Примечания
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
1
См.: Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма, 2007.
2
См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М: Эксмо, 2007.
3
Там же.
4
См.: Тейлор Ф.У. Тейлор о тейлоризме. – М.; Л., 1931. – С. 202.
5
См.: Файоль А. Общее и промышленное управление: пер. с фр. // Контроллинг. – 1992. – С. 8.
6
См.: Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2000.
7
См.: Weber M. Theory of social and economic organization. – New York, 1964. – 337 Р.
8
См.: Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. – М.: Политиздат, 1990. – Ч. 2.
9
См.: Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.
10
См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
11
«Эврика» («Я нашел») – восклицание, приписываемое древнегреческому ученому Архимеду, который будто бы произнес его при открытии основного закона гидростатики. Слово «эврика» стало, с одной стороны, выражением радости и удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи (проблемы), возникновении новой мысли, идеи. С другой стороны, философия рассматривает эвристику (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) как науку, изучающую творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Эвристические методы позволяют ускорить процесс решения задач, особенно тех, в которых человек не может дать точный алгоритм решения. К эвристической относят модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок; лабиринтную модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения – как блуждание по лабиринту; структурно-семантическую модель. Эвристика связана с психологией, физиологией нервной деятельности, структурной лингвистикой, теорией информации.
12
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Current Issues in Human Resource Management: Commentary and Readings. – Texas, 1986.
13
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1984
14
См.: Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. – М.: Наука, 1987.
15
См.: Энциклопедический словарь: В 3 т. – М.: Большая советская энциклопедия, 1953. – Т. 3.
16
См.: Praktische Lehrbuch Personalwirtschaft / Harlander N., Clemens H., Koerber Fr., Muebler K.-D. – Verlag moderne Industrie, 1985.
17
См.: Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Фр., рус., англ., нем., исп. терминология: В 2 т.: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1994. – Т. 1.
18
См.: Kompa A. Personalbeschaffung und Personalauswahl. – 2. Aufl. – Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1989.
19
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Указ. соч.
20
См.: Remer A. Personalmanagement: Mitarbeiterorientierte Organisation und Fuerung von Unternehmungen. – Berlin: Gruyter, 1978.
21
См.: Internationales Personalmarketing: Konzepte, Erfahrungen, Perspektiven / Strutz W. (Hrsg.). – Wiesbaden: Sabler, 1992.
22
См.: Buehner R. Personalmanagement. – S. 683.
23
См.: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
24
См.: Torrington D., Hell L. Personnel management: A new approach. – N.Y.; London, 1991.
25
См.: Kompa A. Personalbeschaffung und Personalauswahl. – 2. Aufl. – Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1989.
26
См.: Richard T. P., Anthony G.A. The Art of Japanese Management. – N.Y.: Warner Books, 1981.
27
Rynes S.L., Milkovich G.T. Указ. соч.
28
См.: Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971.
29
См.: Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – М.: Политиздат, 1982.
30
См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
31
См.: Шекшня С.В. Указ. соч.
32
См.: Брун Манфред. Внутрифирменный маркетинг как элемент ориентации на клиентов // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 6. – С. 66–71.
33
Kompa A. Указ. соч.
34
См.: Beck U., Brater M., Daheim H. Soziologie der Arbeit und Berufe, Grundlagen, Problemfelder, Forschungsergebnisse. – Reinbeck: Rowohet, 1980.
35
См.: Lofquist L.H., Daris R.V. Adjustment to work: A psychological view of man’s problems. – N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1969.
36
См.: Bertchel J. Personalmanagement. – Stuttgart: Schaffer – Poeschel, 2005.
37
См.: Савченко П., Синицын Б. Методы социального управления в южнокорейских монополиях // Человек и труд. – 1996. – № 10. – С. 51–52.
38
Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». – М.: Прогресс, 1990.
39
См.: Саймон А. Г., Смитбург У. Д., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 1995.
40
См.: Михайлов Ф.Б. Управление персоналом в теории и практике классического менеджмента. – Казань: Издательство КФЭИ, 1998. – С. 19.
41
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Muenchen-Wien, 2005. – S. 1.
42
См.: Rosenstiel L. Comelli Fuhrung zwischen Stabilitat und Wandel, Munchen, 2003. – S. 22–26.
43
См.: Buhner R. Strategie und Organisation: Analyse und Planung der Unternehmens diversifikation mit Fallbeispielen, Wiesbaden, 1993. – S. 379.
44
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 2.
45
См.: Weber W., Weinmann J. Strategisches Personalmanagement, Stuttgart, 1989. – S. 4.
46
См.: Simon H., Sebastian R.-H., Tacke G. Strategisches Personalmarketing, Wiesbaden, 1983.
47
См.: Simon H., Sebastian R.-H., Tacke G. Указ. соч.
48
См.: Scholz C. Strategische Personalplanung, in.: Personalwirtschaft, 1984, 11. – S. 261–266.
49
См.: Grant R.M. The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implication for Strategy Formulation. In: California Management Review, 1991, 33. – S. 114–135.
50
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stutgart, 2003. – S. 545; Buehner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 12.
51
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 14–15.
52
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stutgart, 2003. – S. 544.
53
Например, выявление сильных и слабых сторон.
54
Например, системы побудителей к труду для так называемых рискованных стратегий, выявление и обоснование качеств персоны Х как гаранта для реализации консервативной стратегии.
55
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stuttgart, 2003. – S. 543.
56
См.: Wollert A. und Bihl G. Werteorientierte Personalpolitik, in: Personalfuehrung, 16, 1983. – S. 1–4: Bihl G. Werteorientierte Personalarbeit, Munchen,1995.
57
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stuttgart, 2003. – S. 545.
58
Там же.
59
Стратегия была разработана в 1983 г. См.: Wollert A. und Bihl G. Werteorientierte Personalpolitik, in: Personalfuhrung, 16, 1983. – S. 1–4.
60
Buhner R. Personalmanagement. Lansberg: Verlag Moderne Industrie, 1997. – S. 41.
61
См.: Buhner R. Strategisches Personalmanagement fur neue Produktionstechnologien, in: Betriebswirtschaftliche Forschung und Praxis, 39, 1987. – S. 249–265.
62
См.: Buhner R. Das Management-Wert-Konzept: Strategien zur Schaffung von mehr Wert im Unternehmen, Stuttgart, 1990.
63
См.: General Electric Company (Hrsg.), 1995. – S. 1–5.
64
См.: Roberts R.G., Wolf M.G. Human Resource Strategy, in: The Strategie Management Handbook, hrsg.von Albert K.J., New-York u.a. – S. 15–22.
65
См.: Kreikebaum H. Die Bedeutung der strategischen Planung fuer den Personalleiter, in: Personalwirtschaft, 1981,8. – S. 18–21.
66
Рутина – это консервативный распорядок и метод работы…, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. См.: Ожегов С. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – С. 613.
67
См.: General Electric Company (Hrsg.), 1995. – S. 1–5; Buehner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Muenchen-Wien, 2005. – S. 22.
68
Более подробно см. раздел «Маркетинг персонала» настоящего учебника.
69
См.: Miener J.B. An Input-Output-Model for Personnel Strategies, In: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 24.
70
См.: Roberts R.G., Wolf M.G. Human Resource Strategy, in: The Strategie Management Handbook, hrsg.von Albert K.J., New-York u.a. – S. 9—15.
71
См.: Altman G. Personalstrategie fur neue Technologien in der Produktion, Frankfurt a.Main, 1988.
72
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 28.
73
См.: Wunderer R. Strategische Personalarbeit – arbeitslos? In: Zeitschrift Fuhrung und Organisation, 1984.
74
См.: Михайлов Ф.Б. Управление персоналом в теории и практике классического менеджмента. Учеб. пособие. – Казань: Издательство КФЭИ, 1998. – С. 19.
75
См.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644.
76
См.: Buehner R. Personalmanagement. – Muenchen-Wien, R. Oldenbourg, 2005.
77
Там же.
78
См.: Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2000.
79
См.: Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997.
80
См.: Грэхем X.T. Управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
81
См.: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
82
См.: Борисова Е.А. Указ. соч.
83
Цит. по: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
84
Цит. по: Армстронг М. Указ. соч.
85
Цит. по: Армстронг М. Указ. соч.
86
См.: Byars L.L. Rue Human resource management. – 1991. – Р. 362.
87
См.: Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учеб. пособие. – Минск: Экоперспектива, 2000.
88
См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Марра Р., Шмидта Г.М. – М.: МГУ, 1997.
89
Бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях» (См: Camp R. The Search for Industry Best Practices that lead to Superior Performances. USA – Milwaukee: Quality Press, 1989).
90
См.: Buhner R. Mitarbeiterkompetenzen als Qualitatsfaktor. Strategieorientierte Personalentwicklung mit dem House of Competence. – Carl Hanser Verlag Munchen, Wien, 2004.
91
См.: Buhner R. Mitarbeiterkompetenzen als Qualitatsfaktor. Strategieorientierte Personalentwicklung mit dem House of Competence. – Carl Hanser Verlag Munchen, Wien, 2004.
92
Саморефлексия – (1) размышление над собственными мыслями, переживаниями, осознание пережитого; (2) способность сделать предметом размышлений результаты и выводы умственной деятельности, пытаясь постичь их смысл, общие цели или их отсутствие.
93
Эмпатия – способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать.
94
Buhner R. Указ. соч. S. 87–88.
95
См.: Strutz H. (Hrgs) Handbuch Personalmarketing. – Wiesbaden: Gabler, 1989.
96
См.: Buhner R. Personalmanagement. – Landsberg: Verlag Moderne Industrie, 1997.
97
Максима – основной принцип, правило, норма поведения.
98
На примере западногерманского автомобильного концерна «Ауди».
99
См.: Ditmann E. Personalmarketing. – Deutscher Universitaets Verlag, Wiesbaden, 1993. Более подробно – в кн.: Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
100
См.: Ditmann E. Personalmarketing. – Deutscher Universitaets Verlag, Wiesbaden,
101
Релевантным называется поведение, необходимое для решения данной задачи.
102
Профсоюз одновременно может быть отнесен к группе внутренних и внешних партнеров.
103
См.: Mulhlbacher H. Proze? der Positionierung, unveroffentlichte Seminarunterlagen. – Innsbruck, o.J.
104
См.: Zimmerli H. Das Personal-Marketing halt Einzug in der Personalabteilung. In: Mitteilungen der Schweizerischen Gesellschaft fur Personalfragen 2, 1988. – S. 28–30.
105
Концепция – это система взглядов на что-либо, основная мысль, ведущий замысел, трактовка какого-либо явления.
106
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Current Issues in Human Resource Management: Commentary and Readings. – Texas, 1986.
107
См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
108
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Указ. соч.
109
Стиль – это совокупность приемов использования средств общенародного языка, тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог.
110
См.: Stopp U. Betriebliche Personalwirtschaft. – Stuttgart: Expert Verlag,1993, Steinbuch P.A., Olfert K. Personalwirtschaft. – 5. Aufl. – Kiehl, 1993; Rudiger P. Neue Mitarbeiter erfolgreich anwenden, auswahlen und einsetzen. – 5. Aufl. – Rudolf Haufe Verlag, 1990;. Personalbeschaftung – Auswahlverfahren fuer der Praktiker / Roerig I. (Hrsg.). – s.l.: Verlag Betriebsindustrie, Wuehrt, 1997.
111
В ФРГ, например, Закон о защите в связи с использованием персональных анкет принят 01.01.1978 г.
112
Schanz G. Personaldiagnostik. – Muenchen: Verlag Franz Vahlen,1993; Hentze J. Personalwierschatslehre. – Bern, Stuttgart: Verlag Paul Haupt, 2001; Praktische Lehrbuch Personalwirtschaft \ Harlander N., Clemens H., Koerber Fr., Muebler K.-D. Verlag moderne Industriе, 1985.
113
Составлено по: Schuler H., Frier D., Kaufmann M. Personalauswahl im europa-eischen Vergleich:. (Goetingen; Stuttgart: Verlag fuer Angewandte Psychologie, 1993. S. 32, 74, 91, 108, 127.)
Согласно другой информации каждый пятый предприниматель и каждый второй советник по персоналу запрашивают графологическую экспертизу, если речь идет о занятии руководящей должности [Rischar K. Optimale Personalauswahl. – Koln: Technische Akademie Wuppertal, Verlag Rheinland, 1990. – 112 s].
114
Тесты когнитивных способностей – это профессионально разработанные объективные тесты, оценивающие вербальные, математические способности, способности к механике, способности пространственного воображения; наличие дедуктивного и индуктивного мышления, которые широко используются при отборе работников в промышленности и правительственных структурах.
115
Rexilius G. Grenzen der Testerei // Testtheorie und Testpraxis. – Hamburg: Rowohlt, 1987. – S. 78—163.
116
Torrington D., Hell L. Personnel management: A new approach. – N.Y.; London, 1991.
117
Hentze J. Personalwirtschatslehre. – Bern; Stuttgart: Verlag Paul Haupt, 2001.
118
Schanz G. Personaldiagnostik. – Munchen: Verlag Franz Vahlen, 1993. – 112 s.
119
Steinbuch P.A., Olfert K. Personalwirtschaft. – 5. Aufl. – Kiehl, 1993.
120
Berthel J. Personal-Management. – Stuttgart: Verlag C.E. Poeschel, 2003.
121
A survey of attitudes towards tests among psychologists in six western European countries / Poortinga Y.H., Coetsier P., Meuris J. et. al. // International Review of Applied Psychology. – 1982. – N. 37. – P. 7—34.
122
Составлено по: Boehm W., Justen R. Bewerberauslese und Einstellungsgesprach – Erich Schmidt Verlag, 1990. – 76 s.; Knebel H. Inhalt und Technik des erfolgreichen Vorstellungsgesprach // Personalburo. – 1988. – Heft N. 5; Stopp U. Betriebliche Personalwirt-schaft. – Stuttgart: Expert Verlag, 1986.
123
См.: Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.
124
Personalmanagement. – Bonn: W. Bertelsmann Verlag, 1996. – Bd.1: Grundlage betrieblicher Personalarbeit.
125
См.: Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. – Л.: Наука, 1973. – Вып. 2. – С. 13.
126
См.: Реуэль А.Л. История экономических учений (от древних мыслителей до К. Маркса и Ф. Энгельса): Учебное пособие по истории экономических учений для вузов. – М.: Высшая школа, 1972.
127
См.: Тэйлоръ Ф. Научные основы организацiи промышленныхъ предпрiятiй пер. под ред. А.В. Панкина, Л.А. Левенстерна. – СПб.: Издание инженера Л.А. Левенстерна, 1912.
128
См.: Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник: Пер. с англ. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
129
Rehn Marie-Luise. Die Eingliederung neuer Mitarbeiter. Eine Laengsschnittstudie zur Anpassung an Normen und Werte der Arbeitsgruppe («Введение новых сотрудников. Эскиз продольного разреза относительно приведения в соответствие норм и ценностей рабочей группы») / Reihe Personalforschung. Band 5. Rainer Hampp Verlag Muenchen und Mering, 1990.
130
См.: Салливен Д. Адаптация сотрудников: руководство для менеджера (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.hr-porttal.ru.
131
См.: Медведев В.И. Адаптация человека. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003 г.
132
См.: Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991.
133
Там же.
134
См.: Иванникова Н.Н., Кошелев А.Н. Подбор торгового персонала // Управление персоналом. – 2006. – № 12 (142). – С. 82–88.
135
См.: Юрасов И. Социальная технология адаптации по-русски // Управление персоналом. – 2004 г. – № 11.
136
См.: Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.И. Шаталовой, И.М. Бурногова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 152.
137
См.: Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
138
См.: Хореев А.И., Овчинникова Т.И., Сальков Ю.А. Управление персоналом на предприятиях пищевой промышленности. – Воронеж, 2005.
139
См.: Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М., 2005.
140
См.: Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – М., 2006.
141
См.: Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. – СПб., 2002.
142
Rehn, Marie-Luise. Die Eingliederung neuer Mitarbeiter. Eine Laengsschnittstudie zur Anpassung an Normen und Werte der Arbeitsgruppe («Введение новых сотрудников. Эскиз продольного разреза относительно приведения в соответствие норм и ценностей рабочей группы») / Reihe Personalforschung, Band 5. Rainer Hampp Verlag Muenchen und Mering, 1990.
143
См.: Федорова Н.В., Минчекова О.Ю. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М., 2005.
144
См.: Сатиева С.В., Лаврентьева Ю.Ф. Кто на новенького, или Наставничество с первых дней // Справочник кадровика. – 2005. – № 9. – С. 107–111.
145
См.: Мейган М. Указ. соч.
146
Rehn Marie-Luise. Указ. соч.
147
См.: Блондель Ж.-Л. Как встретить, обучить и удержать новичка. – М., 2005.
148
См.: Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 134.
149
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – С. 104.
150
См.: Harrison R. Employee Development, 2nd edn. – Institute of Personnel and Development, London. – 1997.
151
См.: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
152
См.: Keep E. Corporate training strategies // New Perspectives on Human Resource Management. Oxford. – 1989.
153
Цит. по: Becker, Manfred – Personalentwicklung – Schaffer-Poeschel Verlag Stuttgart, 2005; Braun Gerald. Diensberg Christoph. Grundlagen der Grilnderqualifizierung. Planung und Einbettung, Durchfuhrung und Evalution. Fernuniversitat in Hagen. 2001; Holterhoff, H. Strategische Personalentwicklung//Personalfuhrung. Frankfurt a.M., Suhrkamp, Band 1. – 1998; Mentzel, Wolfgang Personalentwicklung: Erfolgreich motivieren, fordern und weiterbilden. Deutscher Taschenbuch Verlag, 2005.
154
См.: Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. – М.: Эксмо, 2006.
155
См.: Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера.
156
Becker, Manfred – Personalentwicklung – Schaffer-Poeschel Verlag Stuttgart,
2005. – S. 8.
157
Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: ИД Нева, 2003.
158
См.: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа, 2002.
159
См.: Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: ИД Нева, 2003.
160
См.: Mumford A. Management Development Strategies for Action/ – London: IPM, 1989.
161
См.: Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. – М: ООО «Журнал Управление персоналом», 2004.
162
См.: Оганесян И.А. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: Амалфея, 2000.
163
Braun Gerald, Diensberg Christoph. Grundlagen der Grunderqualifizierung. Planung und Einbettung, Durchfuhrung und Evalution. Fernuniversitat in Hagen. 2001.
164
Kirkpatrick D.L. Evaluating training programs: the four levels. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 1998.
165
См.: Советский энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1986. – С. 554.
166
См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: «AЗЪ», 1999.
167
См.: Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
168
См.: Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2003
169
См.: Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1995.
170
См.: Молл Е.Г. Указ. соч.
171
См.: Управление по результатам / Т. Санталайнен и др. – М.: Прогресс: Универс, 1993.
172
Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 2004. – 799 с.
173
См.: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. —
СПб.: Речь, 2000. – С. 195–212.
174
См.: Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: ДЕЛО Лтд, 1994.
175
Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.
176
См.: Шекшня С.В. Указ. соч.
177
См.: Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 2004.
178
См.: Mohrman A.J. Designing Performance Appraisal Systems. Aligning Appraisal and Organizational Realities / A.J. Mohrman, Resnik – S.M. West, E.E. Lawler III. – San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1989. – Р. 109.
179
Здесь и далее термины «оценка», «оценка деятельности» рассматриваются как сокращения полной формы термина «оценка деятельности персонала / работников»
180
См.: McGregor D. The Human Side of Enterprise. – New York: McGraw-Hill, 1960.
181
См.: Mayo A. Managing Carees: Strategies for Organizations. – London: IPM, 1991. – Р. 47.
182
См.: Jensen B.T., Coles G., Nestor B. The Criterion Problem in Guidance Research // Journal of Counseling Psychology. – 1955. —Vol. 25, № 2. – Р. 58–61.
183
См.: Drucker P.E. Management: Tasks, Responsibilities, Practices – New York: Harper & Row, 1973. – Р. 424.
184
См.: Feldman D.S. Managing individual and group behavior / D.S. Feldman, H.S. Akhold. – New York: McGraw Hill International editions, 1983. – Р. 398.
185
См.: Blum M.L. Industrial Psychology: It’s Theoretical and Social Foundations / M.L. Blum, J.C. Naylor. – New York: Harper & Row, 1968. – Р. 142.
186
См.: Anderson G. Managing Performance Appraisal Systems – Oxford UK & Cambridge USA: Blackwell, 1993. – Р. 44.
187
См.: Latham G.P., Wexley K.N. Increasing Productivity through Performance Appraisal. – International Addison: Wesley publishing company, 1993. – Р. 85.
188
См.: Houser B.J., Lynn H.K. Peer Performance Appraisals: The Impact of Rater Competence, Rater Location, and Rating Corruptibility on Fairness Perceptions // Group of Organizational Management. – 1995. – Vol. 20, Mar. – Р. 39–60.
189
См.: «Восходящая» система оценки персонала // Директор. – 1994. – № 5. – С. 38.
190
См.: Maier N.R.F. Appraisal on the Job: Three Types of Appraisal Interview // Personnel. – 1958. – Vol. 54, № 2 – Р. 27–40.
191
«Противоречие – это диалектическое взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития мира и познания (Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1983. – С. 545).
192
Подробно об этом: конфликтные модели общественного устройства К. Маркса и Г. Зиммеля (Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. 2-е изд. Т. 4; Зиммель Г. Западноевропейская социология ХIX века: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996; конфликтология Р. Дарендорфа (Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1994. – 5) и конфликтный функционализм Л. Козера (Козер Л. Основы конфликтологии. – СПб.: Светлячок, 1999).
193
См. подробно: Спенсер Г. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX века: О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. – М., 1996. – С. 279–321; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с фр. А.Б. Гофмана. – М.: Наука, 1990; Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2000.
194
Подробно об этом: психоаналитическая теория З.Фрейда, индивидуальная психология Адлера, теория К. Хорни, теория отчуждения Э. Фрома, «Я-концепция» К. Роджерса, теория самоактуализации А. Маслоу; теория фрустрации, законно социальных отношений М. Дойча, ситуативный подход М. Шерифа; теоретико-полевая концепция К. Левина, теория баланса Т. Хайдера, конфликт как когнитивная схема и т. д. (См.: Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес-конфликтология // Управление персоналом. – 2005. – № 16 (122). – С. 16–22.
195
См.: Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель – М.: Дело, 1993. – С. 113.
196
См.: Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 54.
197
См.: Coser L. The functions of social conflict. – Glencoc, III., Free Press, 1964. – Р. 232.
198
См.: Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
199
См.: Kilmann R.H. Beyond the quick fix, London: Gossey – Boss, 1984 – Р. 88.
200
Gregory B. Northcraft and Margaret A. Neale, Organizational Behavior, Dryden, Chikago, 1990. – Р. 247–248.
201
См.: Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006.
202
См.: Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998.
203
См.: Поварич И.П. Стимулирование труда: системный подход. – Новосибирск: Наука, 1990.
204
См.: Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
205
См.: Герчиков В.И. Указ. соч.
206
См.: Deci E.L. Intrinsic motivation – N.Y.: Plenum, 1975.
207
См.: De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. – N.Y.: Acad. Press, 1968.
208
См.: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Изд-во Питер, 2000.
209
См.: Bohm E. Motivations-Management // Personal Management. – 1997. – V. 7. – Р. 14–19.
210
См.: Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. – М.: Прогресс, 1989.
211
См.: Lock E.A. The Relative Effectiveness of Four Methods of Motivating Employee Performance. Changes in Working Life / E.A. Lock. – N.Y.: John Wiley and Sons, 1980.
212
См.: Синк Д.С. Указ. соч.
213
См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999.
214
Odiorne G.S. Management by Objectives – Fuhrung Vorgabe. Munchen, 1967.
215
См.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
216
Kanter R.M. Dilemmas of Managing Participation – Organizational Dynamics. – 1982.
217
См.: Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учеб. – практич. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2005.
218
Сост. по: Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2002.
219
См.: Smith P.S., Kendall L.M., Hulin C.L. The measurement of satisfaction in work and retirement. – Chicago: Rand McNally, 1969.
220
См.: Vroom V.H. Work and Motivation. – N.Y.: Wiley, 1964.
221
См.: Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. – М.: Мысль, 1967.
222
См.: Herzberg F., Mausner B., Peterson R.O., Capwell D.F. Job attitudes: Review of research and opinion / – Pittsburgh, 1957.
223
См.: Iffaldano M.T., Muchinsky. Job Satisfaction and Job Performance: A Meta-Analysis // Psychological Bulletin. – 1985. – Vol. 97.
224
См.: Lawler E.E., Porter L.W. The effect of performance on job satisfaction / E.E. Lawler // Industrial Relations. – 1967. – Vol. 7.
225
Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. – М.: Мысль, 1967.
226
См.: Бакшицкий Л.В. Основы эргономики и охрана труда: Учеб. пособие. – М.: Моск. энерг. ин-т, 1990.
227
См.: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология, эргономика, энцикл. словарь / Б.А. Душков и др. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
228
См.: Фред И., Камингс А., Олухэм Г. Проектирование труда // Управление человеческими ресурсами: Энциклопедия. – М.: 2002. – С. 731.
229
Эргономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Юнити-Дана, 1999.
230
См.: Эргономика: Учебное пособие.
231
См.: Фред И., Камингс А., Олухэм Г. Указ. соч. – С. 731.
232
См.: Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – М.: Логос, 2001.
233
См.: Бакшицкий Л.В. Указ. соч.
234
См.: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология, эргономика, энцикл. словарь / Б.А. Душков и др.
235
См.: Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationale Personalauswahl. In: Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationales Management. – Berlin Springer Verlag, 2003.
236
См.: Interkultures Management. Intеrkulturres Kommunikation. Internationales Personalmanagement. Diversity-Ansaetze im Unternehmen. Von drs. Blom H. und Dr. Meier H. – Berlin: Verlag Neue Wirtschaft Briefe. S. 135.
237
См.: Drumm H.J. Personalwirtschaft. – Berlin, 2000.
238
См.: In: Interkultures Management. – S. 142.
239
В области управления персоналом Германии «похвала в дорогу» (Wegloben) означает стремление дать хорошую характеристику не заслуживающему ее увольняющемуся сотруднику, чтобы от него избавиться.
240
Моббинг – психологическое давление на работника с целью выживания его из организации.
241
См.: Interkultures Management. – S. 154.
242
См.: Stahl G. Internationaler Einsatz von Fuehrungskraeften. – Muenchen, Wien, 1998.
243
См.: Scherm E., Süβ St. Internationales Management, 2001. – S. 256.
244
Там же.
245
См.: Weber W., Festing M., Dowling P.J., Schuler, Randall S. Internationales Personalmanagement. – Wiesbaden, 1998. – S. 155.
246
Пограничные должности в международном бизнесе предусматривают, что работник выполняет функции, относящиеся, например, к двум предприятиям интернационального предприятия, расположенным в разных странах, что требует деятельности в неоднородной культурной и языковой среде.
247
См.: Bergmann A. Interkulturelle Managemententwicklung – In Haller M. u.a. Globalisierung der Wirtschaft. Einwirkungen auf die Betriebswirtschaftslehre. – Bern, Stuttgart, Wien, 1993. – S. 197.
248
См.: Scherm E. Указ. соч. – С. 259.
249
См.: Dadler R. Interkulturelle Orientierung, 1987. – S. 59–65 Gudykunst Hammer, 1983.
250
Аффект – бурная эмоциональная реакция человека на воздействие внешнего мира (ярость, ужас и т. д.).
251
См.: Gudykunst W.B., Hammer M.R. Basic Training Design: Approaches to Intercultural Training – In: Landis d., Brislin R.W. (Hrgs): Handbook of Intercultural Training, Vol.1: Issues in Theory and Design. – New York, 1983. – S. 126–139.
252
Систематизировано по: Gudykunst W.B., Hammer M.R. Basic Training Design: Approaches to Intercultural Training – In: Landis d., Brislin R.W. (Hrgs): Handbook of Intercultural Training, Vol. 1: Issues in Theory and Design. – New York, 1983; Bittner A., Reisch B. Internationale Personalentwicklung in deutschen Groβunternehmen, Institut fur Interkulturelles Management. – Bad Honnef, 1991; Tung R. Expatriate Assignments: Enhancing Success and Minimizing Failure.In: Mendenhall M.E. / Oddy G. (Hrgs.) Readings and Cases in International Human Resource Management, Boston, 1991; Daddler R. Interkulturelle Orientierung, 1987; Thomas A. Interkulturelles Handlungstraining in der Managerausbildung. In: Wirtschaftswissenschaftliches Studium 18 (3/1989), Stahl G. Internationaler Einsatz von Fuehrungskraeften. – Muenchen, Wien, 1998; Domsch M., Lichtenberger B. Der internationale Personaleinsatz. In: Rosenstiel L, von, Regnet E., Domsch M. (Hrgs.): Fuhrung von Mitarbeiter. Handbuch fur erfolgreiches Personalmanagement, Stuttgart, 1999.
253
Scherm E. Указ. соч. – С. 268–269.
254
См.: Bertchel J. Personalmanagement. – Stuttgart: Schäffer – Poeschel, 1995.
255
См.: In: Scherm E. Internationales Personalmanagement. – Oldenbourg, München, Wien. – S. 266.
256
См.: Scherm E. Указ. соч. – С. 267.
257
См.: Drumm H.-J. Personalwirtschaft. – Berlin, 2002.
258
См.: Kumar Brij Nino. Kulturabhängigkeit von Anreizsystemen. In: Handbuch Anreizsysteme. – Stuttgart, 1991.
259
См.: Harvey M.G. Focusing the International Personnel Performance Appraisal Process. In: Human Resource Development Quarterly 8 (1/1997).
260
См.: K. Hirsch. Reintegration von Auslandsmitarbeitern. In Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationale Personalauswahl. In: Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationales Management. – Berlin Springer Verlag, 2003. – S. 291.
261
См.: Friedrichs H. Moderne Personalfuehrung. – München, 1973.
262
См.: Spie U. (Hrgs.) Personalwesen als Managementaufgaben. – Stuttgart, 1983.
263
См.: Wunderer R. Entwicklungstendenzen im Personalwesen – Beurteilung aus theoretischer und praktischer Warte, in DBW, 1983.
264
См.: Gaugler E. Personalmanagement seit dem Ende des Zweites Weltkriegs.In: Herausforderungen an das Personalmanagement in Gegenwert und Zukunf. – Mannheim, 1997. – S. 4.
265
См.: Kastura B. Dezentralisierungstendenz der Personalarbeit in GroBunternehmen: Erklaerungsansatz auf der Basis des HRM, Hamburg, 1996.
266
См.: Wunderer R. Das Personalwesen auf dem Weg zu einem Wertschoepfungs-Center. In: Personal, H. 4, 1994.
267
См.: Personalmanagement in der Kriese – Kriese des Personalmanagements. // H. Kraus, J. Schneff, A. Gutschelhofer (Hrsg.). – Wien: Linden, 1994.
268
См.: Oechsler W.A. Historische Entwicklung zum Human Resource Management. In: Knauth P. /Wollert A. (Hrsg.), Human Resource Management. Neue Formen betrieblicher Arbeitsorganisationen und Mitarbeiterfuehrung. Strategien. Konzepte. Praxisbeispiele. – Koeln,1996.
269
См.: Oechsler W.A. Personal und Arbeit nach 2000. In: Herausforderungen an das Personalmanagement in Gegenwert und Zukunf. – Mannheim, 1997.
270
См.: Arx v. S. Das Wertschoepfungs-Center-Konzept als Strukturansatz zur unternehmerischen Gestaltung der Personalarbeit. Darstellung aus der Sicht der Wissenschaft. In: Wunderer R., Kuhn T. (Hrsg.) Innovatives Personalmanagement. Theorie und Praxis unternehmerischer Personalarbeit. – Neuwied/Kriftel, 1995.
271
См.: Buehner R. Personalarbeit mit Kennzahlen fuehren. Landsberg/Lech, 2000.
272
См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 82.
273
Толерантность – терпимость; фрустрация – чувство разочарования (из-за вынужденного отказа от чего-либо), неудовлетворенность. – Прим. авт.
1
См.: Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма, 2007.
2
См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М: Эксмо, 2007.
3
Там же.
4
См.: Тейлор Ф.У. Тейлор о тейлоризме. – М.; Л., 1931. – С. 202.
5
См.: Файоль А. Общее и промышленное управление: пер. с фр. // Контроллинг. – 1992. – С. 8.
6
См.: Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2000.
7
См.: Weber M. Theory of social and economic organization. – New York, 1964. – 337 Р.
8
См.: Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. – М.: Политиздат, 1990. – Ч. 2.
9
См.: Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.
10
См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
11
«Эврика» («Я нашел») – восклицание, приписываемое древнегреческому ученому Архимеду, который будто бы произнес его при открытии основного закона гидростатики. Слово «эврика» стало, с одной стороны, выражением радости и удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи (проблемы), возникновении новой мысли, идеи. С другой стороны, философия рассматривает эвристику (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) как науку, изучающую творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Эвристические методы позволяют ускорить процесс решения задач, особенно тех, в которых человек не может дать точный алгоритм решения. К эвристической относят модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок; лабиринтную модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения – как блуждание по лабиринту; структурно-семантическую модель. Эвристика связана с психологией, физиологией нервной деятельности, структурной лингвистикой, теорией информации.
12
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Current Issues in Human Resource Management: Commentary and Readings. – Texas, 1986.
13
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1984
14
См.: Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. – М.: Наука, 1987.
15
См.: Энциклопедический словарь: В 3 т. – М.: Большая советская энциклопедия, 1953. – Т. 3.
16
См.: Praktische Lehrbuch Personalwirtschaft / Harlander N., Clemens H., Koerber Fr., Muebler K.-D. – Verlag moderne Industrie, 1985.
17
См.: Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Фр., рус., англ., нем., исп. терминология: В 2 т.: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1994. – Т. 1.
18
См.: Kompa A. Personalbeschaffung und Personalauswahl. – 2. Aufl. – Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1989.
19
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Указ. соч.
20
См.: Remer A. Personalmanagement: Mitarbeiterorientierte Organisation und Fuerung von Unternehmungen. – Berlin: Gruyter, 1978.
21
См.: Internationales Personalmarketing: Konzepte, Erfahrungen, Perspektiven / Strutz W. (Hrsg.). – Wiesbaden: Sabler, 1992.
22
См.: Buehner R. Personalmanagement. – S. 683.
23
См.: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
24
См.: Torrington D., Hell L. Personnel management: A new approach. – N.Y.; London, 1991.
25
См.: Kompa A. Personalbeschaffung und Personalauswahl. – 2. Aufl. – Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1989.
26
См.: Richard T. P., Anthony G.A. The Art of Japanese Management. – N.Y.: Warner Books, 1981.
27
Rynes S.L., Milkovich G.T. Указ. соч.
28
См.: Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971.
29
См.: Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – М.: Политиздат, 1982.
30
См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
31
См.: Шекшня С.В. Указ. соч.
32
См.: Брун Манфред. Внутрифирменный маркетинг как элемент ориентации на клиентов // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 6. – С. 66–71.
33
Kompa A. Указ. соч.
34
См.: Beck U., Brater M., Daheim H. Soziologie der Arbeit und Berufe, Grundlagen, Problemfelder, Forschungsergebnisse. – Reinbeck: Rowohet, 1980.
35
См.: Lofquist L.H., Daris R.V. Adjustment to work: A psychological view of man’s problems. – N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1969.
36
См.: Bertchel J. Personalmanagement. – Stuttgart: Schaffer – Poeschel, 2005.
37
См.: Савченко П., Синицын Б. Методы социального управления в южнокорейских монополиях // Человек и труд. – 1996. – № 10. – С. 51–52.
38
Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». – М.: Прогресс, 1990.
39
См.: Саймон А. Г., Смитбург У. Д., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 1995.
40
См.: Михайлов Ф.Б. Управление персоналом в теории и практике классического менеджмента. – Казань: Издательство КФЭИ, 1998. – С. 19.
41
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Muenchen-Wien, 2005. – S. 1.
42
См.: Rosenstiel L. Comelli Fuhrung zwischen Stabilitat und Wandel, Munchen, 2003. – S. 22–26.
43
См.: Buhner R. Strategie und Organisation: Analyse und Planung der Unternehmens diversifikation mit Fallbeispielen, Wiesbaden, 1993. – S. 379.
44
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 2.
45
См.: Weber W., Weinmann J. Strategisches Personalmanagement, Stuttgart, 1989. – S. 4.
46
См.: Simon H., Sebastian R.-H., Tacke G. Strategisches Personalmarketing, Wiesbaden, 1983.
47
См.: Simon H., Sebastian R.-H., Tacke G. Указ. соч.
48
См.: Scholz C. Strategische Personalplanung, in.: Personalwirtschaft, 1984, 11. – S. 261–266.
49
См.: Grant R.M. The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implication for Strategy Formulation. In: California Management Review, 1991, 33. – S. 114–135.
50
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stutgart, 2003. – S. 545; Buehner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 12.
51
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 14–15.
52
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stutgart, 2003. – S. 544.
53
Например, выявление сильных и слабых сторон.
54
Например, системы побудителей к труду для так называемых рискованных стратегий, выявление и обоснование качеств персоны Х как гаранта для реализации консервативной стратегии.
55
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stuttgart, 2003. – S. 543.
56
См.: Wollert A. und Bihl G. Werteorientierte Personalpolitik, in: Personalfuehrung, 16, 1983. – S. 1–4: Bihl G. Werteorientierte Personalarbeit, Munchen,1995.
57
См.: Bertchel J. Personal-Management. – Stuttgart, 2003. – S. 545.
58
Там же.
59
Стратегия была разработана в 1983 г. См.: Wollert A. und Bihl G. Werteorientierte Personalpolitik, in: Personalfuhrung, 16, 1983. – S. 1–4.
60
Buhner R. Personalmanagement. Lansberg: Verlag Moderne Industrie, 1997. – S. 41.
61
См.: Buhner R. Strategisches Personalmanagement fur neue Produktionstechnologien, in: Betriebswirtschaftliche Forschung und Praxis, 39, 1987. – S. 249–265.
62
См.: Buhner R. Das Management-Wert-Konzept: Strategien zur Schaffung von mehr Wert im Unternehmen, Stuttgart, 1990.
63
См.: General Electric Company (Hrsg.), 1995. – S. 1–5.
64
См.: Roberts R.G., Wolf M.G. Human Resource Strategy, in: The Strategie Management Handbook, hrsg.von Albert K.J., New-York u.a. – S. 15–22.
65
См.: Kreikebaum H. Die Bedeutung der strategischen Planung fuer den Personalleiter, in: Personalwirtschaft, 1981,8. – S. 18–21.
66
Рутина – это консервативный распорядок и метод работы…, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. См.: Ожегов С. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – С. 613.
67
См.: General Electric Company (Hrsg.), 1995. – S. 1–5; Buehner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Muenchen-Wien, 2005. – S. 22.
68
Более подробно см. раздел «Маркетинг персонала» настоящего учебника.
69
См.: Miener J.B. An Input-Output-Model for Personnel Strategies, In: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 24.
70
См.: Roberts R.G., Wolf M.G. Human Resource Strategy, in: The Strategie Management Handbook, hrsg.von Albert K.J., New-York u.a. – S. 9—15.
71
См.: Altman G. Personalstrategie fur neue Technologien in der Produktion, Frankfurt a.Main, 1988.
72
См.: Buhner R. Personal-Management, R. Oldenbourg Verlag, Munchen-Wien, 2005. – S. 28.
73
См.: Wunderer R. Strategische Personalarbeit – arbeitslos? In: Zeitschrift Fuhrung und Organisation, 1984.
74
См.: Михайлов Ф.Б. Управление персоналом в теории и практике классического менеджмента. Учеб. пособие. – Казань: Издательство КФЭИ, 1998. – С. 19.
75
См.: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – С. 644.
76
См.: Buehner R. Personalmanagement. – Muenchen-Wien, R. Oldenbourg, 2005.
77
Там же.
78
См.: Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2000.
79
См.: Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997.
80
См.: Грэхем X.T. Управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
81
См.: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
82
См.: Борисова Е.А. Указ. соч.
83
Цит. по: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
84
Цит. по: Армстронг М. Указ. соч.
85
Цит. по: Армстронг М. Указ. соч.
86
См.: Byars L.L. Rue Human resource management. – 1991. – Р. 362.
87
См.: Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учеб. пособие. – Минск: Экоперспектива, 2000.
88
См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Марра Р., Шмидта Г.М. – М.: МГУ, 1997.
89
Бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях» (См: Camp R. The Search for Industry Best Practices that lead to Superior Performances. USA – Milwaukee: Quality Press, 1989).
90
См.: Buhner R. Mitarbeiterkompetenzen als Qualitatsfaktor. Strategieorientierte Personalentwicklung mit dem House of Competence. – Carl Hanser Verlag Munchen, Wien, 2004.
91
См.: Buhner R. Mitarbeiterkompetenzen als Qualitatsfaktor. Strategieorientierte Personalentwicklung mit dem House of Competence. – Carl Hanser Verlag Munchen, Wien, 2004.
92
Саморефлексия – (1) размышление над собственными мыслями, переживаниями, осознание пережитого; (2) способность сделать предметом размышлений результаты и выводы умственной деятельности, пытаясь постичь их смысл, общие цели или их отсутствие.
93
Эмпатия – способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать.
94
Buhner R. Указ. соч. S. 87–88.
95
См.: Strutz H. (Hrgs) Handbuch Personalmarketing. – Wiesbaden: Gabler, 1989.
96
См.: Buhner R. Personalmanagement. – Landsberg: Verlag Moderne Industrie, 1997.
97
Максима – основной принцип, правило, норма поведения.
98
На примере западногерманского автомобильного концерна «Ауди».
99
См.: Ditmann E. Personalmarketing. – Deutscher Universitaets Verlag, Wiesbaden, 1993. Более подробно – в кн.: Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
100
См.: Ditmann E. Personalmarketing. – Deutscher Universitaets Verlag, Wiesbaden,
101
Релевантным называется поведение, необходимое для решения данной задачи.
102
Профсоюз одновременно может быть отнесен к группе внутренних и внешних партнеров.
103
См.: Mulhlbacher H. Proze? der Positionierung, unveroffentlichte Seminarunterlagen. – Innsbruck, o.J.
104
См.: Zimmerli H. Das Personal-Marketing halt Einzug in der Personalabteilung. In: Mitteilungen der Schweizerischen Gesellschaft fur Personalfragen 2, 1988. – S. 28–30.
105
Концепция – это система взглядов на что-либо, основная мысль, ведущий замысел, трактовка какого-либо явления.
106
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Current Issues in Human Resource Management: Commentary and Readings. – Texas, 1986.
107
См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
108
См.: Rynes S.L., Milkovich G.T. Указ. соч.
109
Стиль – это совокупность приемов использования средств общенародного языка, тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог.
110
См.: Stopp U. Betriebliche Personalwirtschaft. – Stuttgart: Expert Verlag,1993, Steinbuch P.A., Olfert K. Personalwirtschaft. – 5. Aufl. – Kiehl, 1993; Rudiger P. Neue Mitarbeiter erfolgreich anwenden, auswahlen und einsetzen. – 5. Aufl. – Rudolf Haufe Verlag, 1990;. Personalbeschaftung – Auswahlverfahren fuer der Praktiker / Roerig I. (Hrsg.). – s.l.: Verlag Betriebsindustrie, Wuehrt, 1997.
111
В ФРГ, например, Закон о защите в связи с использованием персональных анкет принят 01.01.1978 г.
112
Schanz G. Personaldiagnostik. – Muenchen: Verlag Franz Vahlen,1993; Hentze J. Personalwierschatslehre. – Bern, Stuttgart: Verlag Paul Haupt, 2001; Praktische Lehrbuch Personalwirtschaft \ Harlander N., Clemens H., Koerber Fr., Muebler K.-D. Verlag moderne Industriе, 1985.
113
Составлено по: Schuler H., Frier D., Kaufmann M. Personalauswahl im europa-eischen Vergleich:. (Goetingen; Stuttgart: Verlag fuer Angewandte Psychologie, 1993. S. 32, 74, 91, 108, 127.)
Согласно другой информации каждый пятый предприниматель и каждый второй советник по персоналу запрашивают графологическую экспертизу, если речь идет о занятии руководящей должности [Rischar K. Optimale Personalauswahl. – Koln: Technische Akademie Wuppertal, Verlag Rheinland, 1990. – 112 s].
114
Тесты когнитивных способностей – это профессионально разработанные объективные тесты, оценивающие вербальные, математические способности, способности к механике, способности пространственного воображения; наличие дедуктивного и индуктивного мышления, которые широко используются при отборе работников в промышленности и правительственных структурах.
115
Rexilius G. Grenzen der Testerei // Testtheorie und Testpraxis. – Hamburg: Rowohlt, 1987. – S. 78—163.
116
Torrington D., Hell L. Personnel management: A new approach. – N.Y.; London, 1991.
117
Hentze J. Personalwirtschatslehre. – Bern; Stuttgart: Verlag Paul Haupt, 2001.
118
Schanz G. Personaldiagnostik. – Munchen: Verlag Franz Vahlen, 1993. – 112 s.
119
Steinbuch P.A., Olfert K. Personalwirtschaft. – 5. Aufl. – Kiehl, 1993.
120
Berthel J. Personal-Management. – Stuttgart: Verlag C.E. Poeschel, 2003.
121
A survey of attitudes towards tests among psychologists in six western European countries / Poortinga Y.H., Coetsier P., Meuris J. et. al. // International Review of Applied Psychology. – 1982. – N. 37. – P. 7—34.
122
Составлено по: Boehm W., Justen R. Bewerberauslese und Einstellungsgesprach – Erich Schmidt Verlag, 1990. – 76 s.; Knebel H. Inhalt und Technik des erfolgreichen Vorstellungsgesprach // Personalburo. – 1988. – Heft N. 5; Stopp U. Betriebliche Personalwirt-schaft. – Stuttgart: Expert Verlag, 1986.
123
См.: Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.
124
Personalmanagement. – Bonn: W. Bertelsmann Verlag, 1996. – Bd.1: Grundlage betrieblicher Personalarbeit.
125
См.: Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. – Л.: Наука, 1973. – Вып. 2. – С. 13.
126
См.: Реуэль А.Л. История экономических учений (от древних мыслителей до К. Маркса и Ф. Энгельса): Учебное пособие по истории экономических учений для вузов. – М.: Высшая школа, 1972.
127
См.: Тэйлоръ Ф. Научные основы организацiи промышленныхъ предпрiятiй пер. под ред. А.В. Панкина, Л.А. Левенстерна. – СПб.: Издание инженера Л.А. Левенстерна, 1912.
128
См.: Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник: Пер. с англ. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
129
Rehn Marie-Luise. Die Eingliederung neuer Mitarbeiter. Eine Laengsschnittstudie zur Anpassung an Normen und Werte der Arbeitsgruppe («Введение новых сотрудников. Эскиз продольного разреза относительно приведения в соответствие норм и ценностей рабочей группы») / Reihe Personalforschung. Band 5. Rainer Hampp Verlag Muenchen und Mering, 1990.
130
См.: Салливен Д. Адаптация сотрудников: руководство для менеджера (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.hr-porttal.ru.
131
См.: Медведев В.И. Адаптация человека. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003 г.
132
См.: Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991.
133
Там же.
134
См.: Иванникова Н.Н., Кошелев А.Н. Подбор торгового персонала // Управление персоналом. – 2006. – № 12 (142). – С. 82–88.
135
См.: Юрасов И. Социальная технология адаптации по-русски // Управление персоналом. – 2004 г. – № 11.
136
См.: Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.И. Шаталовой, И.М. Бурногова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 152.
137
См.: Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
138
См.: Хореев А.И., Овчинникова Т.И., Сальков Ю.А. Управление персоналом на предприятиях пищевой промышленности. – Воронеж, 2005.
139
См.: Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М., 2005.
140
См.: Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – М., 2006.
141
См.: Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. – СПб., 2002.
142
Rehn, Marie-Luise. Die Eingliederung neuer Mitarbeiter. Eine Laengsschnittstudie zur Anpassung an Normen und Werte der Arbeitsgruppe («Введение новых сотрудников. Эскиз продольного разреза относительно приведения в соответствие норм и ценностей рабочей группы») / Reihe Personalforschung, Band 5. Rainer Hampp Verlag Muenchen und Mering, 1990.
143
См.: Федорова Н.В., Минчекова О.Ю. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М., 2005.
144
См.: Сатиева С.В., Лаврентьева Ю.Ф. Кто на новенького, или Наставничество с первых дней // Справочник кадровика. – 2005. – № 9. – С. 107–111.
145
См.: Мейган М. Указ. соч.
146
Rehn Marie-Luise. Указ. соч.
147
См.: Блондель Ж.-Л. Как встретить, обучить и удержать новичка. – М., 2005.
148
См.: Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 134.
149
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – С. 104.
150
См.: Harrison R. Employee Development, 2nd edn. – Institute of Personnel and Development, London. – 1997.
151
См.: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
152
См.: Keep E. Corporate training strategies // New Perspectives on Human Resource Management. Oxford. – 1989.
153
Цит. по: Becker, Manfred – Personalentwicklung – Schaffer-Poeschel Verlag Stuttgart, 2005; Braun Gerald. Diensberg Christoph. Grundlagen der Grilnderqualifizierung. Planung und Einbettung, Durchfuhrung und Evalution. Fernuniversitat in Hagen. 2001; Holterhoff, H. Strategische Personalentwicklung//Personalfuhrung. Frankfurt a.M., Suhrkamp, Band 1. – 1998; Mentzel, Wolfgang Personalentwicklung: Erfolgreich motivieren, fordern und weiterbilden. Deutscher Taschenbuch Verlag, 2005.
154
См.: Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. – М.: Эксмо, 2006.
155
См.: Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера.
156
Becker, Manfred – Personalentwicklung – Schaffer-Poeschel Verlag Stuttgart,
2005. – S. 8.
157
Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: ИД Нева, 2003.
158
См.: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа, 2002.
159
См.: Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: ИД Нева, 2003.
160
См.: Mumford A. Management Development Strategies for Action/ – London: IPM, 1989.
161
См.: Магура М.И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. – М: ООО «Журнал Управление персоналом», 2004.
162
См.: Оганесян И.А. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: Амалфея, 2000.
163
Braun Gerald, Diensberg Christoph. Grundlagen der Grunderqualifizierung. Planung und Einbettung, Durchfuhrung und Evalution. Fernuniversitat in Hagen. 2001.
164
Kirkpatrick D.L. Evaluating training programs: the four levels. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 1998.
165
См.: Советский энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1986. – С. 554.
166
См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: «AЗЪ», 1999.
167
См.: Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
168
См.: Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2003
169
См.: Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1995.
170
См.: Молл Е.Г. Указ. соч.
171
См.: Управление по результатам / Т. Санталайнен и др. – М.: Прогресс: Универс, 1993.
172
Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 2004. – 799 с.
173
См.: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. —
СПб.: Речь, 2000. – С. 195–212.
174
См.: Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: ДЕЛО Лтд, 1994.
175
Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.
176
См.: Шекшня С.В. Указ. соч.
177
См.: Десслер Г. Управление персоналом. – М.: БИНОМ, 2004.
178
См.: Mohrman A.J. Designing Performance Appraisal Systems. Aligning Appraisal and Organizational Realities / A.J. Mohrman, Resnik – S.M. West, E.E. Lawler III. – San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1989. – Р. 109.
179
Здесь и далее термины «оценка», «оценка деятельности» рассматриваются как сокращения полной формы термина «оценка деятельности персонала / работников»
180
См.: McGregor D. The Human Side of Enterprise. – New York: McGraw-Hill, 1960.
181
См.: Mayo A. Managing Carees: Strategies for Organizations. – London: IPM, 1991. – Р. 47.
182
См.: Jensen B.T., Coles G., Nestor B. The Criterion Problem in Guidance Research // Journal of Counseling Psychology. – 1955. —Vol. 25, № 2. – Р. 58–61.
183
См.: Drucker P.E. Management: Tasks, Responsibilities, Practices – New York: Harper & Row, 1973. – Р. 424.
184
См.: Feldman D.S. Managing individual and group behavior / D.S. Feldman, H.S. Akhold. – New York: McGraw Hill International editions, 1983. – Р. 398.
185
См.: Blum M.L. Industrial Psychology: It’s Theoretical and Social Foundations / M.L. Blum, J.C. Naylor. – New York: Harper & Row, 1968. – Р. 142.
186
См.: Anderson G. Managing Performance Appraisal Systems – Oxford UK & Cambridge USA: Blackwell, 1993. – Р. 44.
187
См.: Latham G.P., Wexley K.N. Increasing Productivity through Performance Appraisal. – International Addison: Wesley publishing company, 1993. – Р. 85.
188
См.: Houser B.J., Lynn H.K. Peer Performance Appraisals: The Impact of Rater Competence, Rater Location, and Rating Corruptibility on Fairness Perceptions // Group of Organizational Management. – 1995. – Vol. 20, Mar. – Р. 39–60.
189
См.: «Восходящая» система оценки персонала // Директор. – 1994. – № 5. – С. 38.
190
См.: Maier N.R.F. Appraisal on the Job: Three Types of Appraisal Interview // Personnel. – 1958. – Vol. 54, № 2 – Р. 27–40.
191
«Противоречие – это диалектическое взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития мира и познания (Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1983. – С. 545).
192
Подробно об этом: конфликтные модели общественного устройства К. Маркса и Г. Зиммеля (Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. 2-е изд. Т. 4; Зиммель Г. Западноевропейская социология ХIX века: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996; конфликтология Р. Дарендорфа (Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1994. – 5) и конфликтный функционализм Л. Козера (Козер Л. Основы конфликтологии. – СПб.: Светлячок, 1999).
193
См. подробно: Спенсер Г. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX века: О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. – М., 1996. – С. 279–321; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с фр. А.Б. Гофмана. – М.: Наука, 1990; Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2000.
194
Подробно об этом: психоаналитическая теория З.Фрейда, индивидуальная психология Адлера, теория К. Хорни, теория отчуждения Э. Фрома, «Я-концепция» К. Роджерса, теория самоактуализации А. Маслоу; теория фрустрации, законно социальных отношений М. Дойча, ситуативный подход М. Шерифа; теоретико-полевая концепция К. Левина, теория баланса Т. Хайдера, конфликт как когнитивная схема и т. д. (См.: Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес-конфликтология // Управление персоналом. – 2005. – № 16 (122). – С. 16–22.
195
См.: Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель – М.: Дело, 1993. – С. 113.
196
См.: Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 54.
197
См.: Coser L. The functions of social conflict. – Glencoc, III., Free Press, 1964. – Р. 232.
198
См.: Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
199
См.: Kilmann R.H. Beyond the quick fix, London: Gossey – Boss, 1984 – Р. 88.
200
Gregory B. Northcraft and Margaret A. Neale, Organizational Behavior, Dryden, Chikago, 1990. – Р. 247–248.
201
См.: Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006.
202
См.: Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998.
203
См.: Поварич И.П. Стимулирование труда: системный подход. – Новосибирск: Наука, 1990.
204
См.: Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
205
См.: Герчиков В.И. Указ. соч.
206
См.: Deci E.L. Intrinsic motivation – N.Y.: Plenum, 1975.
207
См.: De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. – N.Y.: Acad. Press, 1968.
208
См.: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Изд-во Питер, 2000.
209
См.: Bohm E. Motivations-Management // Personal Management. – 1997. – V. 7. – Р. 14–19.
210
См.: Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. – М.: Прогресс, 1989.
211
См.: Lock E.A. The Relative Effectiveness of Four Methods of Motivating Employee Performance. Changes in Working Life / E.A. Lock. – N.Y.: John Wiley and Sons, 1980.
212
См.: Синк Д.С. Указ. соч.
213
См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999.
214
Odiorne G.S. Management by Objectives – Fuhrung Vorgabe. Munchen, 1967.
215
См.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.
216
Kanter R.M. Dilemmas of Managing Participation – Organizational Dynamics. – 1982.
217
См.: Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учеб. – практич. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2005.
218
Сост. по: Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2002.
219
См.: Smith P.S., Kendall L.M., Hulin C.L. The measurement of satisfaction in work and retirement. – Chicago: Rand McNally, 1969.
220
См.: Vroom V.H. Work and Motivation. – N.Y.: Wiley, 1964.
221
См.: Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. – М.: Мысль, 1967.
222
См.: Herzberg F., Mausner B., Peterson R.O., Capwell D.F. Job attitudes: Review of research and opinion / – Pittsburgh, 1957.
223
См.: Iffaldano M.T., Muchinsky. Job Satisfaction and Job Performance: A Meta-Analysis // Psychological Bulletin. – 1985. – Vol. 97.
224
См.: Lawler E.E., Porter L.W. The effect of performance on job satisfaction / E.E. Lawler // Industrial Relations. – 1967. – Vol. 7.
225
Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. – М.: Мысль, 1967.
226
См.: Бакшицкий Л.В. Основы эргономики и охрана труда: Учеб. пособие. – М.: Моск. энерг. ин-т, 1990.
227
См.: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология, эргономика, энцикл. словарь / Б.А. Душков и др. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
228
См.: Фред И., Камингс А., Олухэм Г. Проектирование труда // Управление человеческими ресурсами: Энциклопедия. – М.: 2002. – С. 731.
229
Эргономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Юнити-Дана, 1999.
230
См.: Эргономика: Учебное пособие.
231
См.: Фред И., Камингс А., Олухэм Г. Указ. соч. – С. 731.
232
См.: Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – М.: Логос, 2001.
233
См.: Бакшицкий Л.В. Указ. соч.
234
См.: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология, эргономика, энцикл. словарь / Б.А. Душков и др.
235
См.: Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationale Personalauswahl. In: Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationales Management. – Berlin Springer Verlag, 2003.
236
См.: Interkultures Management. Intеrkulturres Kommunikation. Internationales Personalmanagement. Diversity-Ansaetze im Unternehmen. Von drs. Blom H. und Dr. Meier H. – Berlin: Verlag Neue Wirtschaft Briefe. S. 135.
237
См.: Drumm H.J. Personalwirtschaft. – Berlin, 2000.
238
См.: In: Interkultures Management. – S. 142.
239
В области управления персоналом Германии «похвала в дорогу» (Wegloben) означает стремление дать хорошую характеристику не заслуживающему ее увольняющемуся сотруднику, чтобы от него избавиться.
240
Моббинг – психологическое давление на работника с целью выживания его из организации.
241
См.: Interkultures Management. – S. 154.
242
См.: Stahl G. Internationaler Einsatz von Fuehrungskraeften. – Muenchen, Wien, 1998.
243
См.: Scherm E., Süβ St. Internationales Management, 2001. – S. 256.
244
Там же.
245
См.: Weber W., Festing M., Dowling P.J., Schuler, Randall S. Internationales Personalmanagement. – Wiesbaden, 1998. – S. 155.
246
Пограничные должности в международном бизнесе предусматривают, что работник выполняет функции, относящиеся, например, к двум предприятиям интернационального предприятия, расположенным в разных странах, что требует деятельности в неоднородной культурной и языковой среде.
247
См.: Bergmann A. Interkulturelle Managemententwicklung – In Haller M. u.a. Globalisierung der Wirtschaft. Einwirkungen auf die Betriebswirtschaftslehre. – Bern, Stuttgart, Wien, 1993. – S. 197.
248
См.: Scherm E. Указ. соч. – С. 259.
249
См.: Dadler R. Interkulturelle Orientierung, 1987. – S. 59–65 Gudykunst Hammer, 1983.
250
Аффект – бурная эмоциональная реакция человека на воздействие внешнего мира (ярость, ужас и т. д.).
251
См.: Gudykunst W.B., Hammer M.R. Basic Training Design: Approaches to Intercultural Training – In: Landis d., Brislin R.W. (Hrgs): Handbook of Intercultural Training, Vol.1: Issues in Theory and Design. – New York, 1983. – S. 126–139.
252
Систематизировано по: Gudykunst W.B., Hammer M.R. Basic Training Design: Approaches to Intercultural Training – In: Landis d., Brislin R.W. (Hrgs): Handbook of Intercultural Training, Vol. 1: Issues in Theory and Design. – New York, 1983; Bittner A., Reisch B. Internationale Personalentwicklung in deutschen Groβunternehmen, Institut fur Interkulturelles Management. – Bad Honnef, 1991; Tung R. Expatriate Assignments: Enhancing Success and Minimizing Failure.In: Mendenhall M.E. / Oddy G. (Hrgs.) Readings and Cases in International Human Resource Management, Boston, 1991; Daddler R. Interkulturelle Orientierung, 1987; Thomas A. Interkulturelles Handlungstraining in der Managerausbildung. In: Wirtschaftswissenschaftliches Studium 18 (3/1989), Stahl G. Internationaler Einsatz von Fuehrungskraeften. – Muenchen, Wien, 1998; Domsch M., Lichtenberger B. Der internationale Personaleinsatz. In: Rosenstiel L, von, Regnet E., Domsch M. (Hrgs.): Fuhrung von Mitarbeiter. Handbuch fur erfolgreiches Personalmanagement, Stuttgart, 1999.
253
Scherm E. Указ. соч. – С. 268–269.
254
См.: Bertchel J. Personalmanagement. – Stuttgart: Schäffer – Poeschel, 1995.
255
См.: In: Scherm E. Internationales Personalmanagement. – Oldenbourg, München, Wien. – S. 266.
256
См.: Scherm E. Указ. соч. – С. 267.
257
См.: Drumm H.-J. Personalwirtschaft. – Berlin, 2002.
258
См.: Kumar Brij Nino. Kulturabhängigkeit von Anreizsystemen. In: Handbuch Anreizsysteme. – Stuttgart, 1991.
259
См.: Harvey M.G. Focusing the International Personnel Performance Appraisal Process. In: Human Resource Development Quarterly 8 (1/1997).
260
См.: K. Hirsch. Reintegration von Auslandsmitarbeitern. In Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationale Personalauswahl. In: Bergmann N., Sourisseaux A.L.J. Internationales Management. – Berlin Springer Verlag, 2003. – S. 291.
261
См.: Friedrichs H. Moderne Personalfuehrung. – München, 1973.
262
См.: Spie U. (Hrgs.) Personalwesen als Managementaufgaben. – Stuttgart, 1983.
263
См.: Wunderer R. Entwicklungstendenzen im Personalwesen – Beurteilung aus theoretischer und praktischer Warte, in DBW, 1983.
264
См.: Gaugler E. Personalmanagement seit dem Ende des Zweites Weltkriegs.In: Herausforderungen an das Personalmanagement in Gegenwert und Zukunf. – Mannheim, 1997. – S. 4.
265
См.: Kastura B. Dezentralisierungstendenz der Personalarbeit in GroBunternehmen: Erklaerungsansatz auf der Basis des HRM, Hamburg, 1996.
266
См.: Wunderer R. Das Personalwesen auf dem Weg zu einem Wertschoepfungs-Center. In: Personal, H. 4, 1994.
267
См.: Personalmanagement in der Kriese – Kriese des Personalmanagements. // H. Kraus, J. Schneff, A. Gutschelhofer (Hrsg.). – Wien: Linden, 1994.
268
См.: Oechsler W.A. Historische Entwicklung zum Human Resource Management. In: Knauth P. /Wollert A. (Hrsg.), Human Resource Management. Neue Formen betrieblicher Arbeitsorganisationen und Mitarbeiterfuehrung. Strategien. Konzepte. Praxisbeispiele. – Koeln,1996.
269
См.: Oechsler W.A. Personal und Arbeit nach 2000. In: Herausforderungen an das Personalmanagement in Gegenwert und Zukunf. – Mannheim, 1997.
270
См.: Arx v. S. Das Wertschoepfungs-Center-Konzept als Strukturansatz zur unternehmerischen Gestaltung der Personalarbeit. Darstellung aus der Sicht der Wissenschaft. In: Wunderer R., Kuhn T. (Hrsg.) Innovatives Personalmanagement. Theorie und Praxis unternehmerischer Personalarbeit. – Neuwied/Kriftel, 1995.
271
См.: Buehner R. Personalarbeit mit Kennzahlen fuehren. Landsberg/Lech, 2000.
272
См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 82.
273
Толерантность – терпимость; фрустрация – чувство разочарования (из-за вынужденного отказа от чего-либо), неудовлетворенность. – Прим. авт.