Проверка учета основных средств

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

В предыдущей главе мы узнали, каким образом недобросовестный бухгалтер может найти способ личного обогащения путем махинаций с учетом основных средств. Рассмотрим, как руководитель предприятия может обнаружить подобные злоупотребления.

Сначала следует определиться с тем, учет каких основных средств и за какой интервал времени вы желаете проверить. После этого нужно потребовать в бухгалтерии соответствующие документы: карточки учета основных средств, акт ввода объекта основных средств в эксплуатацию, ведомость начисления амортизации, заверенную подписью бухгалтера. В некоторых случаях (например, если объект основного средства поступил на предприятие в проверяемый период) могут понадобиться также документы, подтверждающие их приобретение: договор (контракт) на поставку объекта (объектов) и товарно-транспортная накладная.

Нужно проследить правильность начисления износа. При неправильном начислении (например, если нормы завышены) полная стоимость объекта основных средств будет списана быстрее. В результате может сложиться ситуация, когда объект основных средств, будучи в неплохом и вполне рабочем состоянии, окажется полностью списанным; разумеется, недобросовестный бухгалтер не преминет воспользоваться удобной возможностью нагреть на этом руки.

Как же определить правильность начисления износа? Для начала нужно узнать у бухгалтера нормы начисления амортизации на каждый из проверяемых видов основных средств. Обычно эти нормы указываются в процентах в год – например, 10 % от полной стоимости объекта. Очевидно, что если износ начисляется ежемесячно, то годовую сумму износа следует разделить на 12; при ежеквартальном начислении износа годовую сумму износа нужно разделить на 4. Кстати, нормы начисления амортизации можно узнать не только у бухгалтера: они закреплены законодательно, и их можно как приобрести в магазине специализированной литературы, так и найти в Интернете.

После того как вы рассчитали сумму амортизации каждого проверяемого объекта основных средств, можно приступать к проверке правильности начисления износа. Для этого нужно взять ведомость, которую предоставил вам бухгалтер, и подробно сверить все начисленные суммы износа с той суммой, которая получилась у вас. Если вы обнаружили расхождение (особенно если сумма начисления износа в бухгалтерской ведомости превышает получившуюся у вас), то следует потребовать у бухгалтера объяснений, почему он начисляет амортизацию в размере, большем разрешенного законодательно.

Если превышение норм начисления и списания амортизации обнаружат налоговые органы, то это повлечет за собой серьезные финансовые санкции. Ведь суммы начисленной амортизации списываются на затраты предприятия; следовательно, при превышении норм амортизации увеличивается сумма затрат и соответственно уменьшается налогооблагаемая прибыль, что является серьезным нарушением налогового законодательства.

Зная это, опытный бухгалтер может пойти на хитрость. Начислять амортизацию он будет по завышенным нормам, а списывать начисленный износ на затраты – в пределах установленных норм. Остальная сумма амортизации будет списываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В такой ситуации при проведении проверки налоговые органы могут не предъявлять претензий: ведь на затраты относится сумма амортизации в пределах установленных норм, следовательно, сумма затрат не завышается, а налогооблагаемая прибыль не занижается. В то же время объект (объекты) основных средств списывается в ускоренном порядке, в результате чего он будет полностью списан намного раньше нормативного срока службы.

После того как вы проверили правильность начисления и списания амортизации, следует посмотреть на остаточную стоимость проверяемых основных средств. Если вы видите, что стоимость того или иного объекта в скором времени будет полностью списана, рекомендуется лично проверить его состояние. Кто знает – может, даже после списания с него можно будет получить хоть какой-то доход? В качестве примера можно привести легковой автомобиль: допустим, его стоимость списана полностью, но он еще находится во вполне рабочем состоянии. Это, кстати, неудивительно: хотя полная стоимость какого-либо автомобиля должна списываться через 10 лет, по российским меркам такой автомобиль считается вполне работоспособным.

Что касается автомобилей, то их полная стоимость списывается в зависимости не только от срока службы, но еще и от пробега. Ресурс каждого автомобиля, выраженный в километрах пробега, устанавливается предприятием-производителем и указывается в техническом паспорте.

С автомобиля, на всю стоимость которого начислен износ, можно снять некоторые запасные части, после чего продать их: как известно, рынок бывших в употреблении комплектующих в современной России процветает. Имейте в виду, что если вы этого не сделаете, то высока вероятность того, что это сделают другие сотрудники фирмы (например, бухгалтер, вступивший в сговор с водителем, который работал на списанном автомобиле).

Часто у руководителей и бухгалтеров предприятий возникает вопрос, как законным образом завершить списание и утилизацию автомобиля. На самом деле, ведь не отправлять же на свалку автомобиль, у которого остались вполне пригодные к эксплуатации запасные части – лобовое, боковые и заднее стекла, зеркала, спидометр, крылья, крышка багажника (у легковых автомобилей), капот и т. д. Эти запчасти вполне могут послужить другому аналогичному автомобилю.

Согласно действующему законодательству нужно снять со списанного автомобиля пригодные к эксплуатации запасные части и оприходовать их на склад. При этом стоимость каждой запасной части определяется индивидуально, с учетом износа. Обычно для оценки снятых со списанной машины запасных частей создается специальная комиссия. При этом принимаются во внимание многие факторы: внешний вид детали, нормы начисления износа на нее (при наличии таковых), интенсивность эксплуатации и др.

После того как все более-менее пригодные запасные части сняты со списанного автомобиля и оприходованы на склад, следует связаться с организацией, занимающейся переработкой либо утилизацией металлолома, и заключить с ними договор. Перед тем как забрать остатки автомобиля, они выдадут вам соответствующий документ. И только после этого можно считать, что списание автомобиля осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством.

Однако мало кто из проверяющих органов обращает внимание на оприходование на склад запасных частей со списанного автомобиля и сдачу его специализированной организации для дальнейшей утилизации или переработки. Обычно все ограничивается проверкой правильности начисления и списания амортизации основных средств.

После проверки состояния основных средств, которые в скором времени должны быть списаны (при наличии таковых), следует проверить наличие всех проверяемых основных средств, не забывая при этом сверять их инвентарные номера. Среди руководителей предприятий и организаций бытует ошибочное мнение, что несписанные основные средства никто не ворует в первую очередь из-за их больших размеров. И правда, как незаметно украсть станок или угнать принадлежащий фирме автомобиль? Ведь о таком ЧП сразу станет известно окружающим: кражу станка обнаружит тот, кто на нем работает, кражу автомобиля – начальник гаража, водитель или механик.

Однако существуют и менее габаритные объекты: компьютеры, факсы, копировальные аппараты, сканеры и иная оргтехника. Например, сканер похитить совсем несложно – нередко он помещается в рабочем портфеле. Хитрый мошенник не похитит сканер, а просто заменит его более старым, подделав инвентарный номер. Именно поэтому при проверке фактического наличия основных средств нужно учитывать и их внешний вид, и производителя, и дату изготовления – не исключено, что такая бдительность принесет свои плоды.

Следует также обращать внимание на комплектность объектов основных средств. Например, станок может поставляться в комплекте с защитным экраном, автомобиль – с чехлом для стоянки. Это указывается предприятием-изготовителем в техническом паспорте объекта.

Особое внимание при проверке следует уделять тем объектам, которые подвергались ремонту или нуждаются в периодическом обслуживании сторонней организацией. Необходимо попросить у бухгалтера все документы, относящиеся к ремонту и обслуживанию, поинтересоваться, каким образом списывались соответствующие затраты. Не будет лишним самостоятельно проверить нынешнюю стоимость аналогичных работ – как вы уже знаете, фирмы, которые занимаются ремонтом и обслуживанием, нередко искусственно завышают стоимость работ, а бухгалтер закрывает на это глаза.

В предыдущей главе мы узнали, каким образом недобросовестный бухгалтер может найти способ личного обогащения путем махинаций с учетом основных средств. Рассмотрим, как руководитель предприятия может обнаружить подобные злоупотребления.

Сначала следует определиться с тем, учет каких основных средств и за какой интервал времени вы желаете проверить. После этого нужно потребовать в бухгалтерии соответствующие документы: карточки учета основных средств, акт ввода объекта основных средств в эксплуатацию, ведомость начисления амортизации, заверенную подписью бухгалтера. В некоторых случаях (например, если объект основного средства поступил на предприятие в проверяемый период) могут понадобиться также документы, подтверждающие их приобретение: договор (контракт) на поставку объекта (объектов) и товарно-транспортная накладная.

Нужно проследить правильность начисления износа. При неправильном начислении (например, если нормы завышены) полная стоимость объекта основных средств будет списана быстрее. В результате может сложиться ситуация, когда объект основных средств, будучи в неплохом и вполне рабочем состоянии, окажется полностью списанным; разумеется, недобросовестный бухгалтер не преминет воспользоваться удобной возможностью нагреть на этом руки.

Как же определить правильность начисления износа? Для начала нужно узнать у бухгалтера нормы начисления амортизации на каждый из проверяемых видов основных средств. Обычно эти нормы указываются в процентах в год – например, 10 % от полной стоимости объекта. Очевидно, что если износ начисляется ежемесячно, то годовую сумму износа следует разделить на 12; при ежеквартальном начислении износа годовую сумму износа нужно разделить на 4. Кстати, нормы начисления амортизации можно узнать не только у бухгалтера: они закреплены законодательно, и их можно как приобрести в магазине специализированной литературы, так и найти в Интернете.

После того как вы рассчитали сумму амортизации каждого проверяемого объекта основных средств, можно приступать к проверке правильности начисления износа. Для этого нужно взять ведомость, которую предоставил вам бухгалтер, и подробно сверить все начисленные суммы износа с той суммой, которая получилась у вас. Если вы обнаружили расхождение (особенно если сумма начисления износа в бухгалтерской ведомости превышает получившуюся у вас), то следует потребовать у бухгалтера объяснений, почему он начисляет амортизацию в размере, большем разрешенного законодательно.

Если превышение норм начисления и списания амортизации обнаружат налоговые органы, то это повлечет за собой серьезные финансовые санкции. Ведь суммы начисленной амортизации списываются на затраты предприятия; следовательно, при превышении норм амортизации увеличивается сумма затрат и соответственно уменьшается налогооблагаемая прибыль, что является серьезным нарушением налогового законодательства.

Зная это, опытный бухгалтер может пойти на хитрость. Начислять амортизацию он будет по завышенным нормам, а списывать начисленный износ на затраты – в пределах установленных норм. Остальная сумма амортизации будет списываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В такой ситуации при проведении проверки налоговые органы могут не предъявлять претензий: ведь на затраты относится сумма амортизации в пределах установленных норм, следовательно, сумма затрат не завышается, а налогооблагаемая прибыль не занижается. В то же время объект (объекты) основных средств списывается в ускоренном порядке, в результате чего он будет полностью списан намного раньше нормативного срока службы.

После того как вы проверили правильность начисления и списания амортизации, следует посмотреть на остаточную стоимость проверяемых основных средств. Если вы видите, что стоимость того или иного объекта в скором времени будет полностью списана, рекомендуется лично проверить его состояние. Кто знает – может, даже после списания с него можно будет получить хоть какой-то доход? В качестве примера можно привести легковой автомобиль: допустим, его стоимость списана полностью, но он еще находится во вполне рабочем состоянии. Это, кстати, неудивительно: хотя полная стоимость какого-либо автомобиля должна списываться через 10 лет, по российским меркам такой автомобиль считается вполне работоспособным.

Что касается автомобилей, то их полная стоимость списывается в зависимости не только от срока службы, но еще и от пробега. Ресурс каждого автомобиля, выраженный в километрах пробега, устанавливается предприятием-производителем и указывается в техническом паспорте.

С автомобиля, на всю стоимость которого начислен износ, можно снять некоторые запасные части, после чего продать их: как известно, рынок бывших в употреблении комплектующих в современной России процветает. Имейте в виду, что если вы этого не сделаете, то высока вероятность того, что это сделают другие сотрудники фирмы (например, бухгалтер, вступивший в сговор с водителем, который работал на списанном автомобиле).

Часто у руководителей и бухгалтеров предприятий возникает вопрос, как законным образом завершить списание и утилизацию автомобиля. На самом деле, ведь не отправлять же на свалку автомобиль, у которого остались вполне пригодные к эксплуатации запасные части – лобовое, боковые и заднее стекла, зеркала, спидометр, крылья, крышка багажника (у легковых автомобилей), капот и т. д. Эти запчасти вполне могут послужить другому аналогичному автомобилю.

Согласно действующему законодательству нужно снять со списанного автомобиля пригодные к эксплуатации запасные части и оприходовать их на склад. При этом стоимость каждой запасной части определяется индивидуально, с учетом износа. Обычно для оценки снятых со списанной машины запасных частей создается специальная комиссия. При этом принимаются во внимание многие факторы: внешний вид детали, нормы начисления износа на нее (при наличии таковых), интенсивность эксплуатации и др.

После того как все более-менее пригодные запасные части сняты со списанного автомобиля и оприходованы на склад, следует связаться с организацией, занимающейся переработкой либо утилизацией металлолома, и заключить с ними договор. Перед тем как забрать остатки автомобиля, они выдадут вам соответствующий документ. И только после этого можно считать, что списание автомобиля осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством.

Однако мало кто из проверяющих органов обращает внимание на оприходование на склад запасных частей со списанного автомобиля и сдачу его специализированной организации для дальнейшей утилизации или переработки. Обычно все ограничивается проверкой правильности начисления и списания амортизации основных средств.

После проверки состояния основных средств, которые в скором времени должны быть списаны (при наличии таковых), следует проверить наличие всех проверяемых основных средств, не забывая при этом сверять их инвентарные номера. Среди руководителей предприятий и организаций бытует ошибочное мнение, что несписанные основные средства никто не ворует в первую очередь из-за их больших размеров. И правда, как незаметно украсть станок или угнать принадлежащий фирме автомобиль? Ведь о таком ЧП сразу станет известно окружающим: кражу станка обнаружит тот, кто на нем работает, кражу автомобиля – начальник гаража, водитель или механик.

Однако существуют и менее габаритные объекты: компьютеры, факсы, копировальные аппараты, сканеры и иная оргтехника. Например, сканер похитить совсем несложно – нередко он помещается в рабочем портфеле. Хитрый мошенник не похитит сканер, а просто заменит его более старым, подделав инвентарный номер. Именно поэтому при проверке фактического наличия основных средств нужно учитывать и их внешний вид, и производителя, и дату изготовления – не исключено, что такая бдительность принесет свои плоды.

Следует также обращать внимание на комплектность объектов основных средств. Например, станок может поставляться в комплекте с защитным экраном, автомобиль – с чехлом для стоянки. Это указывается предприятием-изготовителем в техническом паспорте объекта.

Особое внимание при проверке следует уделять тем объектам, которые подвергались ремонту или нуждаются в периодическом обслуживании сторонней организацией. Необходимо попросить у бухгалтера все документы, относящиеся к ремонту и обслуживанию, поинтересоваться, каким образом списывались соответствующие затраты. Не будет лишним самостоятельно проверить нынешнюю стоимость аналогичных работ – как вы уже знаете, фирмы, которые занимаются ремонтом и обслуживанием, нередко искусственно завышают стоимость работ, а бухгалтер закрывает на это глаза.