Лабораторная работа № 4

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Определение свойств нервной системы с помощью опросника

«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности»

Цель – выявить свойства нервной системы испытуемого при по-

мощи самооценки и групповой оценки.

Задачи:

1. Определить уровень силы–слабости процесса возбуждения.

2. Определить уровень силы тормозного процесса.

3. Определить уровень инертности–подвижности психических

процессов.

4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и

групповой оценки.

Теоретическое обоснование.

В отечественной психологии выделяется несколько методов изу-

чения силы (интенсивности) протекания нервных процессов.

1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интен-

сивности однократного раздражителя, т. е. через верхний порог чувст-

вительности.

2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражи-

телей средней величины (выносливость).

3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на

раздражитель.

4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чув-

ствительности.

Однако все эти методы требуют применения специальной аппа-

ратуры.

Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведе-

нии человека, то особенности протекания нервных процессов возмож-

но пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам.

На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типоло-

гических особенностей личности», разработанная на факультете пси-

хологии Ленинградского университета.

Под силой–слабостью процесса возбуждения, силой процесса тор-

можения в данной методике понимается интенсивность проявления ка-

честв, описывающих состояния того или иного психического процесса

или явления. Инертность–подвижность психических процессов – это

реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небы-

лицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем

короче ответная реакция.

Ход работы.

Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике

«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» ка-

чествам (табл. 5), ориентируясь при этом на следующую шкалу оце-

нок:

1 балл – качество представлено в минимальной степени;

2 балла – качество представлено не явно;

3 балла – качество выражено в средней степени;

4 балла – качество выражено хорошо;

5 баллов – качество явно выражено.

Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три

эксперта.

Таблица 5

Оценка индивидуально-типологических особенностей личности

I. Сила возбудительного процесса Самооц. 1 2 3 Ср. оц.

1. Энергичность

2. Способность к преодолению

трудностей

3. Высокая работоспособность

4. Уверенность в себе

5. Настойчивость

6. Смелость, решительность

7. Свободное общение

с незнакомыми людьми

8. Склонность к самостоятельности

в деятельности и поступках

9. Вспыльчивость

10. Бурное проявление эмоций

11. Энергичность в жестах

и мимике

II. Сила тормозного процесса

1. Выдержка в сложных ситуациях

2. Выносливость к боли,

жажде, голоду

3. Осторожность

4. Сдержанность в проявлении

эмоций

5. Обдуманность поступков,

действий

6. Полноценный ночной сон

III. Слабость

возбудительного процесса

1. Малая активность

2. Боязнь трудностей, стремление

избежать их

3. Низкая работоспособность

4. Неуверенность в себе

5. Склонность к сомнениям

6. Чрезмерная уступчивость

7. Недостаточная самостоятель-

ность в действиях, поступках

8. Робость в малознакомой

обстановке

9. Растерянность при волнении

10. Потребность в полном сне

повышена

IV. Подвижность

нервных процессов

1. Легкая приспособляемость

к новой обстановке

2. Быстрая реакция

на различные воздействия

3. Любовь к путешествиям

4. Быстрая смена переживаний

5. Находчивость в беседе,

в новой ситуации

6. Быстрая реакция на все новое

7. Быстрое усвоение

новых знаний, навыков

8. Быстрый выбор действий,

поступков

9. Склонность к смене увлечений,

привязанностей

10. Быстрый темп речи и движений

V. Инертность

нервных процессов

1. Медленная приспособляемость

к новой обстановке

2. Замедленная реакция

на воздействие

3. Домосед(ка)

4. Длительность переживаний

5. Отсутствие находчивости

в сложной ситуации

6. Медленное привыкание

к новому (консерватизм)

7. Склонность к медленному

усвоению знаний

8. Длительное обдумывание

перед совершением поступка

9. Устойчивость в привязанностях,

увлечниях

10. Медлительность в речи,

движениях

Обработка результатов:

1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому

из пяти разделов опросника.

2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по ка-

ждому предложенному в опроснике качеству.

3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по

каждому из пяти разделов опросника.

4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки

и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средне-

взвешенный балл).

При проведении анализа результатов учитываются самооценка и

экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого.

Результаты, полученные в данной лабораторной работе, можно

сравнить с результатами лабораторных работ № 2–3.

Контрольные вопросы:

1. Какие методы изучения свойств нервной системы вы знаете?

2. Какая измерительная шкала используется для оценки свойств

нервной системы в опроснике «Оценка индивидуально-типологичес-

ких особенностей личности»?

3. На какие характеристики сенсорно-перцептивной организации

человека оказывают влияние особенности нервной системы, выявлен-

ные в данной работе?

Определение свойств нервной системы с помощью опросника

«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности»

Цель – выявить свойства нервной системы испытуемого при по-

мощи самооценки и групповой оценки.

Задачи:

1. Определить уровень силы–слабости процесса возбуждения.

2. Определить уровень силы тормозного процесса.

3. Определить уровень инертности–подвижности психических

процессов.

4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и

групповой оценки.

Теоретическое обоснование.

В отечественной психологии выделяется несколько методов изу-

чения силы (интенсивности) протекания нервных процессов.

1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интен-

сивности однократного раздражителя, т. е. через верхний порог чувст-

вительности.

2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражи-

телей средней величины (выносливость).

3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на

раздражитель.

4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чув-

ствительности.

Однако все эти методы требуют применения специальной аппа-

ратуры.

Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведе-

нии человека, то особенности протекания нервных процессов возмож-

но пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам.

На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типоло-

гических особенностей личности», разработанная на факультете пси-

хологии Ленинградского университета.

Под силой–слабостью процесса возбуждения, силой процесса тор-

можения в данной методике понимается интенсивность проявления ка-

честв, описывающих состояния того или иного психического процесса

или явления. Инертность–подвижность психических процессов – это

реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небы-

лицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем

короче ответная реакция.

Ход работы.

Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике

«Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» ка-

чествам (табл. 5), ориентируясь при этом на следующую шкалу оце-

нок:

1 балл – качество представлено в минимальной степени;

2 балла – качество представлено не явно;

3 балла – качество выражено в средней степени;

4 балла – качество выражено хорошо;

5 баллов – качество явно выражено.

Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три

эксперта.

Таблица 5

Оценка индивидуально-типологических особенностей личности

I. Сила возбудительного процесса Самооц. 1 2 3 Ср. оц.

1. Энергичность

2. Способность к преодолению

трудностей

3. Высокая работоспособность

4. Уверенность в себе

5. Настойчивость

6. Смелость, решительность

7. Свободное общение

с незнакомыми людьми

8. Склонность к самостоятельности

в деятельности и поступках

9. Вспыльчивость

10. Бурное проявление эмоций

11. Энергичность в жестах

и мимике

II. Сила тормозного процесса

1. Выдержка в сложных ситуациях

2. Выносливость к боли,

жажде, голоду

3. Осторожность

4. Сдержанность в проявлении

эмоций

5. Обдуманность поступков,

действий

6. Полноценный ночной сон

III. Слабость

возбудительного процесса

1. Малая активность

2. Боязнь трудностей, стремление

избежать их

3. Низкая работоспособность

4. Неуверенность в себе

5. Склонность к сомнениям

6. Чрезмерная уступчивость

7. Недостаточная самостоятель-

ность в действиях, поступках

8. Робость в малознакомой

обстановке

9. Растерянность при волнении

10. Потребность в полном сне

повышена

IV. Подвижность

нервных процессов

1. Легкая приспособляемость

к новой обстановке

2. Быстрая реакция

на различные воздействия

3. Любовь к путешествиям

4. Быстрая смена переживаний

5. Находчивость в беседе,

в новой ситуации

6. Быстрая реакция на все новое

7. Быстрое усвоение

новых знаний, навыков

8. Быстрый выбор действий,

поступков

9. Склонность к смене увлечений,

привязанностей

10. Быстрый темп речи и движений

V. Инертность

нервных процессов

1. Медленная приспособляемость

к новой обстановке

2. Замедленная реакция

на воздействие

3. Домосед(ка)

4. Длительность переживаний

5. Отсутствие находчивости

в сложной ситуации

6. Медленное привыкание

к новому (консерватизм)

7. Склонность к медленному

усвоению знаний

8. Длительное обдумывание

перед совершением поступка

9. Устойчивость в привязанностях,

увлечниях

10. Медлительность в речи,

движениях

Обработка результатов:

1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому

из пяти разделов опросника.

2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по ка-

ждому предложенному в опроснике качеству.

3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по

каждому из пяти разделов опросника.

4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки

и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средне-

взвешенный балл).

При проведении анализа результатов учитываются самооценка и

экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого.

Результаты, полученные в данной лабораторной работе, можно

сравнить с результатами лабораторных работ № 2–3.

Контрольные вопросы:

1. Какие методы изучения свойств нервной системы вы знаете?

2. Какая измерительная шкала используется для оценки свойств

нервной системы в опроснике «Оценка индивидуально-типологичес-

ких особенностей личности»?

3. На какие характеристики сенсорно-перцептивной организации

человека оказывают влияние особенности нервной системы, выявлен-

ные в данной работе?