Лабораторная работа № 13

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Изучение индивидуальных особенностей

восприятия и оценки времени

Цель – выявить индивидуальные особенности восприятия вре-

менных промежутков испытуемым.

Задачи:

1. Выявить тип восприятия времени испытуемого.

2. Определить влияние вида выполняемой деятельности на вос-

приятие временных промежутков.

3. Проверить закономерности восприятия заполненного времен-

ного интервала для малых и больших длительностей.

Теоретическое обоснование.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется

на разных уровнях. Простейшие формы восприятия времени основаны

на элементарных ритмических явлениях, которые известны как «био-

логические часы». Такие явления позволяют давать непосредственные

оценки времени. Сложные формы восприятия времени опираются на

выбираемые человеком эталоны оценки времени.

Для изучения восприятия длительности временных промежут-

ков можно использовать различные методы.

1. Метод количественной оценки – основывается на использо-

вании общепринятых единиц времени, т. е. испытуемого просят оценить

временной интервал в секундах, минутах и т. д.

2. Метод воспроизведения. Испытуемому предлагается воспро-

извести длительность, равноценную той, которая была предложена ему

в качестве эталона.

3. Метод сравнения. Экспериментатор предлагает испытуемому

две каких-либо длительности, которые тот должен сравнить.

4. Метод продуцирования. Испытуемому предлагается выпол-

нить какое-либо задание в течение определенного времени.

Закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным

и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок вре-

мени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет

закономерность отклонения психического времени воспоминания про-

шлого от объективного времени. Для времени переживания настоящего

имеет место обратное положение: чем оно беднее событиями и однооб-

разнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно ощущается; и

чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно проте-

кает, тем меньше кажется временная длительность.

В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные

различия. В опытах Х. Эренвальда одни испытуемые обнаруживали

очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие – переоценивать

время. Эренвальд различает два типа восприятия времени: брадихро-

нический (тенденция к ускорению течения времени) и тахихрониче-

ский (замедление, запаздывание).

Оборудование: Секундомер, тексты различного содержания.

Ход работы.

Эксперимент проводится в несколько этапов.

1-й этап – фоновый замер двух временных промежутков (малого

– 55 сек. и большого – 3 мин. 40 сек.). Испытуемому дается следующее

задание: «По моему сигналу вы начинаете отмерять временной проме-

жуток (малый или большой). Когда, по вашему мнению, он завершит-

ся, скажите «Стоп!» Фоновый замер производится по три раза для каж-

дого промежутка времени.

2-й этап – испытуемому предлагается какая-либо интеллектуаль-

ная задача, решая которую, он должен одновременно отмерять задан-

ные промежутки времени. Для повышения значимости выполнения ин-

теллектуального задания, кроме фиксации времени, экспериментатор

отмечает правильность решения задачи (в процентах).

3-й этап – испытуемому предлагается за выделенные промежут-

ки времени запомнить научный текст. Для повышения значимости вы-

полнения задания, кроме фиксации времени, экспериментатор отмеча-

ет правильность воспроизведения заученного материала (в процентах).

Каждый этап эксперимента выполняется испытуемым по три

раза для большого (3 мин. 40 сек.) и малого (55 сек.) промежутка.

Форма фиксации результатов свободная и выбирается экспери-

ментатором.

Обработка результатов.

Вычислить среднее значение и знак ошибки в каждой серии

опытов; выявить тип восприятия времени испытуемого (по фоновому

замеру); сравнить полученные данные с теоретическими закономерно-

стями восприятия времени.

Контрольные вопросы:

1. Чем различаются «непосредственное» и «опосредованное»

восприятие времени?

2. Какие методы изучения восприятия длительности временного

промежутка были использованы в данной лабораторной работе? Обос-

нуйте свое утверждение.

3. Как объясняются указанные в теоретическом обосновании за-

кономерности восприятия и оценки временных промежутков?

Изучение индивидуальных особенностей

восприятия и оценки времени

Цель – выявить индивидуальные особенности восприятия вре-

менных промежутков испытуемым.

Задачи:

1. Выявить тип восприятия времени испытуемого.

2. Определить влияние вида выполняемой деятельности на вос-

приятие временных промежутков.

3. Проверить закономерности восприятия заполненного времен-

ного интервала для малых и больших длительностей.

Теоретическое обоснование.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется

на разных уровнях. Простейшие формы восприятия времени основаны

на элементарных ритмических явлениях, которые известны как «био-

логические часы». Такие явления позволяют давать непосредственные

оценки времени. Сложные формы восприятия времени опираются на

выбираемые человеком эталоны оценки времени.

Для изучения восприятия длительности временных промежут-

ков можно использовать различные методы.

1. Метод количественной оценки – основывается на использо-

вании общепринятых единиц времени, т. е. испытуемого просят оценить

временной интервал в секундах, минутах и т. д.

2. Метод воспроизведения. Испытуемому предлагается воспро-

извести длительность, равноценную той, которая была предложена ему

в качестве эталона.

3. Метод сравнения. Экспериментатор предлагает испытуемому

две каких-либо длительности, которые тот должен сравнить.

4. Метод продуцирования. Испытуемому предлагается выпол-

нить какое-либо задание в течение определенного времени.

Закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным

и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок вре-

мени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет

закономерность отклонения психического времени воспоминания про-

шлого от объективного времени. Для времени переживания настоящего

имеет место обратное положение: чем оно беднее событиями и однооб-

разнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно ощущается; и

чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно проте-

кает, тем меньше кажется временная длительность.

В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные

различия. В опытах Х. Эренвальда одни испытуемые обнаруживали

очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие – переоценивать

время. Эренвальд различает два типа восприятия времени: брадихро-

нический (тенденция к ускорению течения времени) и тахихрониче-

ский (замедление, запаздывание).

Оборудование: Секундомер, тексты различного содержания.

Ход работы.

Эксперимент проводится в несколько этапов.

1-й этап – фоновый замер двух временных промежутков (малого

– 55 сек. и большого – 3 мин. 40 сек.). Испытуемому дается следующее

задание: «По моему сигналу вы начинаете отмерять временной проме-

жуток (малый или большой). Когда, по вашему мнению, он завершит-

ся, скажите «Стоп!» Фоновый замер производится по три раза для каж-

дого промежутка времени.

2-й этап – испытуемому предлагается какая-либо интеллектуаль-

ная задача, решая которую, он должен одновременно отмерять задан-

ные промежутки времени. Для повышения значимости выполнения ин-

теллектуального задания, кроме фиксации времени, экспериментатор

отмечает правильность решения задачи (в процентах).

3-й этап – испытуемому предлагается за выделенные промежут-

ки времени запомнить научный текст. Для повышения значимости вы-

полнения задания, кроме фиксации времени, экспериментатор отмеча-

ет правильность воспроизведения заученного материала (в процентах).

Каждый этап эксперимента выполняется испытуемым по три

раза для большого (3 мин. 40 сек.) и малого (55 сек.) промежутка.

Форма фиксации результатов свободная и выбирается экспери-

ментатором.

Обработка результатов.

Вычислить среднее значение и знак ошибки в каждой серии

опытов; выявить тип восприятия времени испытуемого (по фоновому

замеру); сравнить полученные данные с теоретическими закономерно-

стями восприятия времени.

Контрольные вопросы:

1. Чем различаются «непосредственное» и «опосредованное»

восприятие времени?

2. Какие методы изучения восприятия длительности временного

промежутка были использованы в данной лабораторной работе? Обос-

нуйте свое утверждение.

3. Как объясняются указанные в теоретическом обосновании за-

кономерности восприятия и оценки временных промежутков?