1.4. Функции социальных конфликтов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимо-
действия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход
конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение кон-
фликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая
норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание.
Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конст-
руктивного конфликта в деструктивный.
Понятие “патология” имеет смысл лишь в связи с понятием
“норма” и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или
моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.
Существуют пять простых и четыре сложных формы патологиче-
ской конфликтности.
Простые патологические формы конфликтности:
• бойкот;
• саботаж;
• травля (преследование);
• словесная и физическая агрессия.
Сложные:
• протест;
• бунт;
• революция;
• война.
Подробную типологию насилия предложил американский иссле-
дователь Джозеф Хаймс.
К насильственным действиям исследователь, в частности отно-
сит такие как:
− международные войны;
− городские расовые мятежи;
− организованная преступность в крупных городах;
− убийства по заказу;
− ограбление поездов и банков, похищение людей и др.
Другой полюс конфликтных действий - ненасильственные действия,
условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильствен-
ных действий (198 методов) составил американский профессор Дж.
Шарп.
К методам ненасильственного протеста и убеждения он отно-
сит, в частности:
− публичные выступления;
− лозунги, карикатуры и символы;
− молитвы и богослужения;
− раздевание в знак протеста;
− уничтожение своей собственности;
− отказ от почестей;
− отлучение от церкви;
− невыход на работу;
− эмиграция в знак протеста;
− непотребление бойкотируемых товаров;
− снятие банковских вкладов;
− отказ от уплаты налогов;
− забастовки заключенных;
− бойкот выборов;
− отказ от членства в международных организациях;
− голодовка;
− блокирование дорог;
− стремление к заключению в тюрьму и многие другие.
Конструктивность, как правило, сужается до понятия “социальной
нормы”. Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная
патология.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним
относятся:
• функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного
клапана”;
• «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе
осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
• функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
Л. Козер: “Группы или системы, которым не брошен вызов, более не-
способны к творческой реакции”.
• функция содействия формированию социально необходимого равно-
весия;
• гарантии развития общества путем вскрытия противоположных инте-
ресов, возможностей их научного анализа и определения необходимых
изменений;
• оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
• оказания содействия по усилению лояльности членов данной струк-
турной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. усло-
вия, мешающие достижению целей. Это такие как:
• неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров,
снижение производительности труда;
• уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы
коммуникаций;
• абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция
с другими группами организации;
• представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о по-
ложительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
• сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
• увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по ме-
ре уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
• смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте,
чем решению проблемы;
• возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в
социальном опыте личности или группы насильственных способов ре-
шения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций
конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
− отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструк-
тивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными
функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до
оценки последствий конкретного конфликта;
− подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и кон-
структивные, и деструктивные функции;
− степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта
может меняться на различных стадиях его развития;
− следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструкти-
вен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы
не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций
разных участников могут оцениваться по-разному.
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимо-
действия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход
конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение кон-
фликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая
норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание.
Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конст-
руктивного конфликта в деструктивный.
Понятие “патология” имеет смысл лишь в связи с понятием
“норма” и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или
моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.
Существуют пять простых и четыре сложных формы патологиче-
ской конфликтности.
Простые патологические формы конфликтности:
• бойкот;
• саботаж;
• травля (преследование);
• словесная и физическая агрессия.
Сложные:
• протест;
• бунт;
• революция;
• война.
Подробную типологию насилия предложил американский иссле-
дователь Джозеф Хаймс.
К насильственным действиям исследователь, в частности отно-
сит такие как:
− международные войны;
− городские расовые мятежи;
− организованная преступность в крупных городах;
− убийства по заказу;
− ограбление поездов и банков, похищение людей и др.
Другой полюс конфликтных действий - ненасильственные действия,
условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильствен-
ных действий (198 методов) составил американский профессор Дж.
Шарп.
К методам ненасильственного протеста и убеждения он отно-
сит, в частности:
− публичные выступления;
− лозунги, карикатуры и символы;
− молитвы и богослужения;
− раздевание в знак протеста;
− уничтожение своей собственности;
− отказ от почестей;
− отлучение от церкви;
− невыход на работу;
− эмиграция в знак протеста;
− непотребление бойкотируемых товаров;
− снятие банковских вкладов;
− отказ от уплаты налогов;
− забастовки заключенных;
− бойкот выборов;
− отказ от членства в международных организациях;
− голодовка;
− блокирование дорог;
− стремление к заключению в тюрьму и многие другие.
Конструктивность, как правило, сужается до понятия “социальной
нормы”. Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная
патология.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним
относятся:
• функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного
клапана”;
• «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе
осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
• функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
Л. Козер: “Группы или системы, которым не брошен вызов, более не-
способны к творческой реакции”.
• функция содействия формированию социально необходимого равно-
весия;
• гарантии развития общества путем вскрытия противоположных инте-
ресов, возможностей их научного анализа и определения необходимых
изменений;
• оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
• оказания содействия по усилению лояльности членов данной струк-
турной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. усло-
вия, мешающие достижению целей. Это такие как:
• неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров,
снижение производительности труда;
• уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы
коммуникаций;
• абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция
с другими группами организации;
• представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о по-
ложительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
• сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
• увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по ме-
ре уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
• смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте,
чем решению проблемы;
• возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в
социальном опыте личности или группы насильственных способов ре-
шения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций
конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
− отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструк-
тивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными
функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до
оценки последствий конкретного конфликта;
− подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и кон-
структивные, и деструктивные функции;
− степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта
может меняться на различных стадиях его развития;
− следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструкти-
вен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы
не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций
разных участников могут оцениваться по-разному.