1.3. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей,
ценностей, интересов и поведения;
• неравное положение людей в императивно координированных ассо-
циациях (одни - управляют, другие - подчиняются);
• разлад между ожиданиями и поступками людей;
• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудно-
сти в процессе коммуникации;
• недостаток и некачественность информации;
• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реаль-
ностью и представлениями о ней.
Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претен-
зий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.
Нехватка средств к существованию является центральным звеном
всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех
потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы
и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые ле-
жат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность в возникновении кон-
фликтов:
чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в
нем возникают конфликты.
Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:
в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление
весьма редкое.
Важность типологии социальных конфликтов обусловлена по-
требностью регулирования процесса их протекания.
Известны различные классификации конфликтов:
1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на
уровне:
• индивидов, между ними;
• групп индивидов;
• крупных систем (или подсистем);
• деления общества на классы и слои;
• общества в целом;
• на региональном или глобальном уровнях.
2. В социальной психологии существует многовариантная типология
конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу,
т.е. конфликт может быть:
• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством
служебного долга руководителя);
• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также
между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);
• между личностью и организацией, в которую она входит;
• между организациями или группами одного или различного статуса.
3. Возможны и такие классификации конфликтов:
• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчине-
нии друг у друга);
• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у
друга);
• смешанные (в которых представлены и те и другие).
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они
составляют 70-80% от всех остальных.
4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:
№
п/п
Тип Определяющие характеристики
1. Конфликты интере-
сов
Характеризуются действительным перепле-
тением интересов или обязательств.
2. Вынужденные кон-
фликты
Намеренно создаваемые конфликты для дос-
тижения иных, чем провозглашенные, целей.
3. Ложно соотнесенные Запутанные несоответствием характеристик
поведения участников, содержания и причин.
4. Иллюзорные кон-
фликты
Основанные на неправильном вос-приятии
или непонимании.
5. Замещенные кон-
фликты
В них антагонизм направлен на личность или
соображения, отличные от действительно
обиженных участников или реальных тем.
6. Экспрессивные кон-
фликты
Характеризуются желанием выразить враж-
дебность, антагонизм.
5 Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет
шесть типов конфликтов:
• подлинный конфликт – столкновение интересов существует объек-
тивно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого
фактора;
• случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко
поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются кон-
фликтующими сторонами;
• смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь
косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
• неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо соз-
нательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он
действительно происходит;
• латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен
иметь место, но не актуализируется;
• ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает
в результате ложных представлений или недоразумений.
6 Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:
• экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограни-
ченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм ре-
ального конфликта;
• конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпоч-
тений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с груп-
повой идентификацией (культура, религия, идеология);
• силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально уси-
лить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
7 Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных
конфликтов, основным критерием которой является широта вовлечен-
ных масс и степень воздействия на общество:
• частные конфликты – в них государство или правительство не зани-
мают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические,
межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; кон-
фликт работников с управляющими и др.);
• гражданское неповиновение:
− беспорядки – действия, направленные против правительства (полити-
ческие демонстрации, забастовки);
− тайный сговор;
− внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);
− социальный контроль – действия правительства по противостоянию
коллективным конфликтам;
− война.
Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного
континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:
Кооперация Соревнование Борьба
Менее интенсивный Более интенсивный
КОНФЛИКТ
Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в
зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоис-
ключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей,
ценностей, интересов и поведения;
• неравное положение людей в императивно координированных ассо-
циациях (одни - управляют, другие - подчиняются);
• разлад между ожиданиями и поступками людей;
• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудно-
сти в процессе коммуникации;
• недостаток и некачественность информации;
• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реаль-
ностью и представлениями о ней.
Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претен-
зий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.
Нехватка средств к существованию является центральным звеном
всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех
потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы
и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые ле-
жат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность в возникновении кон-
фликтов:
чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в
нем возникают конфликты.
Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:
в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление
весьма редкое.
Важность типологии социальных конфликтов обусловлена по-
требностью регулирования процесса их протекания.
Известны различные классификации конфликтов:
1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на
уровне:
• индивидов, между ними;
• групп индивидов;
• крупных систем (или подсистем);
• деления общества на классы и слои;
• общества в целом;
• на региональном или глобальном уровнях.
2. В социальной психологии существует многовариантная типология
конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу,
т.е. конфликт может быть:
• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством
служебного долга руководителя);
• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также
между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);
• между личностью и организацией, в которую она входит;
• между организациями или группами одного или различного статуса.
3. Возможны и такие классификации конфликтов:
• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчине-
нии друг у друга);
• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у
друга);
• смешанные (в которых представлены и те и другие).
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они
составляют 70-80% от всех остальных.
4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:
№
п/п
Тип Определяющие характеристики
1. Конфликты интере-
сов
Характеризуются действительным перепле-
тением интересов или обязательств.
2. Вынужденные кон-
фликты
Намеренно создаваемые конфликты для дос-
тижения иных, чем провозглашенные, целей.
3. Ложно соотнесенные Запутанные несоответствием характеристик
поведения участников, содержания и причин.
4. Иллюзорные кон-
фликты
Основанные на неправильном вос-приятии
или непонимании.
5. Замещенные кон-
фликты
В них антагонизм направлен на личность или
соображения, отличные от действительно
обиженных участников или реальных тем.
6. Экспрессивные кон-
фликты
Характеризуются желанием выразить враж-
дебность, антагонизм.
5 Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет
шесть типов конфликтов:
• подлинный конфликт – столкновение интересов существует объек-
тивно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого
фактора;
• случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко
поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются кон-
фликтующими сторонами;
• смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь
косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
• неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо соз-
нательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он
действительно происходит;
• латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен
иметь место, но не актуализируется;
• ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает
в результате ложных представлений или недоразумений.
6 Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:
• экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограни-
ченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм ре-
ального конфликта;
• конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпоч-
тений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с груп-
повой идентификацией (культура, религия, идеология);
• силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально уси-
лить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
7 Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных
конфликтов, основным критерием которой является широта вовлечен-
ных масс и степень воздействия на общество:
• частные конфликты – в них государство или правительство не зани-
мают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические,
межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; кон-
фликт работников с управляющими и др.);
• гражданское неповиновение:
− беспорядки – действия, направленные против правительства (полити-
ческие демонстрации, забастовки);
− тайный сговор;
− внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);
− социальный контроль – действия правительства по противостоянию
коллективным конфликтам;
− война.
Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного
континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:
Кооперация Соревнование Борьба
Менее интенсивный Более интенсивный
КОНФЛИКТ
Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в
зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоис-
ключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.