Часть 3. Изучение образов восприятия и представления

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Вводные замечания: Этапы формирования образа.

Восприятие в истории человеческого развития неразрывно свя-

зано с практикой. Порождая новые формы предметного бытия, исто-

рическое развитие общественной практики порождало и новые формы

восприятия. Жизненная практика заставляет человека перейти от не-

преднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности на-

блюдателя. На этой стадии восприятие уже превращается в специфи-

ческую «теоретическую» деятельность – наблюдение. Теоретическая

деятельность наблюдения включает в себя анализ и синтез, осмысле-

ние и истолкование воспринимаемого.

Восприятие является чувственным отображением предмета или

явления объективной действительности, воздействующей на наши ор-

ганы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и

осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту

предмета. Осознание чувственного образа данного предмета составля-

ет основную, наиболее существенную отличительную черту воспри-

ятия.

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, дос-

тавляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раз-

дражителей, действующих в данный момент. Восприятие не сводится к

простой сумме ощущений, оно всегда является сложным целым, каче-

ственно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в

его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый

опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. При от-

ражении объективной действительности через восприятие преломляет-

ся вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

Выделяют три основных вида восприятия:

1) восприятие пространства;

2) восприятие движения;

3) восприятие времени.

Представления – это образы предметов, сцен и событий, возни-

кающих на основе их припоминания или продуктивного воображения.

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов. Со-

гласно Б.Ф. Ломову, образ – это одна из форм отражения объективной

реальности [6] .

Понимая образ как субъективное отражение предметов и явле-

ний объективной действительности и исходя из работ И.М. Сеченова,

Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, можно выделить 3 основных уровня психического отражения, на которых происходит формирование образа:

сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный.

1. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах,

которые возникают при непосредственном воздействии предметов и

явлений на органы чувств.

2. К уровню представлений относится широкий круг явлений:

образная память, последовательные, эйдетические, гипнотические об-

разы и т. д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые

возникают при непосредственном воздействии предметов и событий

на органы чувств.

3. Речемыслительный, вербалогический уровень отражает су-

щественные связи и отношения между явлениями. Это уровень поня-

тий и оперирования знаковыми системами (прежде всего языком). На

речемыслительном уровне человек и строит образ сознательно и целе-

направленно.

Таким образом, представление – это воспроизведенный образ

предмета, который (на основе предшествовавшего сенсорного воздей-

ствия) воспроизводится в отсутствие предмета, в то время как воспри-

ятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутст-

вии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши

периферические рецепторные аппараты.

Как и восприятие, представления наглядны. По сравнению с вос-

приятием представления обычно отличаются меньшей яркостью.

В то же время степень яркости представлений бывает очень раз-

ной, что зависит от индивидуальных особенностей воспринимающего

и эмоциональной окраски прошлого опыта.

Представления отличаются некоторой фрагментарностью и

обобщенностью. Представление может быть обобщенным образом не

единичного предмета или лица, а целого класса или категории анало-

гичных предметов. Поэтому воспроизведенные образы памяти, пред-

ставления являются ступеньками, ведущими от единичного образа вос-

приятия к понятию и обобщенному представлению, которым опериру-

ет мышление.

Неустойчивость представлений выражается в изменчивости и

текучести некоторых частей, свойств или деталей образа–представле-

ния, как бы вводит в представление ряд переменных.

Представления являются образами памяти лишь в том случае,

когда образ–представление воспроизводит прежде воспринятое. Когда

представление возникает или формируется безотносительно к прежде

воспринятому, хотя бы с использованием воспринятого в более или менее преображенном виде, представление является образом скорее

воображения, чем памяти.

Если бы не было представления, для человека не существовало

бы ни прошлого, ни будущего. Внутренней жизни не существовало бы

тоже, так как представления создают тот план, на котором она развер-

тывается.

Особенно ярко роль представлений выступает в творчестве лю-

дей, у которых представления служат единственной наглядной осно-

вой деятельности.

Вводные замечания: Этапы формирования образа.

Восприятие в истории человеческого развития неразрывно свя-

зано с практикой. Порождая новые формы предметного бытия, исто-

рическое развитие общественной практики порождало и новые формы

восприятия. Жизненная практика заставляет человека перейти от не-

преднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности на-

блюдателя. На этой стадии восприятие уже превращается в специфи-

ческую «теоретическую» деятельность – наблюдение. Теоретическая

деятельность наблюдения включает в себя анализ и синтез, осмысле-

ние и истолкование воспринимаемого.

Восприятие является чувственным отображением предмета или

явления объективной действительности, воздействующей на наши ор-

ганы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и

осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту

предмета. Осознание чувственного образа данного предмета составля-

ет основную, наиболее существенную отличительную черту воспри-

ятия.

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, дос-

тавляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раз-

дражителей, действующих в данный момент. Восприятие не сводится к

простой сумме ощущений, оно всегда является сложным целым, каче-

ственно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в

его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый

опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. При от-

ражении объективной действительности через восприятие преломляет-

ся вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

Выделяют три основных вида восприятия:

1) восприятие пространства;

2) восприятие движения;

3) восприятие времени.

Представления – это образы предметов, сцен и событий, возни-

кающих на основе их припоминания или продуктивного воображения.

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов. Со-

гласно Б.Ф. Ломову, образ – это одна из форм отражения объективной

реальности [6] .

Понимая образ как субъективное отражение предметов и явле-

ний объективной действительности и исходя из работ И.М. Сеченова,

Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, можно выделить 3 основных уровня психического отражения, на которых происходит формирование образа:

сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный.

1. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах,

которые возникают при непосредственном воздействии предметов и

явлений на органы чувств.

2. К уровню представлений относится широкий круг явлений:

образная память, последовательные, эйдетические, гипнотические об-

разы и т. д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые

возникают при непосредственном воздействии предметов и событий

на органы чувств.

3. Речемыслительный, вербалогический уровень отражает су-

щественные связи и отношения между явлениями. Это уровень поня-

тий и оперирования знаковыми системами (прежде всего языком). На

речемыслительном уровне человек и строит образ сознательно и целе-

направленно.

Таким образом, представление – это воспроизведенный образ

предмета, который (на основе предшествовавшего сенсорного воздей-

ствия) воспроизводится в отсутствие предмета, в то время как воспри-

ятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутст-

вии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши

периферические рецепторные аппараты.

Как и восприятие, представления наглядны. По сравнению с вос-

приятием представления обычно отличаются меньшей яркостью.

В то же время степень яркости представлений бывает очень раз-

ной, что зависит от индивидуальных особенностей воспринимающего

и эмоциональной окраски прошлого опыта.

Представления отличаются некоторой фрагментарностью и

обобщенностью. Представление может быть обобщенным образом не

единичного предмета или лица, а целого класса или категории анало-

гичных предметов. Поэтому воспроизведенные образы памяти, пред-

ставления являются ступеньками, ведущими от единичного образа вос-

приятия к понятию и обобщенному представлению, которым опериру-

ет мышление.

Неустойчивость представлений выражается в изменчивости и

текучести некоторых частей, свойств или деталей образа–представле-

ния, как бы вводит в представление ряд переменных.

Представления являются образами памяти лишь в том случае,

когда образ–представление воспроизводит прежде воспринятое. Когда

представление возникает или формируется безотносительно к прежде

воспринятому, хотя бы с использованием воспринятого в более или менее преображенном виде, представление является образом скорее

воображения, чем памяти.

Если бы не было представления, для человека не существовало

бы ни прошлого, ни будущего. Внутренней жизни не существовало бы

тоже, так как представления создают тот план, на котором она развер-

тывается.

Особенно ярко роль представлений выступает в творчестве лю-

дей, у которых представления служат единственной наглядной осно-

вой деятельности.