Отражение операций в учете
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
Теперь, когда вы познакомились с основными элементами и понятиями бухгалтерского учета, рассмотрим порядок отражения в учете финансово-хозяйственных операций на примере одной из наиболее распространенных сделок – получения от контрагента товарно-материальных ценностей и последующего расчета за них в безналичном порядке.
Предположим, что предприятие приобретает у контрагента ООО «Поставщик» партию товарно-материальных ценностей: эмаль белая в количестве 100 банок по цене 120 руб. за банку на сумму 12 000 руб. и эмаль голубая в количестве 80 банок по цене 140 руб. за банку на сумму 11 200 руб. При этом НДС в размере 18 % не входит в цену товара, поэтому общая сумма сделки составляет 27 376 руб. (12 000 + 11 200 = 23 200 руб.; 23 200 х 18 /100 = 4 176 руб.; 23 200 + 4 176 = 27 376 руб.). Расчет за полученные товарно-материальные ценности осуществляется путем перечисления безналичных денежных средств на счет поставщика не позднее чем через три банковских дня после получения товара, что соответствующим образом отражено в договоре.
Для учета указанных товарно-материальных ценностей в бухгалтерии предприятия используется счет 10 «Материалы» субсчет 01 «Сырье и материалы». Расчет с поставщиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», НДС по полученным ценностям учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» субсчет 03 «НДС по приобретенным товарно-производственным запасам». Безналичные денежные средства предприятия в рублях отражаются на счете 51 «Расчетные счета». НДС по расчетам с бюджетом учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 03 «НДС». В данном примере понадобятся все перечисленные счета; они соответствуют Типовому плану счетов, действующему на территории Российской Федерации.
После того как товарно-материальные ценности поступили на склад, в бухгалтерию поступает накладная с копией приходного складского ордера (разумеется, количество поступивших ценностей в накладной и в приходном ордере должно совпадать). На основании этих документов бухгалтер делает следующую бухгалтерскую проводку: «Дебет 10/01 „Сырье и материалы“ Кредит 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ на сумму 23 200 руб. (стоимость поступивших ценностей без НДС)». Однако это данные синтетического учета. В аналитическом учете бухгалтер отражает номенклатуру, количество и цену за единицу измерения поступивших ценностей, с одной стороны, и относит сумму возникшей задолженности (кредит счета 60) на конкретного поставщика ООО «Поставщик»– с другой стороны. Аналогичным образом делается проводка на сумму НДС по поступившим ценностям: «Дебет счета 19/03 „НДС по приобретенным товарно-производственным запасам“ Кредит счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ (ООО „Поставщик“)» на сумму 4176 руб.
Предположим, что по всем счетам, используемым в данном примере, начальное сальдо отсутствует, то есть является нулевым (вообще-то это нетипичная ситуация, и мы ее принимаем только для упрощения примера и повышения его наглядности, чтобы не путаться в лишних цифрах); исключением будет являться счет 51 «Расчетные счета». По результатам приведенных выше бухгалтерских проводок, а также записей аналитического учета можно сформировать, например, такие бухгалтерские ведомости, как показано в табл. 1. Отмечу, что используемые на конкретном предприятии формы бухгалтерских ведомостей могут отличаться от приведенных, но суть от этого не меняется.
Таблица 1. Ведомость аналитического учета по счету 10/01
В данной ведомости К – это количество, Ц – цена за единицу измерения, С – сумма (количество умножить на цену).
Из приведенной ведомости аналитического учета следует, что на предприятие поступили товары «Эмаль белая» и «Эмаль голубая» общим количеством 180 банок на сумму 23 200 руб. без НДС. Сумма НДС по поступившим ценностям отражается в ведомости по счету 19/03 (табл. 2).
Таблица 2. Ведомость по счету 19/03
Информация о возникшей кредиторской задолженности показана в ведомости по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (табл. 3).
Таблица 3. Ведомость аналитического учета по счету 60
Обратите внимание: сумма дебетовых остатков по счетам 10/01 и 19/03 (см. соответствующие ведомости) равняется кредитовому остатку по счету 60 (23 200 + 4176 = 27 376). Это значит, что сумма поступивших ценностей, НДС по ним и сумма возникшей кредиторской задолженности отражены в бухгалтерском учете правильно.
После того как предприятие полностью оплатило поставщику стоимость полученных товарно-материальных ценностей с НДС путем перечисления безналичных денежных средств со своего расчетного счета на счет поставщика, бухгалтер сделает следующую проводку: «Дебет счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ (ООО „Поставщик“) Кредит счета 51 „Расчетные счета“ на сумму 27 376 руб.». После этого наша ведомость аналитического учета по счету 60 примет вид, показанный в табл. 4.
Таблица 4. Ведомость аналитического учета по счету 60
Из этой ведомости видно, что сделка с поставщиком закрыта – стоимость полученных товарно-материальных ценностей с НДС оплачена полностью с расчетного счета (как это и предусмотрено договором). Конечное сальдо по ООО «Поставщик» отсутствует (см. табл. 4).
Однако, кроме этого, нужно принять к вычету сумму НДС, оплаченную поставщику, которая составляет 4176 руб. Для этого бухгалтер делает следующую проводку: «Дебет счета 68/03 „НДС“ Кредит счета 19/03 „НДС по приобретенным товарно-производственным запасам“ на сумму 4176 руб.». Теперь наша ведомость по счету 19/03 примет вид, показанный в табл. 5.
Таблица 5. Ведомость по счету 19/03
Теперь можно сказать, что выполнены все необходимые бухгалтерские операции для отражения в учете (или проведения по учету) сделки по получению от контрагента товарно-материальных ценностей и последующего расчета за них в безналичном порядке. Сводную информацию по нашей сделке в показателях синтетического учета (все корреспонденции счетов) удобно представить в так называемой «шахматной» ведомости, которая показана в табл. 6.
Таблица 6. Шахматная ведомость
Для проверки достоверности данных следует сложить все итоговые суммы по горизонтали и по вертикали (строка «Итого» и столбец «Итого») – они должны сойтись; в рассматриваемом примере «проверочная сумма» равняется 58 928 (см. правую нижнюю ячейку ведомости).
В результате проведения сделки по учету активы предприятия, с одной стороны, увеличились на 27 376 руб.: 23 200 руб. – это стоимость полученных товарно-материальных ценностей, 4176 руб. – сумма НДС по ним, которая принята к вычету (иначе говоря, на эту сумму уменьшится сумма НДС, которую предприятие должно будет уплатить в бюджет по результатам своей деятельности в отчетном периоде). С другой стороны, на эту же сумму активы предприятия и уменьшились – имеется в виду количество денежных средств, которые были перечислены поставщику с расчетного счета. Если бы оплата не была произведена, то увеличение активов было бы «сбалансировано» увеличением пассивов на эту же сумму (имеется в виду остаток по кредиту счета 60, который свидетельствовал бы о наличии задолженности перед поставщиком ООО «Поставщик»).
Теперь, когда вы познакомились с основными элементами и понятиями бухгалтерского учета, рассмотрим порядок отражения в учете финансово-хозяйственных операций на примере одной из наиболее распространенных сделок – получения от контрагента товарно-материальных ценностей и последующего расчета за них в безналичном порядке.
Предположим, что предприятие приобретает у контрагента ООО «Поставщик» партию товарно-материальных ценностей: эмаль белая в количестве 100 банок по цене 120 руб. за банку на сумму 12 000 руб. и эмаль голубая в количестве 80 банок по цене 140 руб. за банку на сумму 11 200 руб. При этом НДС в размере 18 % не входит в цену товара, поэтому общая сумма сделки составляет 27 376 руб. (12 000 + 11 200 = 23 200 руб.; 23 200 х 18 /100 = 4 176 руб.; 23 200 + 4 176 = 27 376 руб.). Расчет за полученные товарно-материальные ценности осуществляется путем перечисления безналичных денежных средств на счет поставщика не позднее чем через три банковских дня после получения товара, что соответствующим образом отражено в договоре.
Для учета указанных товарно-материальных ценностей в бухгалтерии предприятия используется счет 10 «Материалы» субсчет 01 «Сырье и материалы». Расчет с поставщиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», НДС по полученным ценностям учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» субсчет 03 «НДС по приобретенным товарно-производственным запасам». Безналичные денежные средства предприятия в рублях отражаются на счете 51 «Расчетные счета». НДС по расчетам с бюджетом учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 03 «НДС». В данном примере понадобятся все перечисленные счета; они соответствуют Типовому плану счетов, действующему на территории Российской Федерации.
После того как товарно-материальные ценности поступили на склад, в бухгалтерию поступает накладная с копией приходного складского ордера (разумеется, количество поступивших ценностей в накладной и в приходном ордере должно совпадать). На основании этих документов бухгалтер делает следующую бухгалтерскую проводку: «Дебет 10/01 „Сырье и материалы“ Кредит 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ на сумму 23 200 руб. (стоимость поступивших ценностей без НДС)». Однако это данные синтетического учета. В аналитическом учете бухгалтер отражает номенклатуру, количество и цену за единицу измерения поступивших ценностей, с одной стороны, и относит сумму возникшей задолженности (кредит счета 60) на конкретного поставщика ООО «Поставщик»– с другой стороны. Аналогичным образом делается проводка на сумму НДС по поступившим ценностям: «Дебет счета 19/03 „НДС по приобретенным товарно-производственным запасам“ Кредит счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ (ООО „Поставщик“)» на сумму 4176 руб.
Предположим, что по всем счетам, используемым в данном примере, начальное сальдо отсутствует, то есть является нулевым (вообще-то это нетипичная ситуация, и мы ее принимаем только для упрощения примера и повышения его наглядности, чтобы не путаться в лишних цифрах); исключением будет являться счет 51 «Расчетные счета». По результатам приведенных выше бухгалтерских проводок, а также записей аналитического учета можно сформировать, например, такие бухгалтерские ведомости, как показано в табл. 1. Отмечу, что используемые на конкретном предприятии формы бухгалтерских ведомостей могут отличаться от приведенных, но суть от этого не меняется.
Таблица 1. Ведомость аналитического учета по счету 10/01
В данной ведомости К – это количество, Ц – цена за единицу измерения, С – сумма (количество умножить на цену).
Из приведенной ведомости аналитического учета следует, что на предприятие поступили товары «Эмаль белая» и «Эмаль голубая» общим количеством 180 банок на сумму 23 200 руб. без НДС. Сумма НДС по поступившим ценностям отражается в ведомости по счету 19/03 (табл. 2).
Таблица 2. Ведомость по счету 19/03
Информация о возникшей кредиторской задолженности показана в ведомости по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (табл. 3).
Таблица 3. Ведомость аналитического учета по счету 60
Обратите внимание: сумма дебетовых остатков по счетам 10/01 и 19/03 (см. соответствующие ведомости) равняется кредитовому остатку по счету 60 (23 200 + 4176 = 27 376). Это значит, что сумма поступивших ценностей, НДС по ним и сумма возникшей кредиторской задолженности отражены в бухгалтерском учете правильно.
После того как предприятие полностью оплатило поставщику стоимость полученных товарно-материальных ценностей с НДС путем перечисления безналичных денежных средств со своего расчетного счета на счет поставщика, бухгалтер сделает следующую проводку: «Дебет счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ (ООО „Поставщик“) Кредит счета 51 „Расчетные счета“ на сумму 27 376 руб.». После этого наша ведомость аналитического учета по счету 60 примет вид, показанный в табл. 4.
Таблица 4. Ведомость аналитического учета по счету 60
Из этой ведомости видно, что сделка с поставщиком закрыта – стоимость полученных товарно-материальных ценностей с НДС оплачена полностью с расчетного счета (как это и предусмотрено договором). Конечное сальдо по ООО «Поставщик» отсутствует (см. табл. 4).
Однако, кроме этого, нужно принять к вычету сумму НДС, оплаченную поставщику, которая составляет 4176 руб. Для этого бухгалтер делает следующую проводку: «Дебет счета 68/03 „НДС“ Кредит счета 19/03 „НДС по приобретенным товарно-производственным запасам“ на сумму 4176 руб.». Теперь наша ведомость по счету 19/03 примет вид, показанный в табл. 5.
Таблица 5. Ведомость по счету 19/03
Теперь можно сказать, что выполнены все необходимые бухгалтерские операции для отражения в учете (или проведения по учету) сделки по получению от контрагента товарно-материальных ценностей и последующего расчета за них в безналичном порядке. Сводную информацию по нашей сделке в показателях синтетического учета (все корреспонденции счетов) удобно представить в так называемой «шахматной» ведомости, которая показана в табл. 6.
Таблица 6. Шахматная ведомость
Для проверки достоверности данных следует сложить все итоговые суммы по горизонтали и по вертикали (строка «Итого» и столбец «Итого») – они должны сойтись; в рассматриваемом примере «проверочная сумма» равняется 58 928 (см. правую нижнюю ячейку ведомости).
В результате проведения сделки по учету активы предприятия, с одной стороны, увеличились на 27 376 руб.: 23 200 руб. – это стоимость полученных товарно-материальных ценностей, 4176 руб. – сумма НДС по ним, которая принята к вычету (иначе говоря, на эту сумму уменьшится сумма НДС, которую предприятие должно будет уплатить в бюджет по результатам своей деятельности в отчетном периоде). С другой стороны, на эту же сумму активы предприятия и уменьшились – имеется в виду количество денежных средств, которые были перечислены поставщику с расчетного счета. Если бы оплата не была произведена, то увеличение активов было бы «сбалансировано» увеличением пассивов на эту же сумму (имеется в виду остаток по кредиту счета 60, который свидетельствовал бы о наличии задолженности перед поставщиком ООО «Поставщик»).