Выводы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов.

Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как

особого общественного явления, изучение причин и условий возникно-

вения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разреше-

ния. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия”

конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участ-

ники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и

вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функ-

циональной роли в жизни общества.

Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от

масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социо-

логический, политологический и геополитический уровни рассмотрения

конфликтов.

Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями,

ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противо-

борствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, по-

средников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принад-

лежит противоборствующим сторонам.

Поведение участника конфликта зависит не только от его соци-

альной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической дея-

тельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы опре-

деляют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.

Несмотря на сложность, существует реальная возможность про-

гнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение

человека характеризуется некоторыми закономерностями.

Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной

ситуации - такого совмещения обстоятельств и интересов, которые соз-

дают почву для реального противоборства между субъектами.

Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.

Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют

все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но

не начаты взаимные действия сторон.

Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из

сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале от-

крытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций

противоборствующих сторон и взаимные действия.

В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсифи-

кации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.

Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопро-

вождает и соответствует его масштабам.

Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершает-

ся. Единой системы завершения не существует.

Предупреждение конфликтов относится к видам деятельности, ко-

торые оцениваются исключительно положительно. Однако, эффектив-

ность предупреждения конфликтов невелика, поскольку существует ряд

объективных причин, мешающих этому.

Предупреждение конфликтов представляет собой воздействие на

элементы конфликта до начала противостояния. Наиболее эффективны-

ми формами предупреждения конфликтов являются: устранение их при-

чин, создание ситуации поддержания сотрудничества, институциализа-

ция отношений и принятие нормативных механизмов, а также использо-

вание юмора в конфликтной ситуации.

Каждая форма предупреждения конфликтов предполагает выбор

эффективных методов, применение которых позволяет значительно ста-

билизировать и улучшить ситуацию.

Непосредственно разрешение конфликта представляет собой про-

цесс, включающий анализ и оценку ситуации, выбор способа разреше-

ния конфликта, оценку эффективности действий.

Более 85% конфликтов разрешаются внеюридическими методами,

остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.

Внеюридические методы разделяются на две группы: стратегиче-

ские и тактические. Стратегические методы – те, которые применяются

для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще.

Основными тактическими методами разрешения конфликтов яв-

ляются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и

уход (уклонение) от решения проблемы. В зависимости от выбранного

метода возможно разрешение конфликта способом силового подавления

(уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудни-

чество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники откры-

того разговора, а сотрудничество – с помощью принципиальных, кро-

потливых переговоров.

Юридическим конфликтом является любой конфликт, в котором

спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты,

либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают право-

выми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия.

Юридические средства разрешения конфликта делятся на три ос-

новные группы:

• конституционные процедуры, применяемые главным образом в поли-

тической сфере;

• судебное и арбитражное рассмотрение дел;

• административные процедуры, практикуемые в различных право-

применительных органах.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны – особый

вид деятельности, которая называется медиацией. В зависимости от ост-

роты конфликта и особенностей оппонентов медиатор может использо-

вать один из шести основных типов урегулирования: третейский судья,

арбитр, посредник, консультант, помощник или наблюдатель.

В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как

правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр

и посредник.

Переговоры представляют собой совместную деятельность оппо-

нентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Часто перего-

воры проводятся с участием третьей стороны.

Существует следующая классификация переговоров: переговоры о

продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о пе-

рераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных

эффектов. Среди функций переговоров выделяются: информационная,

коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвле-

чения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров зависит от

соблюдения ряда принципов и правил их проведения.

Теория конфликтов охватывает довольно широкий круг вопросов.

Это определение самого понятия конфликта, раскрытие его природы как

особого общественного явления, изучение причин и условий возникно-

вения конфликтных ситуаций, их профилактики, контроля и разреше-

ния. Анализируется структура или, как принято называть “анатомия”

конфликта как определенной системы, а также движущие силы (участ-

ники) развития социальных коллизий. Важную проблему составляют и

вопросы типологии, классификации конфликтов, выявление их функ-

циональной роли в жизни общества.

Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от

масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социо-

логический, политологический и геополитический уровни рассмотрения

конфликтов.

Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями,

ролью и значением. Среди участников конфликта различают: противо-

борствующие стороны, подстрекателей, пособников, организаторов, по-

средников и судей. Особое, незаменимое значение в конфликте принад-

лежит противоборствующим сторонам.

Поведение участника конфликта зависит не только от его соци-

альной роли, но и от ряда субъективных факторов: аналитической дея-

тельности, опыта, эмоций и чувств, мотивации и т.п. Эти факторы опре-

деляют восприятие конфликта и степень искажения восприятия.

Несмотря на сложность, существует реальная возможность про-

гнозирования поведения участников конфликта, поскольку поведение

человека характеризуется некоторыми закономерностями.

Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной

ситуации - такого совмещения обстоятельств и интересов, которые соз-

дают почву для реального противоборства между субъектами.

Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий.

Латентная стадия характерна для ситуации, когда присутствуют

все элементы конфликта (причины, участники, объект, предмет и т.д.) но

не начаты взаимные действия сторон.

Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из

сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале от-

крытой стадии конфликта. Для нее характерна определенность позиций

противоборствующих сторон и взаимные действия.

В ходе противоборства конфликт изменяется за счет интенсифи-

кации борьбы, возможна смена предмета конфликта, потеря его объекта.

Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопро-

вождает и соответствует его масштабам.

Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершает-

ся. Единой системы завершения не существует.

Предупреждение конфликтов относится к видам деятельности, ко-

торые оцениваются исключительно положительно. Однако, эффектив-

ность предупреждения конфликтов невелика, поскольку существует ряд

объективных причин, мешающих этому.

Предупреждение конфликтов представляет собой воздействие на

элементы конфликта до начала противостояния. Наиболее эффективны-

ми формами предупреждения конфликтов являются: устранение их при-

чин, создание ситуации поддержания сотрудничества, институциализа-

ция отношений и принятие нормативных механизмов, а также использо-

вание юмора в конфликтной ситуации.

Каждая форма предупреждения конфликтов предполагает выбор

эффективных методов, применение которых позволяет значительно ста-

билизировать и улучшить ситуацию.

Непосредственно разрешение конфликта представляет собой про-

цесс, включающий анализ и оценку ситуации, выбор способа разреше-

ния конфликта, оценку эффективности действий.

Более 85% конфликтов разрешаются внеюридическими методами,

остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.

Внеюридические методы разделяются на две группы: стратегиче-

ские и тактические. Стратегические методы – те, которые применяются

для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще.

Основными тактическими методами разрешения конфликтов яв-

ляются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и

уход (уклонение) от решения проблемы. В зависимости от выбранного

метода возможно разрешение конфликта способом силового подавления

(уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудни-

чество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники откры-

того разговора, а сотрудничество – с помощью принципиальных, кро-

потливых переговоров.

Юридическим конфликтом является любой конфликт, в котором

спор связан с правоотношениями сторон, из чего следует, что субъекты,

либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают право-

выми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия.

Юридические средства разрешения конфликта делятся на три ос-

новные группы:

• конституционные процедуры, применяемые главным образом в поли-

тической сфере;

• судебное и арбитражное рассмотрение дел;

• административные процедуры, практикуемые в различных право-

применительных органах.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны – особый

вид деятельности, которая называется медиацией. В зависимости от ост-

роты конфликта и особенностей оппонентов медиатор может использо-

вать один из шести основных типов урегулирования: третейский судья,

арбитр, посредник, консультант, помощник или наблюдатель.

В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как

правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр

и посредник.

Переговоры представляют собой совместную деятельность оппо-

нентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Часто перего-

воры проводятся с участием третьей стороны.

Существует следующая классификация переговоров: переговоры о

продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о пе-

рераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных

эффектов. Среди функций переговоров выделяются: информационная,

коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвле-

чения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров зависит от

соблюдения ряда принципов и правил их проведения.