Лабораторная работа № 15

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Определение яркости-четкости представлений

Цель – оценить индивидуальные особенности представлений ис-

пытуемого методом саморанжирования.

Задачи:

1. Найти количественный показатель способности субъекта к

представлению об объекте по признаку яркости – четкости.

2. Определить доминирующую модальность возникающих образов.

3. Выявить способ восприятия задания (аудиальный или визу-

альный), при котором представления будут более четкими и яркими.

Теоретическое обоснование.

Представление (вторичный образ) – это воспроизведенный субъ-

ектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возни-

кающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств.

Представления полимодальны, т. е. включают в себя ощущения

всех модальностей (тактильно-кинестетические, визуальные, аудиаль-

ные и т. д.). Однако в каждом конкретном представлении какая-то из

модальностей оказывается ведущей.

Представление – это не механическая продукция воспринятого,

а изменчивое динамическое образование, которое каждый раз при оп-

ределенных условиях создается вновь и определяется многосвязными

отношениями субъекта и объекта.

У разных людей, в зависимости от индивидуальных особенно-

стей, представления могут значительно отличаться по степени яркости,

отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости,

фрагментарности, схематичности и т. д. В процессе конкретной дея-

тельности особенно существенны индивидуальные различия, связан-

ные со способностью вызывать представления и изменять их.

Точно так же и у одного и того же человека представления, от-

носящиеся к различным сенсорным областям, могут значительно от-

личаться друг от друга: очень яркими, устойчивыми, отчетливыми мо-

гут быть зрительные представления и бледными, нечеткими представ-

ления слуховые и наоборот. Однако, будучи представлением какого-

либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют

разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает ком-

поненты разных сенсорных сфер.

Оборудование: опросник Д. Маркса.

Ход работы.

Опросник Д. Маркса основан на методе самонаблюдения и са-

моранжирования, позволяющем классифицировать представления по

степени субъективной наглядности.

Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в при-

писывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта какого-либо

числа. Исследуемое свойство характеризуется полярными оценками,

между которыми мыслится их непрерывная последовательность.

Процедура оценивания заключается в соотнесении степени вы-

раженности исследуемого свойства с разработанной для этой цели

шкалой.

В данном опроснике заложена 5-балльная шкала оценки яркости–

четкости представлений.

Инструкция испытуемому.

«Цель настоящей методики – определение яркости–четкости

возникающих у Вас представлений. Задания опросника вызовут у Вас

определенные образы. Вы должны оценить их яркость–четкость на ос-

нове предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления

сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независи-

мо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объек-

те нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект "мыслен-

ным взором" и Ваша задача – оценить яркость–четкость возникающей

картинки».

Опросник Д. Маркса.

Шкала оценки:

5 – представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ

восприятия;

4 – представление яркое, четкое, чистое;

3 – представление средней яркости–четкости;

2 – представление неясное, тусклое и смутное.

1 – представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете

о предмете.

Задания.

Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников или друзей,

которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который поя-

вился перед Вашим мысленным взором. Оцените по шкале «яркость–

четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соот-

ветствии со следующими вопросами.

1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого

человека.

2. Представьте характерные положения головы и позы его тела.

3. Представьте его осанку, манеру держаться, походку, длину

шага при ходьбе; представьте все это в едином образе.

4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой.

Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхо-

да солнца.

5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.

6. Солнце встает в синее небо.

7. Солнце встает, но не в облака; в стороне начинается гроза,

видны вспышки молний.

8. Встает солнце, на небе радуга.

Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, свя-

занные с магазином, куда Вы часто ходите.

9. Представьте полную картину магазина с противоположной

стороны улицы.

10. Представьте витрину этого магазина с товаром.

11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет,

размер, детали двери.

12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку;

представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.

Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озе-

ром.

13. Представьте данный ландшафт в целом.

14. Представьте деревья, их цвет и размер.

15. Представьте цвет и размер озера.

16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере

появилась рябь.

Требования к проведению.

1. Первые 2 установки в каждом из 4 разделов (1,2, 5, 6, 9,10, 13,

14) читает экспериментатор, испытуемый воспринимает задание на слух.

2. Вторые 2 установки (3, 4, 7, 8, 11, 12, 11, 15, 16) читает сам ис-

пытуемый (зрительный способ восприятия текста).

3. Экспериментатор заносит результаты в табл. 18.

Таблица 18

Индивидуальные особенности представлений испытуемого

Номер

задания Балл Вид восприятия

задания

Модальности

образа

1 4 Аудиальный Слуховая, зрительная

2 5 Аудиальный Кинестетическая,

обонятельная

16

Сумма баллов

Обработка результатов.

При работе с полученными данными необходимо:

1. Подсчитать общее количество баллов, характеризующих сте-

пень яркости–четкости представлений испытуемого в целом;

2. Подсчитать количество баллов в каждой из 4-х групп заданий;

3. Подсчитать количество баллов при аудиальном и визуальном

типах восприятия отдельно;

4. Провести качественный анализ доминирующих модальностей

возникавших представлений.

При анализе полученных при обработке данных необходимо

сравнить яркость–четкость представлений в различных группах зада-

ний. Объяснить причины существующих различий. Необходимо вы-

явить наиболее эффективный тип восприятия задания (аудиальный или

визуальный), при котором представления наиболее яркие и четкие.

Также необходимо выявить доминирующий тип модальностей пред-

ставлений.

Контрольные вопросы:

1. Какой тип шкалы заложен в основу опросника Д. Маркса?

2. В чем заключается отличие образа восприятия от образа пред-

ставления?

3. Каким образом прошлый опыт испытуемого отражается на яр-

кости–четкости представлений?

Определение яркости-четкости представлений

Цель – оценить индивидуальные особенности представлений ис-

пытуемого методом саморанжирования.

Задачи:

1. Найти количественный показатель способности субъекта к

представлению об объекте по признаку яркости – четкости.

2. Определить доминирующую модальность возникающих образов.

3. Выявить способ восприятия задания (аудиальный или визу-

альный), при котором представления будут более четкими и яркими.

Теоретическое обоснование.

Представление (вторичный образ) – это воспроизведенный субъ-

ектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возни-

кающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств.

Представления полимодальны, т. е. включают в себя ощущения

всех модальностей (тактильно-кинестетические, визуальные, аудиаль-

ные и т. д.). Однако в каждом конкретном представлении какая-то из

модальностей оказывается ведущей.

Представление – это не механическая продукция воспринятого,

а изменчивое динамическое образование, которое каждый раз при оп-

ределенных условиях создается вновь и определяется многосвязными

отношениями субъекта и объекта.

У разных людей, в зависимости от индивидуальных особенно-

стей, представления могут значительно отличаться по степени яркости,

отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости,

фрагментарности, схематичности и т. д. В процессе конкретной дея-

тельности особенно существенны индивидуальные различия, связан-

ные со способностью вызывать представления и изменять их.

Точно так же и у одного и того же человека представления, от-

носящиеся к различным сенсорным областям, могут значительно от-

личаться друг от друга: очень яркими, устойчивыми, отчетливыми мо-

гут быть зрительные представления и бледными, нечеткими представ-

ления слуховые и наоборот. Однако, будучи представлением какого-

либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют

разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает ком-

поненты разных сенсорных сфер.

Оборудование: опросник Д. Маркса.

Ход работы.

Опросник Д. Маркса основан на методе самонаблюдения и са-

моранжирования, позволяющем классифицировать представления по

степени субъективной наглядности.

Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в при-

писывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта какого-либо

числа. Исследуемое свойство характеризуется полярными оценками,

между которыми мыслится их непрерывная последовательность.

Процедура оценивания заключается в соотнесении степени вы-

раженности исследуемого свойства с разработанной для этой цели

шкалой.

В данном опроснике заложена 5-балльная шкала оценки яркости–

четкости представлений.

Инструкция испытуемому.

«Цель настоящей методики – определение яркости–четкости

возникающих у Вас представлений. Задания опросника вызовут у Вас

определенные образы. Вы должны оценить их яркость–четкость на ос-

нове предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления

сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независи-

мо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объек-

те нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект "мыслен-

ным взором" и Ваша задача – оценить яркость–четкость возникающей

картинки».

Опросник Д. Маркса.

Шкала оценки:

5 – представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ

восприятия;

4 – представление яркое, четкое, чистое;

3 – представление средней яркости–четкости;

2 – представление неясное, тусклое и смутное.

1 – представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете

о предмете.

Задания.

Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников или друзей,

которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который поя-

вился перед Вашим мысленным взором. Оцените по шкале «яркость–

четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соот-

ветствии со следующими вопросами.

1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого

человека.

2. Представьте характерные положения головы и позы его тела.

3. Представьте его осанку, манеру держаться, походку, длину

шага при ходьбе; представьте все это в едином образе.

4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой.

Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхо-

да солнца.

5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.

6. Солнце встает в синее небо.

7. Солнце встает, но не в облака; в стороне начинается гроза,

видны вспышки молний.

8. Встает солнце, на небе радуга.

Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, свя-

занные с магазином, куда Вы часто ходите.

9. Представьте полную картину магазина с противоположной

стороны улицы.

10. Представьте витрину этого магазина с товаром.

11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет,

размер, детали двери.

12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку;

представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.

Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озе-

ром.

13. Представьте данный ландшафт в целом.

14. Представьте деревья, их цвет и размер.

15. Представьте цвет и размер озера.

16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере

появилась рябь.

Требования к проведению.

1. Первые 2 установки в каждом из 4 разделов (1,2, 5, 6, 9,10, 13,

14) читает экспериментатор, испытуемый воспринимает задание на слух.

2. Вторые 2 установки (3, 4, 7, 8, 11, 12, 11, 15, 16) читает сам ис-

пытуемый (зрительный способ восприятия текста).

3. Экспериментатор заносит результаты в табл. 18.

Таблица 18

Индивидуальные особенности представлений испытуемого

Номер

задания Балл Вид восприятия

задания

Модальности

образа

1 4 Аудиальный Слуховая, зрительная

2 5 Аудиальный Кинестетическая,

обонятельная

16

Сумма баллов

Обработка результатов.

При работе с полученными данными необходимо:

1. Подсчитать общее количество баллов, характеризующих сте-

пень яркости–четкости представлений испытуемого в целом;

2. Подсчитать количество баллов в каждой из 4-х групп заданий;

3. Подсчитать количество баллов при аудиальном и визуальном

типах восприятия отдельно;

4. Провести качественный анализ доминирующих модальностей

возникавших представлений.

При анализе полученных при обработке данных необходимо

сравнить яркость–четкость представлений в различных группах зада-

ний. Объяснить причины существующих различий. Необходимо вы-

явить наиболее эффективный тип восприятия задания (аудиальный или

визуальный), при котором представления наиболее яркие и четкие.

Также необходимо выявить доминирующий тип модальностей пред-

ставлений.

Контрольные вопросы:

1. Какой тип шкалы заложен в основу опросника Д. Маркса?

2. В чем заключается отличие образа восприятия от образа пред-

ставления?

3. Каким образом прошлый опыт испытуемого отражается на яр-

кости–четкости представлений?