Глава 8. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, подлежащие обязательному аудиту, в состав годовой бухгалтерской отчетности включают аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
В соответствии со ст. 7 "Обязательный аудит" Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <1> обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
--------------------------------
<1> Последние изменения внесены в этот документ Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является:
- кредитной организацией, бюро кредитных историй;
- страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования;
- товарной биржей;
- фондовой биржей;
- инвестиционным фондом;
- государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
- фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (500 000 руб. x 100 руб. = 50 000 000 руб.) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (200 000 руб. x 100 руб. = 20 000 000 руб.). В качестве показателя объема выручки следует взять строку 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", а в качестве суммы активов баланса - строку 300 (или 700) "Бухгалтерский баланс";
4) организация является:
- государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту;
- муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (ст. 23), Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (ст. 16).
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Организации, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту, могут провести аудит своей годовой отчетности в добровольном порядке. Если расходы на аудиторские услуги, оказанные организации на основании Закона N 119-ФЗ, соответствуют ст. 252 НК РФ, то они могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией <1>.
--------------------------------
<1> Письмо Минфина России от 6 июня 2006 г. N 03-11-04/3/282.
В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности <2>.
--------------------------------
<2> Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н (в ред. Приказов Минфина России от 31 декабря 2004 г. N 135н, от 18 сентября 2006 г. N 115н).
В последние годы Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации регулярно публикует рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. В сжатой форме указываются основные требования к формированию показателей бухгалтерской отчетности, значение которых, по мнению Минфина России, недооценивается отчитывающимися организациями. Бухгалтерам отчитывающихся организаций указанные рекомендации также будут полезны <3>.
--------------------------------
<3> Письмо Минфина России от 29 января 2008 г. N 07-05-06/18 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год".
Стандартная форма положительного аудиторского заключения имеет такой вид, как показано в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Аудиторское заключение по финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Участникам ООО "АЛЬФА"
Аудиторская организация
Наименование: |
ЗАО "Аудиторская
организация "БЕТТА-АУДИТ" |
Место нахождения: |
117526, г. Москва, проспект
Вернадского, д. 80 |
Государственная |
Свидетельство о государственной
регистрации ЗАО |
Лицензия: |
N Е000001 на право
осуществления аудиторской |
Является членом |
Института профессиональных
бухгалтеров и аудиторов |
Аудируемое лицо
Наименование: |
Общество с ограниченной
ответственностью "АЛЬФА" (ООО |
Место нахождения: |
125040, г. Москва, ул. Правды, д. 7/9, стр. 1А |
Государственная |
Свидетельство о государственной
регистрации ООО |
Лицензия: |
Деятельность ООО "АЛЬФА" лицензированию не подлежит |
Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО "АЛЬФА" за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО "АЛЬФА" состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу; пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; настоящего аудиторского заключения.
Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган ООО "АЛЬФА".
Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.
Мы провели аудит в соответствии с:
- Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
- Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696;
- внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, применяемыми в аудиторской организации ЗАО "Аудиторская организация "БЕТТА-АУДИТ".
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО "АЛЬФА" отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 1 января 2009 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно.
"16" марта 2009 г.
Генеральный директор
ЗАО "Аудиторская организация "БЕТТА-АУДИТ" В.И. Половцев
Руководитель аудиторской проверки Л.В. Игорев
(квалификационный аттестат по общему
аудиту N К 001000, выданный 20 ноября 2003 г.
на неограниченный срок)
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, подлежащие обязательному аудиту, в состав годовой бухгалтерской отчетности включают аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
В соответствии со ст. 7 "Обязательный аудит" Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <1> обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
--------------------------------
<1> Последние изменения внесены в этот документ Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является:
- кредитной организацией, бюро кредитных историй;
- страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования;
- товарной биржей;
- фондовой биржей;
- инвестиционным фондом;
- государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
- фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (500 000 руб. x 100 руб. = 50 000 000 руб.) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (200 000 руб. x 100 руб. = 20 000 000 руб.). В качестве показателя объема выручки следует взять строку 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", а в качестве суммы активов баланса - строку 300 (или 700) "Бухгалтерский баланс";
4) организация является:
- государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту;
- муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (ст. 23), Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (ст. 16).
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Организации, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту, могут провести аудит своей годовой отчетности в добровольном порядке. Если расходы на аудиторские услуги, оказанные организации на основании Закона N 119-ФЗ, соответствуют ст. 252 НК РФ, то они могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией <1>.
--------------------------------
<1> Письмо Минфина России от 6 июня 2006 г. N 03-11-04/3/282.
В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности <2>.
--------------------------------
<2> Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н (в ред. Приказов Минфина России от 31 декабря 2004 г. N 135н, от 18 сентября 2006 г. N 115н).
В последние годы Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации регулярно публикует рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. В сжатой форме указываются основные требования к формированию показателей бухгалтерской отчетности, значение которых, по мнению Минфина России, недооценивается отчитывающимися организациями. Бухгалтерам отчитывающихся организаций указанные рекомендации также будут полезны <3>.
--------------------------------
<3> Письмо Минфина России от 29 января 2008 г. N 07-05-06/18 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год".
Стандартная форма положительного аудиторского заключения имеет такой вид, как показано в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Аудиторское заключение по финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Участникам ООО "АЛЬФА"
Аудиторская организация
Наименование: |
ЗАО "Аудиторская
организация "БЕТТА-АУДИТ" |
Место нахождения: |
117526, г. Москва, проспект
Вернадского, д. 80 |
Государственная |
Свидетельство о государственной
регистрации ЗАО |
Лицензия: |
N Е000001 на право
осуществления аудиторской |
Является членом |
Института профессиональных
бухгалтеров и аудиторов |
Аудируемое лицо
Наименование: |
Общество с ограниченной
ответственностью "АЛЬФА" (ООО |
Место нахождения: |
125040, г. Москва, ул. Правды, д. 7/9, стр. 1А |
Государственная |
Свидетельство о государственной
регистрации ООО |
Лицензия: |
Деятельность ООО "АЛЬФА" лицензированию не подлежит |
Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО "АЛЬФА" за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО "АЛЬФА" состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу; пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; настоящего аудиторского заключения.
Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган ООО "АЛЬФА".
Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.
Мы провели аудит в соответствии с:
- Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";
- Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696;
- внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, применяемыми в аудиторской организации ЗАО "Аудиторская организация "БЕТТА-АУДИТ".
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО "АЛЬФА" отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 1 января 2009 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно.
"16" марта 2009 г.
Генеральный директор
ЗАО "Аудиторская организация "БЕТТА-АУДИТ" В.И. Половцев
Руководитель аудиторской проверки Л.В. Игорев
(квалификационный аттестат по общему
аудиту N К 001000, выданный 20 ноября 2003 г.
на неограниченный срок)