Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной
массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн,
локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная
борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн.
человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только
по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: ма-
териальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором:
либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты
в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и
властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах
предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных
уровней.
Эти знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл,
нельзя их полностью позаимствовать и у зарубежных специалистов, так
как отечественные конфликты очень специфичны. Для решения этой
проблемы важно систематизировать уже имеющиеся знания о конфлик-
тах, наметить перспективы приоритетных конфликтологических иссле-
дований.
Проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений
человека с объективной действительностью. В связи с взрывным ростом
конфликтности, прежде всего, в сфере предпринимательской деятельно-
сти и наемно-трудовых отношений, перед обществом остро встал вопрос
о необходимости управления конфликтами в этих областях, прогнозиро-
вания их возникновения и последствий.
Любой конфликт имеет свои причины. Ключевое противоречие
общества, возникающее между производительными силами и производ-
ственными отношениями в рамках уходящей тоталитарной системы, яв-
ляется основным в противоборствах самых различных групп, работаю-
щих с представителями этой системы.
Ухудшающееся положение в сферах распределения и потребления
влечет за собой увеличение числа экономических конфликтов. В
происходящее вносят свою лепту такие факторы, как игнорирование со
стороны властей социальных нужд людей, нарастающее отчуждение ра-
ботников от результатов труда и управления, неподготовленность проф-
союзов к защите людей труда.
Нынешнее социальное управление в РФ - это смесь командного и
технократического подходов, осуществляемых практически с полным
пренебрежением к человеку. Эти проблемы в мире не новы, многие
страны ими уже переболели. Есть уже достаточный опыт и успехи, ко-
торые нам следует позаимствовать там, где это возможно. В демократи-
ческом обществе конфликт столь же нормален, как и свобода слова, вы-
борность. По имеющимся в мире наблюдениям управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование
различного рода конфликтов.
В данном пособии нами сделан акцент на решении нескольких ос-
новных вопросов:
1. Как предупредить конфликт? Речь не идет о том, как вообще избе-
жать, например забастовки, но избежать дикой забастовки чаще всего
можно.
2. Как действовать, если конфликт уже возник? Во-первых, руководи-
телю никогда не следует терять голову, исходя из управленческой ис-
тины: “Руководитель не обижается, а думает”. Во-вторых, нужна по-
мощь посредников.
3. Что делать после конфликта? Для этого нужно познать “техноло-
гию” протекания конфликта, без которой не построишь алгоритма
рациональных действий по его разрешению.
Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной
массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн,
локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная
борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн.
человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только
по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: ма-
териальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором:
либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты
в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и
властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах
предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных
уровней.
Эти знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл,
нельзя их полностью позаимствовать и у зарубежных специалистов, так
как отечественные конфликты очень специфичны. Для решения этой
проблемы важно систематизировать уже имеющиеся знания о конфлик-
тах, наметить перспективы приоритетных конфликтологических иссле-
дований.
Проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений
человека с объективной действительностью. В связи с взрывным ростом
конфликтности, прежде всего, в сфере предпринимательской деятельно-
сти и наемно-трудовых отношений, перед обществом остро встал вопрос
о необходимости управления конфликтами в этих областях, прогнозиро-
вания их возникновения и последствий.
Любой конфликт имеет свои причины. Ключевое противоречие
общества, возникающее между производительными силами и производ-
ственными отношениями в рамках уходящей тоталитарной системы, яв-
ляется основным в противоборствах самых различных групп, работаю-
щих с представителями этой системы.
Ухудшающееся положение в сферах распределения и потребления
влечет за собой увеличение числа экономических конфликтов. В
происходящее вносят свою лепту такие факторы, как игнорирование со
стороны властей социальных нужд людей, нарастающее отчуждение ра-
ботников от результатов труда и управления, неподготовленность проф-
союзов к защите людей труда.
Нынешнее социальное управление в РФ - это смесь командного и
технократического подходов, осуществляемых практически с полным
пренебрежением к человеку. Эти проблемы в мире не новы, многие
страны ими уже переболели. Есть уже достаточный опыт и успехи, ко-
торые нам следует позаимствовать там, где это возможно. В демократи-
ческом обществе конфликт столь же нормален, как и свобода слова, вы-
борность. По имеющимся в мире наблюдениям управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование
различного рода конфликтов.
В данном пособии нами сделан акцент на решении нескольких ос-
новных вопросов:
1. Как предупредить конфликт? Речь не идет о том, как вообще избе-
жать, например забастовки, но избежать дикой забастовки чаще всего
можно.
2. Как действовать, если конфликт уже возник? Во-первых, руководи-
телю никогда не следует терять голову, исходя из управленческой ис-
тины: “Руководитель не обижается, а думает”. Во-вторых, нужна по-
мощь посредников.
3. Что делать после конфликта? Для этого нужно познать “техноло-
гию” протекания конфликта, без которой не построишь алгоритма
рациональных действий по его разрешению.