Лабораторная работа № 3
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Определение инертности – подвижности возбудительного
и тормозного процессов
Цель – определить инертность–подвижность возбудительного и
тормозного процессов испытуемого с помощью кинематометрической
методики.
Задачи:
1. Определить инертность–подвижность возбудительного процесса.
2. Определить инертность–подвижность тормозного процесса.
Теоретическое обоснование.
Под подвижностью нервной системы понимается скорость сме-
ны процессов возбуждения торможением и торможения – возбуждени-
ем. Диагноз о быстроте смены одного из этих нервных процессов дру-
гим ставится на основании того, как легко развивается противополож-
ный процесс. Возможность применения методики основывается на
следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, произ-
водимого субъектом, вызывает у него возбуждение, а уменьшение –
торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то
реакции торможения и возбуждения будут мешать друг другу осуще-
ствляться.
Е.П. Ильин, А.А. Крылов выделяют следующие особенности
возникновения процессов возбуждения и торможения при чередовании
различных амплитуд движений:
− если после прибавления разность после убавления становится
меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это
означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совершенно очевид-
но, что оно препятствует убавлению амплитуд;
− если после убавления разность при убывании остается той же,
что и без предшествующего прибавления, то значит возбуждение успе-
ло исчезнуть;
− если же при убавлении после прибавления разность стано-
виться большей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то
возбуждение заменилось торможением; на этом фоне убавление про-
исходит в облегченных условиях [11, с. 237].
Оборудование. Кинематометр Жуковского (см. лабораторную
работу № 2), заготовленная таблица фиксации результатов (табл. 4).
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-
ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый
и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-
ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.
Экспериментатор сначала зачитывает ему инструкцию, а потом по хо-
ду опыта следит за измерениями и записывает их результаты в таблицу
фиксации результатов.
Таблица 4
Показатели амплитуд движений (в угловых градусах)
Программа Реализован-
ная амплиту-
да
Разница ампли-
туд выбранной
и реализован-
ной
Проба
Выбран-
ная ам-
плитуда
А Б А Б А Б
Малые амплитуды (20–300)
1 +1а1 –1б1
2 –1а2 +1б2
3 +1а1 –1б1
4 –1а2 +1б2
Большие амплитуды (55–700)
1 +1а1 –1б1
2 –1а2 +1б2
3 +1а1 –1б1
4 –1а2 +1б2
Диагноз: а1= б1=
а2= б2=
Примечание. В графах А регистрируются действия, которые вы-
полняются первыми, т. е. вслед за выбором амплитуды, в графах Б –
действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры уве-
личения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибавления
амплитуд обозначены а1 и убавления – а2, в графах Б убавления обо-
значены б1 и прибавления – б2.
Инструкция испытуемому.
«Закройте глаза. Выполняйте сгибание в локтевом суставе не-
большой произвольной амплитуды (обычно 20–300). Запомните это
движение и верните руку в исходное положение. Выполняйте движе-
ния по следующей программе:
1-я проба: а) выбрать амплитуду; б) увеличить ее на 10,
в) уменьшить ее на 10;
2-я проба: а) выбрать амплитуду; б) уменьшить ее на 10,
в) увеличить ее на 10,
3-я проба: повторить 1-ю пробу;
4-я проба: повторить 2-ю пробу.
Закончив программу движений малой амплитуды, испытуемый
выбирает для движения другую, большую амплитуду (55–700) и осу-
ществляет согласно программе еще один цикл сгибаний – разгибаний
руки.
Обработка результатов: подсчитывается сумма разниц вы-
бранной и реализованной амплитуд в графах А и Б – сумма значений
а1 , а2 , б1 и б2.
На основании анализа данных делается вывод о скорости смены
процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. При этом
можно пользоваться следующими посылками:
а1 > б2 – торможение инертно; а1 < б2 – торможение подвижно;
а2 < б1 – возбуждение инертно; а2 > б1 – возбуждение подвижно.
Контрольные вопросы:
1. На каких психомоторных механизмах основано проведение
данной лабораторной работы?
2. Что означает фраза: «возбуждение инертно, торможение под-
вижно»? Как это будет проявляться в поведении человека?
Определение инертности – подвижности возбудительного
и тормозного процессов
Цель – определить инертность–подвижность возбудительного и
тормозного процессов испытуемого с помощью кинематометрической
методики.
Задачи:
1. Определить инертность–подвижность возбудительного процесса.
2. Определить инертность–подвижность тормозного процесса.
Теоретическое обоснование.
Под подвижностью нервной системы понимается скорость сме-
ны процессов возбуждения торможением и торможения – возбуждени-
ем. Диагноз о быстроте смены одного из этих нервных процессов дру-
гим ставится на основании того, как легко развивается противополож-
ный процесс. Возможность применения методики основывается на
следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, произ-
водимого субъектом, вызывает у него возбуждение, а уменьшение –
торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то
реакции торможения и возбуждения будут мешать друг другу осуще-
ствляться.
Е.П. Ильин, А.А. Крылов выделяют следующие особенности
возникновения процессов возбуждения и торможения при чередовании
различных амплитуд движений:
− если после прибавления разность после убавления становится
меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это
означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совершенно очевид-
но, что оно препятствует убавлению амплитуд;
− если после убавления разность при убывании остается той же,
что и без предшествующего прибавления, то значит возбуждение успе-
ло исчезнуть;
− если же при убавлении после прибавления разность стано-
виться большей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то
возбуждение заменилось торможением; на этом фоне убавление про-
исходит в облегченных условиях [11, с. 237].
Оборудование. Кинематометр Жуковского (см. лабораторную
работу № 2), заготовленная таблица фиксации результатов (табл. 4).
Ход работы.
Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-
ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый
и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-
ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.
Экспериментатор сначала зачитывает ему инструкцию, а потом по хо-
ду опыта следит за измерениями и записывает их результаты в таблицу
фиксации результатов.
Таблица 4
Показатели амплитуд движений (в угловых градусах)
Программа Реализован-
ная амплиту-
да
Разница ампли-
туд выбранной
и реализован-
ной
Проба
Выбран-
ная ам-
плитуда
А Б А Б А Б
Малые амплитуды (20–300)
1 +1а1 –1б1
2 –1а2 +1б2
3 +1а1 –1б1
4 –1а2 +1б2
Большие амплитуды (55–700)
1 +1а1 –1б1
2 –1а2 +1б2
3 +1а1 –1б1
4 –1а2 +1б2
Диагноз: а1= б1=
а2= б2=
Примечание. В графах А регистрируются действия, которые вы-
полняются первыми, т. е. вслед за выбором амплитуды, в графах Б –
действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры уве-
личения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибавления
амплитуд обозначены а1 и убавления – а2, в графах Б убавления обо-
значены б1 и прибавления – б2.
Инструкция испытуемому.
«Закройте глаза. Выполняйте сгибание в локтевом суставе не-
большой произвольной амплитуды (обычно 20–300). Запомните это
движение и верните руку в исходное положение. Выполняйте движе-
ния по следующей программе:
1-я проба: а) выбрать амплитуду; б) увеличить ее на 10,
в) уменьшить ее на 10;
2-я проба: а) выбрать амплитуду; б) уменьшить ее на 10,
в) увеличить ее на 10,
3-я проба: повторить 1-ю пробу;
4-я проба: повторить 2-ю пробу.
Закончив программу движений малой амплитуды, испытуемый
выбирает для движения другую, большую амплитуду (55–700) и осу-
ществляет согласно программе еще один цикл сгибаний – разгибаний
руки.
Обработка результатов: подсчитывается сумма разниц вы-
бранной и реализованной амплитуд в графах А и Б – сумма значений
а1 , а2 , б1 и б2.
На основании анализа данных делается вывод о скорости смены
процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. При этом
можно пользоваться следующими посылками:
а1 > б2 – торможение инертно; а1 < б2 – торможение подвижно;
а2 < б1 – возбуждение инертно; а2 > б1 – возбуждение подвижно.
Контрольные вопросы:
1. На каких психомоторных механизмах основано проведение
данной лабораторной работы?
2. Что означает фраза: «возбуждение инертно, торможение под-
вижно»? Как это будет проявляться в поведении человека?