5.9. «Учение – свет»: система обучения и развития персонала
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А. С. Пушкин
Система обучения и развития персонала настолько серьезна, сложна и значима, что изложить все премудрости в рамках одного раздела просто невозможно. Поэтому мы в нашем «путеводителе для директора по персоналу» традиционно постараемся изложить основную логику построения данной системы.
Основные тезисы, от которых мы оттолкнемся.
1. Человеческий ресурс обладает отличительной особенностью – потенциалом, который позволяет ему развиваться.
2. Компания – не застывшая конструкция, а развивающаяся, развитие постоянно требует применения новых знаний и навыков, следовательно, человеческий ресурс компании должен приобретать эти знания и навыки.
3. Внешний рынок труда, поставляющий человеческие ресурсы в компанию, обладает рядом ограничений и работает на все компании, без учета индивидуальных потребностей каждой. Отсюда логически вытекает отсутствие возможности полностью обеспечивать индивидуально потребность каждой компании именно в том профессиональном и качественном составе персонала, в котором она нуждается. Следовательно, вопрос заточки внешнего кадрового ресурса под свои потребности – это вопрос компании.
Вот эти три тезиса и обусловливают жесткую необходимость для каждой компании уделять вопросам обучения и развития персонала большое внимание.
Соответственно процессы обучения и развития персонала встраиваются в систему управления человеческими ресурсами компании как подсистема. То, насколько эффективно работники компании будут повышать свой профессиональный уровень, получать необходимые знания, развивать требуемые навыки и получать информацию о текущем состоянии дел в компании, зависит от конфигурации и слаженности работы системы обучения и развития персонала.
Грамотно и качественно выстроенная система обучения и развития персонала призвана повышать эффективность работы персонала за счет его качественного роста, что в конечном итоге является необходимым условием конкурентоспособности компании и ее успешности на рынке.
Таким образом, обучение является важнейшим средством достижения стратегических целей компании. Обучение приводит к капитализации человеческого ресурса, создающего добавленную стоимость компании.
Уже сказанного выше достаточно, чтобы понять, насколько велико значение обучения персонала. Но кроме всего перечисленного, обучение еще и выполняет функции сильнейшего мотиватора для работников.
Еще одна немаловажная функция обучения – оно является проводником организационных изменений, т. е. организационного развития компании.
Очевидно, что система обучения в каждой компании, несмотря на общую для любой компании значимость обучения и развития персонала, строится индивидуально. Конфигурация этой системы находится в зависимости от тех же факторов, что и система управления человеческими ресурсами в целом.
Рассмотрим алгоритм построения системы обучения и развития персонала.
1. Определение целей и задач обучения и развития персонала компании. Естественно, цели и задачи обучения и развития напрямую связаны со стратегическими целями компании. И никак иначе. Это этап, на котором формируется политика в области обучения. Выбираются основные направления. Разрабатываются основные положения системы обучения и развития персонала. На этом этапе работа ведется на уровне директора по персоналу и топ-менеджмента компании.
2. Детализация потребностей в обучении. Анализ потребности в обучении на данном этапе идет уже не на уровне целей компании, а на структурных уровнях. Это один из самых сложных этапов построения системы обучения и развития персонала, потому что в процесс детализации потребности в обучении подключается к работе система оценки персонала. Логика проста. Мы формируем четкое видение потребности в количественном и качественном составе персонала под цели компании и структурных единиц. Далее, используя систему оценки персонала, диагностируем качественное состояние того человеческого ресурса, которым располагаем. И получаем четкую картину несоответствия необходимого и наличествующего. Разрыв между ними и есть зона детализации потребности в обучении. На этом этапе работа ведется на уровне службы персонала и руководителей структурных единиц компании.
3. Формирование заявок на обучение по каждой структурной единице. Разработка плана обучения на определенный период.
4. Определение видов, форм и методов обучения.
Основные виды обучения:
• профессиональная подготовка — организованная планомерная подготовка квалифицированных специалистов в различных областях деятельности на основе долгосрочных специализированных программ;
• повышение квалификации — обучение специалистов в различных областях деятельности путем повышениях их уровня знаний, умений и навыков с целью приведения уровня квалификации в соответствие с текущими профессиональными требованиями. Регулярность повышения квалификации во многом зависит не столько от потребности компании или самого специалиста, сколько от специфики самой профессии. Например, в условиях постоянно изменяющейся законодательной сферы юристы нуждаются в постоянном повышении квалификации и актуализации имеющихся у них знаний;
• переподготовка — обучение кадров смежным или новым профессиям с целью освоения новых знаний, умений и навыков для последующего овладения новой профессией. Переподготовка чаще всего связана со сменой технологий.
Все перечисленные виды обучения самостоятельны, полноценны и автономны. Но одновременно и взаимоувязаны. Системное обучение персонала предполагает наличие координированности между всеми видами обучения.
Формы обучения намного разнообразнее. На сегодня помимо традиционных форм обучения существует множество современных, значительно расширяющих возможности.
К традиционным формам обучения мы относим:
• вне рабочего места – очная, заочная, вечерняя;
• на рабочем месте – наставничество, производственная практика (ученичество), инструктаж.
Из наиболее интересных и все более актуальных новых форм обучения следует назвать дистанционное обучение (e-learning) и корпоративное обучение (корпоративные учебные центры).
Методы обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы и т. д.
Выбор оптимального сочетания видов, форм и методов обучения – трудоемкий и сложный процесс. Зависит не только от качественного состава потребности в обучении персонала, но и от возможностей компании, как финансовых, так и в целом обучающих, сплетая конструкцию из видов, форм и методов обучения, которые будут использоваться, следует детально изучить все плюсы и минусы каждого из них относительно возможностей компании.
1. Формирование бюджета обучения. Наиболее болезненный, особенно для российских компаний, вопрос. Вопросы формирования HR-бюджета, в том числе бюджета на обучение, мы рассматривали в главе 4.
2. Разработка программ обучения и выбор обучающей организации. На данном этапе проводится серьезная работа по изучению рынка обучающих услуг. Очень часто после исследования рынка обучающих услуг компании приходят к решению создать собственный корпоративный учебный центр. Поэтому все большее значение приобретают так называемые корпоративные университеты. Это сложнейший и финансово емкий комплекс. Но у него есть неоспоримое преимущество – максимально возможный уровень заточки кадров под потребности компании. Есть и еще один существенный плюс. Ни для кого не секрет, что обученный специалист становится более привлекательным для внешнего рынка труда. И возрастает опасность его потери. Корпоративное обучение обладает возможностью настолько специфической подготовки специалистов под сугубо узкие потребности существующих в компании бизнес-процессов, что делает специалиста более востребованным именно в компании, обучившей его, а не в целом на рынке труда. Но использовать эту возможность корпоративного обучения следует очень аккуратно, так как можно снизить его мотивационную привлекательность. Чтобы этого не происходило, корпоративное обучение следует четко увязывать с планированием карьеры специалиста. Иначе ваш корпоративный университет будет кормить не только вашу компанию, но и рынок.
3. Организация обучения — административно-технический этап. Его задачи сводятся к обеспечению документационного сопровождения обучения и подготовке обучаемого сотрудника.
4. Оценка эффективности обучения. По сей день ведутся дискуссии о том, как измерять эффективность обучения. Услужливые консультанты предлагают различные заманчивые методики, HR создают целые системы по измерению возврата инвестиций в обучение. Однозначных методик оценки нет. Основная цель оценки – измерить степень соответствия обученного сотрудника заданным изначально критериям и соотнести с вложениями. По сути это оценка эффективности вложенных в обучение инвестиций. Но помимо экономического эффекта, как мы помним, обучение обладает и иными эффектами, в том числе мотивационным. В каких единицах следует измерять удовлетворенность сотрудника тем, что компания его ценит и вкладывает средства в его развитие- В чем измеряется лояльность персонала компании- Как измерить психологическую удовлетворенность- Ни один экономический инструмент для измерения этих плохо измеряемых параметров не годится. Поэтому существуют так называемые критерии оценки эффективности обучения, которые носят комплексный характер. Основных критериев всего пять:
1) экономические (эффективность затрат);
2) производственные (рост эффективности труда и повышение результатов труда);
3) образовательные (рост уровня знаний, умений и навыков);
4) поведенческие (улучшение поведенческих характеристик сотрудника после обучения);
5) мотивационные.
Как и любая подсистема в комплексе управления человеческими ресурсами, система обучения и развития должна быть формализована. В качестве оптимального варианта формализации системы мы традиционно предлагаем «Положение об обучении и развитии персонала». Оно должно регламентировать все процессы и процедуры, входящие в систему обучения и развития, устанавливать ответственность за все процессы, фиксировать все комбинации видов, форм и методов обучения, а также механизм их выбора, включать процедуру оценки эффективности обучения, обязательно предусматривать механизм установления обязательств сторон (компания и сотрудник) по обучению. Кстати, это один из самых конфликтных моментов. Благо сегодняшний Трудовой кодекс позволяет выбрать несколько вариантов фиксации таких взаимных обязательств в виде заключения ученических договоров.
Наполнение системы обучения и развития персонала в компании может быть очень разнообразным и разрабатывается с учетом всех особенностей и потребностей компании. Система обучения и развития персонала обязательно должна быть увязана с системой планирования карьеры. А в идеале – включать планирование карьеры в систему обучения и развития. Ибо карьера – это самое что ни на есть развитие. Наставничество (если оно в компании существует) также должно быть включено в систему обучения и развития.
И главное, помните, что затраты на обучение огромны, конечная цель этих затрат – повышение качественного уровня человеческих ресурсов компании с целью создания добавленной стоимости. Ответственность за эффективность работы системы обучения и развития лежит на директоре по персоналу. И за каждым шагом в рамках этой системы стоит человек – личность, которая, даже будучи встроенной в любую систему, остается свободной личностью, имеющей полное право в любой момент покинуть компанию в поисках лучшей доли. Все, что компанией будет вложено в каждого работника, становится его личным достоянием и может быть им использовано как на благо данной компании, так и на благо любой другой. Поэтому, вкладывая средства в обучение и развитие, надо четко планировать все риски по невозврату инвестиций.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А. С. Пушкин
Система обучения и развития персонала настолько серьезна, сложна и значима, что изложить все премудрости в рамках одного раздела просто невозможно. Поэтому мы в нашем «путеводителе для директора по персоналу» традиционно постараемся изложить основную логику построения данной системы.
Основные тезисы, от которых мы оттолкнемся.
1. Человеческий ресурс обладает отличительной особенностью – потенциалом, который позволяет ему развиваться.
2. Компания – не застывшая конструкция, а развивающаяся, развитие постоянно требует применения новых знаний и навыков, следовательно, человеческий ресурс компании должен приобретать эти знания и навыки.
3. Внешний рынок труда, поставляющий человеческие ресурсы в компанию, обладает рядом ограничений и работает на все компании, без учета индивидуальных потребностей каждой. Отсюда логически вытекает отсутствие возможности полностью обеспечивать индивидуально потребность каждой компании именно в том профессиональном и качественном составе персонала, в котором она нуждается. Следовательно, вопрос заточки внешнего кадрового ресурса под свои потребности – это вопрос компании.
Вот эти три тезиса и обусловливают жесткую необходимость для каждой компании уделять вопросам обучения и развития персонала большое внимание.
Соответственно процессы обучения и развития персонала встраиваются в систему управления человеческими ресурсами компании как подсистема. То, насколько эффективно работники компании будут повышать свой профессиональный уровень, получать необходимые знания, развивать требуемые навыки и получать информацию о текущем состоянии дел в компании, зависит от конфигурации и слаженности работы системы обучения и развития персонала.
Грамотно и качественно выстроенная система обучения и развития персонала призвана повышать эффективность работы персонала за счет его качественного роста, что в конечном итоге является необходимым условием конкурентоспособности компании и ее успешности на рынке.
Таким образом, обучение является важнейшим средством достижения стратегических целей компании. Обучение приводит к капитализации человеческого ресурса, создающего добавленную стоимость компании.
Уже сказанного выше достаточно, чтобы понять, насколько велико значение обучения персонала. Но кроме всего перечисленного, обучение еще и выполняет функции сильнейшего мотиватора для работников.
Еще одна немаловажная функция обучения – оно является проводником организационных изменений, т. е. организационного развития компании.
Очевидно, что система обучения в каждой компании, несмотря на общую для любой компании значимость обучения и развития персонала, строится индивидуально. Конфигурация этой системы находится в зависимости от тех же факторов, что и система управления человеческими ресурсами в целом.
Рассмотрим алгоритм построения системы обучения и развития персонала.
1. Определение целей и задач обучения и развития персонала компании. Естественно, цели и задачи обучения и развития напрямую связаны со стратегическими целями компании. И никак иначе. Это этап, на котором формируется политика в области обучения. Выбираются основные направления. Разрабатываются основные положения системы обучения и развития персонала. На этом этапе работа ведется на уровне директора по персоналу и топ-менеджмента компании.
2. Детализация потребностей в обучении. Анализ потребности в обучении на данном этапе идет уже не на уровне целей компании, а на структурных уровнях. Это один из самых сложных этапов построения системы обучения и развития персонала, потому что в процесс детализации потребности в обучении подключается к работе система оценки персонала. Логика проста. Мы формируем четкое видение потребности в количественном и качественном составе персонала под цели компании и структурных единиц. Далее, используя систему оценки персонала, диагностируем качественное состояние того человеческого ресурса, которым располагаем. И получаем четкую картину несоответствия необходимого и наличествующего. Разрыв между ними и есть зона детализации потребности в обучении. На этом этапе работа ведется на уровне службы персонала и руководителей структурных единиц компании.
3. Формирование заявок на обучение по каждой структурной единице. Разработка плана обучения на определенный период.
4. Определение видов, форм и методов обучения.
Основные виды обучения:
• профессиональная подготовка — организованная планомерная подготовка квалифицированных специалистов в различных областях деятельности на основе долгосрочных специализированных программ;
• повышение квалификации — обучение специалистов в различных областях деятельности путем повышениях их уровня знаний, умений и навыков с целью приведения уровня квалификации в соответствие с текущими профессиональными требованиями. Регулярность повышения квалификации во многом зависит не столько от потребности компании или самого специалиста, сколько от специфики самой профессии. Например, в условиях постоянно изменяющейся законодательной сферы юристы нуждаются в постоянном повышении квалификации и актуализации имеющихся у них знаний;
• переподготовка — обучение кадров смежным или новым профессиям с целью освоения новых знаний, умений и навыков для последующего овладения новой профессией. Переподготовка чаще всего связана со сменой технологий.
Все перечисленные виды обучения самостоятельны, полноценны и автономны. Но одновременно и взаимоувязаны. Системное обучение персонала предполагает наличие координированности между всеми видами обучения.
Формы обучения намного разнообразнее. На сегодня помимо традиционных форм обучения существует множество современных, значительно расширяющих возможности.
К традиционным формам обучения мы относим:
• вне рабочего места – очная, заочная, вечерняя;
• на рабочем месте – наставничество, производственная практика (ученичество), инструктаж.
Из наиболее интересных и все более актуальных новых форм обучения следует назвать дистанционное обучение (e-learning) и корпоративное обучение (корпоративные учебные центры).
Методы обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы и т. д.
Выбор оптимального сочетания видов, форм и методов обучения – трудоемкий и сложный процесс. Зависит не только от качественного состава потребности в обучении персонала, но и от возможностей компании, как финансовых, так и в целом обучающих, сплетая конструкцию из видов, форм и методов обучения, которые будут использоваться, следует детально изучить все плюсы и минусы каждого из них относительно возможностей компании.
1. Формирование бюджета обучения. Наиболее болезненный, особенно для российских компаний, вопрос. Вопросы формирования HR-бюджета, в том числе бюджета на обучение, мы рассматривали в главе 4.
2. Разработка программ обучения и выбор обучающей организации. На данном этапе проводится серьезная работа по изучению рынка обучающих услуг. Очень часто после исследования рынка обучающих услуг компании приходят к решению создать собственный корпоративный учебный центр. Поэтому все большее значение приобретают так называемые корпоративные университеты. Это сложнейший и финансово емкий комплекс. Но у него есть неоспоримое преимущество – максимально возможный уровень заточки кадров под потребности компании. Есть и еще один существенный плюс. Ни для кого не секрет, что обученный специалист становится более привлекательным для внешнего рынка труда. И возрастает опасность его потери. Корпоративное обучение обладает возможностью настолько специфической подготовки специалистов под сугубо узкие потребности существующих в компании бизнес-процессов, что делает специалиста более востребованным именно в компании, обучившей его, а не в целом на рынке труда. Но использовать эту возможность корпоративного обучения следует очень аккуратно, так как можно снизить его мотивационную привлекательность. Чтобы этого не происходило, корпоративное обучение следует четко увязывать с планированием карьеры специалиста. Иначе ваш корпоративный университет будет кормить не только вашу компанию, но и рынок.
3. Организация обучения — административно-технический этап. Его задачи сводятся к обеспечению документационного сопровождения обучения и подготовке обучаемого сотрудника.
4. Оценка эффективности обучения. По сей день ведутся дискуссии о том, как измерять эффективность обучения. Услужливые консультанты предлагают различные заманчивые методики, HR создают целые системы по измерению возврата инвестиций в обучение. Однозначных методик оценки нет. Основная цель оценки – измерить степень соответствия обученного сотрудника заданным изначально критериям и соотнести с вложениями. По сути это оценка эффективности вложенных в обучение инвестиций. Но помимо экономического эффекта, как мы помним, обучение обладает и иными эффектами, в том числе мотивационным. В каких единицах следует измерять удовлетворенность сотрудника тем, что компания его ценит и вкладывает средства в его развитие- В чем измеряется лояльность персонала компании- Как измерить психологическую удовлетворенность- Ни один экономический инструмент для измерения этих плохо измеряемых параметров не годится. Поэтому существуют так называемые критерии оценки эффективности обучения, которые носят комплексный характер. Основных критериев всего пять:
1) экономические (эффективность затрат);
2) производственные (рост эффективности труда и повышение результатов труда);
3) образовательные (рост уровня знаний, умений и навыков);
4) поведенческие (улучшение поведенческих характеристик сотрудника после обучения);
5) мотивационные.
Как и любая подсистема в комплексе управления человеческими ресурсами, система обучения и развития должна быть формализована. В качестве оптимального варианта формализации системы мы традиционно предлагаем «Положение об обучении и развитии персонала». Оно должно регламентировать все процессы и процедуры, входящие в систему обучения и развития, устанавливать ответственность за все процессы, фиксировать все комбинации видов, форм и методов обучения, а также механизм их выбора, включать процедуру оценки эффективности обучения, обязательно предусматривать механизм установления обязательств сторон (компания и сотрудник) по обучению. Кстати, это один из самых конфликтных моментов. Благо сегодняшний Трудовой кодекс позволяет выбрать несколько вариантов фиксации таких взаимных обязательств в виде заключения ученических договоров.
Наполнение системы обучения и развития персонала в компании может быть очень разнообразным и разрабатывается с учетом всех особенностей и потребностей компании. Система обучения и развития персонала обязательно должна быть увязана с системой планирования карьеры. А в идеале – включать планирование карьеры в систему обучения и развития. Ибо карьера – это самое что ни на есть развитие. Наставничество (если оно в компании существует) также должно быть включено в систему обучения и развития.
И главное, помните, что затраты на обучение огромны, конечная цель этих затрат – повышение качественного уровня человеческих ресурсов компании с целью создания добавленной стоимости. Ответственность за эффективность работы системы обучения и развития лежит на директоре по персоналу. И за каждым шагом в рамках этой системы стоит человек – личность, которая, даже будучи встроенной в любую систему, остается свободной личностью, имеющей полное право в любой момент покинуть компанию в поисках лучшей доли. Все, что компанией будет вложено в каждого работника, становится его личным достоянием и может быть им использовано как на благо данной компании, так и на благо любой другой. Поэтому, вкладывая средства в обучение и развитие, надо четко планировать все риски по невозврату инвестиций.