1.4. Функции социальных конфликтов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимо-

действия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход

конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение кон-

фликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая

норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание.

Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конст-

руктивного конфликта в деструктивный.

Понятие “патология” имеет смысл лишь в связи с понятием

“норма” и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или

моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.

Существуют пять простых и четыре сложных формы патологиче-

ской конфликтности.

Простые патологические формы конфликтности:

• бойкот;

• саботаж;

• травля (преследование);

• словесная и физическая агрессия.

Сложные:

• протест;

• бунт;

• революция;

• война.

Подробную типологию насилия предложил американский иссле-

дователь Джозеф Хаймс.

К насильственным действиям исследователь, в частности отно-

сит такие как:

− международные войны;

− городские расовые мятежи;

− организованная преступность в крупных городах;

− убийства по заказу;

− ограбление поездов и банков, похищение людей и др.

Другой полюс конфликтных действий - ненасильственные действия,

условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильствен-

ных действий (198 методов) составил американский профессор Дж.

Шарп.

К методам ненасильственного протеста и убеждения он отно-

сит, в частности:

− публичные выступления;

− лозунги, карикатуры и символы;

− молитвы и богослужения;

− раздевание в знак протеста;

− уничтожение своей собственности;

− отказ от почестей;

− отлучение от церкви;

− невыход на работу;

− эмиграция в знак протеста;

− непотребление бойкотируемых товаров;

− снятие банковских вкладов;

− отказ от уплаты налогов;

− забастовки заключенных;

− бойкот выборов;

− отказ от членства в международных организациях;

− голодовка;

− блокирование дорог;

− стремление к заключению в тюрьму и многие другие.

Конструктивность, как правило, сужается до понятия “социальной

нормы”. Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная

патология.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним

относятся:

• функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного

клапана”;

• «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе

осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

• функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

Л. Козер: “Группы или системы, которым не брошен вызов, более не-

способны к творческой реакции”.

• функция содействия формированию социально необходимого равно-

весия;

• гарантии развития общества путем вскрытия противоположных инте-

ресов, возможностей их научного анализа и определения необходимых

изменений;

• оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

• оказания содействия по усилению лояльности членов данной струк-

турной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. усло-

вия, мешающие достижению целей. Это такие как:

• неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров,

снижение производительности труда;

• уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы

коммуникаций;

• абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция

с другими группами организации;

• представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о по-

ложительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

• сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

• увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по ме-

ре уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

• смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте,

чем решению проблемы;

• возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в

социальном опыте личности или группы насильственных способов ре-

шения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций

конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

− отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструк-

тивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными

функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до

оценки последствий конкретного конфликта;

− подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и кон-

структивные, и деструктивные функции;

− степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта

может меняться на различных стадиях его развития;

− следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструкти-

вен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы

не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций

разных участников могут оцениваться по-разному.

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимо-

действия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход

конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение кон-

фликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая

норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание.

Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конст-

руктивного конфликта в деструктивный.

Понятие “патология” имеет смысл лишь в связи с понятием

“норма” и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или

моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.

Существуют пять простых и четыре сложных формы патологиче-

ской конфликтности.

Простые патологические формы конфликтности:

• бойкот;

• саботаж;

• травля (преследование);

• словесная и физическая агрессия.

Сложные:

• протест;

• бунт;

• революция;

• война.

Подробную типологию насилия предложил американский иссле-

дователь Джозеф Хаймс.

К насильственным действиям исследователь, в частности отно-

сит такие как:

− международные войны;

− городские расовые мятежи;

− организованная преступность в крупных городах;

− убийства по заказу;

− ограбление поездов и банков, похищение людей и др.

Другой полюс конфликтных действий - ненасильственные действия,

условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильствен-

ных действий (198 методов) составил американский профессор Дж.

Шарп.

К методам ненасильственного протеста и убеждения он отно-

сит, в частности:

− публичные выступления;

− лозунги, карикатуры и символы;

− молитвы и богослужения;

− раздевание в знак протеста;

− уничтожение своей собственности;

− отказ от почестей;

− отлучение от церкви;

− невыход на работу;

− эмиграция в знак протеста;

− непотребление бойкотируемых товаров;

− снятие банковских вкладов;

− отказ от уплаты налогов;

− забастовки заключенных;

− бойкот выборов;

− отказ от членства в международных организациях;

− голодовка;

− блокирование дорог;

− стремление к заключению в тюрьму и многие другие.

Конструктивность, как правило, сужается до понятия “социальной

нормы”. Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная

патология.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним

относятся:

• функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного

клапана”;

• «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе

осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

• функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

Л. Козер: “Группы или системы, которым не брошен вызов, более не-

способны к творческой реакции”.

• функция содействия формированию социально необходимого равно-

весия;

• гарантии развития общества путем вскрытия противоположных инте-

ресов, возможностей их научного анализа и определения необходимых

изменений;

• оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

• оказания содействия по усилению лояльности членов данной струк-

турной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. усло-

вия, мешающие достижению целей. Это такие как:

• неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров,

снижение производительности труда;

• уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы

коммуникаций;

• абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция

с другими группами организации;

• представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о по-

ложительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

• сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

• увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по ме-

ре уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

• смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте,

чем решению проблемы;

• возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в

социальном опыте личности или группы насильственных способов ре-

шения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций

конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

− отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструк-

тивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными

функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до

оценки последствий конкретного конфликта;

− подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и кон-

структивные, и деструктивные функции;

− степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта

может меняться на различных стадиях его развития;

− следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструкти-

вен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы

не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций

разных участников могут оцениваться по-разному.