ПОСЛЕСЛОВИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15«СТОН СТЕСНЕННОГО ДЫХАНЬЯ»
Куда летим все мы? Прочь от Солнца,
от солнц? Не падаем ли мы безостановочно?
И вниз — и назад себя, и в бок, и вперед себя
и во все стороны? И есть ли еще верх и низ?
И не блуждаем ли мы в бесконечном Ничто?
И не зевает ли нам в лицо пустота? Разве не
стало холоднее? Не наступает ли всякий миг
Ночь и все больше и больше Ночи? Разве не
приходится зажигать фонари среди бела дня?
И разве не слышим мы кирку гробокопателя,
хоронящего Бога?
Фридрих Ницше
В статье «Религия человекобожия в русской революции» С. Н. Булгаков писал: «Если
бы нужно было выразить духовную сущность нашей эпохи в художественном образе, в кар-
тине или в трагической мистерии, то эту картину или мистерию следовало бы назвать «Похо-
роны Бога», или самоубийство человечества. И в этих образах следовало бы со всей силой и
наглядностью показать, на что покушается человечество и что оно над собой делает. Как бы
ни размещались фигуры на этом фантастическом полотне, но одно несомненно, что общее
содержание его будет не идиллия или пастораль, изображающая триумф науки и знания, и не
мещанская комедия, в которой в конце концов все препятствия преодолеваются и дело кон-
чается веселой свадьбой жениха-человечества с невестой-государством или обществом буду-
щего, но серьезная, мучительная трагедия» (17, с. 112). Именно такая трагедия и показана в
повести-притче Андрея Платонова «Котлован», с той только разницей, что в ней, в отличие от
гипотетической картины С. Булгакова, речь идет о смерти уже другого Бога.
Вспомним фразы, которыми европейская цивилизация ознаменовывала смену моно-
систем: «Великий Пан умер!» — при наступлении эпохи христианства; «Бог мертв!» — при
ее завершении, — возгласы, разделенные многими веками. Однако спустя всего несколько
десятилетий после знаменитых слов Фридриха Ницше о гибели христианского Бога и менее
тринадцати лет с момента утверждения новой — так называемой социалистической — мо-
носистемы в масштабах огромного государства, замечательный писатель, прекрасно со-
знавая причины несостоятельности прежних претендентов на исключительное владение
Истиной, в знаменитой повести-притче говорит о смерти бога новой и, казалось бы, еще
слишком молодой религии. Не вызывает сомнений, что в «Котловане» речь идет далеко
не в первую очередь о строительстве или же коллективизации — перед нами грандиозная
картина похорон Бога. Лопата Чиклина, которой он роет могилу для Насти, — это все та же
«кирка гробокопателя».
О том, что эта картина имеет символическое содержание, пишет и сам автор в послес-
ловии, которое до издания сборника «Взыскание погибших» не включалось в основной текст
произведения. В этом послесловии, публицистическом по стилю, Платонов пытается несколь-
ко смягчить тягостное чувство, остающееся после прочтения повести-притчи. Возникающий
при этом диссонанс между очень мрачным финалом художественной части и относительно спокойным публицистическим уже давно ставит исследователей в затруднительное положе-
ние. Необходимо ли это послесловие печатать и дальнейшем? Мнения ученых по этому воп-
росу расходятся.
Как кажется авторам настоящей монографии, авторская воля должна быть законом для
публикации произведения, хотя не исключено, что причины, по которым Платонов сделал из-
вестную приписку, могут быть отнюдь не эстетического характера. В этой связи вспоминается
почти аналогичная история с исполнением гениальной Седьмой симфонии Сергея Прокофье-
ва. Несмотря на то, что применительно к музыке все словесные интерпретации являются до-
статочно условными, искусствоведы не без оснований говорят, что в этом итоговом произве-
дении смертельно больного композитора речь идет о его жизни, а финал симфонии — это уже
прямое прощание с жизнью. Как и последние страницы «Котлована», он производит весьма
удручающее впечатление. Почти в самом конце симфонии ритм, сравнимый одновременно и
с ходом часов, и с биением сердца, становится все более неровным; кажется, что слышно ды-
хание умирающего человека, прощающегося с тревожным и сумрачным миром. Последние,
горькие воспоминания — и все погружается во тьму и безмолвие. Наступает небытие.
Но, естественно, такое безрадостное окончание не могло удовлетворить отечествен-
ных идеологов. Даже в музыке финал должен был быть «светлым», как та жизнь, которая
грезилась доверчивым строителям социализма. Поэтому совершенно некстати вдруг опять
возникает одна из «задорных» тем первых частей симфонии — как убитый Мавром Петруш-
ка из балета Стравинского — Фокина вновь появляется уже живой, превращая тем самым
кукольную трагедию в очередной фарс. И до сих пор Седьмую симфонию можно услышать в
двух вариантах — музыковеды так и не могут решить, правомочно ли будет лишать произ-
ведение авторской «доработки», а установленную традицию исполнения не всегда бывает
легко нарушить.
Как бы то ни было, заметим, что в публицистическом фрагменте, завершающем «Котло-
ван», содержится признание, которое является ничуть не менее «контрреволюционным», чем
и сама повесть-притча: Платонов недвусмысленно соотносит смерть Насти с судьбой страны,
произнося слова, которые в ту эпоху были максимально еретическими: «Погибнет ли эсесер-
ша подобно Насте или вырастет в целого человека, в новое историческое общество?» — т.е. в
момент, когда в обществе была заметна очевидная эйфория в связи с избавлением от внешних
врагов, когда стремительными темпами развивалось производство, когда энтузиазм молоде-
жи достигал апогея, — в этот самый момент сомнения в жизнеспособности казалось бы все
победившего общества были кощунственны. Тем не менее, именно в этот момент Платонов
говорит о возможной смерти молодого, полного сил, и на вид здорового организма, причем
прозвучавший вопрос сложно считать очевидно риторическим — ответом на него является
сам «Котлован» со всей определенностью его пафоса, к тому же мрачные прогнозы автора
полностью подтвердились событиями последних лет.
Но не в этом пророческом прозрении, как казалось критикам, откликнувшимся на пер-
вую публикацию «Котлована» в нашей стране, основная заслуга Андрея Платонова — оно
является скорее следствием того миропонимания, которое одно только и может определить
путь выхода из глобального кризиса цивилизации. Это путь отказа от априорных форм, путь
сомнения, путь ревизии всех, выдаваемых за истинные, идей и концепций, насколько бы не
были они на первый взгляд симпатичными и привлекательными. Это путь поиска Истины
и смысла жизни. Не оказаться в итоге перед очередной разбитой иллюзией мы имеем шанс
только на этом пути. Если мы опять свернем с него в сторону, то тогда, говоря словами поэта,
нас по-прежнему будут ожидать только бедность и грязь, и жалкое довольство собою.
«СТОН СТЕСНЕННОГО ДЫХАНЬЯ»
Куда летим все мы? Прочь от Солнца,
от солнц? Не падаем ли мы безостановочно?
И вниз — и назад себя, и в бок, и вперед себя
и во все стороны? И есть ли еще верх и низ?
И не блуждаем ли мы в бесконечном Ничто?
И не зевает ли нам в лицо пустота? Разве не
стало холоднее? Не наступает ли всякий миг
Ночь и все больше и больше Ночи? Разве не
приходится зажигать фонари среди бела дня?
И разве не слышим мы кирку гробокопателя,
хоронящего Бога?
Фридрих Ницше
В статье «Религия человекобожия в русской революции» С. Н. Булгаков писал: «Если
бы нужно было выразить духовную сущность нашей эпохи в художественном образе, в кар-
тине или в трагической мистерии, то эту картину или мистерию следовало бы назвать «Похо-
роны Бога», или самоубийство человечества. И в этих образах следовало бы со всей силой и
наглядностью показать, на что покушается человечество и что оно над собой делает. Как бы
ни размещались фигуры на этом фантастическом полотне, но одно несомненно, что общее
содержание его будет не идиллия или пастораль, изображающая триумф науки и знания, и не
мещанская комедия, в которой в конце концов все препятствия преодолеваются и дело кон-
чается веселой свадьбой жениха-человечества с невестой-государством или обществом буду-
щего, но серьезная, мучительная трагедия» (17, с. 112). Именно такая трагедия и показана в
повести-притче Андрея Платонова «Котлован», с той только разницей, что в ней, в отличие от
гипотетической картины С. Булгакова, речь идет о смерти уже другого Бога.
Вспомним фразы, которыми европейская цивилизация ознаменовывала смену моно-
систем: «Великий Пан умер!» — при наступлении эпохи христианства; «Бог мертв!» — при
ее завершении, — возгласы, разделенные многими веками. Однако спустя всего несколько
десятилетий после знаменитых слов Фридриха Ницше о гибели христианского Бога и менее
тринадцати лет с момента утверждения новой — так называемой социалистической — мо-
носистемы в масштабах огромного государства, замечательный писатель, прекрасно со-
знавая причины несостоятельности прежних претендентов на исключительное владение
Истиной, в знаменитой повести-притче говорит о смерти бога новой и, казалось бы, еще
слишком молодой религии. Не вызывает сомнений, что в «Котловане» речь идет далеко
не в первую очередь о строительстве или же коллективизации — перед нами грандиозная
картина похорон Бога. Лопата Чиклина, которой он роет могилу для Насти, — это все та же
«кирка гробокопателя».
О том, что эта картина имеет символическое содержание, пишет и сам автор в послес-
ловии, которое до издания сборника «Взыскание погибших» не включалось в основной текст
произведения. В этом послесловии, публицистическом по стилю, Платонов пытается несколь-
ко смягчить тягостное чувство, остающееся после прочтения повести-притчи. Возникающий
при этом диссонанс между очень мрачным финалом художественной части и относительно спокойным публицистическим уже давно ставит исследователей в затруднительное положе-
ние. Необходимо ли это послесловие печатать и дальнейшем? Мнения ученых по этому воп-
росу расходятся.
Как кажется авторам настоящей монографии, авторская воля должна быть законом для
публикации произведения, хотя не исключено, что причины, по которым Платонов сделал из-
вестную приписку, могут быть отнюдь не эстетического характера. В этой связи вспоминается
почти аналогичная история с исполнением гениальной Седьмой симфонии Сергея Прокофье-
ва. Несмотря на то, что применительно к музыке все словесные интерпретации являются до-
статочно условными, искусствоведы не без оснований говорят, что в этом итоговом произве-
дении смертельно больного композитора речь идет о его жизни, а финал симфонии — это уже
прямое прощание с жизнью. Как и последние страницы «Котлована», он производит весьма
удручающее впечатление. Почти в самом конце симфонии ритм, сравнимый одновременно и
с ходом часов, и с биением сердца, становится все более неровным; кажется, что слышно ды-
хание умирающего человека, прощающегося с тревожным и сумрачным миром. Последние,
горькие воспоминания — и все погружается во тьму и безмолвие. Наступает небытие.
Но, естественно, такое безрадостное окончание не могло удовлетворить отечествен-
ных идеологов. Даже в музыке финал должен был быть «светлым», как та жизнь, которая
грезилась доверчивым строителям социализма. Поэтому совершенно некстати вдруг опять
возникает одна из «задорных» тем первых частей симфонии — как убитый Мавром Петруш-
ка из балета Стравинского — Фокина вновь появляется уже живой, превращая тем самым
кукольную трагедию в очередной фарс. И до сих пор Седьмую симфонию можно услышать в
двух вариантах — музыковеды так и не могут решить, правомочно ли будет лишать произ-
ведение авторской «доработки», а установленную традицию исполнения не всегда бывает
легко нарушить.
Как бы то ни было, заметим, что в публицистическом фрагменте, завершающем «Котло-
ван», содержится признание, которое является ничуть не менее «контрреволюционным», чем
и сама повесть-притча: Платонов недвусмысленно соотносит смерть Насти с судьбой страны,
произнося слова, которые в ту эпоху были максимально еретическими: «Погибнет ли эсесер-
ша подобно Насте или вырастет в целого человека, в новое историческое общество?» — т.е. в
момент, когда в обществе была заметна очевидная эйфория в связи с избавлением от внешних
врагов, когда стремительными темпами развивалось производство, когда энтузиазм молоде-
жи достигал апогея, — в этот самый момент сомнения в жизнеспособности казалось бы все
победившего общества были кощунственны. Тем не менее, именно в этот момент Платонов
говорит о возможной смерти молодого, полного сил, и на вид здорового организма, причем
прозвучавший вопрос сложно считать очевидно риторическим — ответом на него является
сам «Котлован» со всей определенностью его пафоса, к тому же мрачные прогнозы автора
полностью подтвердились событиями последних лет.
Но не в этом пророческом прозрении, как казалось критикам, откликнувшимся на пер-
вую публикацию «Котлована» в нашей стране, основная заслуга Андрея Платонова — оно
является скорее следствием того миропонимания, которое одно только и может определить
путь выхода из глобального кризиса цивилизации. Это путь отказа от априорных форм, путь
сомнения, путь ревизии всех, выдаваемых за истинные, идей и концепций, насколько бы не
были они на первый взгляд симпатичными и привлекательными. Это путь поиска Истины
и смысла жизни. Не оказаться в итоге перед очередной разбитой иллюзией мы имеем шанс
только на этом пути. Если мы опять свернем с него в сторону, то тогда, говоря словами поэта,
нас по-прежнему будут ожидать только бедность и грязь, и жалкое довольство собою.