3.9. «Прилетит вдруг волшебник…»: сотрудничество с консалтинговыми компаниями
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Консультант по менеджменту – это человек, который берету вас часы, чтобы сообщить вам точное время, и с этими часами уходит.
Роберт Таунзенд
Для того чтобы понять, как использовать консалтинговые компании, есть смысл сначала разобраться, что за услуги они предоставляют. Поскольку директор по персоналу – управленец, то и речь мы поведем об определенном виде услуг – управленческом консультировании. И для начала по традиции определимся с основными понятиями.
Управленческое консультирование – профессиональная сфера услуг, являющаяся частью рыночной экономики, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их компаниями практические задачи на основе чужого опыта.
По классификатору Всемирной торговой организации (ВТО) консалтинг рассматривается как сектор деловых непрофессиональных услуг, в то время как, например, юридические и аудиторские услуги относятся по этой классификации к деловым профессиональным услугам.
Деловые услуги – различные виды деятельности, целью которых является создание необходимых условий для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер бизнеса, а также обеспечение формирования и эффективного взаимодействия всех элементов инфраструктуры бизнеса. Таким образом, деловые услуги призваны повышать эффективность управления бизнесом как основы роста его экономического благосостояния.
Частью деловых услуг являются консультационные услуги.
Консультационные услуги – продукт в виде анализа, оценки, прогноза, справки, рекомендации, совета и т. д. в предметной области интересов (проблем) клиента, получаемый в процессе взаимодействия субъекта (консультанта) и объекта (клиента). А управленческое консультирование – один из видов консультационных услуг.
Разобраться в этом хитросплетении терминов необходимо для того, чтобы четко понимать, как и для чего можно использовать управленческое консультирование, а также во избежание неграмотного формирования технического задания на услугу и нереальных ожиданий.
Для чего можно использовать услуги в области управленческого консультирования, вполне понятно из определения консультационных услуг. Если вы или бизнес компании испытываете потребность в продукте консультационных услуг, а собственными ресурсами для получения этого продукта не располагаете (либо не считаете нужным задействовать свой ресурс), то вам прямая дорога в консалтинговую компанию. Все просто и понятно. На деле же нам частенько приходится сталкиваться с совершенно иной ситуацией. С той, которая в итоге порождает мнение, будто консультанты – вредоносные сущности, стремящиеся проникнуть в компанию, чтобы за большие деньги продать ей ничего не стоящие советы. Утрированно, конечно, но верно.
Чтобы этого не произошло, к вопросу сотрудничества с консультантами следует подойти очень и очень серьезно. Есть два ключевых момента в вопросе сотрудничества с консалтинговыми компаниями.
1. Прежде всего необходимо изучить и сформулировать основную потребность, ставшую причиной привлечения консультантов. Здесь кроется первая ловушка. К сожалению, частенько компании действуют с точностью до наоборот: «У нас есть проблемы, позовем консультантов, пусть они разберутся, что это за проблемы, как их решить, и сделают нас счастливыми». Конечно, и такой вариант возможен. Консультанты разберутся. Но это вопрос времени и цены. К тому же в итоге может оказаться, что выявленная консультантами истинная проблематика далека от изначальных предположений компании, и это вызовет откровенный протест и недовольство. В норме компания должна четко сформулировать ТЗ на оказание консультационных услуг; на худой конец – внятно сформулировать ожидания.
2. Очень серьезный момент – подбор консалтинговой компании. Далеко не всякий, кто мнит себя консультантом, таковым является. Кроме того, консалтинговые компании и консультанты умеют качественно и профессионально презентовать свои услуги. Они это делают зачастую настолько блестяще, что у потенциального клиента буквально мозг туманится от иллюзии обретения счастья. Поток предложений об оказании консультационных услуг огромен. Запомните простую вещь: качественные и опытные консультанты отсутствием клиентуры не страдают, назойливые рекламные кампании не проводят. Их основной «рекламоноситель» – реализованные консалтинговые проекты и клиенты, удовлетворенные качеством сотрудничества. Поэтому самый разумный путь – сбор рекомендаций. Ваши партнеры, коллеги – лучший источник информации о консультационных компаниях.
Зачем все это знать директору по персоналу- Да по той простой причине, что зачастую именно директор по персоналу является ключевой персоной в компании, которая способна:
• установить, сформулировать и грамотно убедить владельца компании или первого руководителя в необходимости консультационных услуг;
• сформулировать ТЗ для консалтинговой компании;
• найти добросовестную консалтинговую компанию и провести переговоры о сотрудничестве;
• организовать сотрудничество с консалтинговой компанией;
• оградить в случае необходимости высшее руководство от роковых ошибок в сотрудничестве с консалтинговыми компаниями.
Ибо, как мы помним, именно директор по персоналу обладает чудесным видением и пониманием всего бизнеса компании, к тому же зачастую он играет роль внутреннего консультанта компании. Кроме того, именно директор по персоналу, как никто другой, заинтересован в качестве управленческой системы компании как основы для эффективного управления человеческими ресурсами. А следовательно, услуги по управленческому консультированию, если в них есть потребность у компании, лежат в непосредственной зоне интересов директора по персоналу. Так что, уважаемые коллеги, примите как данность, как осознанную необходимость требование к директору по персоналу – наличие компетенции в вопросах использования консалтинговых услуг. Для того чтобы вам легче было с этим смириться и проникнуться важностью проблемы, внесем еще немного ясности в вопросы управленческого консультирования. Еще совсем немного теории.
На практике существует множество определений управленческого консультирования и способов его применения к ситуациям и проблемам управления бизнесом компании. Чаще всего выделяют два основных подхода: функциональный и профессиональный.
• Функциональный подход — подход, при котором консультант исполняет роль профессионального помощника. То есть данный подход рассматривает управленческое консультирование как любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры комплексной функциональной задачи, где консультант не является ответственным за выполнение самой задачи, но профессионально помогает тем, кто в компании отвечает за эту задачу.
• Профессиональный подход — подход, при котором управленческое консультирование осуществляет профессиональная консультационная служба. То есть служба, оказывающая компании особые услуги с помощью группы высокопрофессиональных специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, способных оказать практическую помощь управленцам компании и повысить эффективность системы управления компанией.
Эти два подхода взаимосвязаны и дополняют друг друга. Иными словами, управленческое консультирование – это либо особая профессиональная служба, обеспечивающая профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления, либо метод, обеспечивающий практические советы и помощь управленцам с целью повышения как индивидуальной эффективности деятельности управленцев, так и системы управления компании в целом.
Основная цель управленческого консультирования – квалифицированная профессиональная помощь управленцам компании и владельцам бизнеса в ходе разработки комплексных и системных решений проблем, связанных с управлением.
Основная задача управленческого консультирования – предоставление клиенту определенных инструментов и методик для организационной диагностики состояния компании, решения выявленных в ходе нее проблем, выработки стратегического плана развития бизнеса компании.
Вот и вся премудрость. Основная мысль: консалтинг помогает компании решать задачи, а не решает их вместо нее. Это важно понимать. Так как зачастую, привлекая консалтинговую компанию, управленцы в процессе сотрудничества выражают недовольство различной степени тем, что им не удается расслабиться, приняв позицию наблюдателя, а приходится трудиться вместе с консультантами с удвоенной силой. Так и должно быть. В противном случае это не консалтинг, а аутсорсинг. Впрочем, об аутсорсинге мы поговорим несколько позже.
Надеемся, что нам удалось немного прояснить туманный вопрос сотрудничества с консалтинговыми компаниями.
Консультант по менеджменту – это человек, который берету вас часы, чтобы сообщить вам точное время, и с этими часами уходит.
Роберт Таунзенд
Для того чтобы понять, как использовать консалтинговые компании, есть смысл сначала разобраться, что за услуги они предоставляют. Поскольку директор по персоналу – управленец, то и речь мы поведем об определенном виде услуг – управленческом консультировании. И для начала по традиции определимся с основными понятиями.
Управленческое консультирование – профессиональная сфера услуг, являющаяся частью рыночной экономики, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их компаниями практические задачи на основе чужого опыта.
По классификатору Всемирной торговой организации (ВТО) консалтинг рассматривается как сектор деловых непрофессиональных услуг, в то время как, например, юридические и аудиторские услуги относятся по этой классификации к деловым профессиональным услугам.
Деловые услуги – различные виды деятельности, целью которых является создание необходимых условий для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых сфер бизнеса, а также обеспечение формирования и эффективного взаимодействия всех элементов инфраструктуры бизнеса. Таким образом, деловые услуги призваны повышать эффективность управления бизнесом как основы роста его экономического благосостояния.
Частью деловых услуг являются консультационные услуги.
Консультационные услуги – продукт в виде анализа, оценки, прогноза, справки, рекомендации, совета и т. д. в предметной области интересов (проблем) клиента, получаемый в процессе взаимодействия субъекта (консультанта) и объекта (клиента). А управленческое консультирование – один из видов консультационных услуг.
Разобраться в этом хитросплетении терминов необходимо для того, чтобы четко понимать, как и для чего можно использовать управленческое консультирование, а также во избежание неграмотного формирования технического задания на услугу и нереальных ожиданий.
Для чего можно использовать услуги в области управленческого консультирования, вполне понятно из определения консультационных услуг. Если вы или бизнес компании испытываете потребность в продукте консультационных услуг, а собственными ресурсами для получения этого продукта не располагаете (либо не считаете нужным задействовать свой ресурс), то вам прямая дорога в консалтинговую компанию. Все просто и понятно. На деле же нам частенько приходится сталкиваться с совершенно иной ситуацией. С той, которая в итоге порождает мнение, будто консультанты – вредоносные сущности, стремящиеся проникнуть в компанию, чтобы за большие деньги продать ей ничего не стоящие советы. Утрированно, конечно, но верно.
Чтобы этого не произошло, к вопросу сотрудничества с консультантами следует подойти очень и очень серьезно. Есть два ключевых момента в вопросе сотрудничества с консалтинговыми компаниями.
1. Прежде всего необходимо изучить и сформулировать основную потребность, ставшую причиной привлечения консультантов. Здесь кроется первая ловушка. К сожалению, частенько компании действуют с точностью до наоборот: «У нас есть проблемы, позовем консультантов, пусть они разберутся, что это за проблемы, как их решить, и сделают нас счастливыми». Конечно, и такой вариант возможен. Консультанты разберутся. Но это вопрос времени и цены. К тому же в итоге может оказаться, что выявленная консультантами истинная проблематика далека от изначальных предположений компании, и это вызовет откровенный протест и недовольство. В норме компания должна четко сформулировать ТЗ на оказание консультационных услуг; на худой конец – внятно сформулировать ожидания.
2. Очень серьезный момент – подбор консалтинговой компании. Далеко не всякий, кто мнит себя консультантом, таковым является. Кроме того, консалтинговые компании и консультанты умеют качественно и профессионально презентовать свои услуги. Они это делают зачастую настолько блестяще, что у потенциального клиента буквально мозг туманится от иллюзии обретения счастья. Поток предложений об оказании консультационных услуг огромен. Запомните простую вещь: качественные и опытные консультанты отсутствием клиентуры не страдают, назойливые рекламные кампании не проводят. Их основной «рекламоноситель» – реализованные консалтинговые проекты и клиенты, удовлетворенные качеством сотрудничества. Поэтому самый разумный путь – сбор рекомендаций. Ваши партнеры, коллеги – лучший источник информации о консультационных компаниях.
Зачем все это знать директору по персоналу- Да по той простой причине, что зачастую именно директор по персоналу является ключевой персоной в компании, которая способна:
• установить, сформулировать и грамотно убедить владельца компании или первого руководителя в необходимости консультационных услуг;
• сформулировать ТЗ для консалтинговой компании;
• найти добросовестную консалтинговую компанию и провести переговоры о сотрудничестве;
• организовать сотрудничество с консалтинговой компанией;
• оградить в случае необходимости высшее руководство от роковых ошибок в сотрудничестве с консалтинговыми компаниями.
Ибо, как мы помним, именно директор по персоналу обладает чудесным видением и пониманием всего бизнеса компании, к тому же зачастую он играет роль внутреннего консультанта компании. Кроме того, именно директор по персоналу, как никто другой, заинтересован в качестве управленческой системы компании как основы для эффективного управления человеческими ресурсами. А следовательно, услуги по управленческому консультированию, если в них есть потребность у компании, лежат в непосредственной зоне интересов директора по персоналу. Так что, уважаемые коллеги, примите как данность, как осознанную необходимость требование к директору по персоналу – наличие компетенции в вопросах использования консалтинговых услуг. Для того чтобы вам легче было с этим смириться и проникнуться важностью проблемы, внесем еще немного ясности в вопросы управленческого консультирования. Еще совсем немного теории.
На практике существует множество определений управленческого консультирования и способов его применения к ситуациям и проблемам управления бизнесом компании. Чаще всего выделяют два основных подхода: функциональный и профессиональный.
• Функциональный подход — подход, при котором консультант исполняет роль профессионального помощника. То есть данный подход рассматривает управленческое консультирование как любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры комплексной функциональной задачи, где консультант не является ответственным за выполнение самой задачи, но профессионально помогает тем, кто в компании отвечает за эту задачу.
• Профессиональный подход — подход, при котором управленческое консультирование осуществляет профессиональная консультационная служба. То есть служба, оказывающая компании особые услуги с помощью группы высокопрофессиональных специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, способных оказать практическую помощь управленцам компании и повысить эффективность системы управления компанией.
Эти два подхода взаимосвязаны и дополняют друг друга. Иными словами, управленческое консультирование – это либо особая профессиональная служба, обеспечивающая профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления, либо метод, обеспечивающий практические советы и помощь управленцам с целью повышения как индивидуальной эффективности деятельности управленцев, так и системы управления компании в целом.
Основная цель управленческого консультирования – квалифицированная профессиональная помощь управленцам компании и владельцам бизнеса в ходе разработки комплексных и системных решений проблем, связанных с управлением.
Основная задача управленческого консультирования – предоставление клиенту определенных инструментов и методик для организационной диагностики состояния компании, решения выявленных в ходе нее проблем, выработки стратегического плана развития бизнеса компании.
Вот и вся премудрость. Основная мысль: консалтинг помогает компании решать задачи, а не решает их вместо нее. Это важно понимать. Так как зачастую, привлекая консалтинговую компанию, управленцы в процессе сотрудничества выражают недовольство различной степени тем, что им не удается расслабиться, приняв позицию наблюдателя, а приходится трудиться вместе с консультантами с удвоенной силой. Так и должно быть. В противном случае это не консалтинг, а аутсорсинг. Впрочем, об аутсорсинге мы поговорим несколько позже.
Надеемся, что нам удалось немного прояснить туманный вопрос сотрудничества с консалтинговыми компаниями.