Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21
Человек знакомится с окружающим миром с помощью познава-
тельных действий, которые приводят к возникновению психических яв-
лений. Эти действия относятся к различным психическим познаватель-
ным процессам: ощущению, восприятию, представлению, воображе-
нию, памяти, мышлению. Познание начинается с ощущений, которые
лежат в основе чувственного познания. И в развитии животного мира,
и в онтогенезе психики ребенка ощущения являются генетически пер-
вой формой отражения объективной действительности. Это ступень
чувственного отражения действительности, где знания о мире непо-
средственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
Курс «Практикум по общей психологии: ощущения, восприятие»
является продолжением и логическим дополнением теоретического
курса «Общая психология: ощущения, восприятие, представление».
Цель практикума по общей психологии – закрепление положений ос-
новных научных теорий и демонстрация психологических механизмов
сенсорно-перцептивной организации человека.
Задачи курса:
1) ознакомить студентов с различными экспериментальными ме-
тодиками теоретических положений и закономерностей таких когни-
тивных психических процессов, как ощущения, восприятие, представ-
ление;
2) сформировать у студентов-психологов навыки эксперимен-
тальной работы – планирование эксперимента, его проведение, обра-
ботка полученных данных, оформление результатов исследования.
Данное методическое пособие составлено для студентов заочно-
го отделения факультета психологии и включает в себя как методики,
заимствованные из научных работ и адаптированные к исследованию в
учебном процессе, так и отдельные работы, взятые из практикумов и
модифицированные разработчиками программы.
Методическое пособие состоит из трех частей. Первая часть со-
держит работы, позволяющие выявить основные свойства нервной сис-
темы испытуемого, которые, по мнению Б.Г. Ананьева, являются неотъ-
емлемой частью сенсорно-перцептивной организации человека и влия-
ют на особенности индивидуальной чувствительности.
Во вторую часть методического пособия вошли практические и
лабораторные работы, посвященные изучению различных видов чув-
ствительности и их порогов.
Последняя часть включает работы, направленные на изучение
образа восприятия и представлений.
Каждая часть данного учебно-методического пособия предваря-
ется вводными замечаниями, в которых кратко излагаются основные
теоретические положения, необходимые для более глубокого понима-
ния студентами механизмов протекания сенсорно-перцептивных про-
цессов.
В каждую лабораторную работу также входит теоретическое
обоснование – минимум теоретических знаний по конкретной теме,
необходимый для успешного проведения лабораторной работы, под-
робно описаны порядок проведения работы и при необходимости ин-
струкция для экспериментатора.
Для проверки осознанности выполнения работы студентами и
уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются кон-
трольные вопросы.
В целях формирования навыков проведения экспериментальной
работы и реализации принципа активности в обучении каждый студент
во время занятия выполняет и роль испытуемого, и роль эксперимента-
тора.
Количество лабораторных работ в данном пособии содержится
больше, чем запланировано в учебной программе, что позволяет пре-
подавателю, ведущему данный курс, варьировать выбор тем в зависи-
мости от того, какой теоретический материал нуждается в более тща-
тельной проработке.
Курс «Общая психология: ощущение, восприятие, представле-
ние», включающий практикум по общей психологии, входит в блок об-
щепрофессиональных дисциплин ГОС, является базовым и позволяет
студентам в дальнейшем легче усваивать такие предметы, как экспе-
риментальная психология, психофизиология сенсорных систем, психо-
логия личности, дифференциальная и возрастная психология, зоопси-
хология, а также психология общения, психология рекламы, психоге-
нетика, математические методы в психологии и др.
Требование к оформлению и оценке
лабораторных и практических работ
Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной
тетради по следующему плану:
1. Дата выполнения работы.
2. Номер лабораторной или практической работы.
3. Тема.
4. Цель.
5. Задачи.
6. Объект исследования (измеряемый признак).
7. Теоретическое обоснование.
8. Гипотеза исследования (ставится только в тех случаях, когда
есть необходимость проведения сравнительного анализа полученных
данных).
9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится экс-
перимент). Для формирования целостного представления об индиви-
дуальных особенностях психических процессов студентам следует в
своих тетрадях фиксировать себя в роли испытуемого.
10. Состояние испытуемого (как правило, фиксируется физиче-
ское, эмоциональное состояние, а также уровень физиологической ак-
тивности студента до начала проведения исследования.) Если необхо-
димо ввести дополнительные сведения о состоянии испытуемого, пре-
подаватель предупреждает об этом перед проведением исследования.
11. Время проведения исследования.
12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).
13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.
14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы
и инструкция испытуемому).
15. Данные, полученные в ходе проведения исследования, пред-
ставленные в виде таблиц, графиков.
16. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых ре-
зультатов, выявление и описание закономерностей теоретического обос-
нования).
17. Выводы.
Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практическо-
го задания (составление психофизиологического портрета испытуемо-
го). При проведении зачета учитываются следующие критерии:
− знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое
практическое задание;
− активность работы студентов во время проведения экспери-
ментов;
− правильность оформления работы;
− тщательность анализа результатов;
− обоснованность выводов.
Человек знакомится с окружающим миром с помощью познава-
тельных действий, которые приводят к возникновению психических яв-
лений. Эти действия относятся к различным психическим познаватель-
ным процессам: ощущению, восприятию, представлению, воображе-
нию, памяти, мышлению. Познание начинается с ощущений, которые
лежат в основе чувственного познания. И в развитии животного мира,
и в онтогенезе психики ребенка ощущения являются генетически пер-
вой формой отражения объективной действительности. Это ступень
чувственного отражения действительности, где знания о мире непо-
средственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
Курс «Практикум по общей психологии: ощущения, восприятие»
является продолжением и логическим дополнением теоретического
курса «Общая психология: ощущения, восприятие, представление».
Цель практикума по общей психологии – закрепление положений ос-
новных научных теорий и демонстрация психологических механизмов
сенсорно-перцептивной организации человека.
Задачи курса:
1) ознакомить студентов с различными экспериментальными ме-
тодиками теоретических положений и закономерностей таких когни-
тивных психических процессов, как ощущения, восприятие, представ-
ление;
2) сформировать у студентов-психологов навыки эксперимен-
тальной работы – планирование эксперимента, его проведение, обра-
ботка полученных данных, оформление результатов исследования.
Данное методическое пособие составлено для студентов заочно-
го отделения факультета психологии и включает в себя как методики,
заимствованные из научных работ и адаптированные к исследованию в
учебном процессе, так и отдельные работы, взятые из практикумов и
модифицированные разработчиками программы.
Методическое пособие состоит из трех частей. Первая часть со-
держит работы, позволяющие выявить основные свойства нервной сис-
темы испытуемого, которые, по мнению Б.Г. Ананьева, являются неотъ-
емлемой частью сенсорно-перцептивной организации человека и влия-
ют на особенности индивидуальной чувствительности.
Во вторую часть методического пособия вошли практические и
лабораторные работы, посвященные изучению различных видов чув-
ствительности и их порогов.
Последняя часть включает работы, направленные на изучение
образа восприятия и представлений.
Каждая часть данного учебно-методического пособия предваря-
ется вводными замечаниями, в которых кратко излагаются основные
теоретические положения, необходимые для более глубокого понима-
ния студентами механизмов протекания сенсорно-перцептивных про-
цессов.
В каждую лабораторную работу также входит теоретическое
обоснование – минимум теоретических знаний по конкретной теме,
необходимый для успешного проведения лабораторной работы, под-
робно описаны порядок проведения работы и при необходимости ин-
струкция для экспериментатора.
Для проверки осознанности выполнения работы студентами и
уровня освоения ими практических знаний в пособии имеются кон-
трольные вопросы.
В целях формирования навыков проведения экспериментальной
работы и реализации принципа активности в обучении каждый студент
во время занятия выполняет и роль испытуемого, и роль эксперимента-
тора.
Количество лабораторных работ в данном пособии содержится
больше, чем запланировано в учебной программе, что позволяет пре-
подавателю, ведущему данный курс, варьировать выбор тем в зависи-
мости от того, какой теоретический материал нуждается в более тща-
тельной проработке.
Курс «Общая психология: ощущение, восприятие, представле-
ние», включающий практикум по общей психологии, входит в блок об-
щепрофессиональных дисциплин ГОС, является базовым и позволяет
студентам в дальнейшем легче усваивать такие предметы, как экспе-
риментальная психология, психофизиология сенсорных систем, психо-
логия личности, дифференциальная и возрастная психология, зоопси-
хология, а также психология общения, психология рекламы, психоге-
нетика, математические методы в психологии и др.
Требование к оформлению и оценке
лабораторных и практических работ
Лабораторные работы оформляются студентами в отдельной
тетради по следующему плану:
1. Дата выполнения работы.
2. Номер лабораторной или практической работы.
3. Тема.
4. Цель.
5. Задачи.
6. Объект исследования (измеряемый признак).
7. Теоретическое обоснование.
8. Гипотеза исследования (ставится только в тех случаях, когда
есть необходимость проведения сравнительного анализа полученных
данных).
9. Испытуемый (фамилия, инициалы того, с кем проводится экс-
перимент). Для формирования целостного представления об индиви-
дуальных особенностях психических процессов студентам следует в
своих тетрадях фиксировать себя в роли испытуемого.
10. Состояние испытуемого (как правило, фиксируется физиче-
ское, эмоциональное состояние, а также уровень физиологической ак-
тивности студента до начала проведения исследования.) Если необхо-
димо ввести дополнительные сведения о состоянии испытуемого, пре-
подаватель предупреждает об этом перед проведением исследования.
11. Время проведения исследования.
12. Экспериментатор (фамилия, инициалы).
13. Оборудование, необходимое для выполнения заданий.
14. Ход работы (подробное описание этапов выполнения работы
и инструкция испытуемому).
15. Данные, полученные в ходе проведения исследования, пред-
ставленные в виде таблиц, графиков.
16. Анализ полученных результатов (вербализация итоговых ре-
зультатов, выявление и описание закономерностей теоретического обос-
нования).
17. Выводы.
Зачет проходит в виде сдачи лабораторных работ и практическо-
го задания (составление психофизиологического портрета испытуемо-
го). При проведении зачета учитываются следующие критерии:
− знание теоретических предпосылок, предваряющих каждое
практическое задание;
− активность работы студентов во время проведения экспери-
ментов;
− правильность оформления работы;
− тщательность анализа результатов;
− обоснованность выводов.