1.3. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей,

ценностей, интересов и поведения;

• неравное положение людей в императивно координированных ассо-

циациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

• разлад между ожиданиями и поступками людей;

• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудно-

сти в процессе коммуникации;

• недостаток и некачественность информации;

• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реаль-

ностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претен-

зий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Нехватка средств к существованию является центральным звеном

всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех

потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы

и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые ле-

жат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении кон-

фликтов:

чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в

нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:

в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление

весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена по-

требностью регулирования процесса их протекания.

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на

уровне:

• индивидов, между ними;

• групп индивидов;

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология

конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу,

т.е. конфликт может быть:

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством

служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также

между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статуса.

3. Возможны и такие классификации конфликтов:

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчине-

нии друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у

друга);

• смешанные (в которых представлены и те и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они

составляют 70-80% от всех остальных.

4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

п/п

Тип Определяющие характеристики

1. Конфликты интере-

сов

Характеризуются действительным перепле-

тением интересов или обязательств.

2. Вынужденные кон-

фликты

Намеренно создаваемые конфликты для дос-

тижения иных, чем провозглашенные, целей.

3. Ложно соотнесенные Запутанные несоответствием характеристик

поведения участников, содержания и причин.

4. Иллюзорные кон-

фликты

Основанные на неправильном вос-приятии

или непонимании.

5. Замещенные кон-

фликты

В них антагонизм направлен на личность или

соображения, отличные от действительно

обиженных участников или реальных тем.

6. Экспрессивные кон-

фликты

Характеризуются желанием выразить враж-

дебность, антагонизм.

5 Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет

шесть типов конфликтов:

• подлинный конфликт – столкновение интересов существует объек-

тивно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого

фактора;

• случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко

поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются кон-

фликтующими сторонами;

• смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь

косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

• неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо соз-

нательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он

действительно происходит;

• латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен

иметь место, но не актуализируется;

• ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает

в результате ложных представлений или недоразумений.

6 Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

• экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограни-

ченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм ре-

ального конфликта;

• конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпоч-

тений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с груп-

повой идентификацией (культура, религия, идеология);

• силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально уси-

лить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

7 Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных

конфликтов, основным критерием которой является широта вовлечен-

ных масс и степень воздействия на общество:

• частные конфликты – в них государство или правительство не зани-

мают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические,

межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; кон-

фликт работников с управляющими и др.);

• гражданское неповиновение:

− беспорядки – действия, направленные против правительства (полити-

ческие демонстрации, забастовки);

− тайный сговор;

− внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

− социальный контроль – действия правительства по противостоянию

коллективным конфликтам;

− война.

Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного

континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:

Кооперация Соревнование Борьба

Менее интенсивный Более интенсивный

КОНФЛИКТ

Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в

зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоис-

ключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей,

ценностей, интересов и поведения;

• неравное положение людей в императивно координированных ассо-

циациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

• разлад между ожиданиями и поступками людей;

• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудно-

сти в процессе коммуникации;

• недостаток и некачественность информации;

• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реаль-

ностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претен-

зий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Нехватка средств к существованию является центральным звеном

всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех

потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы

и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые ле-

жат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении кон-

фликтов:

чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в

нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:

в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление

весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена по-

требностью регулирования процесса их протекания.

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на

уровне:

• индивидов, между ними;

• групп индивидов;

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология

конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу,

т.е. конфликт может быть:

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством

служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также

между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статуса.

3. Возможны и такие классификации конфликтов:

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчине-

нии друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у

друга);

• смешанные (в которых представлены и те и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они

составляют 70-80% от всех остальных.

4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

п/п

Тип Определяющие характеристики

1. Конфликты интере-

сов

Характеризуются действительным перепле-

тением интересов или обязательств.

2. Вынужденные кон-

фликты

Намеренно создаваемые конфликты для дос-

тижения иных, чем провозглашенные, целей.

3. Ложно соотнесенные Запутанные несоответствием характеристик

поведения участников, содержания и причин.

4. Иллюзорные кон-

фликты

Основанные на неправильном вос-приятии

или непонимании.

5. Замещенные кон-

фликты

В них антагонизм направлен на личность или

соображения, отличные от действительно

обиженных участников или реальных тем.

6. Экспрессивные кон-

фликты

Характеризуются желанием выразить враж-

дебность, антагонизм.

5 Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет

шесть типов конфликтов:

• подлинный конфликт – столкновение интересов существует объек-

тивно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого

фактора;

• случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко

поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются кон-

фликтующими сторонами;

• смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь

косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

• неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо соз-

нательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он

действительно происходит;

• латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен

иметь место, но не актуализируется;

• ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает

в результате ложных представлений или недоразумений.

6 Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

• экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограни-

ченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм ре-

ального конфликта;

• конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпоч-

тений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с груп-

повой идентификацией (культура, религия, идеология);

• силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально уси-

лить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

7 Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных

конфликтов, основным критерием которой является широта вовлечен-

ных масс и степень воздействия на общество:

• частные конфликты – в них государство или правительство не зани-

мают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические,

межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; кон-

фликт работников с управляющими и др.);

• гражданское неповиновение:

− беспорядки – действия, направленные против правительства (полити-

ческие демонстрации, забастовки);

− тайный сговор;

− внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

− социальный контроль – действия правительства по противостоянию

коллективным конфликтам;

− война.

Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного

континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:

Кооперация Соревнование Борьба

Менее интенсивный Более интенсивный

КОНФЛИКТ

Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в

зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоис-

ключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.