Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Человек знакомится с окружающим миром с помощью познава-

тельных действий, которые приводят к возникновению психических яв-

лений. Эти действия относятся к различным психическим познаватель-

ным процессам: ощущению, восприятию, представлению, воображе-

нию, памяти, мышлению. Познание начинается с ощущений, которые

лежат в основе чувственного познания. И в развитии животного мира,

и в онтогенезе психики ребенка ощущения являются генетически пер-

вой формой отражения объективной действительности. Это ступень

чувственного отражения действительности, где знания о мире непо-

средственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Курс «Практикум по общей психологии: ощущения, восприятие»

является продолжением и логическим дополнением теоретического

курса «Общая психология: ощущения, восприятие, представление».

Цель практикума по общей психологии – закрепление положений ос-

новных научных теорий и демонстрация психологических механизмов

сенсорно-перцептивной организации человека.

Задачи курса:

1) ознакомить студентов с различными экспериментальными ме-

тодиками теоретических положений и закономерностей таких когни-

тивных психических процессов, как ощущения, восприятие, представ-

ление;

2) сформировать у студентов-психологов навыки эксперимен-

тальной работы – планирование эксперимента, его проведение, обра-

ботка полученных данных, оформление результатов исследования.

Данное методическое пособие составлено для студентов заочно-

го отделения факультета психологии и включает в себя как методики,

заимствованные из научных работ и адаптированные к исследованию в

учебном процессе, так и отдельные работы, взятые из практикумов и

модифицированные разработчиками программы.

Методическое пособие состоит из трех частей. Первая часть со-

держит работы, позволяющие выявить основные свойства нервной сис-

темы испытуемого, которые, по мнению Б.Г. Ананьева, являются неотъ-

емлемой частью сенсорно-перцептивной организации человека и влия-

ют на особенности индивидуальной чувствительности.

Во вторую часть методического пособия вошли практические и

лабораторные работы, посвященные изучению различных видов чув-

ствительности и их порогов.

Последняя часть включает работы, направленные на изучение

образа восприятия и представлений.

Каждая часть данного учебно-методического пособия предваря-

ется вводными замечаниями, в которых кратко излагаются основные

теоретические положения, необходимые для более глубокого понима-

ния студентами механизмов протекания сенсорно-перцептивных про-

цессов.

В каждую лабораторную работу также входит теоретическое

обоснование – минимум теоретических знаний по конкретной теме,

необходимый для успешного проведения лабораторной работы, под-

робно описаны порядок проведения работы и при необходимости ин-

струкция для экспериментатора.

Для проверки осознанности выполнения работы студентами и

уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются кон-

трольные вопросы.

В целях формирования навыков проведения экспериментальной

работы и реализации принципа активности в обучении каждый студент

во время занятия выполняет и роль испытуемого, и роль эксперимента-

тора.

Количество лабораторных работ в данном пособии содержится

больше, чем запланировано в учебной программе, что позволяет пре-

подавателю, ведущему данный курс, варьировать выбор тем в зависи-

мости от того, какой теоретический материал нуждается в более тща-

тельной проработке.

Курс «Общая психология: ощущение, восприятие, представле-

ние», включающий практикум по общей психологии, входит в блок об-

щепрофессиональных дисциплин ГОС, является базовым и позволяет

студентам в дальнейшем легче усваивать такие предметы, как экспе-

риментальная психология, психофизиология сенсорных систем, психо-

логия личности, дифференциальная и возрастная психология, зоопси-

хология, а также психология общения, психология рекламы, психоге-

нетика, математические методы в психологии и др.

Требование к оформлению и оценке

лабораторных и практических работ

Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной

тетради по следующему плану:

1. Дата выполнения работы.

2. Номер лабораторной или практической работы.

3. Тема.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Объект исследования (измеряемый признак).

7. Теоретическое обоснование.

8. Гипотеза исследования (ставится только в тех случаях, когда

есть необходимость проведения сравнительного анализа полученных

данных).

9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится экс-

перимент). Для формирования целостного представления об индиви-

дуальных особенностях психических процессов студентам следует в

своих тетрадях фиксировать себя в роли испытуемого.

10. Состояние испытуемого (как правило, фиксируется физиче-

ское, эмоциональное состояние, а также уровень физиологической ак-

тивности студента до начала проведения исследования.) Если необхо-

димо ввести дополнительные сведения о состоянии испытуемого, пре-

подаватель предупреждает об этом перед проведением исследования.

11. Время проведения исследования.

12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).

13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.

14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы

и инструкция испытуемому).

15. Данные, полученные в ходе проведения исследования, пред-

ставленные в виде таблиц, графиков.

16. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых ре-

зультатов, выявление и описание закономерностей теоретического обос-

нования).

17. Выводы.

Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практическо-

го задания (составление психофизиологического портрета испытуемо-

го). При проведении зачета учитываются следующие критерии:

− знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое

практическое задание;

− активность работы студентов во время проведения экспери-

ментов;

− правильность оформления работы;

− тщательность анализа результатов;

− обоснованность выводов.

Человек знакомится с окружающим миром с помощью познава-

тельных действий, которые приводят к возникновению психических яв-

лений. Эти действия относятся к различным психическим познаватель-

ным процессам: ощущению, восприятию, представлению, воображе-

нию, памяти, мышлению. Познание начинается с ощущений, которые

лежат в основе чувственного познания. И в развитии животного мира,

и в онтогенезе психики ребенка ощущения являются генетически пер-

вой формой отражения объективной действительности. Это ступень

чувственного отражения действительности, где знания о мире непо-

средственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Курс «Практикум по общей психологии: ощущения, восприятие»

является продолжением и логическим дополнением теоретического

курса «Общая психология: ощущения, восприятие, представление».

Цель практикума по общей психологии – закрепление положений ос-

новных научных теорий и демонстрация психологических механизмов

сенсорно-перцептивной организации человека.

Задачи курса:

1) ознакомить студентов с различными экспериментальными ме-

тодиками теоретических положений и закономерностей таких когни-

тивных психических процессов, как ощущения, восприятие, представ-

ление;

2) сформировать у студентов-психологов навыки эксперимен-

тальной работы – планирование эксперимента, его проведение, обра-

ботка полученных данных, оформление результатов исследования.

Данное методическое пособие составлено для студентов заочно-

го отделения факультета психологии и включает в себя как методики,

заимствованные из научных работ и адаптированные к исследованию в

учебном процессе, так и отдельные работы, взятые из практикумов и

модифицированные разработчиками программы.

Методическое пособие состоит из трех частей. Первая часть со-

держит работы, позволяющие выявить основные свойства нервной сис-

темы испытуемого, которые, по мнению Б.Г. Ананьева, являются неотъ-

емлемой частью сенсорно-перцептивной организации человека и влия-

ют на особенности индивидуальной чувствительности.

Во вторую часть методического пособия вошли практические и

лабораторные работы, посвященные изучению различных видов чув-

ствительности и их порогов.

Последняя часть включает работы, направленные на изучение

образа восприятия и представлений.

Каждая часть данного учебно-методического пособия предваря-

ется вводными замечаниями, в которых кратко излагаются основные

теоретические положения, необходимые для более глубокого понима-

ния студентами механизмов протекания сенсорно-перцептивных про-

цессов.

В каждую лабораторную работу также входит теоретическое

обоснование – минимум теоретических знаний по конкретной теме,

необходимый для успешного проведения лабораторной работы, под-

робно описаны порядок проведения работы и при необходимости ин-

струкция для экспериментатора.

Для проверки осознанности выполнения работы студентами и

уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются кон-

трольные вопросы.

В целях формирования навыков проведения экспериментальной

работы и реализации принципа активности в обучении каждый студент

во время занятия выполняет и роль испытуемого, и роль эксперимента-

тора.

Количество лабораторных работ в данном пособии содержится

больше, чем запланировано в учебной программе, что позволяет пре-

подавателю, ведущему данный курс, варьировать выбор тем в зависи-

мости от того, какой теоретический материал нуждается в более тща-

тельной проработке.

Курс «Общая психология: ощущение, восприятие, представле-

ние», включающий практикум по общей психологии, входит в блок об-

щепрофессиональных дисциплин ГОС, является базовым и позволяет

студентам в дальнейшем легче усваивать такие предметы, как экспе-

риментальная психология, психофизиология сенсорных систем, психо-

логия личности, дифференциальная и возрастная психология, зоопси-

хология, а также психология общения, психология рекламы, психоге-

нетика, математические методы в психологии и др.

Требование к оформлению и оценке

лабораторных и практических работ

Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной

тетради по следующему плану:

1. Дата выполнения работы.

2. Номер лабораторной или практической работы.

3. Тема.

4. Цель.

5. Задачи.

6. Объект исследования (измеряемый признак).

7. Теоретическое обоснование.

8. Гипотеза исследования (ставится только в тех случаях, когда

есть необходимость проведения сравнительного анализа полученных

данных).

9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится экс-

перимент). Для формирования целостного представления об индиви-

дуальных особенностях психических процессов студентам следует в

своих тетрадях фиксировать себя в роли испытуемого.

10. Состояние испытуемого (как правило, фиксируется физиче-

ское, эмоциональное состояние, а также уровень физиологической ак-

тивности студента до начала проведения исследования.) Если необхо-

димо ввести дополнительные сведения о состоянии испытуемого, пре-

подаватель предупреждает об этом перед проведением исследования.

11. Время проведения исследования.

12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).

13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.

14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы

и инструкция испытуемому).

15. Данные, полученные в ходе проведения исследования, пред-

ставленные в виде таблиц, графиков.

16. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых ре-

зультатов, выявление и описание закономерностей теоретического обос-

нования).

17. Выводы.

Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практическо-

го задания (составление психофизиологического портрета испытуемо-

го). При проведении зачета учитываются следующие критерии:

− знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое

практическое задание;

− активность работы студентов во время проведения экспери-

ментов;

− правильность оформления работы;

− тщательность анализа результатов;

− обоснованность выводов.