1.7. Техники активного слушания

К оглавлению1 2 3 4  6  8 9  11 12 13 14 15  
 18  20   23 24 25 26  28   31 32 33 

Действия слушающего:

1. Игнорирование – высказывания, которые вытекают из мыслей

только самого слушающего, не затрагивая мысли или чувства, выраженные

собеседником.

2. Выспрашивание – важно различать открытые и закрытые вопросы.

Ошибка слушателя обычно состоит в слишком узко направленном или

полностью закрытом вопросе, что резко тормозит движение мысли

говорящего. Закрытые вопросы уместны лишь при выяснении конкретного

факта или обстоятельства.

Открытые вопросы уместны тогда, когда слушающий мало

ориентируется в проблеме говорящего, в его отношениях, оценках,

мнениях. В открытом вопросе не должно содержаться намёка на то, какой

ответ ожидается получить. Для поддержания говорящего важно, чтобы

содержание вопроса было связано с его текстом.

3. Безмолвное слушание – выжидающая, наклоненная к собеседнику

поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак

продолжения слушать, спокойствие в общем рисунке движений.

4. Уточнение нелепых мест, просьба поговорить поближе о чём-то из

уже сказанного.

5. Пересказ услышанного, обычно в сокращенном виде, выделяя и

сохраняя то, что казалось главным для слушающего. Если же он неверно

определил то, что главное, говорящий имеет возможность это

скорректировать. Слушающий исходит только из мыслей говорящего, но

может в пересказе учитывать и невысказанные мысли или намерения

говорящего.

6. Описание эмоционального состояния говорящего, если

наблюдается расхождение слов и невербального поведения. Можно

указывать на возможные причины эмоций, которые говорящий сам

недостаточно осознаёт, – с тем, чтобы поощрять его говорить об этом

поподробнее.

7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника – но только в тех

рамках, которые тот задавал. В противном случае это переходит в

игнорирование.

8. Подведение промежуточных итогов – уместно после особенно

длинной реплики партнёра. Структурирование мыслей партнёра во время

слушания позволяет предотвращать расплывчатость последующего

разговора.

Действия слушающего:

1. Игнорирование – высказывания, которые вытекают из мыслей

только самого слушающего, не затрагивая мысли или чувства, выраженные

собеседником.

2. Выспрашивание – важно различать открытые и закрытые вопросы.

Ошибка слушателя обычно состоит в слишком узко направленном или

полностью закрытом вопросе, что резко тормозит движение мысли

говорящего. Закрытые вопросы уместны лишь при выяснении конкретного

факта или обстоятельства.

Открытые вопросы уместны тогда, когда слушающий мало

ориентируется в проблеме говорящего, в его отношениях, оценках,

мнениях. В открытом вопросе не должно содержаться намёка на то, какой

ответ ожидается получить. Для поддержания говорящего важно, чтобы

содержание вопроса было связано с его текстом.

3. Безмолвное слушание – выжидающая, наклоненная к собеседнику

поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак

продолжения слушать, спокойствие в общем рисунке движений.

4. Уточнение нелепых мест, просьба поговорить поближе о чём-то из

уже сказанного.

5. Пересказ услышанного, обычно в сокращенном виде, выделяя и

сохраняя то, что казалось главным для слушающего. Если же он неверно

определил то, что главное, говорящий имеет возможность это

скорректировать. Слушающий исходит только из мыслей говорящего, но

может в пересказе учитывать и невысказанные мысли или намерения

говорящего.

6. Описание эмоционального состояния говорящего, если

наблюдается расхождение слов и невербального поведения. Можно

указывать на возможные причины эмоций, которые говорящий сам

недостаточно осознаёт, – с тем, чтобы поощрять его говорить об этом

поподробнее.

7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника – но только в тех

рамках, которые тот задавал. В противном случае это переходит в

игнорирование.

8. Подведение промежуточных итогов – уместно после особенно

длинной реплики партнёра. Структурирование мыслей партнёра во время

слушания позволяет предотвращать расплывчатость последующего

разговора.