Лабораторная работа № 1
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение силы нервной системы
Цель – определить силу нервной системы испытуемого (при по-
мощи теппинг-теста).
Задачи:
1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим
показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей –
правая).
2. Выявить динамические особенности работоспособности испы-
туемого (по показателям ведущей руки).
3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нерв-
ной системы с динамикой работоспособности испытуемого.
Теоретическое обоснование.
Сила нервных процессов является показателем работоспособно-
сти нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная сис-
тема выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем
слабая.
Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы
И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку
нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система
включает в себя следующие подклассы:
− собственно сильная нервная система;
− среднесильная нервная система;
− среднеслабая нервная система.
Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина осно-
вана на определении динамики максимального темпа движения рук.
Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта
варианты динамики максимального темпа могут быть условно разде-
лены на пять типов (рис. 1):
− выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые
10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может
опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек.
работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого
сильной нервной системы;
− ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на
одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой харак-
теризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней
силы;
− нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со
второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в тече-
ние всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной систе-
мы испытуемого;
− промежуточный тип – темп работы снижается после пер-
вых 10–15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между
средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная сис-
тема;
− вогнутый тип – первоначальное снижение максимального
темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до ис-
ходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.
а
в
б
0 1 2 3 4 5 6
г
0 1 2 3 4 5 6
Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений:
а – выпуклый; б – ровный; в – промежуточный и вогнутый;
г – нисходящий; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень
начального темпа работы в первые 5 сек.
Примечание. ____
– - – - – возможные варианты диагностических кривых.
Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой лис-
ты бумаги (203х238 мм), разделенные на шесть расположенных по три
в ряд равных квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы с секунд-
ной стрелкой). Карандаш. Заготовленная таблица для фиксации ре-
зультатов (табл. 1).
Таблица 1
Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 сек.)
Квадраты Промежуток времени,
сек. Правая рука Левая рука
1 0–5
... ...
6 26–30
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-
ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый
и как экспериментатор).
Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой
рукой.
Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сооб-
щает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому.
«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каж-
дом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5
сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Перехо-
дить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая
работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работай-
те в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или ле-
вую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стан-
дартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые
5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квад-
рат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате эксперимен-
татор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести ре-
зультаты в протокол;
2) построить график работоспособности (по результатам веду-
щей руки), для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки
времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате;
3) построить график динамики силы нервной системы (по ре-
зультатам ведущей руки);
4) сравнить динамические показатели силы нервной системы с
динамикой работоспособности испытуемого.
На основании анализа формы кривой, построенной по результа-
там не ведущей руки, диагностируйте силу нервной системы согласно
критериям, приведенным в теоретическом обосновании. Проведите
сравнительный анализ кривой работоспособности (не ведущая рука) с
кривой силы нервной системы (ведущая рука). Сделайте выводы отно-
сительно соответствия динамических характеристик.
Контрольные вопросы:
1. Что является показателем силы нервной системы в методике
Е.П. Ильина?
2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по
данной методике?
3. Что дает сравнение динамики работоспособности и динамики
силы нервной системы?
Определение силы нервной системы
Цель – определить силу нервной системы испытуемого (при по-
мощи теппинг-теста).
Задачи:
1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим
показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей –
правая).
2. Выявить динамические особенности работоспособности испы-
туемого (по показателям ведущей руки).
3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нерв-
ной системы с динамикой работоспособности испытуемого.
Теоретическое обоснование.
Сила нервных процессов является показателем работоспособно-
сти нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная сис-
тема выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем
слабая.
Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы
И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку
нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система
включает в себя следующие подклассы:
− собственно сильная нервная система;
− среднесильная нервная система;
− среднеслабая нервная система.
Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина осно-
вана на определении динамики максимального темпа движения рук.
Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта
варианты динамики максимального темпа могут быть условно разде-
лены на пять типов (рис. 1):
− выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые
10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может
опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек.
работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого
сильной нервной системы;
− ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на
одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой харак-
теризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней
силы;
− нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со
второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в тече-
ние всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной систе-
мы испытуемого;
− промежуточный тип – темп работы снижается после пер-
вых 10–15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между
средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная сис-
тема;
− вогнутый тип – первоначальное снижение максимального
темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до ис-
ходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.
а
в
б
0 1 2 3 4 5 6
г
0 1 2 3 4 5 6
Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений:
а – выпуклый; б – ровный; в – промежуточный и вогнутый;
г – нисходящий; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень
начального темпа работы в первые 5 сек.
Примечание. ____
– - – - – возможные варианты диагностических кривых.
Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой лис-
ты бумаги (203х238 мм), разделенные на шесть расположенных по три
в ряд равных квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы с секунд-
ной стрелкой). Карандаш. Заготовленная таблица для фиксации ре-
зультатов (табл. 1).
Таблица 1
Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 сек.)
Квадраты Промежуток времени,
сек. Правая рука Левая рука
1 0–5
... ...
6 26–30
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-
ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый
и как экспериментатор).
Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой
рукой.
Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сооб-
щает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому.
«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каж-
дом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5
сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Перехо-
дить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая
работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работай-
те в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или ле-
вую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стан-
дартного бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые
5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квад-
рат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате эксперимен-
татор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести ре-
зультаты в протокол;
2) построить график работоспособности (по результатам веду-
щей руки), для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки
времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате;
3) построить график динамики силы нервной системы (по ре-
зультатам ведущей руки);
4) сравнить динамические показатели силы нервной системы с
динамикой работоспособности испытуемого.
На основании анализа формы кривой, построенной по результа-
там не ведущей руки, диагностируйте силу нервной системы согласно
критериям, приведенным в теоретическом обосновании. Проведите
сравнительный анализ кривой работоспособности (не ведущая рука) с
кривой силы нервной системы (ведущая рука). Сделайте выводы отно-
сительно соответствия динамических характеристик.
Контрольные вопросы:
1. Что является показателем силы нервной системы в методике
Е.П. Ильина?
2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по
данной методике?
3. Что дает сравнение динамики работоспособности и динамики
силы нервной системы?