Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной

массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн,

локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная

борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн.

человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только

по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: ма-

териальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором:

либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты

в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и

властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах

предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных

уровней.

Эти знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл,

нельзя их полностью позаимствовать и у зарубежных специалистов, так

как отечественные конфликты очень специфичны. Для решения этой

проблемы важно систематизировать уже имеющиеся знания о конфлик-

тах, наметить перспективы приоритетных конфликтологических иссле-

дований.

Проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений

человека с объективной действительностью. В связи с взрывным ростом

конфликтности, прежде всего, в сфере предпринимательской деятельно-

сти и наемно-трудовых отношений, перед обществом остро встал вопрос

о необходимости управления конфликтами в этих областях, прогнозиро-

вания их возникновения и последствий.

Любой конфликт имеет свои причины. Ключевое противоречие

общества, возникающее между производительными силами и производ-

ственными отношениями в рамках уходящей тоталитарной системы, яв-

ляется основным в противоборствах самых различных групп, работаю-

щих с представителями этой системы.

Ухудшающееся положение в сферах распределения и потребления

влечет за собой увеличение числа экономических конфликтов. В

происходящее вносят свою лепту такие факторы, как игнорирование со

стороны властей социальных нужд людей, нарастающее отчуждение ра-

ботников от результатов труда и управления, неподготовленность проф-

союзов к защите людей труда.

Нынешнее социальное управление в РФ - это смесь командного и

технократического подходов, осуществляемых практически с полным

пренебрежением к человеку. Эти проблемы в мире не новы, многие

страны ими уже переболели. Есть уже достаточный опыт и успехи, ко-

торые нам следует позаимствовать там, где это возможно. В демократи-

ческом обществе конфликт столь же нормален, как и свобода слова, вы-

борность. По имеющимся в мире наблюдениям управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование

различного рода конфликтов.

В данном пособии нами сделан акцент на решении нескольких ос-

новных вопросов:

1. Как предупредить конфликт? Речь не идет о том, как вообще избе-

жать, например забастовки, но избежать дикой забастовки чаще всего

можно.

2. Как действовать, если конфликт уже возник? Во-первых, руководи-

телю никогда не следует терять голову, исходя из управленческой ис-

тины: “Руководитель не обижается, а думает”. Во-вторых, нужна по-

мощь посредников.

3. Что делать после конфликта? Для этого нужно познать “техноло-

гию” протекания конфликта, без которой не построишь алгоритма

рациональных действий по его разрешению.

Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной

массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн,

локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная

борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн.

человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только

по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: ма-

териальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором:

либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты

в регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и

властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах

предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных

уровней.

Эти знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл,

нельзя их полностью позаимствовать и у зарубежных специалистов, так

как отечественные конфликты очень специфичны. Для решения этой

проблемы важно систематизировать уже имеющиеся знания о конфлик-

тах, наметить перспективы приоритетных конфликтологических иссле-

дований.

Проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений

человека с объективной действительностью. В связи с взрывным ростом

конфликтности, прежде всего, в сфере предпринимательской деятельно-

сти и наемно-трудовых отношений, перед обществом остро встал вопрос

о необходимости управления конфликтами в этих областях, прогнозиро-

вания их возникновения и последствий.

Любой конфликт имеет свои причины. Ключевое противоречие

общества, возникающее между производительными силами и производ-

ственными отношениями в рамках уходящей тоталитарной системы, яв-

ляется основным в противоборствах самых различных групп, работаю-

щих с представителями этой системы.

Ухудшающееся положение в сферах распределения и потребления

влечет за собой увеличение числа экономических конфликтов. В

происходящее вносят свою лепту такие факторы, как игнорирование со

стороны властей социальных нужд людей, нарастающее отчуждение ра-

ботников от результатов труда и управления, неподготовленность проф-

союзов к защите людей труда.

Нынешнее социальное управление в РФ - это смесь командного и

технократического подходов, осуществляемых практически с полным

пренебрежением к человеку. Эти проблемы в мире не новы, многие

страны ими уже переболели. Есть уже достаточный опыт и успехи, ко-

торые нам следует позаимствовать там, где это возможно. В демократи-

ческом обществе конфликт столь же нормален, как и свобода слова, вы-

борность. По имеющимся в мире наблюдениям управляющие предприятий тратят до четверти своего рабочего времени на урегулирование

различного рода конфликтов.

В данном пособии нами сделан акцент на решении нескольких ос-

новных вопросов:

1. Как предупредить конфликт? Речь не идет о том, как вообще избе-

жать, например забастовки, но избежать дикой забастовки чаще всего

можно.

2. Как действовать, если конфликт уже возник? Во-первых, руководи-

телю никогда не следует терять голову, исходя из управленческой ис-

тины: “Руководитель не обижается, а думает”. Во-вторых, нужна по-

мощь посредников.

3. Что делать после конфликта? Для этого нужно познать “техноло-

гию” протекания конфликта, без которой не построишь алгоритма

рациональных действий по его разрешению.