессия доминирования;

• сексуальная агрессия;

• агрессия родителей;

• агрессия ребенка;

• моралистическая агрессия;

• агрессия грабителя;

• агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений по-

добных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего ха-

рактера.

▼ Вторая теория – социально-психологическая, объясняет

конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое

ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее

основе лежит утверждение: черты современного индустриального обще-

ства неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинст-

ва людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это

связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и

нестабильностью отношений.

Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация,

проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния лич-

ности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фру-

страции порождается в том случае, если блокируются все возможные

пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, рег-

рессии или уходе в себя.

Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности

представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить,

на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели

напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индиви-

дуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы

для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.

▼ Третья точка зрения, традиционно называемая классовой

или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт

воспроизводится обществами с определенной социальной структу-

рой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс

(1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924),

Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представи-

тель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социо-

лог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не

без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической со-

циологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфре-

до Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс

(1876-1936).

Марксистская социология внесла существенные коррективы в гос-

подствовавшие представления о процессах общественного развития.

Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в

его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура

общества представлена им четырьмя основными элементами:

• производительные силы;

• производственные отношения;

• политическая надстройка;

• формы общественного сознания.

К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за раз-

деления людей на различные классы в соответствии с их положением в

экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, яв-

ляются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоян-

ная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуата-

ция наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к рево-

люциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом

случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно

правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие

оправдывается задачами будущего созидания.

Понятие класса занимает центральное место в марксизме, где

он определяется по отношению к средствам производства. Вне мар-

ксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты)

кладутся такие критерии, как отношение к власти, собственности,

доход, образ или уровень жизни, престиж (это основные критерии

теории социальной стратификации). Но как бы то ни было, практически

все авторы согласны с такими признаками классов как:

• коллективное неравенство условий жизни и труда;

• наследственная передача привилегий (не только собственности, но и

статуса).

Для классов характерно неравенство шансов, что вытекает из не-

одинакового уровня богатства, типа собственности, юридических при-

вилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном

образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующему слою.

Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных но-

сителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала за-

падно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако

это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и

регионов. В настоящее время, вероятно, не менее важную роль в качест-

ве участников политического действия стали играть территориальные

(нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (про-

фессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлеж-

ность к территориальной группе с особой остротой осознается чело-

веком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно

ожесточенными, превосходя в этом отношения даже классовые.

Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися

одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская

система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное чувство соли-

дарности, особенно в условиях неустойчивой экономики. В случаях, ко-

гда образ жизни представителей различных классов различается не

очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидар-

ность.

Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и

других стран показывает сомнительное качество рождающегося в таком

пламени общества с освобожденным насилием. Классик конфликтоло-

гии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции мелан-

холичными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается

утопленной в страданиях и разочарованиях».

▼ Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функ-

ционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфунк-

циональный процесс в общественных системах.

Ведущий представитель этого направления – американский социо-

лог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную

аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформу-

лировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность

общества:

• удовлетворение основных биологических и психологических потреб-

ностей большей части общества;

• эффективная деятельность органов социального контроля, воспиты-

вающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нор-

мами;

• совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установ-

ками.

По мнению функционалистов в хорошо работающей социальной

системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен нахо-

дить почвы в обществе.

Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители

школы «человеческих отношений» (public relations). Известный пред-

ставитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог

и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, ут-

верждал, что необходимо способствовать установлению мира в про-

мышленности, это главная проблема современности. В своих рекомен-

дациях капитанам промышленности он доказывал необходимость заме-

ны индивидуального вознаграждения групповым, экономического – со-

циально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный

климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.

Со временем оказалось, что ожидания, связанные с деятельностью

школы «человеческих отношений», были чрезмерными, ее рекоменда-

ции все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться

смена теоретической ориентации, наметился возврат к конфликтной мо-

дели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекват-

ный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму

способствовала работа американского социолога Роберта Мертона

«Социальная теория и социальная структура» (1949г.), в которой он

обстоятельно проанализировал социальные аномалии.

▼ В это же время появились современные, наиболее популяр-

ные концепции социального конфликта, условно названные диа-

лектическими: конфликт функционален для социальных систем.

Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса

Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.

Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью

целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и

слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противополож-

ность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созида-

тельном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс раз-

решения конфликтов.

В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал кни-

гу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концеп-

цию, получившую название «концепции позитивно-функционального

конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям

структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пре-

делы социологического анализа. Если структурный функционализм ви-

дел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем

больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее

создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, же-

стко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от дру-

га конфликтов, тем лучше для единства общества.

В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В

1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу

«Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе

под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели

общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира –

мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную

роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф

считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт,

это перманентное состояние социального организма:

«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она

изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, по-

скольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте на-

ходится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а

также вызов рациональному овладению и контролю над социальными

проблемами».

Современный американский социолог и экономист Кеннет Боул-

динг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защи-

та. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную

теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой

природы, индивидуальной жизни и общественной.

Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических,

так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна

конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм

земной породы против других форм».

Рассмотренные нами диалектические теории конфликта Л. Козера,

Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом

объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфлик-

та в жизни общества.

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического

подхода видится в следующем:

− конфликт помогает прояснить проблему;

− конфликт усиливает способность организации к изменениям;

− конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоот-

ношения между людьми;

− конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любозна-

тельность и стимулируют развитие;

− конфликты могут способствовать самостоятельному повышению

уровня квалификации и знаний;

− конфликты повышают качество принимаемых решений;

− конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

− конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

Можно утверждать, что в современной зарубежной литературе по

конфликтологии преобладают:

Три концепции социального конфликта

"Позитивно-функциональный

конфликт" Л. Козера (США)

"Общая теория конфликта

К. Боулдинга (США)

"Конфликтная модель общества"

Р. Дарендорфа (Германия)

Что нового вносит Льюис Козер:

В отличие от теории структурного функционализма, представите-

ли которого выносят конфликты за пределы социальной системы как не-

что несвойственное для нее, он доказывает, что конфликты являются

продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их стаби-

лизирующую роль для социальной системы.

Но концепция “позитивно-функционального конфликта” господ-

ствовала недолго. В середине 60-х г. Ральф Дарендорф выступил с обос-

нованием “конфликтной модели общества”.

Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

• любое общество подвержено в каждый момент изменению;

• социальные изменения вездесущи;

• любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

• социальный конфликт вездесущ;

• каждый элемент общества способствует его изменению;

• любое общество опирается на принуждение одних его членов други-

ми.

Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их при-

знания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот,

кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противни-

ки”.

Среди концепций, претендующих на универсальность, - “общая

теория конфликта” Кеннета Боулдинга.

Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:

• конфликт неотделим от общественной жизни;

• в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе по-

добными;

• конфликт можно преодолевать или ограничивать;

• все конфликты имеют общие образцы развития;

• ключевым понятием конфликта является конкуренция;

Конкуренция шире понятия конфликт, так как не каждая конкуренция

переходит в конфликт. У сторон нет осведомленности о факте их сопер-

ничества.

• в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность

сторон и несовместимость их желаний.

В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определи-

лись два основных направления:

• первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия,

Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;

• второе – распространено в США и связано с изучением мира и согла-

сия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные

нами в списке рекомендуемой литературы.

Цели двух научных направлений по сути идентичны, но их дос-

тижение связано с различными методологическими подходами.

Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему

только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и

межнациональных конфликтов.

Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид

или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей пу-

тем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида

или группы индивидов.