7.1. Что такое мотивация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей.
Ли Якокка
Происхождение слова «мотивация» имеет французские корни и в буквальном переводе означает «побуждение» (motif). В практической психологии понятие мотивации подразумевает формирование у человека активного внутреннего побуждения к выполнению каких-либо действий. В корпоративном или организационном менеджменте мотивацией называют процесс побуждения работников к достижению целей организации.
При рассмотрении вопросов, связанных с мотивацией работников, мы в основном отвечаем на три вопроса.
1. Почему человек проявляет активность или пассивность?
2. Каковы причины проявления данной мотивации?
3. Каким образом осуществляется регуляция интересующего нас поведения?
По данным различных источников, мотивация подразделяется на положительную и отрицательную. В свою очередь, различают эти два вида по силе мотивации или степени интереса работников к выполнению какого-либо действия. Выделяют сильную мотивацию, слабую мотивацию и отсутствие мотивации (в некоторых источниках рассматривается как отрицательная мотивация). В некоторых источниках мотивация также подразделяется на устойчивую и неустойчивую и долгосрочную и краткосрочную. Таким образом, исходя из приведенной классификации можно охарактеризовать один из видов мотивации следующим образом: положительная, сильная, устойчивая, долгосрочная мотивация.
Положительная мотивация означает, что у работника существует позитивное отношение к данному действию. Отрицательная мотивация характеризует отрицательное отношение или отсутствие мотивации. Для достижения целей организации нам необходимо сначала определить точку в границах между положительной и отрицательной мотивацией, в которой мы хотели бы видеть мотивацию наших работников для достижения данной цели, а затем определить точку, в которой фактически находится работник в настоящий момент, и необходимую степень воздействия для изменения настроя работника в нужном нам направлении.
Временные характеристики мотивации определяют степень вероятности существования данной мотивации в долгосрочном периоде. Причем для каждого конкретного случая характеристики долгосрочное™ мотивации могут быть разными. Например, при проектном менеджменте данная характеристика имеет максимальное значение, равное длительности проекта. При работе в обычной организации на исполнительской должности максимальное значение долговременности мотивации может равняться периоду работы в данной организации.
Характеристики мотивации по степени устойчивости, хотя и довольно близки к временным характеристикам, имеют существенное отличие. Степень устойчивости мотивации не зависит от времени, а видоизменяется под влиянием внешних или внутренних факторов. Устойчивость мотивации сильно зависит от наличия положительного подкрепления. Неустойчивость мотивации имеет под собой скорее недостаточное мотивирование, выражающееся в неясности поставленных целей или несовпадении личных потребностей работника и задач организации. При взаимной корректировке целей она может перерасти в устойчивую мотивацию.
Основным механизмом создания устойчивой положительной долгосрочной мотивации (а именно она необходима нам в большинстве случаев) служит создание причинно-следственных связей между действиями или бездействием работника и ответной реакцией организации на эти действия или соответственно бездействие.
Мотивация является основным движущим фактором, который непосредственно влияет на качество, скорость и своевременность выполнения порученной сотруднику работы. Поэтому определение конкретных факторов, влияющих на мотивацию работников, в некоторых случаях является ключевой задачей для руководителей всех уровней.
Мотивация служит действенным инструментом для движения вперед каждого сотрудника на конкретном рабочем месте и движения вперед всей организации в соответствии с ее целями и задами. Умение правильно мотивировать сотрудников во многом можно сравнить с умением дирижера управлять оркестром. Руководителя, правильно применяющего мотивирующие воздействия на работников, можно сравнить с виртуозным дирижером, оркестр которого исполняет сложные музыкальные композиции.
Системой мотивации называется осознанное применение мотивирующих факторов, направленное на удовлетворение различных потребностей работников, формализованное должным образом и служащее достижению целей организации. Разработка такой системы является одной из ключевых задач службы персонала.
Давайте попробуем разобраться, каким образом происходит мотивация, что влияет на мотивацию человека и как, используя одни и те же средства, можно регулировать уровень мотивации своих работников. Также в этой статье мы рассмотрим различные теории мотивации и попробуем получить инструмент для определения уровня мотивационных ожиданий сотрудников.
Студенты медицинских институтов, прежде чем приступать к изучению клинических дисциплин, проходят курс пропедевтики – науки, которая по сути учит отделять зерна от плевел или, имея определенный набор признаков заболевания, определять диагноз посредством определенных умозаключений, исключая несущественные или побочные явления и выявляя главную причину недуга.
В случае с мотивацией все происходит точно так же. Директор по персоналу видит перед собой трудовой коллектив, состоящий из людей, абсолютно не похожих друг на друга. Это люди разного возраста, социального положения, уровня дохода, жизненных и карьерных ожиданий. Даже сотрудники одного отдела имеют абсолютно разный уровень ожиданий от работы. К каждому работнику необходимо подобрать ключ, который позволит использовать весь потенциал работника на все сто процентов.
При этом до сегодняшнего дня нет четких определений самого понятия мотивации. Это связано с тем, что мотивацию невозможно измерить в используемых метрических единицах, невозможно увидеть или почувствовать. В сущности, мотивация является комплексным внутренним состоянием, определение которого мы попытаемся дать ниже.
Мотивация является подосновой поведения человека, но при наличии одних и тех же мотивирующих факторов поведение разных людей будет различным. Например, можно со всей очевидностью утверждать, что при стихийном бедствии, таком как наводнение или землетрясение, основной мотивирующий фактор – спасение жизни и здоровья каждого человека, но все мы знаем, что одни начинают паниковать, другие спасают себя всеми доступными способами, а третьи пытаются спасти ближних, оказать им помощь.
Термины и определения
Мы попытались дать некоторые термины и определения понятий, которые мы используем в повседневной работе, для того чтобы объяснить читателям, что конкретно мы имели в виду, говоря о том или ином предмете. Определения понятий не претендуют на истину в последней инстанции, а служат только для установки отправных точек.
1. Мотивация – внутреннее состояние человека, при котором он испытывает осознанную или неосознанную потребность к выполнению какого-либо действия или к бездействию. Мотивация является изменяемым под воздействием внешних и внутренних факторов и обстоятельств внутренним психологическим состоянием. Мотивация не может быть измерена. Мотивация всегда направлена на перспективу; при достижении цели или осознании невозможности ее достижения мотивация изменяется.
2. Мотивационные ожидания – внутренние представления человека о предмете или цели, к достижению которых он стремится. Мотивационные ожидания могут быть завышенными, т. е. происходит внутренний конфликт между «хочу» и «могу». В идеальном варианте цели совпадают с ожиданиями. Но, как правило, на практике в процессе работы мы вынуждены постоянно корректировать мотивационные ожидания работников с реальными результатам их деятельности.
3. Мотивационный профиль индивидуальный – набор из интересующих работодателя мотивационных факторов, анализируемых для каждого конкретного случая. Мотивационный профиль дает представление о текущем уровне мотивационных ожиданий и способствует правильному применению мотивирующих усилий. Мотивационный профиль составляется после определения ключевых факторов, необходимых работодателю для проведения определенных работ или достижения конкретного результата. Может состоять из любого набора мотивационных факторов, но обычно число мотивационных факторов, рассматриваемых в каждом конкретном случае, не должно быть менее трех.
4. Мотивационный профиль групповой – в отличие от индивидуального профиля дает представление о некоторых сторонах жизни всего коллектива и его ожиданий от тех или иных действий. Иногда его путают с понятием «социометрия», но мы разделяем эти понятия. Социометрия больше внимания уделяет вопросам психологической совместимости и является только одной из методик измерения мотивационного профиля группы.
5. Уровень мотивации – фактическое состояние мотивационных ожиданий в данный конкретный момент времени. Уровень мотивации, при всей сложности его измерения, позволяет определить, в каком направлении необходимо действовать работодателю, чтобы придать действиям работника созидательную направленность для достижения целей организации.
6. Мотивационные факторы – факторы, из которых складывается мотивация. Могут очень отличаться друг от друга. При исследовании мы должны выделять те факторы, которые могут повлиять на ход работы и привести к формированию мотивации. То есть это факторы, из которых складывается мотивация, а совокупность этих факторов дает представление об уровне мотивации и позволяет определить мотивационный профиль.
7. Мотивирующие факторы – факторы, применение которых может привести к появлению положительной мотивации. Они разнообразны, как и все люди, живущие на Земле, и ограничены только финансовыми возможностями организации и фантазией руководства и службы персонала.
Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей.
Ли Якокка
Происхождение слова «мотивация» имеет французские корни и в буквальном переводе означает «побуждение» (motif). В практической психологии понятие мотивации подразумевает формирование у человека активного внутреннего побуждения к выполнению каких-либо действий. В корпоративном или организационном менеджменте мотивацией называют процесс побуждения работников к достижению целей организации.
При рассмотрении вопросов, связанных с мотивацией работников, мы в основном отвечаем на три вопроса.
1. Почему человек проявляет активность или пассивность?
2. Каковы причины проявления данной мотивации?
3. Каким образом осуществляется регуляция интересующего нас поведения?
По данным различных источников, мотивация подразделяется на положительную и отрицательную. В свою очередь, различают эти два вида по силе мотивации или степени интереса работников к выполнению какого-либо действия. Выделяют сильную мотивацию, слабую мотивацию и отсутствие мотивации (в некоторых источниках рассматривается как отрицательная мотивация). В некоторых источниках мотивация также подразделяется на устойчивую и неустойчивую и долгосрочную и краткосрочную. Таким образом, исходя из приведенной классификации можно охарактеризовать один из видов мотивации следующим образом: положительная, сильная, устойчивая, долгосрочная мотивация.
Положительная мотивация означает, что у работника существует позитивное отношение к данному действию. Отрицательная мотивация характеризует отрицательное отношение или отсутствие мотивации. Для достижения целей организации нам необходимо сначала определить точку в границах между положительной и отрицательной мотивацией, в которой мы хотели бы видеть мотивацию наших работников для достижения данной цели, а затем определить точку, в которой фактически находится работник в настоящий момент, и необходимую степень воздействия для изменения настроя работника в нужном нам направлении.
Временные характеристики мотивации определяют степень вероятности существования данной мотивации в долгосрочном периоде. Причем для каждого конкретного случая характеристики долгосрочное™ мотивации могут быть разными. Например, при проектном менеджменте данная характеристика имеет максимальное значение, равное длительности проекта. При работе в обычной организации на исполнительской должности максимальное значение долговременности мотивации может равняться периоду работы в данной организации.
Характеристики мотивации по степени устойчивости, хотя и довольно близки к временным характеристикам, имеют существенное отличие. Степень устойчивости мотивации не зависит от времени, а видоизменяется под влиянием внешних или внутренних факторов. Устойчивость мотивации сильно зависит от наличия положительного подкрепления. Неустойчивость мотивации имеет под собой скорее недостаточное мотивирование, выражающееся в неясности поставленных целей или несовпадении личных потребностей работника и задач организации. При взаимной корректировке целей она может перерасти в устойчивую мотивацию.
Основным механизмом создания устойчивой положительной долгосрочной мотивации (а именно она необходима нам в большинстве случаев) служит создание причинно-следственных связей между действиями или бездействием работника и ответной реакцией организации на эти действия или соответственно бездействие.
Мотивация является основным движущим фактором, который непосредственно влияет на качество, скорость и своевременность выполнения порученной сотруднику работы. Поэтому определение конкретных факторов, влияющих на мотивацию работников, в некоторых случаях является ключевой задачей для руководителей всех уровней.
Мотивация служит действенным инструментом для движения вперед каждого сотрудника на конкретном рабочем месте и движения вперед всей организации в соответствии с ее целями и задами. Умение правильно мотивировать сотрудников во многом можно сравнить с умением дирижера управлять оркестром. Руководителя, правильно применяющего мотивирующие воздействия на работников, можно сравнить с виртуозным дирижером, оркестр которого исполняет сложные музыкальные композиции.
Системой мотивации называется осознанное применение мотивирующих факторов, направленное на удовлетворение различных потребностей работников, формализованное должным образом и служащее достижению целей организации. Разработка такой системы является одной из ключевых задач службы персонала.
Давайте попробуем разобраться, каким образом происходит мотивация, что влияет на мотивацию человека и как, используя одни и те же средства, можно регулировать уровень мотивации своих работников. Также в этой статье мы рассмотрим различные теории мотивации и попробуем получить инструмент для определения уровня мотивационных ожиданий сотрудников.
Студенты медицинских институтов, прежде чем приступать к изучению клинических дисциплин, проходят курс пропедевтики – науки, которая по сути учит отделять зерна от плевел или, имея определенный набор признаков заболевания, определять диагноз посредством определенных умозаключений, исключая несущественные или побочные явления и выявляя главную причину недуга.
В случае с мотивацией все происходит точно так же. Директор по персоналу видит перед собой трудовой коллектив, состоящий из людей, абсолютно не похожих друг на друга. Это люди разного возраста, социального положения, уровня дохода, жизненных и карьерных ожиданий. Даже сотрудники одного отдела имеют абсолютно разный уровень ожиданий от работы. К каждому работнику необходимо подобрать ключ, который позволит использовать весь потенциал работника на все сто процентов.
При этом до сегодняшнего дня нет четких определений самого понятия мотивации. Это связано с тем, что мотивацию невозможно измерить в используемых метрических единицах, невозможно увидеть или почувствовать. В сущности, мотивация является комплексным внутренним состоянием, определение которого мы попытаемся дать ниже.
Мотивация является подосновой поведения человека, но при наличии одних и тех же мотивирующих факторов поведение разных людей будет различным. Например, можно со всей очевидностью утверждать, что при стихийном бедствии, таком как наводнение или землетрясение, основной мотивирующий фактор – спасение жизни и здоровья каждого человека, но все мы знаем, что одни начинают паниковать, другие спасают себя всеми доступными способами, а третьи пытаются спасти ближних, оказать им помощь.
Термины и определения
Мы попытались дать некоторые термины и определения понятий, которые мы используем в повседневной работе, для того чтобы объяснить читателям, что конкретно мы имели в виду, говоря о том или ином предмете. Определения понятий не претендуют на истину в последней инстанции, а служат только для установки отправных точек.
1. Мотивация – внутреннее состояние человека, при котором он испытывает осознанную или неосознанную потребность к выполнению какого-либо действия или к бездействию. Мотивация является изменяемым под воздействием внешних и внутренних факторов и обстоятельств внутренним психологическим состоянием. Мотивация не может быть измерена. Мотивация всегда направлена на перспективу; при достижении цели или осознании невозможности ее достижения мотивация изменяется.
2. Мотивационные ожидания – внутренние представления человека о предмете или цели, к достижению которых он стремится. Мотивационные ожидания могут быть завышенными, т. е. происходит внутренний конфликт между «хочу» и «могу». В идеальном варианте цели совпадают с ожиданиями. Но, как правило, на практике в процессе работы мы вынуждены постоянно корректировать мотивационные ожидания работников с реальными результатам их деятельности.
3. Мотивационный профиль индивидуальный – набор из интересующих работодателя мотивационных факторов, анализируемых для каждого конкретного случая. Мотивационный профиль дает представление о текущем уровне мотивационных ожиданий и способствует правильному применению мотивирующих усилий. Мотивационный профиль составляется после определения ключевых факторов, необходимых работодателю для проведения определенных работ или достижения конкретного результата. Может состоять из любого набора мотивационных факторов, но обычно число мотивационных факторов, рассматриваемых в каждом конкретном случае, не должно быть менее трех.
4. Мотивационный профиль групповой – в отличие от индивидуального профиля дает представление о некоторых сторонах жизни всего коллектива и его ожиданий от тех или иных действий. Иногда его путают с понятием «социометрия», но мы разделяем эти понятия. Социометрия больше внимания уделяет вопросам психологической совместимости и является только одной из методик измерения мотивационного профиля группы.
5. Уровень мотивации – фактическое состояние мотивационных ожиданий в данный конкретный момент времени. Уровень мотивации, при всей сложности его измерения, позволяет определить, в каком направлении необходимо действовать работодателю, чтобы придать действиям работника созидательную направленность для достижения целей организации.
6. Мотивационные факторы – факторы, из которых складывается мотивация. Могут очень отличаться друг от друга. При исследовании мы должны выделять те факторы, которые могут повлиять на ход работы и привести к формированию мотивации. То есть это факторы, из которых складывается мотивация, а совокупность этих факторов дает представление об уровне мотивации и позволяет определить мотивационный профиль.
7. Мотивирующие факторы – факторы, применение которых может привести к появлению положительной мотивации. Они разнообразны, как и все люди, живущие на Земле, и ограничены только финансовыми возможностями организации и фантазией руководства и службы персонала.