5.6.3. Планирование и подготовка резерва руководителей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Современные организации заинтересованы в профессиональном росте сотрудников на всех уровнях, но подготовке высших руководителей организации они должны уделять особое внимание. Если в компании освобождается место президента, то при приглашении на это место специалиста со стороны последнему требуется 3–6 месяцев, чтобы познакомиться с делами организации, 1–3 года – чтобы быть признанным в качестве «своего», от 2 до 5 лет – чтобы впитать культуру организации. У руководителя, работавшего ранее в компании, подобных проблем не возникает.
Система подготовки резерва руководителей предполагает решение трех задач:
1) выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2) подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности;
3) обеспечение плавного замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.
При работе с резервом руководителей большинство организаций выделяют две группы:
1) группа преемников или дублеров – это кандидаты на замещение определенных ключевых должностей компании, которые готовы к работе в этих должностях в настоящий момент или будут готовы к этому в ближайшем будущем;
2) группа молодых сотрудников, имеющих лидерский потенциал – это люди, которые в перспективе могут занять руководящие должности в организации.
При оценке и отборе кандидата для выдвижения на вакантную должность руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик:
1) гражданская зрелость:
способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
умение прислушиваться к людям, быть самокритичным;
2) отношение к труду:
чувство личной ответственности за порученное дело;
чуткое и внимательное отношение к людям;
трудолюбие;
личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
уровень эстетики работы;
3) уровень знаний:
наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
знание объективных основ управления производством;
знание передовых методов руководства;
знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, общая эрудиция;
4) организаторские способности:
умение организовать систему управления и свой труд;
умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;
умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры;
5) способность к руководству системой управления:
умение своевременно принимать решения;
способность обеспечить контроль их исполнения;
умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
уверенность в себе;
6) способность поддерживать передовое:
умение видеть новое;
умение распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;
умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
инициативность;
смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск;
7) морально-этические черты характера:
честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;
уравновешенность, выдержанность, вежливость;
настойчивость, общительность, обаяние;
скромность;
простота;
8) другие характеристики (хорошее здоровье, стаж работы на данном предприятии и на руководящей должности, опрятность и аккуратность внешнего вида).
Лоуренс Дж. Питер «Принцип Питера»
Основные этапы подготовки резерва:
1) определение ключевых должностей, оказывающих особое влияние на деятельность организации, и плана их замещения;
2) определение характеристик будущих руководителей, т. е. компетенций, необходимых для эффективной работы в должности руководителя;
3) отбор кандидатов в резерв руководителей; осуществляется высшим руководством совместно со службой управления персоналом. Отбор производится с учетом трех основных критериев:
соответствие индивидуальных характеристик кандидата профилю идеального руководителя (метод экспертных оценок, тестирование);
соответствие результатов работы в занимаемой в данный момент должности и в занимаемых ранее должностях;
степень готовности кандидата;
4) определение потребностей развития (на основе п. 3);
5) подготовка планов развития (планы развития содержат конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию разрыва между идеальным портретом и конкретными показателями оценки претендентов);
6) реализация планов подготовки преемников;
7) оценка прогресса развития, в результате чего происходит корректировка плана развития или изменение состава преемников;
8) назначение на должность; обсуждение готовности преемников и решение о назначении руководство принимает заблаговременно до фактического освобождения ключевой должности;
9) адаптация. Новому сотруднику требуется информационная, организационная и моральная помощь со стороны руководителей, коллег, подчиненных. При этом может быть использован метод «близнецов», или «метод спаривания», при котором старый и новый руководитель некоторое время работают совместно (от нескольких недель до нескольких месяцев). Его минусом является возникающее двоевластие. Более эффективным методом адаптации является партнерство нового руководителя и его непосредственного начальника, когда в течение определенного периода (6—12 мес.) последний уделяет работе нового руководителя особое внимание, проводит регулярные встречи, оказывает помощь.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте характеристику особенностям карьеры в современных условиях.
2. Назовите основные типы карьер.
3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития карьеры менеджера.
4. Дайте характеристику основным личностным ориентациям по Дж. Голланду, определяющим выбор карьеры.
5. Что такое «якорь карьеры»?
6. Каким образом сочетается индивидуальное и организационное планирование карьеры?
7. Охарактеризуйте основные этапы работы с кадровым резервом.
Современные организации заинтересованы в профессиональном росте сотрудников на всех уровнях, но подготовке высших руководителей организации они должны уделять особое внимание. Если в компании освобождается место президента, то при приглашении на это место специалиста со стороны последнему требуется 3–6 месяцев, чтобы познакомиться с делами организации, 1–3 года – чтобы быть признанным в качестве «своего», от 2 до 5 лет – чтобы впитать культуру организации. У руководителя, работавшего ранее в компании, подобных проблем не возникает.
Система подготовки резерва руководителей предполагает решение трех задач:
1) выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2) подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности;
3) обеспечение плавного замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.
При работе с резервом руководителей большинство организаций выделяют две группы:
1) группа преемников или дублеров – это кандидаты на замещение определенных ключевых должностей компании, которые готовы к работе в этих должностях в настоящий момент или будут готовы к этому в ближайшем будущем;
2) группа молодых сотрудников, имеющих лидерский потенциал – это люди, которые в перспективе могут занять руководящие должности в организации.
При оценке и отборе кандидата для выдвижения на вакантную должность руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик:
1) гражданская зрелость:
способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
умение прислушиваться к людям, быть самокритичным;
2) отношение к труду:
чувство личной ответственности за порученное дело;
чуткое и внимательное отношение к людям;
трудолюбие;
личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
уровень эстетики работы;
3) уровень знаний:
наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
знание объективных основ управления производством;
знание передовых методов руководства;
знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, общая эрудиция;
4) организаторские способности:
умение организовать систему управления и свой труд;
умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;
умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры;
5) способность к руководству системой управления:
умение своевременно принимать решения;
способность обеспечить контроль их исполнения;
умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
уверенность в себе;
6) способность поддерживать передовое:
умение видеть новое;
умение распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;
умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
инициативность;
смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск;
7) морально-этические черты характера:
честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;
уравновешенность, выдержанность, вежливость;
настойчивость, общительность, обаяние;
скромность;
простота;
8) другие характеристики (хорошее здоровье, стаж работы на данном предприятии и на руководящей должности, опрятность и аккуратность внешнего вида).
Лоуренс Дж. Питер «Принцип Питера»
Основные этапы подготовки резерва:
1) определение ключевых должностей, оказывающих особое влияние на деятельность организации, и плана их замещения;
2) определение характеристик будущих руководителей, т. е. компетенций, необходимых для эффективной работы в должности руководителя;
3) отбор кандидатов в резерв руководителей; осуществляется высшим руководством совместно со службой управления персоналом. Отбор производится с учетом трех основных критериев:
соответствие индивидуальных характеристик кандидата профилю идеального руководителя (метод экспертных оценок, тестирование);
соответствие результатов работы в занимаемой в данный момент должности и в занимаемых ранее должностях;
степень готовности кандидата;
4) определение потребностей развития (на основе п. 3);
5) подготовка планов развития (планы развития содержат конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию разрыва между идеальным портретом и конкретными показателями оценки претендентов);
6) реализация планов подготовки преемников;
7) оценка прогресса развития, в результате чего происходит корректировка плана развития или изменение состава преемников;
8) назначение на должность; обсуждение готовности преемников и решение о назначении руководство принимает заблаговременно до фактического освобождения ключевой должности;
9) адаптация. Новому сотруднику требуется информационная, организационная и моральная помощь со стороны руководителей, коллег, подчиненных. При этом может быть использован метод «близнецов», или «метод спаривания», при котором старый и новый руководитель некоторое время работают совместно (от нескольких недель до нескольких месяцев). Его минусом является возникающее двоевластие. Более эффективным методом адаптации является партнерство нового руководителя и его непосредственного начальника, когда в течение определенного периода (6—12 мес.) последний уделяет работе нового руководителя особое внимание, проводит регулярные встречи, оказывает помощь.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте характеристику особенностям карьеры в современных условиях.
2. Назовите основные типы карьер.
3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития карьеры менеджера.
4. Дайте характеристику основным личностным ориентациям по Дж. Голланду, определяющим выбор карьеры.
5. Что такое «якорь карьеры»?
6. Каким образом сочетается индивидуальное и организационное планирование карьеры?
7. Охарактеризуйте основные этапы работы с кадровым резервом.