Лабораторная работа № 3

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Определение инертности – подвижности возбудительного

и тормозного процессов

Цель – определить инертность–подвижность возбудительного и

тормозного процессов испытуемого с помощью кинематометрической

методики.

Задачи:

1. Определить инертность–подвижность возбудительного процесса.

2. Определить инертность–подвижность тормозного процесса.

Теоретическое обоснование.

Под подвижностью нервной системы понимается скорость сме-

ны процессов возбуждения торможением и торможения – возбуждени-

ем. Диагноз о быстроте смены одного из этих нервных процессов дру-

гим ставится на основании того, как легко развивается противополож-

ный процесс. Возможность применения методики основывается на

следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, произ-

водимого субъектом, вызывает у него возбуждение, а уменьшение –

торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то

реакции торможения и возбуждения будут мешать друг другу осуще-

ствляться.

Е.П. Ильин, А.А. Крылов выделяют следующие особенности

возникновения процессов возбуждения и торможения при чередовании

различных амплитуд движений:

− если после прибавления разность после убавления становится

меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это

означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совершенно очевид-

но, что оно препятствует убавлению амплитуд;

− если после убавления разность при убывании остается той же,

что и без предшествующего прибавления, то значит возбуждение успе-

ло исчезнуть;

− если же при убавлении после прибавления разность стано-

виться большей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то

возбуждение заменилось торможением; на этом фоне убавление про-

исходит в облегченных условиях [11, с. 237].

Оборудование. Кинематометр Жуковского (см. лабораторную

работу № 2), заготовленная таблица фиксации результатов (табл. 4).

Ход работы.

Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-

ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый

и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-

ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.

Экспериментатор сначала зачитывает ему инструкцию, а потом по хо-

ду опыта следит за измерениями и записывает их результаты в таблицу

фиксации результатов.

Таблица 4

Показатели амплитуд движений (в угловых градусах)

Программа Реализован-

ная амплиту-

да

Разница ампли-

туд выбранной

и реализован-

ной

Проба

Выбран-

ная ам-

плитуда

А Б А Б А Б

Малые амплитуды (20–300)

1 +1а1 –1б1

2 –1а2 +1б2

3 +1а1 –1б1

4 –1а2 +1б2

Большие амплитуды (55–700)

1 +1а1 –1б1

2 –1а2 +1б2

3 +1а1 –1б1

4 –1а2 +1б2

Диагноз: а1= б1=

а2= б2=

Примечание. В графах А регистрируются действия, которые вы-

полняются первыми, т. е. вслед за выбором амплитуды, в графах Б –

действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры уве-

личения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибавления

амплитуд обозначены а1 и убавления – а2, в графах Б убавления обо-

значены б1 и прибавления – б2.

Инструкция испытуемому.

«Закройте глаза. Выполняйте сгибание в локтевом суставе не-

большой произвольной амплитуды (обычно 20–300). Запомните это

движение и верните руку в исходное положение. Выполняйте движе-

ния по следующей программе:

1-я проба: а) выбрать амплитуду; б) увеличить ее на 10,

в) уменьшить ее на 10;

2-я проба: а) выбрать амплитуду; б) уменьшить ее на 10,

в) увеличить ее на 10,

3-я проба: повторить 1-ю пробу;

4-я проба: повторить 2-ю пробу.

Закончив программу движений малой амплитуды, испытуемый

выбирает для движения другую, большую амплитуду (55–700) и осу-

ществляет согласно программе еще один цикл сгибаний – разгибаний

руки.

Обработка результатов: подсчитывается сумма разниц вы-

бранной и реализованной амплитуд в графах А и Б – сумма значений

а1 , а2 , б1 и б2.

На основании анализа данных делается вывод о скорости смены

процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. При этом

можно пользоваться следующими посылками:

а1 > б2 – торможение инертно; а1 < б2 – торможение подвижно;

а2 < б1 – возбуждение инертно; а2 > б1 – возбуждение подвижно.

Контрольные вопросы:

1. На каких психомоторных механизмах основано проведение

данной лабораторной работы?

2. Что означает фраза: «возбуждение инертно, торможение под-

вижно»? Как это будет проявляться в поведении человека?

Определение инертности – подвижности возбудительного

и тормозного процессов

Цель – определить инертность–подвижность возбудительного и

тормозного процессов испытуемого с помощью кинематометрической

методики.

Задачи:

1. Определить инертность–подвижность возбудительного процесса.

2. Определить инертность–подвижность тормозного процесса.

Теоретическое обоснование.

Под подвижностью нервной системы понимается скорость сме-

ны процессов возбуждения торможением и торможения – возбуждени-

ем. Диагноз о быстроте смены одного из этих нервных процессов дру-

гим ставится на основании того, как легко развивается противополож-

ный процесс. Возможность применения методики основывается на

следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, произ-

водимого субъектом, вызывает у него возбуждение, а уменьшение –

торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то

реакции торможения и возбуждения будут мешать друг другу осуще-

ствляться.

Е.П. Ильин, А.А. Крылов выделяют следующие особенности

возникновения процессов возбуждения и торможения при чередовании

различных амплитуд движений:

− если после прибавления разность после убавления становится

меньшей, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это

означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совершенно очевид-

но, что оно препятствует убавлению амплитуд;

− если после убавления разность при убывании остается той же,

что и без предшествующего прибавления, то значит возбуждение успе-

ло исчезнуть;

− если же при убавлении после прибавления разность стано-

виться большей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то

возбуждение заменилось торможением; на этом фоне убавление про-

исходит в облегченных условиях [11, с. 237].

Оборудование. Кинематометр Жуковского (см. лабораторную

работу № 2), заготовленная таблица фиксации результатов (табл. 4).

Ход работы.

Студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспери-

ментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый

и как экспериментатор). Обследуемый садится за рабочий стол в удоб-

ной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра.

Экспериментатор сначала зачитывает ему инструкцию, а потом по хо-

ду опыта следит за измерениями и записывает их результаты в таблицу

фиксации результатов.

Таблица 4

Показатели амплитуд движений (в угловых градусах)

Программа Реализован-

ная амплиту-

да

Разница ампли-

туд выбранной

и реализован-

ной

Проба

Выбран-

ная ам-

плитуда

А Б А Б А Б

Малые амплитуды (20–300)

1 +1а1 –1б1

2 –1а2 +1б2

3 +1а1 –1б1

4 –1а2 +1б2

Большие амплитуды (55–700)

1 +1а1 –1б1

2 –1а2 +1б2

3 +1а1 –1б1

4 –1а2 +1б2

Диагноз: а1= б1=

а2= б2=

Примечание. В графах А регистрируются действия, которые вы-

полняются первыми, т. е. вслед за выбором амплитуды, в графах Б –

действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры уве-

личения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибавления

амплитуд обозначены а1 и убавления – а2, в графах Б убавления обо-

значены б1 и прибавления – б2.

Инструкция испытуемому.

«Закройте глаза. Выполняйте сгибание в локтевом суставе не-

большой произвольной амплитуды (обычно 20–300). Запомните это

движение и верните руку в исходное положение. Выполняйте движе-

ния по следующей программе:

1-я проба: а) выбрать амплитуду; б) увеличить ее на 10,

в) уменьшить ее на 10;

2-я проба: а) выбрать амплитуду; б) уменьшить ее на 10,

в) увеличить ее на 10,

3-я проба: повторить 1-ю пробу;

4-я проба: повторить 2-ю пробу.

Закончив программу движений малой амплитуды, испытуемый

выбирает для движения другую, большую амплитуду (55–700) и осу-

ществляет согласно программе еще один цикл сгибаний – разгибаний

руки.

Обработка результатов: подсчитывается сумма разниц вы-

бранной и реализованной амплитуд в графах А и Б – сумма значений

а1 , а2 , б1 и б2.

На основании анализа данных делается вывод о скорости смены

процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. При этом

можно пользоваться следующими посылками:

а1 > б2 – торможение инертно; а1 < б2 – торможение подвижно;

а2 < б1 – возбуждение инертно; а2 > б1 – возбуждение подвижно.

Контрольные вопросы:

1. На каких психомоторных механизмах основано проведение

данной лабораторной работы?

2. Что означает фраза: «возбуждение инертно, торможение под-

вижно»? Как это будет проявляться в поведении человека?