Лабораторная работа № 14
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение особенностей восприятия формы
при пассивном и активном осязании
Цель – проследить и объективно зафиксировать процесс формиро-
вания осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта.
Задачи:
1. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-
раза фигуры при пассивном осязании.
2. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-
раза фигуры при активном осязании.
3. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-
раза фигур различной формы.
4. Выявить доминирующую руку при бимануальном осязании.
Теоретическое обоснование.
Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значени-
ях. С одной стороны, – для обозначения кожной чувствительности, и
тогда рассматривают ее виды: температурную, болевую, тактильную
чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувстви-
тельности и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптиче-
скую чувствительность, которая включает два компонента: тактиль-
ный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в
процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате ак-
тивного ощупывания формируется осязательный образ предмета.
Если предмет покоится на руке, то имеется лишь пассивное ося-
зание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что
соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об ак-
тивном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя
руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экс-
периментально вычленить различные виды ощупывающих движений:
макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба
вида движений на разных этапах формирования осязательного образа
выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.
Оборудование: экспериментальный материал состоит из набора
плоских пронумерованных геометрических фигур, изготовленных из
жесткого картона. Фигуры отличаются друг от друга сложностью кон-
тура (3 – выпуклые, 3 – вогнутые). Для фиксации результатов экспе-
римента в виде зарисовок предъявляемых стимулов–фигур каждый ис-
пытуемый должен иметь лист бумаги.
Ход работы.
Для сравнения точности пассивного и активного осязания в дан-
ном эксперименте предусмотрено проведение пяти опытов.
Опыт № 1. Пассивное осязание неподвижной фигуры–сти-
мула.
Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испы-
туемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигу-
ру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупы-
вать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого эксперимента-
тор убирает фигуру, после чего испытуемый приступает к зарисовке
воспринятой фигуры.
Опыт № 2. Пассивное осязание при движении фигуры–сти-
мула.
Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по непод-
вижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После од-
ного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке
ее формы.
Опыт № 3. Редуцированное (искусственное) активное осяза-
ние.
Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит кон-
тур фигуры–стимула пальцем правой руки. При этом ему разрешается
3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во
время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе
обведения она оставалась неподвижной.
Опыт № 4. Активное осязание.
Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигу-
ру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры ис-
пытуемый делает ее зарисовку.
Опыт № 5. Бимануальное осязание.
Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая
как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – актив-
ного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа
функций движения пальцев каждой из рук, а также функций правой и
левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуе-
мый делает зарисовки фигур.
Общие требования ко всем опытам:
1) каждая фигура предъявляется испытуемому на опознание по 2
раза;
2) испытуемый не должен видеть фигуры до опыта;
3) при проведении эксперимента глаза испытуемого закрыты.
Таблица 17
Точность восприятия фигур различной формы
при пассивном и активом осязании
Номер опыта
1 2 3 4
Форма
фигуры
Номер
фигуры
1 2 1 2 1 2 1 2
Средний балл
для каждой
формы фигур
1
Выпуклая 2
3
1
2
Вогнутая 3
Средний балл
для каждого опыта
Обработка результатов.
Для обработки результатов рисунки испытуемого группируют
соответственно номеру опыта и форме тест-объекта.
Опыты № 1-4:
Качество рисунков оценивают по 3-балльной шкале:
3 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;
2 – в рисунке искажены длины отдельных сторон и углы (также
могут быть пропущены один или несколько элементов фигуры – ори-
гинала, но в целом должно присутствовать сходство с ним);
1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью
отсутствует.
Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах за-
носят в таблицу (см. табл. 17) и рассчитывают средний балл для каж-
дого опыта и для каждой формы фигуры.
Опыт № 5.
Обработка его результатов заключается в составлении экспери-
ментатором письменного заключения об особенностях бимануального
осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие
особенности функции рук и пальцев:
− разную активность правой и левой рук;
− разную функциональную роль пальцев (роль указательного,
среднего, безымянного и мизинца правой руки);
− симультанную работу пальцев (насколько быстро осуществ-
ляется опознание объекта).
При анализе полученных результатов необходимо обратить осо-
бое внимание на описание особенностей бимануального осязания (с
учетом самоанализа испытуемого). При этом требуется сравнить ак-
тивность правой и левой рук при опознании объектов с результатами
выявления доминирующей руки в предыдущих лабораторных работах
(при несовпадении – сделать предположение о его причинах). Кроме
того, опираясь на полученные балльные оценки, необходимо выявить
вид осязания и вид фигур, наиболее точно воспринятые испытуемым.
Контрольные _____вопросы:
1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осяза-
нии?
2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном
восприятии?
3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного ося-
зания?
4. Какова роль осязания в практической деятельности людей?
Определение особенностей восприятия формы
при пассивном и активном осязании
Цель – проследить и объективно зафиксировать процесс формиро-
вания осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта.
Задачи:
1. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-
раза фигуры при пассивном осязании.
2. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-
раза фигуры при активном осязании.
3. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-
раза фигур различной формы.
4. Выявить доминирующую руку при бимануальном осязании.
Теоретическое обоснование.
Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значени-
ях. С одной стороны, – для обозначения кожной чувствительности, и
тогда рассматривают ее виды: температурную, болевую, тактильную
чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувстви-
тельности и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптиче-
скую чувствительность, которая включает два компонента: тактиль-
ный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в
процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате ак-
тивного ощупывания формируется осязательный образ предмета.
Если предмет покоится на руке, то имеется лишь пассивное ося-
зание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что
соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об ак-
тивном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя
руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экс-
периментально вычленить различные виды ощупывающих движений:
макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба
вида движений на разных этапах формирования осязательного образа
выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.
Оборудование: экспериментальный материал состоит из набора
плоских пронумерованных геометрических фигур, изготовленных из
жесткого картона. Фигуры отличаются друг от друга сложностью кон-
тура (3 – выпуклые, 3 – вогнутые). Для фиксации результатов экспе-
римента в виде зарисовок предъявляемых стимулов–фигур каждый ис-
пытуемый должен иметь лист бумаги.
Ход работы.
Для сравнения точности пассивного и активного осязания в дан-
ном эксперименте предусмотрено проведение пяти опытов.
Опыт № 1. Пассивное осязание неподвижной фигуры–сти-
мула.
Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испы-
туемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигу-
ру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупы-
вать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого эксперимента-
тор убирает фигуру, после чего испытуемый приступает к зарисовке
воспринятой фигуры.
Опыт № 2. Пассивное осязание при движении фигуры–сти-
мула.
Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по непод-
вижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После од-
ного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке
ее формы.
Опыт № 3. Редуцированное (искусственное) активное осяза-
ние.
Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит кон-
тур фигуры–стимула пальцем правой руки. При этом ему разрешается
3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во
время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе
обведения она оставалась неподвижной.
Опыт № 4. Активное осязание.
Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигу-
ру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры ис-
пытуемый делает ее зарисовку.
Опыт № 5. Бимануальное осязание.
Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая
как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – актив-
ного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа
функций движения пальцев каждой из рук, а также функций правой и
левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуе-
мый делает зарисовки фигур.
Общие требования ко всем опытам:
1) каждая фигура предъявляется испытуемому на опознание по 2
раза;
2) испытуемый не должен видеть фигуры до опыта;
3) при проведении эксперимента глаза испытуемого закрыты.
Таблица 17
Точность восприятия фигур различной формы
при пассивном и активом осязании
Номер опыта
1 2 3 4
Форма
фигуры
Номер
фигуры
1 2 1 2 1 2 1 2
Средний балл
для каждой
формы фигур
1
Выпуклая 2
3
1
2
Вогнутая 3
Средний балл
для каждого опыта
Обработка результатов.
Для обработки результатов рисунки испытуемого группируют
соответственно номеру опыта и форме тест-объекта.
Опыты № 1-4:
Качество рисунков оценивают по 3-балльной шкале:
3 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;
2 – в рисунке искажены длины отдельных сторон и углы (также
могут быть пропущены один или несколько элементов фигуры – ори-
гинала, но в целом должно присутствовать сходство с ним);
1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью
отсутствует.
Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах за-
носят в таблицу (см. табл. 17) и рассчитывают средний балл для каж-
дого опыта и для каждой формы фигуры.
Опыт № 5.
Обработка его результатов заключается в составлении экспери-
ментатором письменного заключения об особенностях бимануального
осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие
особенности функции рук и пальцев:
− разную активность правой и левой рук;
− разную функциональную роль пальцев (роль указательного,
среднего, безымянного и мизинца правой руки);
− симультанную работу пальцев (насколько быстро осуществ-
ляется опознание объекта).
При анализе полученных результатов необходимо обратить осо-
бое внимание на описание особенностей бимануального осязания (с
учетом самоанализа испытуемого). При этом требуется сравнить ак-
тивность правой и левой рук при опознании объектов с результатами
выявления доминирующей руки в предыдущих лабораторных работах
(при несовпадении – сделать предположение о его причинах). Кроме
того, опираясь на полученные балльные оценки, необходимо выявить
вид осязания и вид фигур, наиболее точно воспринятые испытуемым.
Контрольные _____вопросы:
1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осяза-
нии?
2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном
восприятии?
3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного ося-
зания?
4. Какова роль осязания в практической деятельности людей?