5.7.1. Сущность и цели оценки деятельности персонала
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Оценка деятельности работников – специфичная форма обратной связи, применяемая в организации. В организационной среде людям свойственно неформальным образом оценивать деятельность подчиненных, руководителей, коллег, а также выполнение собственных функциональных обязанностей. Применение формализованной процедуры оценки рассматривается как с позиции возможности, так и необходимости. Возможность обусловлена организацией труда работников, структурированием выполняемых ими задач, мерой ответственности на каждом рабочем месте, что является исходной базой для установления стандартов рабочего поведения, уровня деятельности, критериев ее оценки. Необходимость продиктована потребностью в информации о выполняемой работе в целях эффективного управления человеческими ресурсами организации, поскольку оценка является основой принятия обоснованных решений в области вознаграждений, продвижения по службе, перемещений, обучения, увольнений.
Оценка деятельности персонала – это система взаимосвязанных организационных процессов и действий, которую можно представить в виде оценочного цикла, включающего четыре элемента (рис. 5.26):
Рис. 5.26. Цикл оценки деятельности работников
[178]
1) определение рабочих обязанностей и требуемого уровня их выполнения посредством установления трудовых нормативов, целей, стандартов поведения и др.;
2) измерение и оценка деятельности;
3) обратная связь по поводу выполняемой работы, возможностей и направлений улучшения деятельности;
4) обобщение информации об оценке деятельности для использования в других подсистемах системы управления человеческими ресурсами (системах вознаграждений, развития персонала, набора и отбора персонала).
Сущность оценки[179] более полно выражается в ее целях, диапазон которых расширялся по мере ее эволюции. Со временем оценка постепенно стала не только формой контроля (классический менеджмент), но и эффективным механизмом персонифицированного управления деятельностью, развития персонала (современный менеджмент). К настоящему моменту она используется не менее чем в 20 различных целях. Одна из первых систематизаций целей оценки была предложена Д. МакГрегором.[180] Он утверждал, что оценка деятельности призвана выполнять три главных цели:
– административную (для принятия обоснованных решений по поводу перемещений, повышений оплаты труда, увольнений и т. д.);
– информационную (для оповещения персонала об уровне их работы);
– мотивационную (для подкрепления поведения, ассоциируемого с высокой результативностью труда).
В современной научной литературе цели оценки разделяются на две группы:
1) цели, связанные с оценкой за отчетный период:
– информирование работников о результатах их деятельности, сильных и слабых сторонах трудового поведения (обратная связь);
– помощь в принятии решений об оплате труда, премировании, продвижении по службе, регулировании перемещений, связанных с временным замещением той или иной должности (вертикальное, горизонтальное перемещения или смешанный вариант), увольнении, понижении в должности или сохранении работников на рабочих местах;
– идентификация индивидуального потенциала, способностей и навыков персонала;
– селекция оптимальных методов отбора людей на работу;
– определение потребностей в обучении работников, оценка эффективности предыдущих учебных программ;
– выявление лидеров и аутсайдеров;
– планирование человеческих ресурсов и др.;
2) цели консультирования и развития, обеспечивающие улучшение деятельности в будущем:
– инструктирование и консультирование работников для повышения эффективности деятельности, индивидуального развития;
– мотивирование работников через признание, похвалу и поддержку;
– установление рабочих целей и определение путей их достижения;
– улучшение отношений между руководителями и подчиненными;
– диагностика индивидуальных, групповых и организационных проблем;
– планирование карьеры работников, ротации кадров;
– управление организационной культурой и др.
Мультицелевое назначение оценки доказывает ее важную роль в управлении человеческими ресурсами.
Процедура оценки равно выгодна и полезна всем сторонам, вовлеченным в этот процесс. Оцениваемые получают информацию, помогающую им прояснить стандарты рабочего поведения, ожидаемые результаты труда, уровень и динамику их профессионального развития, перспективы работы в организации. Главный оценщик (непосредственный руководитель) приобретает навыки гибкого лидерского стиля руководства. Преимущества применения оценки деятельности персонала для организации в целом состоят в гармонизации личных и организационных целей, мотивации работников, что способствует повышению уровня индивидуальной и корпоративной эффективности деятельности.
Оценка деятельности работников – специфичная форма обратной связи, применяемая в организации. В организационной среде людям свойственно неформальным образом оценивать деятельность подчиненных, руководителей, коллег, а также выполнение собственных функциональных обязанностей. Применение формализованной процедуры оценки рассматривается как с позиции возможности, так и необходимости. Возможность обусловлена организацией труда работников, структурированием выполняемых ими задач, мерой ответственности на каждом рабочем месте, что является исходной базой для установления стандартов рабочего поведения, уровня деятельности, критериев ее оценки. Необходимость продиктована потребностью в информации о выполняемой работе в целях эффективного управления человеческими ресурсами организации, поскольку оценка является основой принятия обоснованных решений в области вознаграждений, продвижения по службе, перемещений, обучения, увольнений.
Оценка деятельности персонала – это система взаимосвязанных организационных процессов и действий, которую можно представить в виде оценочного цикла, включающего четыре элемента (рис. 5.26):
Рис. 5.26. Цикл оценки деятельности работников
[178]
1) определение рабочих обязанностей и требуемого уровня их выполнения посредством установления трудовых нормативов, целей, стандартов поведения и др.;
2) измерение и оценка деятельности;
3) обратная связь по поводу выполняемой работы, возможностей и направлений улучшения деятельности;
4) обобщение информации об оценке деятельности для использования в других подсистемах системы управления человеческими ресурсами (системах вознаграждений, развития персонала, набора и отбора персонала).
Сущность оценки[179] более полно выражается в ее целях, диапазон которых расширялся по мере ее эволюции. Со временем оценка постепенно стала не только формой контроля (классический менеджмент), но и эффективным механизмом персонифицированного управления деятельностью, развития персонала (современный менеджмент). К настоящему моменту она используется не менее чем в 20 различных целях. Одна из первых систематизаций целей оценки была предложена Д. МакГрегором.[180] Он утверждал, что оценка деятельности призвана выполнять три главных цели:
– административную (для принятия обоснованных решений по поводу перемещений, повышений оплаты труда, увольнений и т. д.);
– информационную (для оповещения персонала об уровне их работы);
– мотивационную (для подкрепления поведения, ассоциируемого с высокой результативностью труда).
В современной научной литературе цели оценки разделяются на две группы:
1) цели, связанные с оценкой за отчетный период:
– информирование работников о результатах их деятельности, сильных и слабых сторонах трудового поведения (обратная связь);
– помощь в принятии решений об оплате труда, премировании, продвижении по службе, регулировании перемещений, связанных с временным замещением той или иной должности (вертикальное, горизонтальное перемещения или смешанный вариант), увольнении, понижении в должности или сохранении работников на рабочих местах;
– идентификация индивидуального потенциала, способностей и навыков персонала;
– селекция оптимальных методов отбора людей на работу;
– определение потребностей в обучении работников, оценка эффективности предыдущих учебных программ;
– выявление лидеров и аутсайдеров;
– планирование человеческих ресурсов и др.;
2) цели консультирования и развития, обеспечивающие улучшение деятельности в будущем:
– инструктирование и консультирование работников для повышения эффективности деятельности, индивидуального развития;
– мотивирование работников через признание, похвалу и поддержку;
– установление рабочих целей и определение путей их достижения;
– улучшение отношений между руководителями и подчиненными;
– диагностика индивидуальных, групповых и организационных проблем;
– планирование карьеры работников, ротации кадров;
– управление организационной культурой и др.
Мультицелевое назначение оценки доказывает ее важную роль в управлении человеческими ресурсами.
Процедура оценки равно выгодна и полезна всем сторонам, вовлеченным в этот процесс. Оцениваемые получают информацию, помогающую им прояснить стандарты рабочего поведения, ожидаемые результаты труда, уровень и динамику их профессионального развития, перспективы работы в организации. Главный оценщик (непосредственный руководитель) приобретает навыки гибкого лидерского стиля руководства. Преимущества применения оценки деятельности персонала для организации в целом состоят в гармонизации личных и организационных целей, мотивации работников, что способствует повышению уровня индивидуальной и корпоративной эффективности деятельности.