5.10. «Через тернии – к звездам»: работа со студентами

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Студенчество – это когда у тебя права уже как у взрослого, а обязанности еще как у ребенка.

Поговорим о специфическом трудовом ресурсе – о студентах. Ресурс заманчивый, но его использование чревато множеством нежелательных последствий и пронизано массой нюансов. Но даже если сейчас мы будем закрывать глаза на факт их существования, то завтра они непременно до нас доберутся – придут в качестве работников. И чем раньше мы с вами примем живое участие в процессе трудового созревания студентов, тем нам же впоследствии будет легче. Так что, коллеги, предлагаем уже сегодня налаживать контакт с подрастающими учебно-трудовыми ресурсами.

Для начала разберемся, за что мы студентов не жалуем и чем они нам неудобны в качестве работников. Итак, перед нами молодой, полный сил и задора человек, уверенный в своей неподражаемости, но ничего толком делать, как правило, не умеющий. Одним словом – орел! Орел не только парит в облаках, но и значительную часть времени посвящает учебе (в вузе, в колледже). В чем, на наш взгляд, его основные недостатки?

Студент учится. Это похвально, но чтобы подстроиться под график учебы, студент, как правило, нуждается в индивидуальном рабочем графике.

Студент нестабилен. Вся его жизнь, в том числе психологическая активность, подчинена учебному «ритму» (см. табл. 5.3). Для порядочного студента учеба важна, а значит, отнимает у него массу времени и сил. И поскольку ограничивать личную жизнь молодые люди категорически не готовы, в первую очередь из-за учебы страдает работа.

Студент использует корпоративные ресурсы для выполнения учебных заданий. Речь идет не только о рабочем времени; виртуозно используются в личных целях компьютер, принтер, копир, Интернет, канцтовары и вообще все, на что падет изобретательный взгляд студента.

Студенту (очнику) положен учебный отпуск. Это страшное дело, которое регулярно изымает работника-студента из рабочего процесса. Чаще всего периоды учебных отпусков совпадают с периодами деловой активности бизнеса компании.

Студенты умничают. Если студент работает по своей будущей либо смежной специальности, практическая деятельность нередко идет вразрез с теоретическими знаниями, полученными в учебном заведении. Это постоянно вызывает у молодого человека желание «подправить» что-нибудь в налаженном рабочем процессе.

Студента надо обучать и воспитывать. Человек, получивший первую в своей жизни работу, – это tabula rasa, «чистый лист», который работодателю придется чем-то заполнять. Школяра надо обучать необходимым практическим навыкам, объяснять принципы работы в коллективе, знакомить с корпоративными ценностями. Все это требует дополнительных ресурсов (в виде, например, рабочего времени наставника или HR-a).

Студент не боится угроз. Студента так часто кошмарят разными страшилками в обучающей организации, что угроз по месту работы он уже не боится. А потому все попытки как-то воздействовать на него при помощи «кнута» бесполезны.

Грустное резюме: работник-студент требует больших вложений, а эффективность его работы сравнительно невелика. Иными словами, хлопот с таким работником много, а толку от него мало – это если говорить о сиюминутном результате.

Однако не все так печально. Рассмотрим положительные стороны студента-работника.

Студента можно обучать и воспитывать. И в итоге на «чистом листе» нарисовать нужную картинку, сформировать такого работника, который необходим компании. Не надо перекраивать, переделывать. Гармонично сплетая получаемые им теоретические знания с практическими навыками, вы можете управлять процессом формирования «идеального специалиста». При этом не придется тратить усилия на преодоление сопротивления в виде имеющегося опыта.

Студент покладист – в определенной степени. Не идет на конфликты с работодателем, так как находится в зависимости от него (исключение – строптивцы с чрезвычайно высокой самооценкой) и, будучи перегруженным запугиванием со стороны учебного заведения, уже никак не реагирует на конфликты по месту работы.

Студент получает теоретические знания в учебном заведении. Компании не надо тратить финансы из своего бюджета на обеспечение теоретической подготовки.

Студент творчески мыслит. Студент еще не оброс страхами неудач, обладает острым свежим взглядом, способен генерировать идеи и предлагать интересные решения.

Кроме того, подготовка специалиста из студента есть великая осознанная необходимость воспроизводства кадров. Рынок труда – не бездонная бочка, и профессионалы не появляются из ниоткуда, их надо готовить. Сознательный работодатель должен понимать, что нельзя относиться к рынку труда только потребительски.

Приятное резюме: сотрудничество со студентом – это «долгосрочный проект», работа на перспективу, которая при грамотном подходе даст хотя и отдаленный, но весьма ощутимый результат. А выстраивать трудовые отношения с учетом всех достоинств и недостатков, а также иных собенностей трудового ресурса – наше с вами профессиональное умение.

Кроме означенных выше плюсов и минусов следует учитывать и иные моменты.

Немаловажным из них является особенность психологического ритма учащейся молодежи, который непосредственно связан с учебным циклом.

Посмотрите внимательно таблицу.

И это еще не все «цветочки». При сотрудничестве со студентами есть определенные риски. Рассмотрим их.

Первая группа рисков связана с требованиями законодательства. Как известно, по отношению к работникам-студентам обязанностей у работодателя много, а права весьма ограничены. Внимательно изучайте не только ТК РФ, но и Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании».

Вторая группа рисков связана с тем, что работодатель может бесконечно вкладывать свои усилия в подготовку специалиста, но он не имеет никаких прав на дальнейшее использование плодов своих усилий. То есть велик риск того, что, затратив ресурсы, не удастся насладиться результатом. Зачастую студенты используют законопослушного работодателя как удобное «гнездо» на период учебы, а получив диплом, уходят на более выгодные места. Круг уловок, которые может использовать работодатель для удержания такого работника, узок, да и особой силы они не имеют. Так что в случае увольнения «взращенного со студенческой скамьи» работодателю останется утешаться мыслью о выполнении важной социальной миссии – подготовке кадров для рынка труда.

Итак, мы видим некую закольцованную проблему с рядом участников. Работодатель остро нуждается в квалифицированных кадрах и имеет практическую базу для их подготовки. Студент жаждет стать тем самым квалифицированным кадром и ищет возможности для того, чтобы реализовать полученные теоретические знания. Учебное заведение обеспечивает теоретическую подготовку кадров, но не всегда способно подготовить их к практической деятельности. Все три стороны как будто заинтересованы в сотрудничестве. Однако действуют они, как правило, несогласованно. Пытаются работать вместе в условиях несовершенного законодательства. Время от времени находят эффективные формы сотрудничества, но, к сожалению, на этом пути возникает слишком много разных «но».

С одной стороны, существуют компании, кадровая политика которых «заточена» под преимущественное использование труда учащейся молодежи (например, хорошо всем известные сети ресторанов быстрого питания). Они дают студентам возможность самостоятельно зарабатывать, предоставляя гибкий график, а также обещают быстрый карьерный рост. Но далеко не каждый студент готов посвятить свою трудовую молодость производству гамбургеров, обслуживанию клиентов кофеен или курьерской беготне. Особенно если выбранная им специальность никоим образом с таким видом деятельности не связана.

Кроме того, существует целый ряд специальностей, «пробиться» в которые, не имея практического опыта, студенту крайне проблематично. Например, финансист, юрист. Кому нужен неопытный работник в этих областях, где цена ошибки порой катастрофична- Что делать студенту, избравшему подобную специальность- Грустно петь: «Без опыта не берут, а где же взять опыта, если без опыта не берут?..»

С другой стороны, есть компании – представители мелкого и крупного бизнеса, нуждающиеся в молодых специалистах, но не имеющие возможностей для постоянного и серьезного сотрудничества с учебными заведениями. Как быть им- И вообще, есть ли какие-то формы сотрудничества со студентами, полезные для всех заинтересованных сторон- Да, есть.

Ситуация первая: целевая подготовка

Пожалуй, наиболее распространенный вид сотрудничества – целевая подготовка кадров для компании из числа студентов. Помимо работодателя и потенциального работника в целевой подготовке заинтересованы и активно участвуют сами учебные заведения. Возможно, именно поэтому данный вид трехстороннего сотрудничества пользуется большой популярностью, а его механизмы хорошо отработаны. Обычно сотрудничество выражается в заключении партнерского соглашения между компанией и вузом (колледжем). В рамках такого партнерства в учебных заведениях проводятся «дни карьеры»; компания может принимать на работу лучших выпускников и студентов старших курсов; составляются программы подготовки студентов в соответствии с задачами организации; компания принимает студентов на стажировку и практику, предоставляет возможности для написания дипломных работ. Часто учебные заведения заинтересованы в том, чтобы партнерская компания предоставляла им своих сотрудников в качестве преподавателей-«практиков».

Нюансов и в таком подходе великое множество. Например, надо учитывать, что представления работодателя о хорошем специалисте и представления учебного заведения о хорошем студенте могут кардинально различаться. Не секрет, что студенческие пятерки – не гарантия квалификации и способности эффективно работать. Учеба и трудовая деятельность – два разных процесса. И успех в одном не гарантирует успеха в другом. Возможно, вам предстоит решать нелегкую задачу корректировки этих представлений и поиска общих интересов.

Тем не менее в этой работе вам обеспечен «попутный ветер», ведь любое учебное заведение искренне заинтересовано в трудоустройстве своих выпускников.

Ситуация вторая: студент-«штатник»

Нередко студенты являются полноправными (штатными) сотрудниками компании. В наиболее благоприятном варианте эта ситуация выглядит так: человек работает и обучается по основной или смежной специальности, он достиг 18-летнего возраста (т. е. не обладает дополнительными привилегиями как несовершеннолетний работник); работодатель заинтересован в подготовке специалиста, осознает все риски и готов к вложению определенных средств, рассчитывая на отложенный во времени результат; учебное заведение заинтересовано в хорошей учебе студента и при этом декларирует необходимость получения им практических навыков. Лидирующую роль в этом потенциально плодотворном сотрудничестве, на взгляд автора, должен взять на себя работодатель. Ведь именно он заинтересован в конечном результате, т. е. в получении хорошего специалиста. Что нужно сделать?

1. Провести серьезные переговоры с учебным заведением. Обычно институты и колледжи открыты для такого общения. Но декларирование готовности сотрудничать не есть сама готовность что-либо для этого делать. Учебное заведение, как правило, искренне считает, что обладает приоритетным правом владения студентом (главное – это учеба!). В процессе переговоров надо решить две задачи. Во-первых, добиться индивидуального учебного графика для вашего сотрудника-студента (как вариант – модульное обучение с индивидуальным графиком посещения занятий). Во-вторых, не помешает в допустимых пределах скорректировать учебную программу подготовки данного конкретного студента (это можно делать в рамках курсовых работ, практических и лабораторных заданий, а также дипломной работы). Достигнутые договоренности следует зафиксировать – подписать договор. Имейте в виду: попытки делегировать достижения всех этих договоренностей студенту чаще всего оказываются неэффективными.

2. Разработать план освоения практических навыков работником-студентом с учетом программы его обучения в учебном заведении и производственных задач. При создании плана важно опираться именно на учебную программу: кардинально изменить ее нельзя, поскольку она диктуется государственным образовательным стандартом. А обойденные производственным вниманием случайные или невостребованные теоретические знания могут существенно исказить итоговый квалификационный профиль. Этапы овладения различными практическими навыками могут и должны сопровождаться карьерным ростом работника (это также необходимо зафиксировать в плане).

3. Разработать для студента индивидуальный рабочий график с учетом договоренностей с учебным заведением, производственных возможностей и потребностей компании. При этом не следует забывать о трудовом законодательстве. Индивидуальный рабочий график надо закрепить распорядительным документом (приказом или распоряжением).

4. Подобрать для работника-студента наставника. Не номинального, а реального. Профессионала, способного провести начинающего специалиста сквозь производственные дебри. Наставника необходимо заинтересовать в процессе обучения и его результатах – желательно финансово. Права, обязанности и «мотиваторы» наставника также следует зафиксировать документально. Важно: работник-студент не должен быть подчиненным своего наставника, иначе тот будет видеть в начинающем специалисте будущего конкурента, а не коллегу.

5. Попытаться заручиться гарантией того что, при приобретении нужной квалификации и диплома молодой человек полноценно отработает в компании еще какое-то время. Этот вопрос решается, например, заключением ученических договоров. Но, пожалуй, наиболее эффективный путь – создание плана карьерного роста, привлекательного для работника-студента.

Ситуация третья: практикант

Практика носит временный характер и не относится к трудовым отношениям. Дает возможность присмотреться к студенту, оценить потенциального работника не гипотетически, а в реальной рабочей ситуации и решить, стоит ли начинать с ним более серьезное сотрудничество. В умелых руках практика может стать эффективным инструментом отбора персонала. Кроме того, эта форма сотрудничества не требует прямых финансовых вложений: решение о том, платить практиканту или нет, остается за работодателем. Однако практикант – не дармовая рабочая сила, в любом случае компания расплачивается своим временем.

Что важно при предоставлении возможности прохождения практики?

1. Получить от учебного заведения внятное практическое задание. Как показывает опыт, добиваться этого с помощью самого практиканта бессмысленно: в учебной части ему обычно либо советуют написать задание самостоятельно, либо дают, но еще более далекое от реальности, чем сама учебная программа. Рекомендуем согласовывать практическое задание непосредственно с учебной частью, возможно, помогая в формулировках. Корректность установок поможет вам организовать практику наиболее эффективно, с учетом своих производственных интересов, а студенту облегчит составление отчета о прохождении практики.

2. На основе полученного задания сформировать план прохождения практики. Он должен состоять из перечня задач, которые будут поручены практиканту, и описания способов контроля над их выполнением.

3. Выделить студенту наставника на время прохождения практики. «Ничейный» практикант – назойливая помеха всему коллективу. Да и у самого студента формирует отнюдь не лучшие представления о трудовой деятельности. Все, кому не лень, будут давать ему мелкие никчемные поручения (напечатать бумажку, отнести документ, снять копию и пр.). Сотрудники, занятые делом, постараются отослать его с глаз долой, чтобы не путался под ногами. Говорить о пользе такой практики для какой-либо из сторон не приходится.

4. По окончании практики составить письменный отчет о проделанной работе. Возможно, в двух вариантах. Первый – общие слова позитивной направленности – потребуется учебному заведению для заполнения отчетных документов. Второй – более конкретный, важен для вас и для практиканта. Вам отзыв поможет подвести итоги затраченных усилий и принять решение о дальнейшем сотрудничестве со студентом, а практиканту он необходим в качестве обратной связи.

Работу с практикантами лучше вести на постоянной основе, заключив договор с учебным заведением. В этом случае компания четко представляет, в каких отделах и на каких местах будут работать практиканты, кто будет ими заниматься, какое количество студентов можно обеспечить работой и т. д. Важно, чтобы практиканты не сваливались как снег на голову. Тогда сотрудничество будет действительно взаимовыгодным.

Так что, коллеги, дерзайте. А чтобы напомнить самим себе, каково это – совмещать работу с учебой, примерьте на себя студенческую шкурку, сходите на учебу для повышения квалификации. Но прежде прочитайте наши советы в следующем разделе.

Студенчество – это когда у тебя права уже как у взрослого, а обязанности еще как у ребенка.

Поговорим о специфическом трудовом ресурсе – о студентах. Ресурс заманчивый, но его использование чревато множеством нежелательных последствий и пронизано массой нюансов. Но даже если сейчас мы будем закрывать глаза на факт их существования, то завтра они непременно до нас доберутся – придут в качестве работников. И чем раньше мы с вами примем живое участие в процессе трудового созревания студентов, тем нам же впоследствии будет легче. Так что, коллеги, предлагаем уже сегодня налаживать контакт с подрастающими учебно-трудовыми ресурсами.

Для начала разберемся, за что мы студентов не жалуем и чем они нам неудобны в качестве работников. Итак, перед нами молодой, полный сил и задора человек, уверенный в своей неподражаемости, но ничего толком делать, как правило, не умеющий. Одним словом – орел! Орел не только парит в облаках, но и значительную часть времени посвящает учебе (в вузе, в колледже). В чем, на наш взгляд, его основные недостатки?

Студент учится. Это похвально, но чтобы подстроиться под график учебы, студент, как правило, нуждается в индивидуальном рабочем графике.

Студент нестабилен. Вся его жизнь, в том числе психологическая активность, подчинена учебному «ритму» (см. табл. 5.3). Для порядочного студента учеба важна, а значит, отнимает у него массу времени и сил. И поскольку ограничивать личную жизнь молодые люди категорически не готовы, в первую очередь из-за учебы страдает работа.

Студент использует корпоративные ресурсы для выполнения учебных заданий. Речь идет не только о рабочем времени; виртуозно используются в личных целях компьютер, принтер, копир, Интернет, канцтовары и вообще все, на что падет изобретательный взгляд студента.

Студенту (очнику) положен учебный отпуск. Это страшное дело, которое регулярно изымает работника-студента из рабочего процесса. Чаще всего периоды учебных отпусков совпадают с периодами деловой активности бизнеса компании.

Студенты умничают. Если студент работает по своей будущей либо смежной специальности, практическая деятельность нередко идет вразрез с теоретическими знаниями, полученными в учебном заведении. Это постоянно вызывает у молодого человека желание «подправить» что-нибудь в налаженном рабочем процессе.

Студента надо обучать и воспитывать. Человек, получивший первую в своей жизни работу, – это tabula rasa, «чистый лист», который работодателю придется чем-то заполнять. Школяра надо обучать необходимым практическим навыкам, объяснять принципы работы в коллективе, знакомить с корпоративными ценностями. Все это требует дополнительных ресурсов (в виде, например, рабочего времени наставника или HR-a).

Студент не боится угроз. Студента так часто кошмарят разными страшилками в обучающей организации, что угроз по месту работы он уже не боится. А потому все попытки как-то воздействовать на него при помощи «кнута» бесполезны.

Грустное резюме: работник-студент требует больших вложений, а эффективность его работы сравнительно невелика. Иными словами, хлопот с таким работником много, а толку от него мало – это если говорить о сиюминутном результате.

Однако не все так печально. Рассмотрим положительные стороны студента-работника.

Студента можно обучать и воспитывать. И в итоге на «чистом листе» нарисовать нужную картинку, сформировать такого работника, который необходим компании. Не надо перекраивать, переделывать. Гармонично сплетая получаемые им теоретические знания с практическими навыками, вы можете управлять процессом формирования «идеального специалиста». При этом не придется тратить усилия на преодоление сопротивления в виде имеющегося опыта.

Студент покладист – в определенной степени. Не идет на конфликты с работодателем, так как находится в зависимости от него (исключение – строптивцы с чрезвычайно высокой самооценкой) и, будучи перегруженным запугиванием со стороны учебного заведения, уже никак не реагирует на конфликты по месту работы.

Студент получает теоретические знания в учебном заведении. Компании не надо тратить финансы из своего бюджета на обеспечение теоретической подготовки.

Студент творчески мыслит. Студент еще не оброс страхами неудач, обладает острым свежим взглядом, способен генерировать идеи и предлагать интересные решения.

Кроме того, подготовка специалиста из студента есть великая осознанная необходимость воспроизводства кадров. Рынок труда – не бездонная бочка, и профессионалы не появляются из ниоткуда, их надо готовить. Сознательный работодатель должен понимать, что нельзя относиться к рынку труда только потребительски.

Приятное резюме: сотрудничество со студентом – это «долгосрочный проект», работа на перспективу, которая при грамотном подходе даст хотя и отдаленный, но весьма ощутимый результат. А выстраивать трудовые отношения с учетом всех достоинств и недостатков, а также иных собенностей трудового ресурса – наше с вами профессиональное умение.

Кроме означенных выше плюсов и минусов следует учитывать и иные моменты.

Немаловажным из них является особенность психологического ритма учащейся молодежи, который непосредственно связан с учебным циклом.

Посмотрите внимательно таблицу.

И это еще не все «цветочки». При сотрудничестве со студентами есть определенные риски. Рассмотрим их.

Первая группа рисков связана с требованиями законодательства. Как известно, по отношению к работникам-студентам обязанностей у работодателя много, а права весьма ограничены. Внимательно изучайте не только ТК РФ, но и Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании».

Вторая группа рисков связана с тем, что работодатель может бесконечно вкладывать свои усилия в подготовку специалиста, но он не имеет никаких прав на дальнейшее использование плодов своих усилий. То есть велик риск того, что, затратив ресурсы, не удастся насладиться результатом. Зачастую студенты используют законопослушного работодателя как удобное «гнездо» на период учебы, а получив диплом, уходят на более выгодные места. Круг уловок, которые может использовать работодатель для удержания такого работника, узок, да и особой силы они не имеют. Так что в случае увольнения «взращенного со студенческой скамьи» работодателю останется утешаться мыслью о выполнении важной социальной миссии – подготовке кадров для рынка труда.

Итак, мы видим некую закольцованную проблему с рядом участников. Работодатель остро нуждается в квалифицированных кадрах и имеет практическую базу для их подготовки. Студент жаждет стать тем самым квалифицированным кадром и ищет возможности для того, чтобы реализовать полученные теоретические знания. Учебное заведение обеспечивает теоретическую подготовку кадров, но не всегда способно подготовить их к практической деятельности. Все три стороны как будто заинтересованы в сотрудничестве. Однако действуют они, как правило, несогласованно. Пытаются работать вместе в условиях несовершенного законодательства. Время от времени находят эффективные формы сотрудничества, но, к сожалению, на этом пути возникает слишком много разных «но».

С одной стороны, существуют компании, кадровая политика которых «заточена» под преимущественное использование труда учащейся молодежи (например, хорошо всем известные сети ресторанов быстрого питания). Они дают студентам возможность самостоятельно зарабатывать, предоставляя гибкий график, а также обещают быстрый карьерный рост. Но далеко не каждый студент готов посвятить свою трудовую молодость производству гамбургеров, обслуживанию клиентов кофеен или курьерской беготне. Особенно если выбранная им специальность никоим образом с таким видом деятельности не связана.

Кроме того, существует целый ряд специальностей, «пробиться» в которые, не имея практического опыта, студенту крайне проблематично. Например, финансист, юрист. Кому нужен неопытный работник в этих областях, где цена ошибки порой катастрофична- Что делать студенту, избравшему подобную специальность- Грустно петь: «Без опыта не берут, а где же взять опыта, если без опыта не берут?..»

С другой стороны, есть компании – представители мелкого и крупного бизнеса, нуждающиеся в молодых специалистах, но не имеющие возможностей для постоянного и серьезного сотрудничества с учебными заведениями. Как быть им- И вообще, есть ли какие-то формы сотрудничества со студентами, полезные для всех заинтересованных сторон- Да, есть.

Ситуация первая: целевая подготовка

Пожалуй, наиболее распространенный вид сотрудничества – целевая подготовка кадров для компании из числа студентов. Помимо работодателя и потенциального работника в целевой подготовке заинтересованы и активно участвуют сами учебные заведения. Возможно, именно поэтому данный вид трехстороннего сотрудничества пользуется большой популярностью, а его механизмы хорошо отработаны. Обычно сотрудничество выражается в заключении партнерского соглашения между компанией и вузом (колледжем). В рамках такого партнерства в учебных заведениях проводятся «дни карьеры»; компания может принимать на работу лучших выпускников и студентов старших курсов; составляются программы подготовки студентов в соответствии с задачами организации; компания принимает студентов на стажировку и практику, предоставляет возможности для написания дипломных работ. Часто учебные заведения заинтересованы в том, чтобы партнерская компания предоставляла им своих сотрудников в качестве преподавателей-«практиков».

Нюансов и в таком подходе великое множество. Например, надо учитывать, что представления работодателя о хорошем специалисте и представления учебного заведения о хорошем студенте могут кардинально различаться. Не секрет, что студенческие пятерки – не гарантия квалификации и способности эффективно работать. Учеба и трудовая деятельность – два разных процесса. И успех в одном не гарантирует успеха в другом. Возможно, вам предстоит решать нелегкую задачу корректировки этих представлений и поиска общих интересов.

Тем не менее в этой работе вам обеспечен «попутный ветер», ведь любое учебное заведение искренне заинтересовано в трудоустройстве своих выпускников.

Ситуация вторая: студент-«штатник»

Нередко студенты являются полноправными (штатными) сотрудниками компании. В наиболее благоприятном варианте эта ситуация выглядит так: человек работает и обучается по основной или смежной специальности, он достиг 18-летнего возраста (т. е. не обладает дополнительными привилегиями как несовершеннолетний работник); работодатель заинтересован в подготовке специалиста, осознает все риски и готов к вложению определенных средств, рассчитывая на отложенный во времени результат; учебное заведение заинтересовано в хорошей учебе студента и при этом декларирует необходимость получения им практических навыков. Лидирующую роль в этом потенциально плодотворном сотрудничестве, на взгляд автора, должен взять на себя работодатель. Ведь именно он заинтересован в конечном результате, т. е. в получении хорошего специалиста. Что нужно сделать?

1. Провести серьезные переговоры с учебным заведением. Обычно институты и колледжи открыты для такого общения. Но декларирование готовности сотрудничать не есть сама готовность что-либо для этого делать. Учебное заведение, как правило, искренне считает, что обладает приоритетным правом владения студентом (главное – это учеба!). В процессе переговоров надо решить две задачи. Во-первых, добиться индивидуального учебного графика для вашего сотрудника-студента (как вариант – модульное обучение с индивидуальным графиком посещения занятий). Во-вторых, не помешает в допустимых пределах скорректировать учебную программу подготовки данного конкретного студента (это можно делать в рамках курсовых работ, практических и лабораторных заданий, а также дипломной работы). Достигнутые договоренности следует зафиксировать – подписать договор. Имейте в виду: попытки делегировать достижения всех этих договоренностей студенту чаще всего оказываются неэффективными.

2. Разработать план освоения практических навыков работником-студентом с учетом программы его обучения в учебном заведении и производственных задач. При создании плана важно опираться именно на учебную программу: кардинально изменить ее нельзя, поскольку она диктуется государственным образовательным стандартом. А обойденные производственным вниманием случайные или невостребованные теоретические знания могут существенно исказить итоговый квалификационный профиль. Этапы овладения различными практическими навыками могут и должны сопровождаться карьерным ростом работника (это также необходимо зафиксировать в плане).

3. Разработать для студента индивидуальный рабочий график с учетом договоренностей с учебным заведением, производственных возможностей и потребностей компании. При этом не следует забывать о трудовом законодательстве. Индивидуальный рабочий график надо закрепить распорядительным документом (приказом или распоряжением).

4. Подобрать для работника-студента наставника. Не номинального, а реального. Профессионала, способного провести начинающего специалиста сквозь производственные дебри. Наставника необходимо заинтересовать в процессе обучения и его результатах – желательно финансово. Права, обязанности и «мотиваторы» наставника также следует зафиксировать документально. Важно: работник-студент не должен быть подчиненным своего наставника, иначе тот будет видеть в начинающем специалисте будущего конкурента, а не коллегу.

5. Попытаться заручиться гарантией того что, при приобретении нужной квалификации и диплома молодой человек полноценно отработает в компании еще какое-то время. Этот вопрос решается, например, заключением ученических договоров. Но, пожалуй, наиболее эффективный путь – создание плана карьерного роста, привлекательного для работника-студента.

Ситуация третья: практикант

Практика носит временный характер и не относится к трудовым отношениям. Дает возможность присмотреться к студенту, оценить потенциального работника не гипотетически, а в реальной рабочей ситуации и решить, стоит ли начинать с ним более серьезное сотрудничество. В умелых руках практика может стать эффективным инструментом отбора персонала. Кроме того, эта форма сотрудничества не требует прямых финансовых вложений: решение о том, платить практиканту или нет, остается за работодателем. Однако практикант – не дармовая рабочая сила, в любом случае компания расплачивается своим временем.

Что важно при предоставлении возможности прохождения практики?

1. Получить от учебного заведения внятное практическое задание. Как показывает опыт, добиваться этого с помощью самого практиканта бессмысленно: в учебной части ему обычно либо советуют написать задание самостоятельно, либо дают, но еще более далекое от реальности, чем сама учебная программа. Рекомендуем согласовывать практическое задание непосредственно с учебной частью, возможно, помогая в формулировках. Корректность установок поможет вам организовать практику наиболее эффективно, с учетом своих производственных интересов, а студенту облегчит составление отчета о прохождении практики.

2. На основе полученного задания сформировать план прохождения практики. Он должен состоять из перечня задач, которые будут поручены практиканту, и описания способов контроля над их выполнением.

3. Выделить студенту наставника на время прохождения практики. «Ничейный» практикант – назойливая помеха всему коллективу. Да и у самого студента формирует отнюдь не лучшие представления о трудовой деятельности. Все, кому не лень, будут давать ему мелкие никчемные поручения (напечатать бумажку, отнести документ, снять копию и пр.). Сотрудники, занятые делом, постараются отослать его с глаз долой, чтобы не путался под ногами. Говорить о пользе такой практики для какой-либо из сторон не приходится.

4. По окончании практики составить письменный отчет о проделанной работе. Возможно, в двух вариантах. Первый – общие слова позитивной направленности – потребуется учебному заведению для заполнения отчетных документов. Второй – более конкретный, важен для вас и для практиканта. Вам отзыв поможет подвести итоги затраченных усилий и принять решение о дальнейшем сотрудничестве со студентом, а практиканту он необходим в качестве обратной связи.

Работу с практикантами лучше вести на постоянной основе, заключив договор с учебным заведением. В этом случае компания четко представляет, в каких отделах и на каких местах будут работать практиканты, кто будет ими заниматься, какое количество студентов можно обеспечить работой и т. д. Важно, чтобы практиканты не сваливались как снег на голову. Тогда сотрудничество будет действительно взаимовыгодным.

Так что, коллеги, дерзайте. А чтобы напомнить самим себе, каково это – совмещать работу с учебой, примерьте на себя студенческую шкурку, сходите на учебу для повышения квалификации. Но прежде прочитайте наши советы в следующем разделе.