1.2.Основные этапы анализа социального конфликта

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют

иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию - обусловленную неравным положением групп ин-

дивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жиз-

ненных условий: социальный, политический, экономический, мораль-

ный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к

улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции проти-

воборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. На-

пример, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона зани-

мает позицию сотрудничества, напряженность понижена - при прими-

ренческом подходе, очень сильна - при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой

напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напря-

женности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих

стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам

и, более того, возникают новые напряженности.

Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому

представляется возможным определить, какое событие считать началом

(завязкой) собственно конфликта.

Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во

времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необ-

ходимо изучить следующие проблемы:

• предмет конфликта и его объект;

• состав участников;

• исторические корни;

• непосредственный повод;

• уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной

точке конфликта.

Схематично это будет выглядеть так:

Конфликт

его объект

конфликта и

Состав

участников

Исторические

корни

Повод Уровень

напряженности

Предмет

Предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное вос-

приятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфлик-

та понимают объективно существующую или воображаемую проблему,

служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть про-

блема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства

или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен на-

чинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается

нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта мо-

жет не иметь четких границ, стать перетекающим.

Объект конфликта. Еще одним обязательным элементом кон-

фликта является его объект, который сразу выделить в каждом случае не

всегда удается. Легче определяется основное противоречие или предмет

конфликта. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), со-

циальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к об-

ладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы

стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересе-

чении интересов различных социальных субъектов, стремящихся к кон-

тролю над ней. Существует мнение, что конфликт может и не иметь яв-

ного объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» кон-

фликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю

над чем-то. Так, конфликт может начаться из-за того, что случайный

прохожий делает замечание хулигану. Здесь нет того объекта, обладать

которым хотели бы оба субъекта, скорее один нарушает нравственные

представления другого. К таким конфликтам можно отнести ситуацию, в

которой отношения индивидов пропитаны беспричинной взаимной не-

навистью и даже стремлением уничтожить друг друга.

Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди

них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников

и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта;

определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.

Например, анализ международного конфликта требует учесть под-

робно характеристики всех участников с различных точек зрения, а

именно:

− ресурсы (силы);

− уровни притязаний и целей.

При анализе ресурсов (сил) следует учитывать: материальные ре-

сурсы (запасы полезных ископаемых, уровень производства); идеологи-

ческие (морально-политическое единство народа, готовность защищать

интересы государства); военные (состав вооруженных сил, технику, воо-

ружение); политические (тип государства, политический режим, ста-

бильность режима, лидер страны); внешнеполитические (расстановка

сил в своей коалиции, расстановка сил в коалиции противника).

Уровень притязаний. Цели сторон нужно рассматривать с точки

зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон. Предстоит

оценить собственные ресурсы, ресурсы противника и его возможные ре-

акции.

Среди исторических корней конфликта выделяют территориаль-

ные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства,

экономические и другие разногласия.

Непосредственный повод конфликта - это описание конкретных

событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие админист-

ративного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные

провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях меж-

ду сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в

виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой

правительства, уровня организованности социальных групп, возможно-

сти их давления на политику властей. Социальная напряженность - это

индикатор конфликта, психологическое состояние значительных соци-

альных групп, групповые эмоции.

Второй этап анализа - изучение хода конфликта, а также собы-

тий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта

(митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти собы-

тия продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают ка-

кое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определе-

ние его перехода в кризиса.

Кризис - это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных

решений.

На представленном графике отображено внезапное обострение,

которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его тече-

ния на временные интервалы.

Любой конфликт диктует определение временного горизонта и

временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматривае-

мое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эска-

лации.

Четвертый этап анализа - прогнозирование конфликта.

Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относи-

тельно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент вре-

мени.

Прогнозирование - это разработка на основе прогностических ме-

тодик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных

выводов и др.

В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на

вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события.

Пятый этап анализа - разрешение конфликта. Это процесс

решения проблемы, его цель - разрешить конфликт в самой его сути, до-

браться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких как:

страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия доста-

точного общественного признания и т.д.

Эти опасения, а не только материальные интересы (например, бо-

лее высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых

конфликтов.

Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют

иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию - обусловленную неравным положением групп ин-

дивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жиз-

ненных условий: социальный, политический, экономический, мораль-

ный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к

улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции проти-

воборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. На-

пример, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона зани-

мает позицию сотрудничества, напряженность понижена - при прими-

ренческом подходе, очень сильна - при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой

напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напря-

женности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих

стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам

и, более того, возникают новые напряженности.

Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому

представляется возможным определить, какое событие считать началом

(завязкой) собственно конфликта.

Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во

времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необ-

ходимо изучить следующие проблемы:

• предмет конфликта и его объект;

• состав участников;

• исторические корни;

• непосредственный повод;

• уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной

точке конфликта.

Схематично это будет выглядеть так:

Конфликт

его объект

конфликта и

Состав

участников

Исторические

корни

Повод Уровень

напряженности

Предмет

Предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное вос-

приятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфлик-

та понимают объективно существующую или воображаемую проблему,

служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть про-

блема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства

или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен на-

чинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается

нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта мо-

жет не иметь четких границ, стать перетекающим.

Объект конфликта. Еще одним обязательным элементом кон-

фликта является его объект, который сразу выделить в каждом случае не

всегда удается. Легче определяется основное противоречие или предмет

конфликта. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), со-

циальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к об-

ладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы

стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересе-

чении интересов различных социальных субъектов, стремящихся к кон-

тролю над ней. Существует мнение, что конфликт может и не иметь яв-

ного объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» кон-

фликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю

над чем-то. Так, конфликт может начаться из-за того, что случайный

прохожий делает замечание хулигану. Здесь нет того объекта, обладать

которым хотели бы оба субъекта, скорее один нарушает нравственные

представления другого. К таким конфликтам можно отнести ситуацию, в

которой отношения индивидов пропитаны беспричинной взаимной не-

навистью и даже стремлением уничтожить друг друга.

Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди

них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников

и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта;

определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.

Например, анализ международного конфликта требует учесть под-

робно характеристики всех участников с различных точек зрения, а

именно:

− ресурсы (силы);

− уровни притязаний и целей.

При анализе ресурсов (сил) следует учитывать: материальные ре-

сурсы (запасы полезных ископаемых, уровень производства); идеологи-

ческие (морально-политическое единство народа, готовность защищать

интересы государства); военные (состав вооруженных сил, технику, воо-

ружение); политические (тип государства, политический режим, ста-

бильность режима, лидер страны); внешнеполитические (расстановка

сил в своей коалиции, расстановка сил в коалиции противника).

Уровень притязаний. Цели сторон нужно рассматривать с точки

зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон. Предстоит

оценить собственные ресурсы, ресурсы противника и его возможные ре-

акции.

Среди исторических корней конфликта выделяют территориаль-

ные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства,

экономические и другие разногласия.

Непосредственный повод конфликта - это описание конкретных

событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие админист-

ративного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные

провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях меж-

ду сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в

виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой

правительства, уровня организованности социальных групп, возможно-

сти их давления на политику властей. Социальная напряженность - это

индикатор конфликта, психологическое состояние значительных соци-

альных групп, групповые эмоции.

Второй этап анализа - изучение хода конфликта, а также собы-

тий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта

(митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти собы-

тия продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают ка-

кое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определе-

ние его перехода в кризиса.

Кризис - это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных

решений.

На представленном графике отображено внезапное обострение,

которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его тече-

ния на временные интервалы.

Любой конфликт диктует определение временного горизонта и

временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматривае-

мое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эска-

лации.

Четвертый этап анализа - прогнозирование конфликта.

Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относи-

тельно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент вре-

мени.

Прогнозирование - это разработка на основе прогностических ме-

тодик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных

выводов и др.

В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на

вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события.

Пятый этап анализа - разрешение конфликта. Это процесс

решения проблемы, его цель - разрешить конфликт в самой его сути, до-

браться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких как:

страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия доста-

точного общественного признания и т.д.

Эти опасения, а не только материальные интересы (например, бо-

лее высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых

конфликтов.