Лабораторная работа № 15
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение яркости-четкости представлений
Цель – оценить индивидуальные особенности представлений ис-
пытуемого методом саморанжирования.
Задачи:
1. Найти количественный показатель способности субъекта к
представлению об объекте по признаку яркости – четкости.
2. Определить доминирующую модальность возникающих образов.
3. Выявить способ восприятия задания (аудиальный или визу-
альный), при котором представления будут более четкими и яркими.
Теоретическое обоснование.
Представление (вторичный образ) – это воспроизведенный субъ-
ектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возни-
кающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств.
Представления полимодальны, т. е. включают в себя ощущения
всех модальностей (тактильно-кинестетические, визуальные, аудиаль-
ные и т. д.). Однако в каждом конкретном представлении какая-то из
модальностей оказывается ведущей.
Представление – это не механическая продукция воспринятого,
а изменчивое динамическое образование, которое каждый раз при оп-
ределенных условиях создается вновь и определяется многосвязными
отношениями субъекта и объекта.
У разных людей, в зависимости от индивидуальных особенно-
стей, представления могут значительно отличаться по степени яркости,
отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости,
фрагментарности, схематичности и т. д. В процессе конкретной дея-
тельности особенно существенны индивидуальные различия, связан-
ные со способностью вызывать представления и изменять их.
Точно так же и у одного и того же человека представления, от-
носящиеся к различным сенсорным областям, могут значительно от-
личаться друг от друга: очень яркими, устойчивыми, отчетливыми мо-
гут быть зрительные представления и бледными, нечеткими представ-
ления слуховые и наоборот. Однако, будучи представлением какого-
либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют
разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает ком-
поненты разных сенсорных сфер.
Оборудование: опросник Д. Маркса.
Ход работы.
Опросник Д. Маркса основан на методе самонаблюдения и са-
моранжирования, позволяющем классифицировать представления по
степени субъективной наглядности.
Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в при-
писывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта какого-либо
числа. Исследуемое свойство характеризуется полярными оценками,
между которыми мыслится их непрерывная последовательность.
Процедура оценивания заключается в соотнесении степени вы-
раженности исследуемого свойства с разработанной для этой цели
шкалой.
В данном опроснике заложена 5-балльная шкала оценки яркости–
четкости представлений.
Инструкция испытуемому.
«Цель настоящей методики – определение яркости–четкости
возникающих у Вас представлений. Задания опросника вызовут у Вас
определенные образы. Вы должны оценить их яркость–четкость на ос-
нове предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления
сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независи-
мо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объек-
те нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект "мыслен-
ным взором" и Ваша задача – оценить яркость–четкость возникающей
картинки».
Опросник Д. Маркса.
Шкала оценки:
5 – представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ
восприятия;
4 – представление яркое, четкое, чистое;
3 – представление средней яркости–четкости;
2 – представление неясное, тусклое и смутное.
1 – представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете
о предмете.
Задания.
Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников или друзей,
которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который поя-
вился перед Вашим мысленным взором. Оцените по шкале «яркость–
четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соот-
ветствии со следующими вопросами.
1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого
человека.
2. Представьте характерные положения головы и позы его тела.
3. Представьте его осанку, манеру держаться, походку, длину
шага при ходьбе; представьте все это в едином образе.
4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхо-
да солнца.
5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.
6. Солнце встает в синее небо.
7. Солнце встает, но не в облака; в стороне начинается гроза,
видны вспышки молний.
8. Встает солнце, на небе радуга.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, свя-
занные с магазином, куда Вы часто ходите.
9. Представьте полную картину магазина с противоположной
стороны улицы.
10. Представьте витрину этого магазина с товаром.
11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет,
размер, детали двери.
12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку;
представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.
Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озе-
ром.
13. Представьте данный ландшафт в целом.
14. Представьте деревья, их цвет и размер.
15. Представьте цвет и размер озера.
16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере
появилась рябь.
Требования к проведению.
1. Первые 2 установки в каждом из 4 разделов (1,2, 5, 6, 9,10, 13,
14) читает экспериментатор, испытуемый воспринимает задание на слух.
2. Вторые 2 установки (3, 4, 7, 8, 11, 12, 11, 15, 16) читает сам ис-
пытуемый (зрительный способ восприятия текста).
3. Экспериментатор заносит результаты в табл. 18.
Таблица 18
Индивидуальные особенности представлений испытуемого
Номер
задания Балл Вид восприятия
задания
Модальности
образа
1 4 Аудиальный Слуховая, зрительная
2 5 Аудиальный Кинестетическая,
обонятельная
…
16
Сумма баллов
Обработка результатов.
При работе с полученными данными необходимо:
1. Подсчитать общее количество баллов, характеризующих сте-
пень яркости–четкости представлений испытуемого в целом;
2. Подсчитать количество баллов в каждой из 4-х групп заданий;
3. Подсчитать количество баллов при аудиальном и визуальном
типах восприятия отдельно;
4. Провести качественный анализ доминирующих модальностей
возникавших представлений.
При анализе полученных при обработке данных необходимо
сравнить яркость–четкость представлений в различных группах зада-
ний. Объяснить причины существующих различий. Необходимо вы-
явить наиболее эффективный тип восприятия задания (аудиальный или
визуальный), при котором представления наиболее яркие и четкие.
Также необходимо выявить доминирующий тип модальностей пред-
ставлений.
Контрольные вопросы:
1. Какой тип шкалы заложен в основу опросника Д. Маркса?
2. В чем заключается отличие образа восприятия от образа пред-
ставления?
3. Каким образом прошлый опыт испытуемого отражается на яр-
кости–четкости представлений?
Определение яркости-четкости представлений
Цель – оценить индивидуальные особенности представлений ис-
пытуемого методом саморанжирования.
Задачи:
1. Найти количественный показатель способности субъекта к
представлению об объекте по признаку яркости – четкости.
2. Определить доминирующую модальность возникающих образов.
3. Выявить способ восприятия задания (аудиальный или визу-
альный), при котором представления будут более четкими и яркими.
Теоретическое обоснование.
Представление (вторичный образ) – это воспроизведенный субъ-
ектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и возни-
кающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств.
Представления полимодальны, т. е. включают в себя ощущения
всех модальностей (тактильно-кинестетические, визуальные, аудиаль-
ные и т. д.). Однако в каждом конкретном представлении какая-то из
модальностей оказывается ведущей.
Представление – это не механическая продукция воспринятого,
а изменчивое динамическое образование, которое каждый раз при оп-
ределенных условиях создается вновь и определяется многосвязными
отношениями субъекта и объекта.
У разных людей, в зависимости от индивидуальных особенно-
стей, представления могут значительно отличаться по степени яркости,
отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости,
фрагментарности, схематичности и т. д. В процессе конкретной дея-
тельности особенно существенны индивидуальные различия, связан-
ные со способностью вызывать представления и изменять их.
Точно так же и у одного и того же человека представления, от-
носящиеся к различным сенсорным областям, могут значительно от-
личаться друг от друга: очень яркими, устойчивыми, отчетливыми мо-
гут быть зрительные представления и бледными, нечеткими представ-
ления слуховые и наоборот. Однако, будучи представлением какого-
либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют
разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает ком-
поненты разных сенсорных сфер.
Оборудование: опросник Д. Маркса.
Ход работы.
Опросник Д. Маркса основан на методе самонаблюдения и са-
моранжирования, позволяющем классифицировать представления по
степени субъективной наглядности.
Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в при-
писывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта какого-либо
числа. Исследуемое свойство характеризуется полярными оценками,
между которыми мыслится их непрерывная последовательность.
Процедура оценивания заключается в соотнесении степени вы-
раженности исследуемого свойства с разработанной для этой цели
шкалой.
В данном опроснике заложена 5-балльная шкала оценки яркости–
четкости представлений.
Инструкция испытуемому.
«Цель настоящей методики – определение яркости–четкости
возникающих у Вас представлений. Задания опросника вызовут у Вас
определенные образы. Вы должны оценить их яркость–четкость на ос-
нове предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления
сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независи-
мо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объек-
те нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект "мыслен-
ным взором" и Ваша задача – оценить яркость–четкость возникающей
картинки».
Опросник Д. Маркса.
Шкала оценки:
5 – представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ
восприятия;
4 – представление яркое, четкое, чистое;
3 – представление средней яркости–четкости;
2 – представление неясное, тусклое и смутное.
1 – представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете
о предмете.
Задания.
Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников или друзей,
которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который поя-
вился перед Вашим мысленным взором. Оцените по шкале «яркость–
четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соот-
ветствии со следующими вопросами.
1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого
человека.
2. Представьте характерные положения головы и позы его тела.
3. Представьте его осанку, манеру держаться, походку, длину
шага при ходьбе; представьте все это в едином образе.
4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхо-
да солнца.
5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.
6. Солнце встает в синее небо.
7. Солнце встает, но не в облака; в стороне начинается гроза,
видны вспышки молний.
8. Встает солнце, на небе радуга.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, свя-
занные с магазином, куда Вы часто ходите.
9. Представьте полную картину магазина с противоположной
стороны улицы.
10. Представьте витрину этого магазина с товаром.
11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет,
размер, детали двери.
12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку;
представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.
Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озе-
ром.
13. Представьте данный ландшафт в целом.
14. Представьте деревья, их цвет и размер.
15. Представьте цвет и размер озера.
16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере
появилась рябь.
Требования к проведению.
1. Первые 2 установки в каждом из 4 разделов (1,2, 5, 6, 9,10, 13,
14) читает экспериментатор, испытуемый воспринимает задание на слух.
2. Вторые 2 установки (3, 4, 7, 8, 11, 12, 11, 15, 16) читает сам ис-
пытуемый (зрительный способ восприятия текста).
3. Экспериментатор заносит результаты в табл. 18.
Таблица 18
Индивидуальные особенности представлений испытуемого
Номер
задания Балл Вид восприятия
задания
Модальности
образа
1 4 Аудиальный Слуховая, зрительная
2 5 Аудиальный Кинестетическая,
обонятельная
…
16
Сумма баллов
Обработка результатов.
При работе с полученными данными необходимо:
1. Подсчитать общее количество баллов, характеризующих сте-
пень яркости–четкости представлений испытуемого в целом;
2. Подсчитать количество баллов в каждой из 4-х групп заданий;
3. Подсчитать количество баллов при аудиальном и визуальном
типах восприятия отдельно;
4. Провести качественный анализ доминирующих модальностей
возникавших представлений.
При анализе полученных при обработке данных необходимо
сравнить яркость–четкость представлений в различных группах зада-
ний. Объяснить причины существующих различий. Необходимо вы-
явить наиболее эффективный тип восприятия задания (аудиальный или
визуальный), при котором представления наиболее яркие и четкие.
Также необходимо выявить доминирующий тип модальностей пред-
ставлений.
Контрольные вопросы:
1. Какой тип шкалы заложен в основу опросника Д. Маркса?
2. В чем заключается отличие образа восприятия от образа пред-
ставления?
3. Каким образом прошлый опыт испытуемого отражается на яр-
кости–четкости представлений?