5.1. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании кон-
фликтов могут выступать один человек, иногда группа из двух-трех и
более профессионалов, а также и государства.
Медиация – один из древних способов разрешения конфликта.
Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины
рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая
бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно зна-
чимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США.
В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как офици-
альные медиаторы, так и неофициальные.
Официальными медиаторами могут быть:
• отдельные государства;
• межгосударственные организации (например, ООН);
• государственные правовые институты (суд, прокуратура и др.);
• представители правоохранительных органов;
• общественные организации;
• руководители предприятий;
• профессиональные медиаторы - конфликтологи.
Неофициальными медиаторами обычно являются:
• представители религиозных организаций;
• известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные
деятели);
• неформальные лидеры общественных групп разного уровня;
• старшие по возрасту (мать, отец и т.д.);
• друзья, просто свидетели конфликта.
Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третей-
ский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.
− Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает
проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение, которое не ос-
паривается.
− Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Конфликт
поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в
своих действиях пассивными и реактивными относительно действий ар-
битра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. ис-
пользоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны
могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих ин-
станциях. Существуют различные типы арбитража: обязывающий, ог-
раниченный (стороны ограничивают свой риск, устанавливая пределы
до начала разбирательства); арбитраж окончательного предложения
(каждая из сторон представляет свой вариант решения по данному спо-
ру, а арбитр вправе выбрать любой из них без каких-либо изменений);
рекомендательный (решение арбитра носит рекомендательный харак-
тер, и стороны могут принять его, либо отвергнуть); посреднический
(форма смешанного урегулирования конфликта, когда стороны могут
выбрать лицо, совмещающее функции и посредника, и арбитра).
− Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он
обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное
решение остается за оппонентами.
− Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, вы-
ступающий в качестве третьей стороны. Он должен быть ученым-
практиком, экспертом. Консультирование – новаторская форма вмеша-
тельства в конфликт. В задачу консультанта входит:
• сбор фактических данных;
• определение предмета спора;
• выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-
то прежде;
• нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.
− Помощник – участвует в урегулировании конфликта с целью орга-
низации встреч и переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу
содержания проблемы и принятия окончательного решения.
− Наблюдатель – своим присутствием сдерживает конфликтующие
стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых дого-
воренностей.
Тот или иной тип участия третьей стороны в конфликте зависит от
конкретной ситуации. Так, роль третейского судьи или арбитра эффек-
тивна при ужесточении конфликта, необходимости принятия быстрого
решения. Исход конфликта зависит от авторитета и роли третьей сторо-
ны.
Третья сторона может обеспечить:
• волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);
• разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);
• блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);
• применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);
• определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);
• оказание помощи в поиске решения (посредник, помощник, консуль-
тант);
• содействие нормализации отношений (посредник, консультант, по-
мощник);
• оказание помощи в организации общения (посредник, помощник);
• контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, консуль-
тант, наблюдатель).
Деятельность руководителя (администратора, менеджера) по
урегулированию конфликтов.
На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руко-
водителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к
подчиненным, руководитель может использовать любой тип медиатор-
ства: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник, на-
блюдатель.
Существуют два подхода к пониманию роли руководителя в
урегулировании конфликта:
1 Руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в
конфликте, а не арбитра. Арбитраж менее эффективен в разрешении
межличностных конфликтов, так как:
• побуждает руководителя к поиску истины, а не нормализации чело-
веческих отношений;
• принятие решения в пользу одной из сторон вызывает у другой сто-
роны негативные реакции в адрес арбитра;
• принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за
реализацию этого решения.
2 Руководителю необходимо уметь гибко применять все типы медиа-
торства. Но основными для руководителя являются роли арбитра и по-
средника.
Роль арбитра для руководителя целесообразна при урегулирова-
нии конфликтов по вертикали, то есть, когда оппоненты находятся в
подчинении друг у друга.
Роль арбитра оптимальна в ситуациях, когда:
• одна из сторон явно неправа;
• конфликт быстро обостряется;
• конфликт развивается в экстремальных условиях (состояние войны,
аварийная ситуация);
• нет времени на длительное разбирательство;
• конфликт незначительный и кратковременный.
Роль посредника для руководителя целесообразна в ситуациях:
• конфликта по горизонтали, то есть когда оппоненты не находятся в
подчинении друг у друга;
• длительных, сложных, неприязненных взаимоотношений сторон;
• отсутствия четких критериев разрешения проблемы;
• наличия у оппонентов позитивных навыков общения.
Общие требования к руководителю, выступающему в роли по-
средника:
• он независим или относительно независим от участников конфликта;
• в своих действиях подчеркнуто нейтрален;
• он организует и ведет переговоры;
• с позиции нейтралитета он должен быть вне всякого подозрения;
• посредник есть слуга сталкивающихся сторон. Переговоры, их перио-
дичность, время - не являются предметом его самореализации;
• его главная забота - продуктивность встреч;
• действия посредника сводятся к поддержанию порядка, ведению кон-
структивной дискуссии, выдвижению предложений в ту или иную сто-
рону для преодоления разногласий;
• посредник не имеет права ни говорить, ни делать что-либо в усиление
позиции какой-либо одной из сторон;
• ему не следует бояться и задавать вопросы на уточнение или понима-
ние. Куда хуже, если из-за непонимания нить дискуссии уплывет из рук
ее организатора;
• посредник не должен подгонять дискутирующих: обычно участники
переговоров к этому относятся негативно.
Особенности посредничества:
⇒ посредничество используется, когда стороны приходят к выводу о
невозможности справиться с обстоятельствами конфликта самостоя-
тельно;
⇒ у посредника не имеется административной власти в выработке ре-
шений по выходу из конфликта;
⇒ посредник отвечает за честное ведение переговоров, но не за кон-
кретное соглашение.
Власть посредника свойственна его возможности призывать к сто-
ронам в целях достижения соглашения, основанного на их собственных
интересах или прошлых действиях или же на репутации самого посред-
ника как полезного ресурса.
Немногие из руководителей способны выполнять роль посредни-
ков. Эти действия требуют специально подготовленного персонала.
• Такую роль выполняют омбадсмены на предприятиях Великобрита-
нии, занимающие в корпорации позиции независимых менеджеров, ока-
зывающих неформальную помощь администрации и работникам в сфере
труда.
• Среди лиц, придерживающихся иудейской религии, такую роль вы-
полняет раввинат.
• Но чаще всего, эти задачи возлагаются на специалистов по посредни-
честву. Так, в США существует более 250 центров по разрешению кон-
фликтов, проводящих более 230000 слушаний в год. В большинстве раз-
витых стран правительства создают специальные посреднические орга-
низации в составе министерств и департаментов по труду.
В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании кон-
фликтов могут выступать один человек, иногда группа из двух-трех и
более профессионалов, а также и государства.
Медиация – один из древних способов разрешения конфликта.
Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины
рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая
бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно зна-
чимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США.
В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как офици-
альные медиаторы, так и неофициальные.
Официальными медиаторами могут быть:
• отдельные государства;
• межгосударственные организации (например, ООН);
• государственные правовые институты (суд, прокуратура и др.);
• представители правоохранительных органов;
• общественные организации;
• руководители предприятий;
• профессиональные медиаторы - конфликтологи.
Неофициальными медиаторами обычно являются:
• представители религиозных организаций;
• известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные
деятели);
• неформальные лидеры общественных групп разного уровня;
• старшие по возрасту (мать, отец и т.д.);
• друзья, просто свидетели конфликта.
Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третей-
ский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.
− Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает
проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение, которое не ос-
паривается.
− Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Конфликт
поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в
своих действиях пассивными и реактивными относительно действий ар-
битра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. ис-
пользоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны
могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих ин-
станциях. Существуют различные типы арбитража: обязывающий, ог-
раниченный (стороны ограничивают свой риск, устанавливая пределы
до начала разбирательства); арбитраж окончательного предложения
(каждая из сторон представляет свой вариант решения по данному спо-
ру, а арбитр вправе выбрать любой из них без каких-либо изменений);
рекомендательный (решение арбитра носит рекомендательный харак-
тер, и стороны могут принять его, либо отвергнуть); посреднический
(форма смешанного урегулирования конфликта, когда стороны могут
выбрать лицо, совмещающее функции и посредника, и арбитра).
− Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он
обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное
решение остается за оппонентами.
− Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, вы-
ступающий в качестве третьей стороны. Он должен быть ученым-
практиком, экспертом. Консультирование – новаторская форма вмеша-
тельства в конфликт. В задачу консультанта входит:
• сбор фактических данных;
• определение предмета спора;
• выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-
то прежде;
• нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.
− Помощник – участвует в урегулировании конфликта с целью орга-
низации встреч и переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу
содержания проблемы и принятия окончательного решения.
− Наблюдатель – своим присутствием сдерживает конфликтующие
стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых дого-
воренностей.
Тот или иной тип участия третьей стороны в конфликте зависит от
конкретной ситуации. Так, роль третейского судьи или арбитра эффек-
тивна при ужесточении конфликта, необходимости принятия быстрого
решения. Исход конфликта зависит от авторитета и роли третьей сторо-
ны.
Третья сторона может обеспечить:
• волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);
• разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);
• блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);
• применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);
• определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);
• оказание помощи в поиске решения (посредник, помощник, консуль-
тант);
• содействие нормализации отношений (посредник, консультант, по-
мощник);
• оказание помощи в организации общения (посредник, помощник);
• контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, консуль-
тант, наблюдатель).
Деятельность руководителя (администратора, менеджера) по
урегулированию конфликтов.
На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руко-
водителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к
подчиненным, руководитель может использовать любой тип медиатор-
ства: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник, на-
блюдатель.
Существуют два подхода к пониманию роли руководителя в
урегулировании конфликта:
1 Руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в
конфликте, а не арбитра. Арбитраж менее эффективен в разрешении
межличностных конфликтов, так как:
• побуждает руководителя к поиску истины, а не нормализации чело-
веческих отношений;
• принятие решения в пользу одной из сторон вызывает у другой сто-
роны негативные реакции в адрес арбитра;
• принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за
реализацию этого решения.
2 Руководителю необходимо уметь гибко применять все типы медиа-
торства. Но основными для руководителя являются роли арбитра и по-
средника.
Роль арбитра для руководителя целесообразна при урегулирова-
нии конфликтов по вертикали, то есть, когда оппоненты находятся в
подчинении друг у друга.
Роль арбитра оптимальна в ситуациях, когда:
• одна из сторон явно неправа;
• конфликт быстро обостряется;
• конфликт развивается в экстремальных условиях (состояние войны,
аварийная ситуация);
• нет времени на длительное разбирательство;
• конфликт незначительный и кратковременный.
Роль посредника для руководителя целесообразна в ситуациях:
• конфликта по горизонтали, то есть когда оппоненты не находятся в
подчинении друг у друга;
• длительных, сложных, неприязненных взаимоотношений сторон;
• отсутствия четких критериев разрешения проблемы;
• наличия у оппонентов позитивных навыков общения.
Общие требования к руководителю, выступающему в роли по-
средника:
• он независим или относительно независим от участников конфликта;
• в своих действиях подчеркнуто нейтрален;
• он организует и ведет переговоры;
• с позиции нейтралитета он должен быть вне всякого подозрения;
• посредник есть слуга сталкивающихся сторон. Переговоры, их перио-
дичность, время - не являются предметом его самореализации;
• его главная забота - продуктивность встреч;
• действия посредника сводятся к поддержанию порядка, ведению кон-
структивной дискуссии, выдвижению предложений в ту или иную сто-
рону для преодоления разногласий;
• посредник не имеет права ни говорить, ни делать что-либо в усиление
позиции какой-либо одной из сторон;
• ему не следует бояться и задавать вопросы на уточнение или понима-
ние. Куда хуже, если из-за непонимания нить дискуссии уплывет из рук
ее организатора;
• посредник не должен подгонять дискутирующих: обычно участники
переговоров к этому относятся негативно.
Особенности посредничества:
⇒ посредничество используется, когда стороны приходят к выводу о
невозможности справиться с обстоятельствами конфликта самостоя-
тельно;
⇒ у посредника не имеется административной власти в выработке ре-
шений по выходу из конфликта;
⇒ посредник отвечает за честное ведение переговоров, но не за кон-
кретное соглашение.
Власть посредника свойственна его возможности призывать к сто-
ронам в целях достижения соглашения, основанного на их собственных
интересах или прошлых действиях или же на репутации самого посред-
ника как полезного ресурса.
Немногие из руководителей способны выполнять роль посредни-
ков. Эти действия требуют специально подготовленного персонала.
• Такую роль выполняют омбадсмены на предприятиях Великобрита-
нии, занимающие в корпорации позиции независимых менеджеров, ока-
зывающих неформальную помощь администрации и работникам в сфере
труда.
• Среди лиц, придерживающихся иудейской религии, такую роль вы-
полняет раввинат.
• Но чаще всего, эти задачи возлагаются на специалистов по посредни-
честву. Так, в США существует более 250 центров по разрешению кон-
фликтов, проводящих более 230000 слушаний в год. В большинстве раз-
витых стран правительства создают специальные посреднические орга-
низации в составе министерств и департаментов по труду.