5.4.3.2. Программа адаптации персонала
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Специалисты рекомендуют вносить изменения в индивидуальную программу адаптации в зависимости от таких особенностей адаптируемого сотрудника, как наличие опыта работы в организации, возраст, образование и квалификация, социальный статус.
Соответствующая программа адаптации включает общую (введение в организацию) и специализированную (введение в подразделение, должность) части.
Общая часть включает следующие вопросы:
1) общее представление о компании (история организации; традиции; продукция и ее потребители; организационная структура; информация о руководстве);
2) политика и обзор процедур (основные принципы кадровой политики; процедура найма, перемещения, увольнения, предоставления отпусков; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; правила охраны коммерческой тайны);
3) оплата труда (форма оплаты; оплата работы в выходные; сверхурочные; сроки и форма выплаты (через кассу, банкомат); налоги; пересмотр заработной платы; премирование; возмещение затрат);
4) дополнительные льготы (виды страхования; возможность обучения на работе; наличие оздоровительного центра; наличие скидок на продукцию; другие услуги компании для своих служащих);
5) охрана труда и техника безопасности;
6) компетенции профсоюза;
7) бытовые вопросы работы организации (условия парковки машин; наличие столовой и т. д.);
8) правила, предписания, действующие в организации (стандарты внешнего вида; стандарты деловой переписки и телефонных переговоров и т. д.).
Оптимальный период времени для проведения общей ориентации, начиная с процедуры найма – первая неделя работы, но не позже первого месяца работы.
Наиболее эффективно эту информацию новому сотруднику можно предоставить, используя следующие формы:
– тренинг, посвященный вопросам общей ориентации (или фильм, ознакомительная экскурсия по организации);
– справочник сотрудника (руководство работника компании);
– стандарты (положения) организации;
– инструктаж (в отношении ОТ и ТБ);
– беседа с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, наставником;
– информация на корпоративном веб-сайте;
– тренинг по введению в организацию.
Специализированная часть программы адаптации включает следующие вопросы:
– функции подразделения (цели и приоритеты; структура; деятельность подразделения; взаимодействие с другими подразделениями);
– должностные обязанности и ответственность работника (детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; возможные проблемы и способы решения; работа в выходные, сверхурочные; дополнительные назначения (например замена отсутствующего работника));
– требуемая отчетность (форма отчетности; сроки);
– бытовые вопросы работы подразделения (места и время для приема пищи; туалеты, умывальники; кнопка пожарной безопасности; шкафчики для переодевания; вода для питья; бытовые приборы);
– правила, предписания (правила, характерные, только для данного вида работы; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические требования; охрана и проблемы, связанные с воровством; прием пищи, переговоры на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; использование телефона и интернета в личных целях).
Информацию, составляющую содержание специализированной части программы адаптации, желательно предоставлять новому сотруднику, начиная с процедуры найма, оптимально в первый месяц работы, и далее – в течение всего периода действия программы адаптации.
Наиболее удобными формами и методами передачи этой информации являются стандарты (положения) организации, инструктаж, обучение на рабочем месте, должностная инструкция.
Управление процессом адаптации открывает широкие возможности для организации, но в то же время является источником потенциальных трудностей.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каково значение адаптации работников в современной организации?
2. Назовите основные цели и задачи адаптации персонала в организации.
3. Перечислите основные принципы формирования системы адаптации работников в организации, охарактеризуйте их.
4. По каким признакам классифицируются виды адаптации персонала? Дайте их краткую характеристику.
5. Перечислите основные виды производственной адаптации.
6. Назовите стадии адаптации работников в организации.
7. Какие факторы влияют на ход адаптации персонала в организации?
8. В чем сущность управления адаптацией персонала в организации?
9. Дайте сравнительный анализ понятий «испытательный срок», «ориентация», «адаптация».
10. Какие основные элементы характеризуют механизм управления адаптацией персонала?
11. Назовите показатели эффективности адаптации персонала в современной организации.
12. Дайте характеристику основных разделов программы адаптации работников в организации.
13. Какова специфика адаптации различных категорий работников?
Специалисты рекомендуют вносить изменения в индивидуальную программу адаптации в зависимости от таких особенностей адаптируемого сотрудника, как наличие опыта работы в организации, возраст, образование и квалификация, социальный статус.
Соответствующая программа адаптации включает общую (введение в организацию) и специализированную (введение в подразделение, должность) части.
Общая часть включает следующие вопросы:
1) общее представление о компании (история организации; традиции; продукция и ее потребители; организационная структура; информация о руководстве);
2) политика и обзор процедур (основные принципы кадровой политики; процедура найма, перемещения, увольнения, предоставления отпусков; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; правила охраны коммерческой тайны);
3) оплата труда (форма оплаты; оплата работы в выходные; сверхурочные; сроки и форма выплаты (через кассу, банкомат); налоги; пересмотр заработной платы; премирование; возмещение затрат);
4) дополнительные льготы (виды страхования; возможность обучения на работе; наличие оздоровительного центра; наличие скидок на продукцию; другие услуги компании для своих служащих);
5) охрана труда и техника безопасности;
6) компетенции профсоюза;
7) бытовые вопросы работы организации (условия парковки машин; наличие столовой и т. д.);
8) правила, предписания, действующие в организации (стандарты внешнего вида; стандарты деловой переписки и телефонных переговоров и т. д.).
Оптимальный период времени для проведения общей ориентации, начиная с процедуры найма – первая неделя работы, но не позже первого месяца работы.
Наиболее эффективно эту информацию новому сотруднику можно предоставить, используя следующие формы:
– тренинг, посвященный вопросам общей ориентации (или фильм, ознакомительная экскурсия по организации);
– справочник сотрудника (руководство работника компании);
– стандарты (положения) организации;
– инструктаж (в отношении ОТ и ТБ);
– беседа с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, наставником;
– информация на корпоративном веб-сайте;
– тренинг по введению в организацию.
Специализированная часть программы адаптации включает следующие вопросы:
– функции подразделения (цели и приоритеты; структура; деятельность подразделения; взаимодействие с другими подразделениями);
– должностные обязанности и ответственность работника (детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; возможные проблемы и способы решения; работа в выходные, сверхурочные; дополнительные назначения (например замена отсутствующего работника));
– требуемая отчетность (форма отчетности; сроки);
– бытовые вопросы работы подразделения (места и время для приема пищи; туалеты, умывальники; кнопка пожарной безопасности; шкафчики для переодевания; вода для питья; бытовые приборы);
– правила, предписания (правила, характерные, только для данного вида работы; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические требования; охрана и проблемы, связанные с воровством; прием пищи, переговоры на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; использование телефона и интернета в личных целях).
Информацию, составляющую содержание специализированной части программы адаптации, желательно предоставлять новому сотруднику, начиная с процедуры найма, оптимально в первый месяц работы, и далее – в течение всего периода действия программы адаптации.
Наиболее удобными формами и методами передачи этой информации являются стандарты (положения) организации, инструктаж, обучение на рабочем месте, должностная инструкция.
Управление процессом адаптации открывает широкие возможности для организации, но в то же время является источником потенциальных трудностей.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каково значение адаптации работников в современной организации?
2. Назовите основные цели и задачи адаптации персонала в организации.
3. Перечислите основные принципы формирования системы адаптации работников в организации, охарактеризуйте их.
4. По каким признакам классифицируются виды адаптации персонала? Дайте их краткую характеристику.
5. Перечислите основные виды производственной адаптации.
6. Назовите стадии адаптации работников в организации.
7. Какие факторы влияют на ход адаптации персонала в организации?
8. В чем сущность управления адаптацией персонала в организации?
9. Дайте сравнительный анализ понятий «испытательный срок», «ориентация», «адаптация».
10. Какие основные элементы характеризуют механизм управления адаптацией персонала?
11. Назовите показатели эффективности адаптации персонала в современной организации.
12. Дайте характеристику основных разделов программы адаптации работников в организации.
13. Какова специфика адаптации различных категорий работников?