Лабораторная работа № 2

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Определение баланса возбудительного и тормозного процессов

Цель – определить баланс возбудительного и тормозного про-

цессов с помощью кинематометрической методики.

Задачи:

1. Определить знак и величину ошибки при движениях на малой

амплитуде.

2. Определить знак и величину ошибки при движениях на боль-

шой амплитуде.

3. Определить соотношение процессов возбуждения и торможе-

ния по диагностической таблице.

Теоретическое обоснование.

И.М. Сеченов указывал на особую роль мышечного движения в

познании окружающего мира. Он утверждал, что психомоторика – это

«объективация в мышечных движениях всех форм психического отра-

жения, а двигательный анализатор – интегратор всех анализаторных

систем человека» [10, с. 177].

Быстрота и точность реагирования на внешний стимул являются

теми психомоторными характеристиками, которые подверглись иссле-

дованию в первую очередь еще в начале XIX века. Это обусловлено

тем, что определенный двигательный ответ на определенный раздражитель является составляющим элементом практически любой трудовой деятельности.

Критериями для оценки произвольной реакции обычно служат

время реакции и точность ответа. «Под временем реакции понимается

время от выдачи сигнала до окончания ответного действия. <…> По-

казатель точности реагирования, с одной стороны, может характеризо-

ваться скоростью реагирования, а с другой – соответствием моментов

появления сигнала и начала ответа (преждевременные и запаздываю-

щие реакции) и соответствием тех или иных характеристик ответного

движения и сигнала» [10, с. 178–179].

Применение методики базируется на известном факте, что чело-

век, лишенный возможности контролировать свои движения зрением,

в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную ампли-

туду движения с переводом, а в случае преобладания торможения – с

недоводом. Критерии для диагностики: диагноз ставится по соотноше-

нию «переводов» и «недоводов» на малых и больших амплитудах дви-

жения (табл. 2).

Таблица 2

Диагностическая таблица баланса нервных процессов

Типологические особенности Знак ошибки при амплитудах

нервных процессов малой большой

Преобладание возбуждения + +

Уравновешенность + –

Преобладание торможения – –

Оборудование. Кинематометр Жуковского (представляет собой

платформу-площадку со шкалой от 0 до 90 градусов. На платформе

закреплено подвижное ложе для предплечья испытуемого, заканчи-

вающееся стрелкой). Каждому студенту необходимо заготовить табли-

цу фиксации результатов (табл. 3).

Ход работы.

Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-

ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый

и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-

ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.

Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.

Инструкция испытуемому.

«Сейчас Вы закроете глаза и будете сгибать руку в локтевом

суставе до установленного мной ограничителя 5 раз подряд. Старай-

тесь при каждом движении запоминать амплитуду движения, так как

следующие 5 движений Вы также при закрытых глазах будете произ-

водить уже без ограничителя. Ваша задача – останавливать каждое свое

движение на той точке, где был ограничитель».

Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая ис-

пытуемому, какую амплитуду (сколько угловых градусов) ему задает

(это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяжен-

ность движения, а не отмеривал градусы амплитуды). Сначала ограни-

читель устанавливается на 200, и испытуемый делает пять движений с

ограничителем. Экспериментатор убирает ограничитель, и испытуе-

мый совершает пять движений без ограничителя. Затем такую же про-

цедуру повторяют для амплитуды 700. Экспериментатор следит за по-

казателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и ре-

зультаты записывает в протокол.

Работу выполняют сначала правой, а затем левой рукой. Записи

в таблице фиксации результатов ведет экспериментатор.

Таблица 3

Воспроизведение заданной амплитуды движения

Амплитуда Правая рука Левая рука

(угл. град.) Пробы Амплитуда

воспроиз-

ведения,

град.

Знак

и величина

ошибки

Амплитуда

воспроиз-

ведения,

град.

Знак

и величина

ошибки

1

20 о ...

5

Σ= Σ=

1

70о ...

5

Σ= Σ=

Обработка результатов:

1) определите знак и величину ошибки для каждой пробы дви-

жения каждой рукой отдельно;

2) вычислите суммарные показатели ошибок воспроизведения

для каждой амплитуды и каждой руки отдельно.

На основании анализа полученных результатов диагностируйте

уравновешенность возбуждения и торможения в соответствии с крите-

риями, приведенными в теоретическом обосновании к работе.

При интерпретации полученных результатов необходимо учи-

тывать тенденцию к преобладанию процессов возбуждения или тор-

можения по знаку и величине ошибки.

Контрольные вопросы:

1. Что является критериями для оценки произвольной реакции

испытуемого при проведении эксперимента?

2. На каких физиологических механизмах основано выявление

баланса и инертности – подвижности нервных процессов по психомо-

торным показателям?

Определение баланса возбудительного и тормозного процессов

Цель – определить баланс возбудительного и тормозного про-

цессов с помощью кинематометрической методики.

Задачи:

1. Определить знак и величину ошибки при движениях на малой

амплитуде.

2. Определить знак и величину ошибки при движениях на боль-

шой амплитуде.

3. Определить соотношение процессов возбуждения и торможе-

ния по диагностической таблице.

Теоретическое обоснование.

И.М. Сеченов указывал на особую роль мышечного движения в

познании окружающего мира. Он утверждал, что психомоторика – это

«объективация в мышечных движениях всех форм психического отра-

жения, а двигательный анализатор – интегратор всех анализаторных

систем человека» [10, с. 177].

Быстрота и точность реагирования на внешний стимул являются

теми психомоторными характеристиками, которые подверглись иссле-

дованию в первую очередь еще в начале XIX века. Это обусловлено

тем, что определенный двигательный ответ на определенный раздражитель является составляющим элементом практически любой трудовой деятельности.

Критериями для оценки произвольной реакции обычно служат

время реакции и точность ответа. «Под временем реакции понимается

время от выдачи сигнала до окончания ответного действия. <…> По-

казатель точности реагирования, с одной стороны, может характеризо-

ваться скоростью реагирования, а с другой – соответствием моментов

появления сигнала и начала ответа (преждевременные и запаздываю-

щие реакции) и соответствием тех или иных характеристик ответного

движения и сигнала» [10, с. 178–179].

Применение методики базируется на известном факте, что чело-

век, лишенный возможности контролировать свои движения зрением,

в случае преобладания возбуждения воспроизводит заданную ампли-

туду движения с переводом, а в случае преобладания торможения – с

недоводом. Критерии для диагностики: диагноз ставится по соотноше-

нию «переводов» и «недоводов» на малых и больших амплитудах дви-

жения (табл. 2).

Таблица 2

Диагностическая таблица баланса нервных процессов

Типологические особенности Знак ошибки при амплитудах

нервных процессов малой большой

Преобладание возбуждения + +

Уравновешенность + –

Преобладание торможения – –

Оборудование. Кинематометр Жуковского (представляет собой

платформу-площадку со шкалой от 0 до 90 градусов. На платформе

закреплено подвижное ложе для предплечья испытуемого, заканчи-

вающееся стрелкой). Каждому студенту необходимо заготовить табли-

цу фиксации результатов (табл. 3).

Ход работы.

Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-

ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый

и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-

ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.

Экспериментатор зачитывает ему инструкцию.

Инструкция испытуемому.

«Сейчас Вы закроете глаза и будете сгибать руку в локтевом

суставе до установленного мной ограничителя 5 раз подряд. Старай-

тесь при каждом движении запоминать амплитуду движения, так как

следующие 5 движений Вы также при закрытых глазах будете произ-

водить уже без ограничителя. Ваша задача – останавливать каждое свое

движение на той точке, где был ограничитель».

Экспериментатор устанавливает ограничитель, не сообщая ис-

пытуемому, какую амплитуду (сколько угловых градусов) ему задает

(это нужно для того, чтобы испытуемый воспроизводил протяжен-

ность движения, а не отмеривал градусы амплитуды). Сначала ограни-

читель устанавливается на 200, и испытуемый делает пять движений с

ограничителем. Экспериментатор убирает ограничитель, и испытуе-

мый совершает пять движений без ограничителя. Затем такую же про-

цедуру повторяют для амплитуды 700. Экспериментатор следит за по-

казателями шкалы при движениях испытуемого без ограничителя и ре-

зультаты записывает в протокол.

Работу выполняют сначала правой, а затем левой рукой. Записи

в таблице фиксации результатов ведет экспериментатор.

Таблица 3

Воспроизведение заданной амплитуды движения

Амплитуда Правая рука Левая рука

(угл. град.) Пробы Амплитуда

воспроиз-

ведения,

град.

Знак

и величина

ошибки

Амплитуда

воспроиз-

ведения,

град.

Знак

и величина

ошибки

1

20 о ...

5

Σ= Σ=

1

70о ...

5

Σ= Σ=

Обработка результатов:

1) определите знак и величину ошибки для каждой пробы дви-

жения каждой рукой отдельно;

2) вычислите суммарные показатели ошибок воспроизведения

для каждой амплитуды и каждой руки отдельно.

На основании анализа полученных результатов диагностируйте

уравновешенность возбуждения и торможения в соответствии с крите-

риями, приведенными в теоретическом обосновании к работе.

При интерпретации полученных результатов необходимо учи-

тывать тенденцию к преобладанию процессов возбуждения или тор-

можения по знаку и величине ошибки.

Контрольные вопросы:

1. Что является критериями для оценки произвольной реакции

испытуемого при проведении эксперимента?

2. На каких физиологических механизмах основано выявление

баланса и инертности – подвижности нервных процессов по психомо-

торным показателям?