Лабораторная работа № 1

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Определение силы нервной системы

Цель – определить силу нервной системы испытуемого (при по-

мощи теппинг-теста).

Задачи:

1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим

показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей –

правая).

2. Выявить динамические особенности работоспособности испы-

туемого (по показателям ведущей руки).

3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нерв-

ной системы с динамикой работоспособности испытуемого.

Теоретическое обоснование.

Сила нервных процессов является показателем работоспособно-

сти нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная сис-

тема выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем

слабая.

Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы

И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку

нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система

включает в себя следующие подклассы:

− собственно сильная нервная система;

− среднесильная нервная система;

− среднеслабая нервная система.

Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина осно-

вана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта

варианты динамики максимального темпа могут быть условно разде-

лены на пять типов (рис. 1):

− выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые

10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может

опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек.

работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого

сильной нервной системы;

− ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на

одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой харак-

теризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней

силы;

− нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со

второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в тече-

ние всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной систе-

мы испытуемого;

− промежуточный тип – темп работы снижается после пер-

вых 10–15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между

средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная сис-

тема;

− вогнутый тип – первоначальное снижение максимального

темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до ис-

ходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.

а

в

б

0 1 2 3 4 5 6

г

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений:

а – выпуклый; б – ровный; в – промежуточный и вогнутый;

г – нисходящий; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень

начального темпа работы в первые 5 сек.

Примечание. ____

– - – - – возможные варианты диагностических кривых.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой лис-

ты бумаги (203х238 мм), разделенные на шесть расположенных по три

в ряд равных квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы с секунд-

ной стрелкой). Карандаш. Заготовленная таблица для фиксации ре-

зультатов (табл. 1).

Таблица 1

Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 сек.)

Квадраты Промежуток времени,

сек. Правая рука Левая рука

1 0–5

... ...

6 26–30

Ход работы.

Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-

ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый

и как экспериментатор).

Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой

рукой.

Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сооб-

щает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому.

«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каж-

дом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5

сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Перехо-

дить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая

работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работай-

те в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или ле-

вую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стан-

дартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые

5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квад-

рат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате эксперимен-

татор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести ре-

зультаты в протокол;

2) построить график работоспособности (по результатам веду-

щей руки), для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки

времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате;

3) построить график динамики силы нервной системы (по ре-

зультатам ведущей руки);

4) сравнить динамические показатели силы нервной системы с

динамикой работоспособности испытуемого.

На основании анализа формы кривой, построенной по результа-

там не ведущей руки, диагностируйте силу нервной системы согласно

критериям, приведенным в теоретическом обосновании. Проведите

сравнительный анализ кривой работоспособности (не ведущая рука) с

кривой силы нервной системы (ведущая рука). Сделайте выводы отно-

сительно соответствия динамических характеристик.

Контрольные вопросы:

1. Что является показателем силы нервной системы в методике

Е.П. Ильина?

2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по

данной методике?

3. Что дает сравнение динамики работоспособности и динамики

силы нервной системы?

Определение силы нервной системы

Цель – определить силу нервной системы испытуемого (при по-

мощи теппинг-теста).

Задачи:

1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим

показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей –

правая).

2. Выявить динамические особенности работоспособности испы-

туемого (по показателям ведущей руки).

3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нерв-

ной системы с динамикой работоспособности испытуемого.

Теоретическое обоснование.

Сила нервных процессов является показателем работоспособно-

сти нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная сис-

тема выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем

слабая.

Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы

И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку

нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система

включает в себя следующие подклассы:

− собственно сильная нервная система;

− среднесильная нервная система;

− среднеслабая нервная система.

Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина осно-

вана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта

варианты динамики максимального темпа могут быть условно разде-

лены на пять типов (рис. 1):

− выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые

10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может

опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек.

работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого

сильной нервной системы;

− ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на

одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой харак-

теризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней

силы;

− нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со

второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в тече-

ние всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной систе-

мы испытуемого;

− промежуточный тип – темп работы снижается после пер-

вых 10–15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между

средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная сис-

тема;

− вогнутый тип – первоначальное снижение максимального

темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до ис-

ходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.

а

в

б

0 1 2 3 4 5 6

г

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений:

а – выпуклый; б – ровный; в – промежуточный и вогнутый;

г – нисходящий; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень

начального темпа работы в первые 5 сек.

Примечание. ____

– - – - – возможные варианты диагностических кривых.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой лис-

ты бумаги (203х238 мм), разделенные на шесть расположенных по три

в ряд равных квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы с секунд-

ной стрелкой). Карандаш. Заготовленная таблица для фиксации ре-

зультатов (табл. 1).

Таблица 1

Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 сек.)

Квадраты Промежуток времени,

сек. Правая рука Левая рука

1 0–5

... ...

6 26–30

Ход работы.

Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-

ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый

и как экспериментатор).

Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой

рукой.

Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сооб-

щает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому.

«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каж-

дом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5

сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Перехо-

дить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая

работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работай-

те в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или ле-

вую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стан-

дартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые

5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квад-

рат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате эксперимен-

татор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести ре-

зультаты в протокол;

2) построить график работоспособности (по результатам веду-

щей руки), для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки

времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате;

3) построить график динамики силы нервной системы (по ре-

зультатам ведущей руки);

4) сравнить динамические показатели силы нервной системы с

динамикой работоспособности испытуемого.

На основании анализа формы кривой, построенной по результа-

там не ведущей руки, диагностируйте силу нервной системы согласно

критериям, приведенным в теоретическом обосновании. Проведите

сравнительный анализ кривой работоспособности (не ведущая рука) с

кривой силы нервной системы (ведущая рука). Сделайте выводы отно-

сительно соответствия динамических характеристик.

Контрольные вопросы:

1. Что является показателем силы нервной системы в методике

Е.П. Ильина?

2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по

данной методике?

3. Что дает сравнение динамики работоспособности и динамики

силы нервной системы?