Лабораторная работа № 4
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение свойств нервной системы с помощью опросника
«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности»
Цель – выявить свойства нервной системы испытуемого при по-
мощи самооценки и групповой оценки.
Задачи:
1. Определить уровень силы–слабости процесса возбуждения.
2. Определить уровень силы тормозного процесса.
3. Определить уровень инертности–подвижности психических
процессов.
4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и
групповой оценки.
Теоретическое обоснование.
В отечественной психологии выделяется несколько методов изу-
чения силы (интенсивности) протекания нервных процессов.
1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интен-
сивности однократного раздражителя, т. е. через верхний порог чувст-
вительности.
2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражи-
телей средней величины (выносливость).
3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на
раздражитель.
4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чув-
ствительности.
Однако все эти методы требуют применения специальной аппа-
ратуры.
Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведе-
нии человека, то особенности протекания нервных процессов возмож-
но пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам.
На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типоло-
гических особенностей личности», разработанная на факультете пси-
хологии Ленинградского университета.
Под силой–слабостью процесса возбуждения, силой процесса тор-
можения в данной методике понимается интенсивность проявления ка-
честв, описывающих состояния того или иного психического процесса
или явления. Инертность–подвижность психических процессов – это
реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небы-
лицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем
короче ответная реакция.
Ход работы.
Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике
«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» ка-
чествам (табл. 5), ориентируясь при этом на следующую шкалу оце-
нок:
1 балл – качество представлено в минимальной степени;
2 балла – качество представлено не явно;
3 балла – качество выражено в средней степени;
4 балла – качество выражено хорошо;
5 баллов – качество явно выражено.
Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три
эксперта.
Таблица 5
Оценка индивидуально-типологических особенностей личности
I. Сила возбудительного процесса Самооц. 1 2 3 Ср. оц.
1. Энергичность
2. Способность к преодолению
трудностей
3. Высокая работоспособность
4. Уверенность в себе
5. Настойчивость
6. Смелость, решительность
7. Свободное общение
с незнакомыми людьми
8. Склонность к самостоятельности
в деятельности и поступках
9. Вспыльчивость
10. Бурное проявление эмоций
11. Энергичность в жестах
и мимике
II. Сила тормозного процесса
1. Выдержка в сложных ситуациях
2. Выносливость к боли,
жажде, голоду
3. Осторожность
4. Сдержанность в проявлении
эмоций
5. Обдуманность поступков,
действий
6. Полноценный ночной сон
III. Слабость
возбудительного процесса
1. Малая активность
2. Боязнь трудностей, стремление
избежать их
3. Низкая работоспособность
4. Неуверенность в себе
5. Склонность к сомнениям
6. Чрезмерная уступчивость
7. Недостаточная самостоятель-
ность в действиях, поступках
8. Робость в малознакомой
обстановке
9. Растерянность при волнении
10. Потребность в полном сне
повышена
IV. Подвижность
нервных процессов
1. Легкая приспособляемость
к новой обстановке
2. Быстрая реакция
на различные воздействия
3. Любовь к путешествиям
4. Быстрая смена переживаний
5. Находчивость в беседе,
в новой ситуации
6. Быстрая реакция на все новое
7. Быстрое усвоение
новых знаний, навыков
8. Быстрый выбор действий,
поступков
9. Склонность к смене увлечений,
привязанностей
10. Быстрый темп речи и движений
V. Инертность
нервных процессов
1. Медленная приспособляемость
к новой обстановке
2. Замедленная реакция
на воздействие
3. Домосед(ка)
4. Длительность переживаний
5. Отсутствие находчивости
в сложной ситуации
6. Медленное привыкание
к новому (консерватизм)
7. Склонность к медленному
усвоению знаний
8. Длительное обдумывание
перед совершением поступка
9. Устойчивость в привязанностях,
увлечниях
10. Медлительность в речи,
движениях
Обработка результатов:
1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому
из пяти разделов опросника.
2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по ка-
ждому предложенному в опроснике качеству.
3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по
каждому из пяти разделов опросника.
4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки
и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средне-
взвешенный балл).
При проведении анализа результатов учитываются самооценка и
экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого.
Результаты, полученные в данной лабораторной работе, можно
сравнить с результатами лабораторных работ № 2–3.
Контрольные вопросы:
1. Какие методы изучения свойств нервной системы вы знаете?
2. Какая измерительная шкала используется для оценки свойств
нервной системы в опроснике «Оценка индивидуально-типологичес-
ких особенностей личности»?
3. На какие характеристики сенсорно-перцептивной организации
человека оказывают влияние особенности нервной системы, выявлен-
ные в данной работе?
Определение свойств нервной системы с помощью опросника
«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности»
Цель – выявить свойства нервной системы испытуемого при по-
мощи самооценки и групповой оценки.
Задачи:
1. Определить уровень силы–слабости процесса возбуждения.
2. Определить уровень силы тормозного процесса.
3. Определить уровень инертности–подвижности психических
процессов.
4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и
групповой оценки.
Теоретическое обоснование.
В отечественной психологии выделяется несколько методов изу-
чения силы (интенсивности) протекания нервных процессов.
1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интен-
сивности однократного раздражителя, т. е. через верхний порог чувст-
вительности.
2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражи-
телей средней величины (выносливость).
3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на
раздражитель.
4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чув-
ствительности.
Однако все эти методы требуют применения специальной аппа-
ратуры.
Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведе-
нии человека, то особенности протекания нервных процессов возмож-
но пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам.
На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типоло-
гических особенностей личности», разработанная на факультете пси-
хологии Ленинградского университета.
Под силой–слабостью процесса возбуждения, силой процесса тор-
можения в данной методике понимается интенсивность проявления ка-
честв, описывающих состояния того или иного психического процесса
или явления. Инертность–подвижность психических процессов – это
реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небы-
лицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем
короче ответная реакция.
Ход работы.
Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике
«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» ка-
чествам (табл. 5), ориентируясь при этом на следующую шкалу оце-
нок:
1 балл – качество представлено в минимальной степени;
2 балла – качество представлено не явно;
3 балла – качество выражено в средней степени;
4 балла – качество выражено хорошо;
5 баллов – качество явно выражено.
Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три
эксперта.
Таблица 5
Оценка индивидуально-типологических особенностей личности
I. Сила возбудительного процесса Самооц. 1 2 3 Ср. оц.
1. Энергичность
2. Способность к преодолению
трудностей
3. Высокая работоспособность
4. Уверенность в себе
5. Настойчивость
6. Смелость, решительность
7. Свободное общение
с незнакомыми людьми
8. Склонность к самостоятельности
в деятельности и поступках
9. Вспыльчивость
10. Бурное проявление эмоций
11. Энергичность в жестах
и мимике
II. Сила тормозного процесса
1. Выдержка в сложных ситуациях
2. Выносливость к боли,
жажде, голоду
3. Осторожность
4. Сдержанность в проявлении
эмоций
5. Обдуманность поступков,
действий
6. Полноценный ночной сон
III. Слабость
возбудительного процесса
1. Малая активность
2. Боязнь трудностей, стремление
избежать их
3. Низкая работоспособность
4. Неуверенность в себе
5. Склонность к сомнениям
6. Чрезмерная уступчивость
7. Недостаточная самостоятель-
ность в действиях, поступках
8. Робость в малознакомой
обстановке
9. Растерянность при волнении
10. Потребность в полном сне
повышена
IV. Подвижность
нервных процессов
1. Легкая приспособляемость
к новой обстановке
2. Быстрая реакция
на различные воздействия
3. Любовь к путешествиям
4. Быстрая смена переживаний
5. Находчивость в беседе,
в новой ситуации
6. Быстрая реакция на все новое
7. Быстрое усвоение
новых знаний, навыков
8. Быстрый выбор действий,
поступков
9. Склонность к смене увлечений,
привязанностей
10. Быстрый темп речи и движений
V. Инертность
нервных процессов
1. Медленная приспособляемость
к новой обстановке
2. Замедленная реакция
на воздействие
3. Домосед(ка)
4. Длительность переживаний
5. Отсутствие находчивости
в сложной ситуации
6. Медленное привыкание
к новому (консерватизм)
7. Склонность к медленному
усвоению знаний
8. Длительное обдумывание
перед совершением поступка
9. Устойчивость в привязанностях,
увлечниях
10. Медлительность в речи,
движениях
Обработка результатов:
1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому
из пяти разделов опросника.
2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по ка-
ждому предложенному в опроснике качеству.
3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по
каждому из пяти разделов опросника.
4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки
и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средне-
взвешенный балл).
При проведении анализа результатов учитываются самооценка и
экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого.
Результаты, полученные в данной лабораторной работе, можно
сравнить с результатами лабораторных работ № 2–3.
Контрольные вопросы:
1. Какие методы изучения свойств нервной системы вы знаете?
2. Какая измерительная шкала используется для оценки свойств
нервной системы в опроснике «Оценка индивидуально-типологичес-
ких особенностей личности»?
3. На какие характеристики сенсорно-перцептивной организации
человека оказывают влияние особенности нервной системы, выявлен-
ные в данной работе?