Выводы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов.
Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как
особого общественного явления, изучение причин и условий возникно-
вения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разреше-
ния. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия”
конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участ-
ники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и
вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функ-
циональной роли в жизни общества.
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от
масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социо-
логический, политологический и геополитический уровни рассмотрения
конфликтов.
Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями,
ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противо-
борствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, по-
средников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принад-
лежит противоборствующим сторонам.
Поведение участника конфликта зависит не только от его соци-
альной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической дея-
тельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы опре-
деляют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.
Несмотря на сложность, существует реальная возможность про-
гнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение
человека характеризуется некоторыми закономерностями.
Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной
ситуации - такого совмещения обстоятельств и интересов, которые соз-
дают почву для реального противоборства между субъектами.
Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.
Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют
все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но
не начаты взаимные действия сторон.
Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из
сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале от-
крытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций
противоборствующих сторон и взаимные действия.
В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсифи-
кации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.
Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопро-
вождает и соответствует его масштабам.
Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершает-
ся. Единой системы завершения не существует.
Предупреждение конфликтов относится к видам деятельности, ко-
торые оцениваются исключительно положительно. Однако, эффектив-
ность предупреждения конфликтов невелика, поскольку существует ряд
объективных причин, мешающих этому.
Предупреждение конфликтов представляет собой воздействие на
элементы конфликта до начала противостояния. Наиболее эффективны-
ми формами предупреждения конфликтов являются: устранение их при-
чин, создание ситуации поддержания сотрудничества, институциализа-
ция отношений и принятие нормативных механизмов, а также использо-
вание юмора в конфликтной ситуации.
Каждая форма предупреждения конфликтов предполагает выбор
эффективных методов, применение которых позволяет значительно ста-
билизировать и улучшить ситуацию.
Непосредственно разрешение конфликта представляет собой про-
цесс, включающий анализ и оценку ситуации, выбор способа разреше-
ния конфликта, оценку эффективности действий.
Более 85% конфликтов разрешаются внеюридическими методами,
остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.
Внеюридические методы разделяются на две группы: стратегиче-
ские и тактические. Стратегические методы – те, которые применяются
для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще.
Основными тактическими методами разрешения конфликтов яв-
ляются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и
уход (уклонение) от решения проблемы. В зависимости от выбранного
метода возможно разрешение конфликта способом силового подавления
(уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудни-
чество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники откры-
того разговора, а сотрудничество – с помощью принципиальных, кро-
потливых переговоров.
Юридическим конфликтом является любой конфликт, в котором
спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты,
либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают право-
выми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридические средства разрешения конфликта делятся на три ос-
новные группы:
• конституционные процедуры, применяемые главным образом в поли-
тической сфере;
• судебное и арбитражное рассмотрение дел;
• административные процедуры, практикуемые в различных право-
применительных органах.
Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны – особый
вид деятельности, которая называется медиацией. В зависимости от ост-
роты конфликта и особенностей оппонентов медиатор может использо-
вать один из шести основных типов урегулирования: третейский судья,
арбитр, посредник, консультант, помощник или наблюдатель.
В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как
правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр
и посредник.
Переговоры представляют собой совместную деятельность оппо-
нентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Часто перего-
воры проводятся с участием третьей стороны.
Существует следующая классификация переговоров: переговоры о
продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о пе-
рераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных
эффектов. Среди функций переговоров выделяются: информационная,
коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвле-
чения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров зависит от
соблюдения ряда принципов и правил их проведения.
Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов.
Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как
особого общественного явления, изучение причин и условий возникно-
вения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разреше-
ния. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия”
конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участ-
ники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и
вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функ-
циональной роли в жизни общества.
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от
масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социо-
логический, политологический и геополитический уровни рассмотрения
конфликтов.
Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями,
ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противо-
борствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, по-
средников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принад-
лежит противоборствующим сторонам.
Поведение участника конфликта зависит не только от его соци-
альной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической дея-
тельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы опре-
деляют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.
Несмотря на сложность, существует реальная возможность про-
гнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение
человека характеризуется некоторыми закономерностями.
Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной
ситуации - такого совмещения обстоятельств и интересов, которые соз-
дают почву для реального противоборства между субъектами.
Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.
Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют
все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но
не начаты взаимные действия сторон.
Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из
сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале от-
крытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций
противоборствующих сторон и взаимные действия.
В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсифи-
кации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.
Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопро-
вождает и соответствует его масштабам.
Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершает-
ся. Единой системы завершения не существует.
Предупреждение конфликтов относится к видам деятельности, ко-
торые оцениваются исключительно положительно. Однако, эффектив-
ность предупреждения конфликтов невелика, поскольку существует ряд
объективных причин, мешающих этому.
Предупреждение конфликтов представляет собой воздействие на
элементы конфликта до начала противостояния. Наиболее эффективны-
ми формами предупреждения конфликтов являются: устранение их при-
чин, создание ситуации поддержания сотрудничества, институциализа-
ция отношений и принятие нормативных механизмов, а также использо-
вание юмора в конфликтной ситуации.
Каждая форма предупреждения конфликтов предполагает выбор
эффективных методов, применение которых позволяет значительно ста-
билизировать и улучшить ситуацию.
Непосредственно разрешение конфликта представляет собой про-
цесс, включающий анализ и оценку ситуации, выбор способа разреше-
ния конфликта, оценку эффективности действий.
Более 85% конфликтов разрешаются внеюридическими методами,
остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.
Внеюридические методы разделяются на две группы: стратегиче-
ские и тактические. Стратегические методы – те, которые применяются
для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще.
Основными тактическими методами разрешения конфликтов яв-
ляются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и
уход (уклонение) от решения проблемы. В зависимости от выбранного
метода возможно разрешение конфликта способом силового подавления
(уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудни-
чество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники откры-
того разговора, а сотрудничество – с помощью принципиальных, кро-
потливых переговоров.
Юридическим конфликтом является любой конфликт, в котором
спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты,
либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают право-
выми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия.
Юридические средства разрешения конфликта делятся на три ос-
новные группы:
• конституционные процедуры, применяемые главным образом в поли-
тической сфере;
• судебное и арбитражное рассмотрение дел;
• административные процедуры, практикуемые в различных право-
применительных органах.
Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны – особый
вид деятельности, которая называется медиацией. В зависимости от ост-
роты конфликта и особенностей оппонентов медиатор может использо-
вать один из шести основных типов урегулирования: третейский судья,
арбитр, посредник, консультант, помощник или наблюдатель.
В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как
правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр
и посредник.
Переговоры представляют собой совместную деятельность оппо-
нентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Часто перего-
воры проводятся с участием третьей стороны.
Существует следующая классификация переговоров: переговоры о
продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о пе-
рераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных
эффектов. Среди функций переговоров выделяются: информационная,
коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвле-
чения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров зависит от
соблюдения ряда принципов и правил их проведения.