Лабораторная работа № 2
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение баланса возбудительного и тормозного процессов
Цель – определить баланс возбудительного и тормозного про-
цессов с помощью кинематометрической методики.
Задачи:
1. Определить знак и величину ошибки при движениях на малой
амплитуде.
2. Определить знак и величину ошибки при движениях на боль-
шой амплитуде.
3. Определить соотношение процессов возбуждения и торможе-
ния по диагностической таблице.
Теоретическое обоснование.
И.М. Сеченов указывал на особую роль мышечного движения в
познании окружающего мира. Он утверждал, что психомоторика – это
«объективация в мышечных движениях всех форм психического отра-
жения, а двигательный анализатор – интегратор всех анализаторных
систем человека» [10, с. 177].
Быстрота и точность реагирования на внешний стимул являются
теми психомоторными характеристиками, которые подверглись иссле-
дованию в первую очередь еще в начале XIX века. Это обусловлено
тем, что определенный двигательный ответ на определенный раздражитель является составляющим элементом практически любой трудовой деятельности.
Критериями для оценки произвольной реакции обычно служат
время реакции и точность ответа. «Под временем реакции понимается
время от выдачи сигнала до окончания ответного действия. <…> По-
казатель точности реагирования, с одной стороны, может характеризо-
ваться скоростью реагирования, а с другой – соответствием моментов
появления сигнала и начала ответа (преждевременные и запаздываю-
щие реакции) и соответствием тех или иных характеристик ответного
движения и сигнала» [10, с. 178–179].
Применение методики базируется на известном факте, что чело-
век, лишенный возможности контролировать свои движения зрением,
в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную ампли-
туду движения с переводом, а в случае преобладания торможения – с
недоводом. Критерии для диагностики: диагноз ставится по соотноше-
нию «переводов» и «недоводов» на малых и больших амплитудах дви-
жения (табл. 2).
Таблица 2
Диагностическая таблица баланса нервных процессов
Типологические особенности Знак ошибки при амплитудах
нервных процессов малой большой
Преобладание возбуждения + +
Уравновешенность + –
Преобладание торможения – –
Оборудование. Кинематометр Жуковского (представляет собой
платформу-площадку со шкалой от 0 до 90 градусов. На платформе
закреплено подвижное ложе для предплечья испытуемого, заканчи-
вающееся стрелкой). Каждому студенту необходимо заготовить табли-
цу фиксации результатов (табл. 3).
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-
ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый
и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-
ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.
Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас Вы закроете глаза и будете сгибать руку в локтевом
суставе до установленного мной ограничителя 5 раз подряд. Старай-
тесь при каждом движении запоминать амплитуду движения, так как
следующие 5 движений Вы также при закрытых глазах будете произ-
водить уже без ограничителя. Ваша задача – останавливать каждое свое
движение на той точке, где был ограничитель».
Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая ис-
пытуемому, какую амплитуду (сколько угловых градусов) ему задает
(это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяжен-
ность движения, а не отмеривал градусы амплитуды). Сначала ограни-
читель устанавливается на 200, и испытуемый делает пять движений с
ограничителем. Экспериментатор убирает ограничитель, и испытуе-
мый совершает пять движений без ограничителя. Затем такую же про-
цедуру повторяют для амплитуды 700. Экспериментатор следит за по-
казателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и ре-
зультаты записывает в протокол.
Работу выполняют сначала правой, а затем левой рукой. Записи
в таблице фиксации результатов ведет экспериментатор.
Таблица 3
Воспроизведение заданной амплитуды движения
Амплитуда Правая рука Левая рука
(угл. град.) Пробы Амплитуда
воспроиз-
ведения,
град.
Знак
и величина
ошибки
Амплитуда
воспроиз-
ведения,
град.
Знак
и величина
ошибки
1
20 о ...
5
Σ= Σ=
1
70о ...
5
Σ= Σ=
Обработка результатов:
1) определите знак и величину ошибки для каждой пробы дви-
жения каждой рукой отдельно;
2) вычислите суммарные показатели ошибок воспроизведения
для каждой амплитуды и каждой руки отдельно.
На основании анализа полученных результатов диагностируйте
уравновешенность возбуждения и торможения в соответствии с крите-
риями, приведенными в теоретическом обосновании к работе.
При интерпретации полученных результатов необходимо учи-
тывать тенденцию к преобладанию процессов возбуждения или тор-
можения по знаку и величине ошибки.
Контрольные вопросы:
1. Что является критериями для оценки произвольной реакции
испытуемого при проведении эксперимента?
2. На каких физиологических механизмах основано выявление
баланса и инертности – подвижности нервных процессов по психомо-
торным показателям?
Определение баланса возбудительного и тормозного процессов
Цель – определить баланс возбудительного и тормозного про-
цессов с помощью кинематометрической методики.
Задачи:
1. Определить знак и величину ошибки при движениях на малой
амплитуде.
2. Определить знак и величину ошибки при движениях на боль-
шой амплитуде.
3. Определить соотношение процессов возбуждения и торможе-
ния по диагностической таблице.
Теоретическое обоснование.
И.М. Сеченов указывал на особую роль мышечного движения в
познании окружающего мира. Он утверждал, что психомоторика – это
«объективация в мышечных движениях всех форм психического отра-
жения, а двигательный анализатор – интегратор всех анализаторных
систем человека» [10, с. 177].
Быстрота и точность реагирования на внешний стимул являются
теми психомоторными характеристиками, которые подверглись иссле-
дованию в первую очередь еще в начале XIX века. Это обусловлено
тем, что определенный двигательный ответ на определенный раздражитель является составляющим элементом практически любой трудовой деятельности.
Критериями для оценки произвольной реакции обычно служат
время реакции и точность ответа. «Под временем реакции понимается
время от выдачи сигнала до окончания ответного действия. <…> По-
казатель точности реагирования, с одной стороны, может характеризо-
ваться скоростью реагирования, а с другой – соответствием моментов
появления сигнала и начала ответа (преждевременные и запаздываю-
щие реакции) и соответствием тех или иных характеристик ответного
движения и сигнала» [10, с. 178–179].
Применение методики базируется на известном факте, что чело-
век, лишенный возможности контролировать свои движения зрением,
в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную ампли-
туду движения с переводом, а в случае преобладания торможения – с
недоводом. Критерии для диагностики: диагноз ставится по соотноше-
нию «переводов» и «недоводов» на малых и больших амплитудах дви-
жения (табл. 2).
Таблица 2
Диагностическая таблица баланса нервных процессов
Типологические особенности Знак ошибки при амплитудах
нервных процессов малой большой
Преобладание возбуждения + +
Уравновешенность + –
Преобладание торможения – –
Оборудование. Кинематометр Жуковского (представляет собой
платформу-площадку со шкалой от 0 до 90 градусов. На платформе
закреплено подвижное ложе для предплечья испытуемого, заканчи-
вающееся стрелкой). Каждому студенту необходимо заготовить табли-
цу фиксации результатов (табл. 3).
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-
ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый
и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-
ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.
Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас Вы закроете глаза и будете сгибать руку в локтевом
суставе до установленного мной ограничителя 5 раз подряд. Старай-
тесь при каждом движении запоминать амплитуду движения, так как
следующие 5 движений Вы также при закрытых глазах будете произ-
водить уже без ограничителя. Ваша задача – останавливать каждое свое
движение на той точке, где был ограничитель».
Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая ис-
пытуемому, какую амплитуду (сколько угловых градусов) ему задает
(это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяжен-
ность движения, а не отмеривал градусы амплитуды). Сначала ограни-
читель устанавливается на 200, и испытуемый делает пять движений с
ограничителем. Экспериментатор убирает ограничитель, и испытуе-
мый совершает пять движений без ограничителя. Затем такую же про-
цедуру повторяют для амплитуды 700. Экспериментатор следит за по-
казателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и ре-
зультаты записывает в протокол.
Работу выполняют сначала правой, а затем левой рукой. Записи
в таблице фиксации результатов ведет экспериментатор.
Таблица 3
Воспроизведение заданной амплитуды движения
Амплитуда Правая рука Левая рука
(угл. град.) Пробы Амплитуда
воспроиз-
ведения,
град.
Знак
и величина
ошибки
Амплитуда
воспроиз-
ведения,
град.
Знак
и величина
ошибки
1
20 о ...
5
Σ= Σ=
1
70о ...
5
Σ= Σ=
Обработка результатов:
1) определите знак и величину ошибки для каждой пробы дви-
жения каждой рукой отдельно;
2) вычислите суммарные показатели ошибок воспроизведения
для каждой амплитуды и каждой руки отдельно.
На основании анализа полученных результатов диагностируйте
уравновешенность возбуждения и торможения в соответствии с крите-
риями, приведенными в теоретическом обосновании к работе.
При интерпретации полученных результатов необходимо учи-
тывать тенденцию к преобладанию процессов возбуждения или тор-
можения по знаку и величине ошибки.
Контрольные вопросы:
1. Что является критериями для оценки произвольной реакции
испытуемого при проведении эксперимента?
2. На каких физиологических механизмах основано выявление
баланса и инертности – подвижности нервных процессов по психомо-
торным показателям?