2.1. Задачи банковского надзора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26  28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 

В соответствии с нашей терминологией банковский надзор является наблюдателем банковских рисков как в отношении каждого отдельного банка, так и банковской системы в целом. Разумеется, каждый банк также наблюдает за собственными рисками. При этом имеются существенные различия, касающиеся целей и информации. Если для банка прекращение его деятельности всегда является неблагоприятным исходом, то для органа надзора своевременный отзыв лицензии у неплатежеспособного банка может быть полезным для устойчивости системы в целом. Поэтому банк стремится к тому, чтобы у заинтересованных сторон складывалось как можно более благоприятное впечатление о его состоянии, а органы надзора стремятся составить объективное представление о состоянии дел в банке. Но органы надзора не могут иметь всю информацию о деятельности банка. Поэтому важным фактором эффективности их деятельности является профессионализм сотрудников, их способность анализировать имеющиеся данные, делать необходимые сопоставления и выводы.

Органы банковского надзора также должны требовать от всех банков наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка. Эта система должна быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. Важно также, чтобы органы банковского надзора проводили оценку системы в зонах повышенного риска (то есть в сегментах бизнеса, характеризующихся более высокой, чем обычно, рентабельностью, быстрым ростом активов, внедрением новых банковских продуктов или географической удаленностью от головного офиса). Если надзорные органы приходят к выводу, что система оценки и управления рисками неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.

Платежеспособность каждого банка зависит также от качества национального банковского надзора. По мнению Шультер-Хербрюггена и Беккера, отличительными факторами, определяющим это качество, являются:

основная заявленная цель надзора: ориентирован на платежеспособность или на политический контроль;

содержание требований к управлению кредитным, процентным, валютным и операционным рисками, а также к внутреннему контролю;

содержание требований к капиталу;

консолидированный надзор за финансовыми группами;

надзор за операциями с инсайдерами и аффилированными лицами*(9).

Одним из методов банковского надзора является выявление наиболее рискованных направлений деятельности банка и фокусирование на них своего внимания для выявления проблем на ранних стадиях. Важным направлением деятельности банковского надзора является работа со слабыми банками.

В соответствии с определением Базельского комитета*(10) слабым является такой банк, ликвидность или платежеспособность которого ослаблена или будет ослаблена, если не будут приняты меры по улучшению состояния его финансовых ресурсов, профиля (совокупности параметров) риска, по коррекции стратегического направления деятельности, по повышению качества и потенциальных возможностей управления. К слабым относятся банки, проблемы которых носят фундаментальный характер. Они включают в себя плохое управление, недостаточные финансовые ресурсы, отсутствие устойчивой стратегии бизнеса, низкое качество активов, систему контроля.

Слабые банки не появляются внезапно. Проблемы, которые на первый взгляд возникают и развиваются стремительно, являются зачастую признаком финансовой или управленческой слабости, на которую в течение некоторого времени не обращали внимание. Подобные проблемы способны в кратчайшие сроки превратиться в предмет крупной озабоченности органов банковского надзора и поставить под вопрос его дальнейшее существование. Задача органов банковского надзора заключается в выявлении подобных проблем на ранней стадии их развития, в обеспечении условий для принятия предупредительных или оздоровительных мер, а также в наличии стратегии разрешения данной проблемы на тот случай, если не помогут действия и меры превентивного характера.

Очень важно проводить различие между симптомами и причинами банковских проблем.

Проведенные Контактной группой Базельского комитета исследования показали, что в Европейской экономической зоне в 1988-1998 годах банковские затруднения были, как правило, связаны с сочетанием дополняющих друг друга причин, при этом большинство случаев характеризовалось как проблемы, связанные с кредитованием. Это естественно, так как кредит был и остается основой банковского бизнеса. Убытки, связанные с кредитом, проистекают из слабости административного управления и систем управления кредитным риском. Рыночный риск, включая процентный и валютный риски, в подавляющем большинстве исследованных случаев не выступал в качестве существенной составляющей. В то же время операционный риск действительно проявлялся как значительный фактор в ряде случаев.

К симптомам слабого банка обычно относят низкое качество активов, отсутствие прибыльности, потерю капитала, ухудшение репутации, проблемы с ликвидностью. Различные по характеру симптомы часто проявляются одновременно. Опыт ряда стран показывает, что проблемы с ликвидностью редко возникают в чистом виде, а их появление, как правило, представляет собой один из аспектов более широкого круга проблем.

Слабые банки всегда вносят существенный вклад в финансовые кризисы или усугубляют их развитие. Одновременно с этим внешние факторы, такие, как валютные кризисы, слабость реального сектора, могут приводить к проблемам у банков. Внешние факторы могут и не наносить сокрушающих ударов хорошо управляемым, финансово крепким банкам, но непременно обнажат недостатки в управлении и контроле в слабых банках.

В соответствии с нашей терминологией банковский надзор является наблюдателем банковских рисков как в отношении каждого отдельного банка, так и банковской системы в целом. Разумеется, каждый банк также наблюдает за собственными рисками. При этом имеются существенные различия, касающиеся целей и информации. Если для банка прекращение его деятельности всегда является неблагоприятным исходом, то для органа надзора своевременный отзыв лицензии у неплатежеспособного банка может быть полезным для устойчивости системы в целом. Поэтому банк стремится к тому, чтобы у заинтересованных сторон складывалось как можно более благоприятное впечатление о его состоянии, а органы надзора стремятся составить объективное представление о состоянии дел в банке. Но органы надзора не могут иметь всю информацию о деятельности банка. Поэтому важным фактором эффективности их деятельности является профессионализм сотрудников, их способность анализировать имеющиеся данные, делать необходимые сопоставления и выводы.

Органы банковского надзора также должны требовать от всех банков наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка. Эта система должна быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. Важно также, чтобы органы банковского надзора проводили оценку системы в зонах повышенного риска (то есть в сегментах бизнеса, характеризующихся более высокой, чем обычно, рентабельностью, быстрым ростом активов, внедрением новых банковских продуктов или географической удаленностью от головного офиса). Если надзорные органы приходят к выводу, что система оценки и управления рисками неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.

Платежеспособность каждого банка зависит также от качества национального банковского надзора. По мнению Шультер-Хербрюггена и Беккера, отличительными факторами, определяющим это качество, являются:

основная заявленная цель надзора: ориентирован на платежеспособность или на политический контроль;

содержание требований к управлению кредитным, процентным, валютным и операционным рисками, а также к внутреннему контролю;

содержание требований к капиталу;

консолидированный надзор за финансовыми группами;

надзор за операциями с инсайдерами и аффилированными лицами*(9).

Одним из методов банковского надзора является выявление наиболее рискованных направлений деятельности банка и фокусирование на них своего внимания для выявления проблем на ранних стадиях. Важным направлением деятельности банковского надзора является работа со слабыми банками.

В соответствии с определением Базельского комитета*(10) слабым является такой банк, ликвидность или платежеспособность которого ослаблена или будет ослаблена, если не будут приняты меры по улучшению состояния его финансовых ресурсов, профиля (совокупности параметров) риска, по коррекции стратегического направления деятельности, по повышению качества и потенциальных возможностей управления. К слабым относятся банки, проблемы которых носят фундаментальный характер. Они включают в себя плохое управление, недостаточные финансовые ресурсы, отсутствие устойчивой стратегии бизнеса, низкое качество активов, систему контроля.

Слабые банки не появляются внезапно. Проблемы, которые на первый взгляд возникают и развиваются стремительно, являются зачастую признаком финансовой или управленческой слабости, на которую в течение некоторого времени не обращали внимание. Подобные проблемы способны в кратчайшие сроки превратиться в предмет крупной озабоченности органов банковского надзора и поставить под вопрос его дальнейшее существование. Задача органов банковского надзора заключается в выявлении подобных проблем на ранней стадии их развития, в обеспечении условий для принятия предупредительных или оздоровительных мер, а также в наличии стратегии разрешения данной проблемы на тот случай, если не помогут действия и меры превентивного характера.

Очень важно проводить различие между симптомами и причинами банковских проблем.

Проведенные Контактной группой Базельского комитета исследования показали, что в Европейской экономической зоне в 1988-1998 годах банковские затруднения были, как правило, связаны с сочетанием дополняющих друг друга причин, при этом большинство случаев характеризовалось как проблемы, связанные с кредитованием. Это естественно, так как кредит был и остается основой банковского бизнеса. Убытки, связанные с кредитом, проистекают из слабости административного управления и систем управления кредитным риском. Рыночный риск, включая процентный и валютный риски, в подавляющем большинстве исследованных случаев не выступал в качестве существенной составляющей. В то же время операционный риск действительно проявлялся как значительный фактор в ряде случаев.

К симптомам слабого банка обычно относят низкое качество активов, отсутствие прибыльности, потерю капитала, ухудшение репутации, проблемы с ликвидностью. Различные по характеру симптомы часто проявляются одновременно. Опыт ряда стран показывает, что проблемы с ликвидностью редко возникают в чистом виде, а их появление, как правило, представляет собой один из аспектов более широкого круга проблем.

Слабые банки всегда вносят существенный вклад в финансовые кризисы или усугубляют их развитие. Одновременно с этим внешние факторы, такие, как валютные кризисы, слабость реального сектора, могут приводить к проблемам у банков. Внешние факторы могут и не наносить сокрушающих ударов хорошо управляемым, финансово крепким банкам, но непременно обнажат недостатки в управлении и контроле в слабых банках.