Полная инвентаризация товарно-материальных ценностей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
В некоторых случаях для выявления возможных злоупотреблений, хищений и иных негативных проявлений необходимо провести полную инвентаризацию хранящихся на складе товарно-материальных ценностей.
Следует отметить, что в законодательстве четко определены ситуации, когда необходимо проведение инвентаризации: при смене материально ответственных лиц, окончании календарного года, после обнаружения кражи, после случившихся форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т. п.). Однако при наличии соответствующих оснований целесообразно проведение внеплановых инвентаризаций.
Порядок проведения полной инвентаризации отличается от проведения внезапных или тематических проверок. Во-первых, руководитель должен издать соответствующий приказ. Во-вторых, необходимо создать инвентаризационную комиссию, состав которой отразить в приказе. В рассматриваемом случае в качестве председателя комиссии следует назначить директора (ведь именно он является инициатором проведения инвентаризации).
Далее следует поручить бухгалтеру подготовку инвентаризационной ведомости. Форма этой ведомости утверждена законодательно. В инвентаризационной ведомости указывается состав комиссии, дата проведения инвентаризации и иные обязательные реквизиты, в частности – полный перечень номенклатуры. Кроме этого, в ведомости отражаются остатки товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета, фактические остатки, установленные в результате проведения инвентаризации, и отклонение фактических данных от данных бухгалтерского учета. Фактические данные вносятся в ведомость в процессе проведения инвентаризации (по принципу «посчитал реальный остаток – записал в ведомость»).
По окончании инвентаризации осуществляется сверка остатков товарно-материальных ценностей, числящихся по данным бухгалтерского учета, с фактическими остатками. При обнаружении излишков или недостач составляется соответствующий акт, а также фиксируются объяснения материально ответственных лиц.
Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что перед проведением полной инвентаризации, в отличие от выборочных и тематических проверок, не нужно сверять складские ордера с первичными документами и бухгалтерской ведомостью движения и остатков товарно-материальных ценностей. Выполнение такой сверки по всей номенклатуре – слишком трудоемкая работа, которая отнимет очень много времени. Поэтому сначала нужно провести инвентаризацию, сверить фактические данные с бухгалтерскими и уже по тем позициям, по которым обнаружен излишек или недостача, провести такую сверку. Не исключено, что будут найдены какие-либо несоответствия.
Обычно о проведении полной инвентаризации информируют заведующего складом. Это необходимо для того, чтобы в день инвентаризации не производился прием или отпуск товарно-материальных ценностей со склада. Однако о внезапной инвентаризации можно никого не предупреждать: если какой-то товар был принят на склад или отпущен в день проведения инвентаризации, то это должно быть подтверждено соответствующими документами (накладными).
В некоторых случаях для выявления возможных злоупотреблений, хищений и иных негативных проявлений необходимо провести полную инвентаризацию хранящихся на складе товарно-материальных ценностей.
Следует отметить, что в законодательстве четко определены ситуации, когда необходимо проведение инвентаризации: при смене материально ответственных лиц, окончании календарного года, после обнаружения кражи, после случившихся форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т. п.). Однако при наличии соответствующих оснований целесообразно проведение внеплановых инвентаризаций.
Порядок проведения полной инвентаризации отличается от проведения внезапных или тематических проверок. Во-первых, руководитель должен издать соответствующий приказ. Во-вторых, необходимо создать инвентаризационную комиссию, состав которой отразить в приказе. В рассматриваемом случае в качестве председателя комиссии следует назначить директора (ведь именно он является инициатором проведения инвентаризации).
Далее следует поручить бухгалтеру подготовку инвентаризационной ведомости. Форма этой ведомости утверждена законодательно. В инвентаризационной ведомости указывается состав комиссии, дата проведения инвентаризации и иные обязательные реквизиты, в частности – полный перечень номенклатуры. Кроме этого, в ведомости отражаются остатки товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета, фактические остатки, установленные в результате проведения инвентаризации, и отклонение фактических данных от данных бухгалтерского учета. Фактические данные вносятся в ведомость в процессе проведения инвентаризации (по принципу «посчитал реальный остаток – записал в ведомость»).
По окончании инвентаризации осуществляется сверка остатков товарно-материальных ценностей, числящихся по данным бухгалтерского учета, с фактическими остатками. При обнаружении излишков или недостач составляется соответствующий акт, а также фиксируются объяснения материально ответственных лиц.
Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что перед проведением полной инвентаризации, в отличие от выборочных и тематических проверок, не нужно сверять складские ордера с первичными документами и бухгалтерской ведомостью движения и остатков товарно-материальных ценностей. Выполнение такой сверки по всей номенклатуре – слишком трудоемкая работа, которая отнимет очень много времени. Поэтому сначала нужно провести инвентаризацию, сверить фактические данные с бухгалтерскими и уже по тем позициям, по которым обнаружен излишек или недостача, провести такую сверку. Не исключено, что будут найдены какие-либо несоответствия.
Обычно о проведении полной инвентаризации информируют заведующего складом. Это необходимо для того, чтобы в день инвентаризации не производился прием или отпуск товарно-материальных ценностей со склада. Однако о внезапной инвентаризации можно никого не предупреждать: если какой-то товар был принят на склад или отпущен в день проведения инвентаризации, то это должно быть подтверждено соответствующими документами (накладными).