1.3. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29     
       41 42         
       58 59 

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами:

- учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества;

- территориальным органам государственной статистики по месту регистрации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерская отчетность представляется другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Так, в частности, согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанность налогоплательщиков входит представление в налоговый орган по месту учета бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (за исключением случаев, когда организации в соответствии с этим Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета).

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю:

1) организацией непосредственно;

2) через представителя организации;

3) в виде почтового отправления с описью вложения;

4) по телекоммуникационным каналам связи.

Каждый из этих способов самодостаточен, дублировать данные способы, например представить непосредственно и еще направить по почте или передать по электронной почте и отнести непосредственно, законодательством не предусмотрено.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается соответственно:

1) дата фактической передачи по принадлежности организацией непосредственно;

2) дата фактической передачи по принадлежности организацией через своего представителя;

3) дата отправки почтового отправления с описью вложения;

4) дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.

При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Каждый перечисленный выше способ сдачи отчетности имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны.

Первый способ - представление годовой бухгалтерской отчетности организации непосредственно сотрудником этой организации пользователям бухгалтерской отчетности - дает уверенность в том, что отчетность действительно представлена (на втором экземпляре пользователь отчетности делает отметку о том, что документы приняты, и проставляет дату приема); позволяет на практике при приеме отчетности устранить какие-либо мелкие недочеты (проставить отсутствующий код, расшифровку фамилии главного бухгалтера и др.).

Недостатком данного способа являются вероятные высокие потери времени (поездка, очередь и пр.), ограниченные рабочие часы приема у пользователя отчетности (особенно в последние дни сдачи отчета).

Второй способ - представление бухгалтерской отчетности через представителя - возможен только при наличии у отчитывающейся организации представителя, уполномоченного сдавать бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы и в силу иных причин не учреждать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, и не вводить в штат должность бухгалтера, а передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ централизованная бухгалтерия, специализированная организация и бухгалтер- специалист выступают по отношению к отчитывающейся организации при представлении ее отчетности представителями. Подтверждается этот факт доверенностью. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Кроме того, представитель организации, как и сама организация, может воспользоваться также третьим и четвертым способами, то есть отправить отчетность по почте или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае отчетность заверяется цифровой электронной подписью представителя.

Особенность третьего способа (при передаче "почтового отправления с описью вложения") состоит в том, что по правилам почтовых отправлений опись прилагается к ценному письму или бандероли. Однако, отправив их, организация не получит уведомления как свидетельства того, что пользователь отчетности получил эту отчетность. Дата отправки ценного письма с описью вложения доказывается наличием почтового штемпеля на втором экземпляре описи, который остается у отчитывающейся организации и, как правило, хранится прикрепленным к копии годовой бухгалтерской отчетности, а также почтовой квитанцией об оплате.

Другой вариант почтового отправления - это заказное письмо с уведомлением о вручении. Уведомление будет свидетельствовать о том, что пользователь отчетности получил отправленную ему отчетность.

Почтовый способ сдачи отчетности достаточно удобен и экономит время, однако, если отчитывающаяся организация вспомнит о каких-либо недочетах в отчетности, отправленной по почте, внести какие-либо уточнения в нее она уже не сможет.

Четвертый способ - отправка отчетности по телекоммуникационным каналам связи, или, говоря иначе, по электронной почте, еще удобнее. При этом не надо ехать ни к получателю отчетности, ни на почту. Кроме того, и у получателей отчетности, и у почтового отделения установлены определенные часы работы или приема, и не всегда они составляют полный рабочий день. Отчетность по e-mail можно отправлять вплоть до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.

Недостатком данной формы представления отчетности является то, что "электронная" отчетность только тогда становится официальным документом, когда она заверена так называемой электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", так как на ней ни руководитель организации, ни главный бухгалтер не могут поставить собственноручных подписей.

Кроме того, сдачу отчетности по электронной почте можно производить, только имея специальное программное обеспечение - средства электронной цифровой подписи, представляющие собой аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие возможность указания электронной цифровой подписи на отправляемой отчетности, а также заключив договор со специализированной организацией на обслуживание.

Более подробно о возможностях удобного представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи с предварительной проверкой качества отчетности мы расскажем в последней главе данной книги.

Актуальным остается вопрос не только о том, как представить отчетность пользователю, но и на чем ее представить. Так, в соответствии с п. 6 ст. 13 "Состав бухгалтерской отчетности" бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях.

При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, названных в вышеуказанной ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <1>.

--------------------------------

<1> В редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ.

Организация вправе также самостоятельно определять технический способ заполнения форм бухгалтерской отчетности - заполнение от руки или с помощью печатающих средств, составление электронной версии форм бухгалтерской отчетности.

Налоговые органы не должны отказывать налогоплательщикам в принятии бухгалтерской отчетности организации в связи с отсутствием отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие действия налоговой службы, имеющие место в отдельных инспекциях ФНС России, не соответствуют требованиям законодательства.

Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами:

- учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества;

- территориальным органам государственной статистики по месту регистрации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерская отчетность представляется другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Так, в частности, согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанность налогоплательщиков входит представление в налоговый орган по месту учета бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (за исключением случаев, когда организации в соответствии с этим Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета).

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю:

1) организацией непосредственно;

2) через представителя организации;

3) в виде почтового отправления с описью вложения;

4) по телекоммуникационным каналам связи.

Каждый из этих способов самодостаточен, дублировать данные способы, например представить непосредственно и еще направить по почте или передать по электронной почте и отнести непосредственно, законодательством не предусмотрено.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается соответственно:

1) дата фактической передачи по принадлежности организацией непосредственно;

2) дата фактической передачи по принадлежности организацией через своего представителя;

3) дата отправки почтового отправления с описью вложения;

4) дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.

При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Каждый перечисленный выше способ сдачи отчетности имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны.

Первый способ - представление годовой бухгалтерской отчетности организации непосредственно сотрудником этой организации пользователям бухгалтерской отчетности - дает уверенность в том, что отчетность действительно представлена (на втором экземпляре пользователь отчетности делает отметку о том, что документы приняты, и проставляет дату приема); позволяет на практике при приеме отчетности устранить какие-либо мелкие недочеты (проставить отсутствующий код, расшифровку фамилии главного бухгалтера и др.).

Недостатком данного способа являются вероятные высокие потери времени (поездка, очередь и пр.), ограниченные рабочие часы приема у пользователя отчетности (особенно в последние дни сдачи отчета).

Второй способ - представление бухгалтерской отчетности через представителя - возможен только при наличии у отчитывающейся организации представителя, уполномоченного сдавать бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы и в силу иных причин не учреждать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, и не вводить в штат должность бухгалтера, а передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ централизованная бухгалтерия, специализированная организация и бухгалтер- специалист выступают по отношению к отчитывающейся организации при представлении ее отчетности представителями. Подтверждается этот факт доверенностью. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Кроме того, представитель организации, как и сама организация, может воспользоваться также третьим и четвертым способами, то есть отправить отчетность по почте или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае отчетность заверяется цифровой электронной подписью представителя.

Особенность третьего способа (при передаче "почтового отправления с описью вложения") состоит в том, что по правилам почтовых отправлений опись прилагается к ценному письму или бандероли. Однако, отправив их, организация не получит уведомления как свидетельства того, что пользователь отчетности получил эту отчетность. Дата отправки ценного письма с описью вложения доказывается наличием почтового штемпеля на втором экземпляре описи, который остается у отчитывающейся организации и, как правило, хранится прикрепленным к копии годовой бухгалтерской отчетности, а также почтовой квитанцией об оплате.

Другой вариант почтового отправления - это заказное письмо с уведомлением о вручении. Уведомление будет свидетельствовать о том, что пользователь отчетности получил отправленную ему отчетность.

Почтовый способ сдачи отчетности достаточно удобен и экономит время, однако, если отчитывающаяся организация вспомнит о каких-либо недочетах в отчетности, отправленной по почте, внести какие-либо уточнения в нее она уже не сможет.

Четвертый способ - отправка отчетности по телекоммуникационным каналам связи, или, говоря иначе, по электронной почте, еще удобнее. При этом не надо ехать ни к получателю отчетности, ни на почту. Кроме того, и у получателей отчетности, и у почтового отделения установлены определенные часы работы или приема, и не всегда они составляют полный рабочий день. Отчетность по e-mail можно отправлять вплоть до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.

Недостатком данной формы представления отчетности является то, что "электронная" отчетность только тогда становится официальным документом, когда она заверена так называемой электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", так как на ней ни руководитель организации, ни главный бухгалтер не могут поставить собственноручных подписей.

Кроме того, сдачу отчетности по электронной почте можно производить, только имея специальное программное обеспечение - средства электронной цифровой подписи, представляющие собой аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие возможность указания электронной цифровой подписи на отправляемой отчетности, а также заключив договор со специализированной организацией на обслуживание.

Более подробно о возможностях удобного представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи с предварительной проверкой качества отчетности мы расскажем в последней главе данной книги.

Актуальным остается вопрос не только о том, как представить отчетность пользователю, но и на чем ее представить. Так, в соответствии с п. 6 ст. 13 "Состав бухгалтерской отчетности" бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях.

При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, названных в вышеуказанной ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <1>.

--------------------------------

<1> В редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ.

Организация вправе также самостоятельно определять технический способ заполнения форм бухгалтерской отчетности - заполнение от руки или с помощью печатающих средств, составление электронной версии форм бухгалтерской отчетности.

Налоговые органы не должны отказывать налогоплательщикам в принятии бухгалтерской отчетности организации в связи с отсутствием отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие действия налоговой службы, имеющие место в отдельных инспекциях ФНС России, не соответствуют требованиям законодательства.

Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.