3.7. «Я тучи разведу руками»: нужен ли компании штатный бизнес-тренер?

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Кто действие проверяет мышлением, а мышление – действием, тот не может заблуждаться, а если и заблуждается, то скоро вернется на верную дорогу.

Иоганн Вольфганг Гёте

Давайте начнем с того, нужны ли компании тренинги. Обратимся к элементарной логике. В разделе 3.4 мы отмечали, что одной из ключевых функций HR-менеджера и службы персонала является обучение и развитие персонала. Почему ключевой- По двум причинам.

Во-первых, сегодня уже едва ли найдется в бизнесе ретроград, отрицающий концепцию непрерывного образования. Данная концепция гласит, что в наш век бурного развития всего и вся, постоянно растущих информационных потоков любой человек с пеленок и до гробовой доски волей или неволей пребывает в состоянии обучения чему-либо. Ибо стоит ему остановиться, как он оказывается жертвой регресса и начинает безнадежно отставать от жизни. Следовательно, если человек желает быть успешным и востребованным, он вынужден постоянно обучаться.

Во-вторых, мы договорились, что ведем речь о человеческом ресурсе, а одной из ключевых особенностей этого ресурса является наличие у него потенциала. Это означает, что человек не только должен, но и может обучаться и развиваться.

Отсюда и вывод, что функция обучения и развития персонала в рамках системы управления человеческими ресурсами компании является ключевой.

Теперь вернемся к тренингам. На сегодняшний день тренинги являются одной из наиболее эффективных форм обучения персонала, позволяющей формировать у работников устойчивые навыки в соответствии с требуемыми компетенциями. Следовательно, если есть такой чудесный инструмент формирования устойчивых навыков, то зачем же отказываться от него- Нет никакого резона. Значит, тренинги нужны. А раз нужны тренинги, то нужны и тренеры.

Справедливости ради следует отметить, что рынок образовательных и обучающих услуг очень активно предлагает тренеров буквально на любой вкус. Но значит ли это, что каждая уважающая себя компания, желающая использовать для обучения и развития своего человеческого ресурса столь эффективный инструмент, как тренинги, обязана обзаводиться собственным тренером- Нет, не означает. Наличие в штате компании собственного бизнес-тренера имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их несколько подробнее (табл. 3.1).

Можно и далее перечислять различные плюсы и минусы. Но их число в любом случае примерно равно. Поэтому говорить однозначно о том, нужен штатный тренер или нет нельзя. Все зависит от конкретных потребностей компании. Если вы внимательно ознакомились со всеми плюсами и минусами, то могли заметить, что практически каждый плюс при определенной ситуации может обращаться в минус, и наоборот.

Отсюда вывод: решение о необходимости введения в штат тренера каждая компания принимает, исходя из оценки собственной потребности и наличествующей ситуации. Например, если в компании есть корпоративный обучающий центр или в систему управления человеческими ресурсами встроен регулярный процесс проведения однотипных тренингов с определенными категориями персонала, то целесообразно ввести в штат службы персонала постоянного тренера. Если тренинги проводятся часто, но по различным программам и с разными категориями персонала (т. е. при наличии разноплановой потребности в тренингах), то целесообразнее обзавестись не собственным бизнес-тренером, а тренинг-менеджером.

Примечание: очень важно не путать штатного тренера со штатным тренинг-менеджером. Штатный тренер непосредственно разрабатывает программы тренинга и проводит сами тренинги. Тренинг-менеджер разрабатывает техническое задание (ТЗ) на тренинговую программу и организовывает проведение тренинга с привлечением внешних тренеров или тренинговых компаний.

Очень часто случается, что функции штатного тренера совмещает другой специалист службы персонала, а порой и директор по персоналу периодически «развлекается» проведением тренингов. На наш взгляд, это не совсем разумно, как и любая комбинация плохо сочетаемых функций и попытка «слить их в один флакон». Проведение тренинга – мастерство, требующее постоянного совершенствования и оттачивания. Возможно ли его оттачивать, занимаясь этим время от времени или совмещая с совершенно иными функциями- Едва ли. Поэтому такую меру можно использовать, если нет иного выхода.

Так что «думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь». А как и на основании чего принимать подобное решение, мы вам постарались разъяснить.

Кто действие проверяет мышлением, а мышление – действием, тот не может заблуждаться, а если и заблуждается, то скоро вернется на верную дорогу.

Иоганн Вольфганг Гёте

Давайте начнем с того, нужны ли компании тренинги. Обратимся к элементарной логике. В разделе 3.4 мы отмечали, что одной из ключевых функций HR-менеджера и службы персонала является обучение и развитие персонала. Почему ключевой- По двум причинам.

Во-первых, сегодня уже едва ли найдется в бизнесе ретроград, отрицающий концепцию непрерывного образования. Данная концепция гласит, что в наш век бурного развития всего и вся, постоянно растущих информационных потоков любой человек с пеленок и до гробовой доски волей или неволей пребывает в состоянии обучения чему-либо. Ибо стоит ему остановиться, как он оказывается жертвой регресса и начинает безнадежно отставать от жизни. Следовательно, если человек желает быть успешным и востребованным, он вынужден постоянно обучаться.

Во-вторых, мы договорились, что ведем речь о человеческом ресурсе, а одной из ключевых особенностей этого ресурса является наличие у него потенциала. Это означает, что человек не только должен, но и может обучаться и развиваться.

Отсюда и вывод, что функция обучения и развития персонала в рамках системы управления человеческими ресурсами компании является ключевой.

Теперь вернемся к тренингам. На сегодняшний день тренинги являются одной из наиболее эффективных форм обучения персонала, позволяющей формировать у работников устойчивые навыки в соответствии с требуемыми компетенциями. Следовательно, если есть такой чудесный инструмент формирования устойчивых навыков, то зачем же отказываться от него- Нет никакого резона. Значит, тренинги нужны. А раз нужны тренинги, то нужны и тренеры.

Справедливости ради следует отметить, что рынок образовательных и обучающих услуг очень активно предлагает тренеров буквально на любой вкус. Но значит ли это, что каждая уважающая себя компания, желающая использовать для обучения и развития своего человеческого ресурса столь эффективный инструмент, как тренинги, обязана обзаводиться собственным тренером- Нет, не означает. Наличие в штате компании собственного бизнес-тренера имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их несколько подробнее (табл. 3.1).

Можно и далее перечислять различные плюсы и минусы. Но их число в любом случае примерно равно. Поэтому говорить однозначно о том, нужен штатный тренер или нет нельзя. Все зависит от конкретных потребностей компании. Если вы внимательно ознакомились со всеми плюсами и минусами, то могли заметить, что практически каждый плюс при определенной ситуации может обращаться в минус, и наоборот.

Отсюда вывод: решение о необходимости введения в штат тренера каждая компания принимает, исходя из оценки собственной потребности и наличествующей ситуации. Например, если в компании есть корпоративный обучающий центр или в систему управления человеческими ресурсами встроен регулярный процесс проведения однотипных тренингов с определенными категориями персонала, то целесообразно ввести в штат службы персонала постоянного тренера. Если тренинги проводятся часто, но по различным программам и с разными категориями персонала (т. е. при наличии разноплановой потребности в тренингах), то целесообразнее обзавестись не собственным бизнес-тренером, а тренинг-менеджером.

Примечание: очень важно не путать штатного тренера со штатным тренинг-менеджером. Штатный тренер непосредственно разрабатывает программы тренинга и проводит сами тренинги. Тренинг-менеджер разрабатывает техническое задание (ТЗ) на тренинговую программу и организовывает проведение тренинга с привлечением внешних тренеров или тренинговых компаний.

Очень часто случается, что функции штатного тренера совмещает другой специалист службы персонала, а порой и директор по персоналу периодически «развлекается» проведением тренингов. На наш взгляд, это не совсем разумно, как и любая комбинация плохо сочетаемых функций и попытка «слить их в один флакон». Проведение тренинга – мастерство, требующее постоянного совершенствования и оттачивания. Возможно ли его оттачивать, занимаясь этим время от времени или совмещая с совершенно иными функциями- Едва ли. Поэтому такую меру можно использовать, если нет иного выхода.

Так что «думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь». А как и на основании чего принимать подобное решение, мы вам постарались разъяснить.