4.3. Зарубежная практика управления кредитным риском

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26  28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 

В практике работы зарубежных банков анализу кредитного риска и управлению им уделяется большое внимание. Роуз отмечает, что "банковские риски имеют тенденцию концентрироваться в кредитном портфеле. Если у банка появляются серьезные финансовые трудности, то проблемы обычно возникают из-за кредитов, которые невозможно взыскать вследствие принятия ошибочных управленческих решений, незаконных манипуляций с кредитами, проведения неправильной кредитной политики и непредвиденного экономического спада"*(49).

Зарубежные банки для оценки кредитного риска применяют специальные методики кредитного рейтинга. В большинстве своем эти методики представляют собой совокупность оценочных параметров кредитоспособности и имеют комплексный характер. Во многом они схожи, так как охватывают примерно одинаковый круг показателей и сведений и позволяют сопоставить множество факторов кредитного риска.

Рассмотрим основные методики оценки кредитоспособности заемщика в зарубежных странах.

Английские клиринговые банки производят оценку возможного риска неплатежа по кредиту с использованием методик PARSEL и CAMPARI.

Методика PARSEL включает:

Р - Person - информация о персоне потенциального заемщика, его репутация;

А - Amount - обоснование суммы запрашиваемого кредита;

R - Repayment - возможность погашения;

S - Security - оценка обеспечения;

Е - Expediency - целесообразность кредита;

R - Remuneration - вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита.

Методика CAMPARI более расширена в системе оценки:

С - Character - репутация заемщика;

А - Ability - оценка бизнеса заемщика;

М - Means - анализ необходимости обращения за ссудой;

Р - Purpose - цель кредита;

А - Amount - обоснование цели кредита;

R - Repayment - возможность погашения;

I - Insurance - способ страхования кредитного риска.

В практике американских банков применяют "правило пяти си":

1C - customer's character (характер заемщика) - репутация заемщика, степень ответственности, готовность и желание погашать долг.

Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого беседу с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию, чтобы выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире;

2С - capasity to pay (финансовые возможности) - предполагает тщательный анализ доходов и расходов заемщика и перспектив изменения их в будущем. У заемщика есть три источника средств для погашения ссуды: текущие кассовые поступления, продажа активов, прочие источники поступления (включая заимствования на денежном рынке). Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменения его товарных запасов. Чаще всех с этими статьями связаны трудности в погашении займа;

ЗС - capital (капитал, имущество) - большое внимание банк уделяет собственному (акционерному) капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов;

4С - collateral - обеспечение займа, достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды;

5С - current business conditions and goodwill (общие экономические условия) - определяют деловой климат в стране и оказывают влияние на положение и банка, и заемщика. Например, состояние экономической конъюнктуры, конкуренция других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье.

Многие американские банки для оценки способности заемщика погасить кредит используют четыре группы основных показателей финансового состояния, рассчитываемых на основе данных бухгалтерской отчетности: ликвидность активов, оборачиваемость капитала, привлечение средств, прибыльность.

Показателями ликвидности активов являются:

коэффициент ликвидности (отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным долговым обязательствам), позволяющий прогнозировать способность клиента оперативно погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала;

коэффициент покрытия (отношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств), характеризующий предел кредитования и достаточность оборотных средств для погашения всех краткосрочных долгов.

Показатели оборачиваемости капитала - это оборачиваемость всех активов, оборачиваемость основного капитала, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость запасов. Характеризуя скорость обращения основного и оборотного капитала и качество активов, показатели оборачиваемости помогают более точно оценить тенденции роста коэффициента покрытия. При увеличении этого коэффициента за счет роста запасов и замедления их оборачиваемости вывод о повышении кредитоспособности заемщика не делается.

Коэффициенты привлечения рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу. Они показывают зависимость фирмы от заемных средств, что также определяет ее кредитоспособность.

Показатели прибыльности рассчитываются как доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Высокая прибыльность фирмы обеспечивает выплату процентов по кредиту и увеличение доходов, направленных на инвестиции.

Во Франции для общей оценки предприятия на предмет кредитования используется методика, в которую входят следующие показатели.

Финансово-экономическая оценка предприятия, включающая характер деятельности предприятия и длительность его функционирования, а также факторы производства:

трудовые ресурсы (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота перемещения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости);

производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инфляции);

финансовые ресурсы;

экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, стадии развития рынка основной продукции предприятия, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, коммерческая политика фирмы, степень усвоения приемов и способов маркетинга).

Оценка кредитоспособности предприятия, базирующаяся на его отчетных балансах и отчетах о прибылях и убытках. Методики оценки кредитоспособности заемщика дифференцированы по отраслевой принадлежности и формам собственности. Они различаются для фирм и частных лиц.

Данные по предприятию собираются в Центре по определению рисков, который находится в ведении Банка Франции. Этот Центр получает от банков ежемесячную информацию о сумме кредитных линий, открытых каждому предприятию, и используемых кредитов, когда они превышают определенный предел, с разбивкой по крупным категориям. Это позволяет банкам получать информацию об общей сумме кредитов, предоставленных банковской системой каждому клиенту, а государственным органам - следить за динамикой объема и кредитов по отраслям хозяйства и производить селективную кредитную политику.

В картотеке Центра четыре раздела. В первом разделе 10 групп (от "А" до "К") в зависимости от размера актива баланса. Второй раздел называется кредитной котировкой, имеет 7 групп с шифрами от 0 до 6. В зависимости от оценок руководителей других предприятий, имеющих с ним деловые связи, предприятие получает свой шифр. Третий раздел классифицирует предприятие по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей, и в зависимости от этого клиенты банков разделяются на три группы:

шифр 7 - пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года;

шифр 8 - временные затруднения, которые не ставят под угрозу платежеспособность предприятия;

шифр 9 - платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы в зависимости от того, принимает к учету или нет Банк Франции их векселя и ценные бумаги.

Банки Германии применяют методику кредитного рейтинга, который включает в себя оценку кредитоспособности заинтересованной в кредите фирмы и представляемых ею гарантий. Кредитоспособность клиента в одном из германских банков определяется по 17 критериям, разбитым на 5 групп:

менеджмент: качество менеджмента, грамотность ведения финансовой документации;

рынок (отрасль): развитие рынка и отрасли, влияние динамики конъюнктуры, географии получателей продукции и поставщиков, экспортных и импортных рисков, острота конкуренции, продукция и ассортимент, стандарты;

отношение с клиентом: ведение счетов, открытость клиента и его готовность представлять информацию о своей деятельности;

экономические условия: оценка годового баланса, общие имущественные условия;

перспектива развития предприятия: развитие за период после опубликования последнего годового баланса, производственное планирование, планирование доходности и будущего обслуживания капиталов, специфические риски производства.

По каждому из указанных критериев оценка делается по шестибалльной шкале ("6" - наихудший показатель). Обеспечивается проверяемость оценок на основе имеющейся документации. Рейтинг кредитоспособности рассчитывается как средний показатель на основании выставленных по каждому параметру баллов. Отдельно, также по шестибалльной шкале, определяется рейтинг стоимостных гарантий в зависимости от полноты их предоставления и покрытия ими обязательств по кредиту и процентам. На основании оценки кредитоспособности и предоставляемых гарантий определяются риски кредитования и принимается решение о предоставлении кредита: при общей степени риска 1-4 класса кредитование осуществляется, при риске 5 и 6 - кредитование не осуществляется или прекращается.

Рассмотренные методики основаны на балльной оценке фирмы - получателя кредита по каждому компоненту оценки. Критерии, по которым производится проставление того или иного количества баллов, строго индивидуальны для каждого банка, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются. Допустимые и оптимальные значения отдельных экономических показателей опираются на накопленную статистику.

Важное внимание уделяется также достоверности сведений. Информация для проверки рейтинга подбирается обычно на основе анализа кредитной заявки. Из нее выделяют наиболее существенные факторы, определяющие деятельность клиента. Дополнительная информация получается из личной встречи с клиентом, внутрибанковской информации о счетах и истории кредитных взаимоотношений с заемщиком, личных наблюдений и инспекций, сведений из прочих источников.

Очень интересен и важен зарубежный опыт прогнозирования финансового состояния заемщика в предстоящем кредитном периоде. Так, на основе расчета ожидаемого объема доходов (прежде всего суммы выручки от продажи продукции), суммы расходов, размера прибыли составляются сопоставительные балансы доходов и расходов. Затем составляется кассовая смета заемщика на предстоящий период с данными об источниках денежных средств (прибыль, амортизация, кредиторы) и их использовании (капиталовложения, погашение задолженности). Прогнозные данные о денежных потоках также представляются заемщиком и служат основанием оценки кредитоспособности.

При оценке кредитоспособности учитываются также предстоящие изменения конъюнктуры, наличие реальных условий поступления средств от реализации продукции с учетом намечаемого уровня цен, платежеспособного спроса на соответствующие виды продукции. При этом используются в практике работы зарубежных банков приглашения специалистов для анализа отраслевого и инвестиционного аспекта кредитной заявки (если сотрудники кредитного отдела не обладают необходимыми знаниями о тех отраслях производства и сфере услуг, в которых занят клиент).

При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды принимаются меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант - разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти меры не достигают цели, то банк отстаивает свои интересы путем продажи обеспечения, объявления неплательщика банкротом. Банк должен действовать без промедления, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то на его имущество будет наложен арест. В этом случае банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.

Первый шаг при выявлении проблемной ссуды - это объективная оценка сложившейся ситуации. Прежде всего необходимо уяснить позицию заемщика - хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить ее прибыльность. Большое значение имеет также состояние самого банка. Если у него много безнадежных долгов, не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания, а лучше уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга. Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого необходимо установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом, и выяснить, каковы возможности его реализации. Обычно это дорогостоящая и отнимающая значительное время процедура.

Опыт работы зарубежных банков развитых стран, основанный на детальной проработке всех кредитных процедур, многофакторном анализе кредитоспособности потенциальных заемщиков, позволяет значительно снизить кредитный риск.

Совместный анализ всех факторов применительно к каждому конкретному случаю дает возможность принять взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий кредитного договора. Заемщики, имеющие слабые финансовые позиции и, следовательно, более подверженные риску, должны платить за кредит больше, чем надежные заемщики.

Управление кредитным риском по своей сути является основной и наиболее трудной составляющей кредитной деятельности. Оценка степени кредитного риска не формальный, а творческий процесс, требующий от работников банка знаний, аналитического мышления, умения определять и анализировать тенденции в хозяйственной деятельности, финансовом положении заемщиков, прогнозировать последствия воздействия различных обстоятельств на экономическое положение фирм, хорошо разбираться в психологии людей.

В соответствии с новыми документами Базельского комитета надзорные органы развитых стран намерены сопоставлять регулирующие требования в отношении собственного капитала и кредитных рисков с оценками, сделанными самими банками*(50). Но при этом возникает проблема, на которую указывает Д. Сорос: "...Органы регулирования в США осознали, что они не в состоянии оценить уровень риска "извне" и им целесообразнее опираться на методы управления рисками, разработанные самими банками. Недостаток данного подхода состоит в том, что банки учитывают только риск, непосредственно касающийся их самих, и игнорируют риск, который их поведение создает для банковской системы в целом"*(51).

В практике работы зарубежных банков анализу кредитного риска и управлению им уделяется большое внимание. Роуз отмечает, что "банковские риски имеют тенденцию концентрироваться в кредитном портфеле. Если у банка появляются серьезные финансовые трудности, то проблемы обычно возникают из-за кредитов, которые невозможно взыскать вследствие принятия ошибочных управленческих решений, незаконных манипуляций с кредитами, проведения неправильной кредитной политики и непредвиденного экономического спада"*(49).

Зарубежные банки для оценки кредитного риска применяют специальные методики кредитного рейтинга. В большинстве своем эти методики представляют собой совокупность оценочных параметров кредитоспособности и имеют комплексный характер. Во многом они схожи, так как охватывают примерно одинаковый круг показателей и сведений и позволяют сопоставить множество факторов кредитного риска.

Рассмотрим основные методики оценки кредитоспособности заемщика в зарубежных странах.

Английские клиринговые банки производят оценку возможного риска неплатежа по кредиту с использованием методик PARSEL и CAMPARI.

Методика PARSEL включает:

Р - Person - информация о персоне потенциального заемщика, его репутация;

А - Amount - обоснование суммы запрашиваемого кредита;

R - Repayment - возможность погашения;

S - Security - оценка обеспечения;

Е - Expediency - целесообразность кредита;

R - Remuneration - вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита.

Методика CAMPARI более расширена в системе оценки:

С - Character - репутация заемщика;

А - Ability - оценка бизнеса заемщика;

М - Means - анализ необходимости обращения за ссудой;

Р - Purpose - цель кредита;

А - Amount - обоснование цели кредита;

R - Repayment - возможность погашения;

I - Insurance - способ страхования кредитного риска.

В практике американских банков применяют "правило пяти си":

1C - customer's character (характер заемщика) - репутация заемщика, степень ответственности, готовность и желание погашать долг.

Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого беседу с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию, чтобы выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире;

2С - capasity to pay (финансовые возможности) - предполагает тщательный анализ доходов и расходов заемщика и перспектив изменения их в будущем. У заемщика есть три источника средств для погашения ссуды: текущие кассовые поступления, продажа активов, прочие источники поступления (включая заимствования на денежном рынке). Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменения его товарных запасов. Чаще всех с этими статьями связаны трудности в погашении займа;

ЗС - capital (капитал, имущество) - большое внимание банк уделяет собственному (акционерному) капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов;

4С - collateral - обеспечение займа, достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды;

5С - current business conditions and goodwill (общие экономические условия) - определяют деловой климат в стране и оказывают влияние на положение и банка, и заемщика. Например, состояние экономической конъюнктуры, конкуренция других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье.

Многие американские банки для оценки способности заемщика погасить кредит используют четыре группы основных показателей финансового состояния, рассчитываемых на основе данных бухгалтерской отчетности: ликвидность активов, оборачиваемость капитала, привлечение средств, прибыльность.

Показателями ликвидности активов являются:

коэффициент ликвидности (отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным долговым обязательствам), позволяющий прогнозировать способность клиента оперативно погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала;

коэффициент покрытия (отношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств), характеризующий предел кредитования и достаточность оборотных средств для погашения всех краткосрочных долгов.

Показатели оборачиваемости капитала - это оборачиваемость всех активов, оборачиваемость основного капитала, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость запасов. Характеризуя скорость обращения основного и оборотного капитала и качество активов, показатели оборачиваемости помогают более точно оценить тенденции роста коэффициента покрытия. При увеличении этого коэффициента за счет роста запасов и замедления их оборачиваемости вывод о повышении кредитоспособности заемщика не делается.

Коэффициенты привлечения рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу. Они показывают зависимость фирмы от заемных средств, что также определяет ее кредитоспособность.

Показатели прибыльности рассчитываются как доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Высокая прибыльность фирмы обеспечивает выплату процентов по кредиту и увеличение доходов, направленных на инвестиции.

Во Франции для общей оценки предприятия на предмет кредитования используется методика, в которую входят следующие показатели.

Финансово-экономическая оценка предприятия, включающая характер деятельности предприятия и длительность его функционирования, а также факторы производства:

трудовые ресурсы (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота перемещения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости);

производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инфляции);

финансовые ресурсы;

экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, стадии развития рынка основной продукции предприятия, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, коммерческая политика фирмы, степень усвоения приемов и способов маркетинга).

Оценка кредитоспособности предприятия, базирующаяся на его отчетных балансах и отчетах о прибылях и убытках. Методики оценки кредитоспособности заемщика дифференцированы по отраслевой принадлежности и формам собственности. Они различаются для фирм и частных лиц.

Данные по предприятию собираются в Центре по определению рисков, который находится в ведении Банка Франции. Этот Центр получает от банков ежемесячную информацию о сумме кредитных линий, открытых каждому предприятию, и используемых кредитов, когда они превышают определенный предел, с разбивкой по крупным категориям. Это позволяет банкам получать информацию об общей сумме кредитов, предоставленных банковской системой каждому клиенту, а государственным органам - следить за динамикой объема и кредитов по отраслям хозяйства и производить селективную кредитную политику.

В картотеке Центра четыре раздела. В первом разделе 10 групп (от "А" до "К") в зависимости от размера актива баланса. Второй раздел называется кредитной котировкой, имеет 7 групп с шифрами от 0 до 6. В зависимости от оценок руководителей других предприятий, имеющих с ним деловые связи, предприятие получает свой шифр. Третий раздел классифицирует предприятие по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей, и в зависимости от этого клиенты банков разделяются на три группы:

шифр 7 - пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года;

шифр 8 - временные затруднения, которые не ставят под угрозу платежеспособность предприятия;

шифр 9 - платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы в зависимости от того, принимает к учету или нет Банк Франции их векселя и ценные бумаги.

Банки Германии применяют методику кредитного рейтинга, который включает в себя оценку кредитоспособности заинтересованной в кредите фирмы и представляемых ею гарантий. Кредитоспособность клиента в одном из германских банков определяется по 17 критериям, разбитым на 5 групп:

менеджмент: качество менеджмента, грамотность ведения финансовой документации;

рынок (отрасль): развитие рынка и отрасли, влияние динамики конъюнктуры, географии получателей продукции и поставщиков, экспортных и импортных рисков, острота конкуренции, продукция и ассортимент, стандарты;

отношение с клиентом: ведение счетов, открытость клиента и его готовность представлять информацию о своей деятельности;

экономические условия: оценка годового баланса, общие имущественные условия;

перспектива развития предприятия: развитие за период после опубликования последнего годового баланса, производственное планирование, планирование доходности и будущего обслуживания капиталов, специфические риски производства.

По каждому из указанных критериев оценка делается по шестибалльной шкале ("6" - наихудший показатель). Обеспечивается проверяемость оценок на основе имеющейся документации. Рейтинг кредитоспособности рассчитывается как средний показатель на основании выставленных по каждому параметру баллов. Отдельно, также по шестибалльной шкале, определяется рейтинг стоимостных гарантий в зависимости от полноты их предоставления и покрытия ими обязательств по кредиту и процентам. На основании оценки кредитоспособности и предоставляемых гарантий определяются риски кредитования и принимается решение о предоставлении кредита: при общей степени риска 1-4 класса кредитование осуществляется, при риске 5 и 6 - кредитование не осуществляется или прекращается.

Рассмотренные методики основаны на балльной оценке фирмы - получателя кредита по каждому компоненту оценки. Критерии, по которым производится проставление того или иного количества баллов, строго индивидуальны для каждого банка, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются. Допустимые и оптимальные значения отдельных экономических показателей опираются на накопленную статистику.

Важное внимание уделяется также достоверности сведений. Информация для проверки рейтинга подбирается обычно на основе анализа кредитной заявки. Из нее выделяют наиболее существенные факторы, определяющие деятельность клиента. Дополнительная информация получается из личной встречи с клиентом, внутрибанковской информации о счетах и истории кредитных взаимоотношений с заемщиком, личных наблюдений и инспекций, сведений из прочих источников.

Очень интересен и важен зарубежный опыт прогнозирования финансового состояния заемщика в предстоящем кредитном периоде. Так, на основе расчета ожидаемого объема доходов (прежде всего суммы выручки от продажи продукции), суммы расходов, размера прибыли составляются сопоставительные балансы доходов и расходов. Затем составляется кассовая смета заемщика на предстоящий период с данными об источниках денежных средств (прибыль, амортизация, кредиторы) и их использовании (капиталовложения, погашение задолженности). Прогнозные данные о денежных потоках также представляются заемщиком и служат основанием оценки кредитоспособности.

При оценке кредитоспособности учитываются также предстоящие изменения конъюнктуры, наличие реальных условий поступления средств от реализации продукции с учетом намечаемого уровня цен, платежеспособного спроса на соответствующие виды продукции. При этом используются в практике работы зарубежных банков приглашения специалистов для анализа отраслевого и инвестиционного аспекта кредитной заявки (если сотрудники кредитного отдела не обладают необходимыми знаниями о тех отраслях производства и сфере услуг, в которых занят клиент).

При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды принимаются меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант - разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти меры не достигают цели, то банк отстаивает свои интересы путем продажи обеспечения, объявления неплательщика банкротом. Банк должен действовать без промедления, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то на его имущество будет наложен арест. В этом случае банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.

Первый шаг при выявлении проблемной ссуды - это объективная оценка сложившейся ситуации. Прежде всего необходимо уяснить позицию заемщика - хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить ее прибыльность. Большое значение имеет также состояние самого банка. Если у него много безнадежных долгов, не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания, а лучше уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга. Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого необходимо установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом, и выяснить, каковы возможности его реализации. Обычно это дорогостоящая и отнимающая значительное время процедура.

Опыт работы зарубежных банков развитых стран, основанный на детальной проработке всех кредитных процедур, многофакторном анализе кредитоспособности потенциальных заемщиков, позволяет значительно снизить кредитный риск.

Совместный анализ всех факторов применительно к каждому конкретному случаю дает возможность принять взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий кредитного договора. Заемщики, имеющие слабые финансовые позиции и, следовательно, более подверженные риску, должны платить за кредит больше, чем надежные заемщики.

Управление кредитным риском по своей сути является основной и наиболее трудной составляющей кредитной деятельности. Оценка степени кредитного риска не формальный, а творческий процесс, требующий от работников банка знаний, аналитического мышления, умения определять и анализировать тенденции в хозяйственной деятельности, финансовом положении заемщиков, прогнозировать последствия воздействия различных обстоятельств на экономическое положение фирм, хорошо разбираться в психологии людей.

В соответствии с новыми документами Базельского комитета надзорные органы развитых стран намерены сопоставлять регулирующие требования в отношении собственного капитала и кредитных рисков с оценками, сделанными самими банками*(50). Но при этом возникает проблема, на которую указывает Д. Сорос: "...Органы регулирования в США осознали, что они не в состоянии оценить уровень риска "извне" и им целесообразнее опираться на методы управления рисками, разработанные самими банками. Недостаток данного подхода состоит в том, что банки учитывают только риск, непосредственно касающийся их самих, и игнорируют риск, который их поведение создает для банковской системы в целом"*(51).