Лабораторная работа № 9
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение нижнего абсолютного порога
слуховой чувствительности
Цель – выявить индивидуальный порог слышимости звука се-
кундомера.
Задачи:
1. Найти расстояние, на котором впервые ощущается звук часов
при приближении раздражителя к анализатору.
2. Найти расстояние, на котором впервые ощущается звук часов
при удалении раздражителя от слухового анализатора.
3. Найти значение абсолютного порога слуховой чувствительно-
сти левого и правого уха.
4. Выявить влияние на результаты ошибок ожидания и привыкания.
Теоретическое обоснование.
Порог абсолютной слуховой чувствительности определяется
минимальной силой звука, способной вызвать ощущение или какую-
либо ответную реакцию организма.
Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 16–20 тыс. ко-
лебаний источника звука в секунду (1 колебание в секунду называется
герцем). Наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах
2000–3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной
женщины).
Человек не ощущает звуки самых низких частот (инфразвуки).
Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое
состояние человека. Так, звуки с частотой в 6 Гц вызывают у человека
головокружение, ощущение усталости, а звуки с частотой 7 Гц способ-
ны даже вызвать остановку сердца.
Громкостью звука называется субъективная интенсивность слу-
хового ощущения. Почему субъективная? Мы не можем говорить об
объективных характеристиках звука, потому что человеческое ухо обла-
дает различной чувствительностью к звукам разной высоты. Поэтому
могут существовать звуки, которые мы совершенно не слышим. Также
существуют индивидуальные различия между людьми в отношении аб-
солютной чувствительности к звукам. Однако практика определяет не-
обходимость измерения громкости звука. Единицами измерения явля-
ются децибелы. За одну единицу измерения взята интенсивность звука,
исходящего от тиканья часов на расстоянии 0,5 м от человеческого уха.
В данной работе абсолютная чувствительность уха будет опре-
деляться минимальным расстоянием от анализатора, на котором испы-
туемый ощутит звук механических часов (секундомера), т. е. в санти-
метрах или метрах (в зависимости от типа раздражителя).
В качестве метода измерения порога будет применен метод гра-
ниц. При применении данного метода возможно возникновение оши-
бок ожидания и привыкания.
Ошибка ожидания возникает в случае приближения раздражи-
теля к анализатору. В этом случае возможно преждевременное возник-
новение ощущения звука часов.
Ошибка привыкания – при удалении раздражителя от анализа-
тора. При этом ощущения звука часов будет сохраняться дольше ре-
ального.
Оборудование: механический секундомер, рулетка (сантиметр).
Ход работы.
В первой части работы экспериментатор становится с одной
стороны от испытуемого и начинает медленно удалять секундомер от
уха. Как только испытуемый перестанет ощущать звук секундомера,
экспериментатор останавливается и замеряет данное расстояние. Ре-
зультаты заносятся в таблицу (см. табл. 13).
Во второй части экспериментатор отходит от места слышимости
на заведомо большое расстояние и начинает постепенно приближать
часы к уху испытуемого. Когда испытуемый услышит тиканье секун-
домера, экспериментатор останавливается и замеряет расстояние. Ре-
зультаты заносятся в таблицу.
Обе процедуры проводятся для левого и правого слуховых ана-
лизаторов по 6 раз для каждого.
Требования к проведению.
1. Испытуемый должен находиться в устойчивом, статичном по-
ложении, лучше проводить работу сидя на стуле.
2. Необходимо следить за тем, чтобы испытуемый не наклонял
тело или голову в сторону раздражителя.
3. Источник звука необходимо передвигать на уровне анализа-
тора, не отклоняясь от линии уха.
Таблица 13
Абсолютный порог чувствительности
звука механического секундомера
Расстояние
от правого
анализатора (см)
Расстояние
от левого
анализатора (см)
Название
серии
1 2 3 4 5 6
Среднее
значение
(Е) 1 2 3 4 5 6
Среднее
значение
(Е)
Приближение Е1 Е1
Удаление Е2 Е2
Обработка результатов.
После проведения обеих процедур эксперимента подсчитывает-
ся среднеарифметическое значение отдельно для серии приближения
(Е1) и для серии удаления раздражителя от анализатора (Е2).
Величина абсолютного порога (Е) рассчитывается по формуле:
Е = Е1+Е2/2
В результате обработки должны быть получены 2 основных по-
казателя:
1. Величина порога чувствительности звука часов для левого уха;
2. Величина порога чувствительности звука часов для правого уха.
При анализе полученных данных необходимо обратить внима-
ние на влияние ошибок ожидания и привыкания на ход исследования.
Для этого нужно сравнить величину порога (Е) с результатами каждой
пробы. Если отклонение будет значительным, то, значит, на процесс
исследования оказала влияние либо ошибка привыкания, либо ошибка
ожидания.
Кроме того, необходимо сравнить показатели порогов обоих ушей
и объяснить различия.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные характеристики метода границ (мини-
мальных изменений), которые встречаются в данной работе.
2. Какой вид ошибки встречается чаще всего в группе?
3. Можно ли в данной работе сравнивать полученные результа-
ты по группе? Если нет, то почему?
Определение нижнего абсолютного порога
слуховой чувствительности
Цель – выявить индивидуальный порог слышимости звука се-
кундомера.
Задачи:
1. Найти расстояние, на котором впервые ощущается звук часов
при приближении раздражителя к анализатору.
2. Найти расстояние, на котором впервые ощущается звук часов
при удалении раздражителя от слухового анализатора.
3. Найти значение абсолютного порога слуховой чувствительно-
сти левого и правого уха.
4. Выявить влияние на результаты ошибок ожидания и привыкания.
Теоретическое обоснование.
Порог абсолютной слуховой чувствительности определяется
минимальной силой звука, способной вызвать ощущение или какую-
либо ответную реакцию организма.
Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 16–20 тыс. ко-
лебаний источника звука в секунду (1 колебание в секунду называется
герцем). Наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах
2000–3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной
женщины).
Человек не ощущает звуки самых низких частот (инфразвуки).
Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое
состояние человека. Так, звуки с частотой в 6 Гц вызывают у человека
головокружение, ощущение усталости, а звуки с частотой 7 Гц способ-
ны даже вызвать остановку сердца.
Громкостью звука называется субъективная интенсивность слу-
хового ощущения. Почему субъективная? Мы не можем говорить об
объективных характеристиках звука, потому что человеческое ухо обла-
дает различной чувствительностью к звукам разной высоты. Поэтому
могут существовать звуки, которые мы совершенно не слышим. Также
существуют индивидуальные различия между людьми в отношении аб-
солютной чувствительности к звукам. Однако практика определяет не-
обходимость измерения громкости звука. Единицами измерения явля-
ются децибелы. За одну единицу измерения взята интенсивность звука,
исходящего от тиканья часов на расстоянии 0,5 м от человеческого уха.
В данной работе абсолютная чувствительность уха будет опре-
деляться минимальным расстоянием от анализатора, на котором испы-
туемый ощутит звук механических часов (секундомера), т. е. в санти-
метрах или метрах (в зависимости от типа раздражителя).
В качестве метода измерения порога будет применен метод гра-
ниц. При применении данного метода возможно возникновение оши-
бок ожидания и привыкания.
Ошибка ожидания возникает в случае приближения раздражи-
теля к анализатору. В этом случае возможно преждевременное возник-
новение ощущения звука часов.
Ошибка привыкания – при удалении раздражителя от анализа-
тора. При этом ощущения звука часов будет сохраняться дольше ре-
ального.
Оборудование: механический секундомер, рулетка (сантиметр).
Ход работы.
В первой части работы экспериментатор становится с одной
стороны от испытуемого и начинает медленно удалять секундомер от
уха. Как только испытуемый перестанет ощущать звук секундомера,
экспериментатор останавливается и замеряет данное расстояние. Ре-
зультаты заносятся в таблицу (см. табл. 13).
Во второй части экспериментатор отходит от места слышимости
на заведомо большое расстояние и начинает постепенно приближать
часы к уху испытуемого. Когда испытуемый услышит тиканье секун-
домера, экспериментатор останавливается и замеряет расстояние. Ре-
зультаты заносятся в таблицу.
Обе процедуры проводятся для левого и правого слуховых ана-
лизаторов по 6 раз для каждого.
Требования к проведению.
1. Испытуемый должен находиться в устойчивом, статичном по-
ложении, лучше проводить работу сидя на стуле.
2. Необходимо следить за тем, чтобы испытуемый не наклонял
тело или голову в сторону раздражителя.
3. Источник звука необходимо передвигать на уровне анализа-
тора, не отклоняясь от линии уха.
Таблица 13
Абсолютный порог чувствительности
звука механического секундомера
Расстояние
от правого
анализатора (см)
Расстояние
от левого
анализатора (см)
Название
серии
1 2 3 4 5 6
Среднее
значение
(Е) 1 2 3 4 5 6
Среднее
значение
(Е)
Приближение Е1 Е1
Удаление Е2 Е2
Обработка результатов.
После проведения обеих процедур эксперимента подсчитывает-
ся среднеарифметическое значение отдельно для серии приближения
(Е1) и для серии удаления раздражителя от анализатора (Е2).
Величина абсолютного порога (Е) рассчитывается по формуле:
Е = Е1+Е2/2
В результате обработки должны быть получены 2 основных по-
казателя:
1. Величина порога чувствительности звука часов для левого уха;
2. Величина порога чувствительности звука часов для правого уха.
При анализе полученных данных необходимо обратить внима-
ние на влияние ошибок ожидания и привыкания на ход исследования.
Для этого нужно сравнить величину порога (Е) с результатами каждой
пробы. Если отклонение будет значительным, то, значит, на процесс
исследования оказала влияние либо ошибка привыкания, либо ошибка
ожидания.
Кроме того, необходимо сравнить показатели порогов обоих ушей
и объяснить различия.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные характеристики метода границ (мини-
мальных изменений), которые встречаются в данной работе.
2. Какой вид ошибки встречается чаще всего в группе?
3. Можно ли в данной работе сравнивать полученные результа-
ты по группе? Если нет, то почему?