Проверка учета основных средств
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
В предыдущей главе мы узнали, каким образом недобросовестный бухгалтер может найти способ личного обогащения путем махинаций с учетом основных средств. Рассмотрим, как руководитель предприятия может обнаружить подобные злоупотребления.
Сначала следует определиться с тем, учет каких основных средств и за какой интервал времени вы желаете проверить. После этого нужно потребовать в бухгалтерии соответствующие документы: карточки учета основных средств, акт ввода объекта основных средств в эксплуатацию, ведомость начисления амортизации, заверенную подписью бухгалтера. В некоторых случаях (например, если объект основного средства поступил на предприятие в проверяемый период) могут понадобиться также документы, подтверждающие их приобретение: договор (контракт) на поставку объекта (объектов) и товарно-транспортная накладная.
Нужно проследить правильность начисления износа. При неправильном начислении (например, если нормы завышены) полная стоимость объекта основных средств будет списана быстрее. В результате может сложиться ситуация, когда объект основных средств, будучи в неплохом и вполне рабочем состоянии, окажется полностью списанным; разумеется, недобросовестный бухгалтер не преминет воспользоваться удобной возможностью нагреть на этом руки.
Как же определить правильность начисления износа? Для начала нужно узнать у бухгалтера нормы начисления амортизации на каждый из проверяемых видов основных средств. Обычно эти нормы указываются в процентах в год – например, 10 % от полной стоимости объекта. Очевидно, что если износ начисляется ежемесячно, то годовую сумму износа следует разделить на 12; при ежеквартальном начислении износа годовую сумму износа нужно разделить на 4. Кстати, нормы начисления амортизации можно узнать не только у бухгалтера: они закреплены законодательно, и их можно как приобрести в магазине специализированной литературы, так и найти в Интернете.
После того как вы рассчитали сумму амортизации каждого проверяемого объекта основных средств, можно приступать к проверке правильности начисления износа. Для этого нужно взять ведомость, которую предоставил вам бухгалтер, и подробно сверить все начисленные суммы износа с той суммой, которая получилась у вас. Если вы обнаружили расхождение (особенно если сумма начисления износа в бухгалтерской ведомости превышает получившуюся у вас), то следует потребовать у бухгалтера объяснений, почему он начисляет амортизацию в размере, большем разрешенного законодательно.
Если превышение норм начисления и списания амортизации обнаружат налоговые органы, то это повлечет за собой серьезные финансовые санкции. Ведь суммы начисленной амортизации списываются на затраты предприятия; следовательно, при превышении норм амортизации увеличивается сумма затрат и соответственно уменьшается налогооблагаемая прибыль, что является серьезным нарушением налогового законодательства.
Зная это, опытный бухгалтер может пойти на хитрость. Начислять амортизацию он будет по завышенным нормам, а списывать начисленный износ на затраты – в пределах установленных норм. Остальная сумма амортизации будет списываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В такой ситуации при проведении проверки налоговые органы могут не предъявлять претензий: ведь на затраты относится сумма амортизации в пределах установленных норм, следовательно, сумма затрат не завышается, а налогооблагаемая прибыль не занижается. В то же время объект (объекты) основных средств списывается в ускоренном порядке, в результате чего он будет полностью списан намного раньше нормативного срока службы.
После того как вы проверили правильность начисления и списания амортизации, следует посмотреть на остаточную стоимость проверяемых основных средств. Если вы видите, что стоимость того или иного объекта в скором времени будет полностью списана, рекомендуется лично проверить его состояние. Кто знает – может, даже после списания с него можно будет получить хоть какой-то доход? В качестве примера можно привести легковой автомобиль: допустим, его стоимость списана полностью, но он еще находится во вполне рабочем состоянии. Это, кстати, неудивительно: хотя полная стоимость какого-либо автомобиля должна списываться через 10 лет, по российским меркам такой автомобиль считается вполне работоспособным.
Что касается автомобилей, то их полная стоимость списывается в зависимости не только от срока службы, но еще и от пробега. Ресурс каждого автомобиля, выраженный в километрах пробега, устанавливается предприятием-производителем и указывается в техническом паспорте.
С автомобиля, на всю стоимость которого начислен износ, можно снять некоторые запасные части, после чего продать их: как известно, рынок бывших в употреблении комплектующих в современной России процветает. Имейте в виду, что если вы этого не сделаете, то высока вероятность того, что это сделают другие сотрудники фирмы (например, бухгалтер, вступивший в сговор с водителем, который работал на списанном автомобиле).
Часто у руководителей и бухгалтеров предприятий возникает вопрос, как законным образом завершить списание и утилизацию автомобиля. На самом деле, ведь не отправлять же на свалку автомобиль, у которого остались вполне пригодные к эксплуатации запасные части – лобовое, боковые и заднее стекла, зеркала, спидометр, крылья, крышка багажника (у легковых автомобилей), капот и т. д. Эти запчасти вполне могут послужить другому аналогичному автомобилю.
Согласно действующему законодательству нужно снять со списанного автомобиля пригодные к эксплуатации запасные части и оприходовать их на склад. При этом стоимость каждой запасной части определяется индивидуально, с учетом износа. Обычно для оценки снятых со списанной машины запасных частей создается специальная комиссия. При этом принимаются во внимание многие факторы: внешний вид детали, нормы начисления износа на нее (при наличии таковых), интенсивность эксплуатации и др.
После того как все более-менее пригодные запасные части сняты со списанного автомобиля и оприходованы на склад, следует связаться с организацией, занимающейся переработкой либо утилизацией металлолома, и заключить с ними договор. Перед тем как забрать остатки автомобиля, они выдадут вам соответствующий документ. И только после этого можно считать, что списание автомобиля осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством.
Однако мало кто из проверяющих органов обращает внимание на оприходование на склад запасных частей со списанного автомобиля и сдачу его специализированной организации для дальнейшей утилизации или переработки. Обычно все ограничивается проверкой правильности начисления и списания амортизации основных средств.
После проверки состояния основных средств, которые в скором времени должны быть списаны (при наличии таковых), следует проверить наличие всех проверяемых основных средств, не забывая при этом сверять их инвентарные номера. Среди руководителей предприятий и организаций бытует ошибочное мнение, что несписанные основные средства никто не ворует в первую очередь из-за их больших размеров. И правда, как незаметно украсть станок или угнать принадлежащий фирме автомобиль? Ведь о таком ЧП сразу станет известно окружающим: кражу станка обнаружит тот, кто на нем работает, кражу автомобиля – начальник гаража, водитель или механик.
Однако существуют и менее габаритные объекты: компьютеры, факсы, копировальные аппараты, сканеры и иная оргтехника. Например, сканер похитить совсем несложно – нередко он помещается в рабочем портфеле. Хитрый мошенник не похитит сканер, а просто заменит его более старым, подделав инвентарный номер. Именно поэтому при проверке фактического наличия основных средств нужно учитывать и их внешний вид, и производителя, и дату изготовления – не исключено, что такая бдительность принесет свои плоды.
Следует также обращать внимание на комплектность объектов основных средств. Например, станок может поставляться в комплекте с защитным экраном, автомобиль – с чехлом для стоянки. Это указывается предприятием-изготовителем в техническом паспорте объекта.
Особое внимание при проверке следует уделять тем объектам, которые подвергались ремонту или нуждаются в периодическом обслуживании сторонней организацией. Необходимо попросить у бухгалтера все документы, относящиеся к ремонту и обслуживанию, поинтересоваться, каким образом списывались соответствующие затраты. Не будет лишним самостоятельно проверить нынешнюю стоимость аналогичных работ – как вы уже знаете, фирмы, которые занимаются ремонтом и обслуживанием, нередко искусственно завышают стоимость работ, а бухгалтер закрывает на это глаза.
В предыдущей главе мы узнали, каким образом недобросовестный бухгалтер может найти способ личного обогащения путем махинаций с учетом основных средств. Рассмотрим, как руководитель предприятия может обнаружить подобные злоупотребления.
Сначала следует определиться с тем, учет каких основных средств и за какой интервал времени вы желаете проверить. После этого нужно потребовать в бухгалтерии соответствующие документы: карточки учета основных средств, акт ввода объекта основных средств в эксплуатацию, ведомость начисления амортизации, заверенную подписью бухгалтера. В некоторых случаях (например, если объект основного средства поступил на предприятие в проверяемый период) могут понадобиться также документы, подтверждающие их приобретение: договор (контракт) на поставку объекта (объектов) и товарно-транспортная накладная.
Нужно проследить правильность начисления износа. При неправильном начислении (например, если нормы завышены) полная стоимость объекта основных средств будет списана быстрее. В результате может сложиться ситуация, когда объект основных средств, будучи в неплохом и вполне рабочем состоянии, окажется полностью списанным; разумеется, недобросовестный бухгалтер не преминет воспользоваться удобной возможностью нагреть на этом руки.
Как же определить правильность начисления износа? Для начала нужно узнать у бухгалтера нормы начисления амортизации на каждый из проверяемых видов основных средств. Обычно эти нормы указываются в процентах в год – например, 10 % от полной стоимости объекта. Очевидно, что если износ начисляется ежемесячно, то годовую сумму износа следует разделить на 12; при ежеквартальном начислении износа годовую сумму износа нужно разделить на 4. Кстати, нормы начисления амортизации можно узнать не только у бухгалтера: они закреплены законодательно, и их можно как приобрести в магазине специализированной литературы, так и найти в Интернете.
После того как вы рассчитали сумму амортизации каждого проверяемого объекта основных средств, можно приступать к проверке правильности начисления износа. Для этого нужно взять ведомость, которую предоставил вам бухгалтер, и подробно сверить все начисленные суммы износа с той суммой, которая получилась у вас. Если вы обнаружили расхождение (особенно если сумма начисления износа в бухгалтерской ведомости превышает получившуюся у вас), то следует потребовать у бухгалтера объяснений, почему он начисляет амортизацию в размере, большем разрешенного законодательно.
Если превышение норм начисления и списания амортизации обнаружат налоговые органы, то это повлечет за собой серьезные финансовые санкции. Ведь суммы начисленной амортизации списываются на затраты предприятия; следовательно, при превышении норм амортизации увеличивается сумма затрат и соответственно уменьшается налогооблагаемая прибыль, что является серьезным нарушением налогового законодательства.
Зная это, опытный бухгалтер может пойти на хитрость. Начислять амортизацию он будет по завышенным нормам, а списывать начисленный износ на затраты – в пределах установленных норм. Остальная сумма амортизации будет списываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В такой ситуации при проведении проверки налоговые органы могут не предъявлять претензий: ведь на затраты относится сумма амортизации в пределах установленных норм, следовательно, сумма затрат не завышается, а налогооблагаемая прибыль не занижается. В то же время объект (объекты) основных средств списывается в ускоренном порядке, в результате чего он будет полностью списан намного раньше нормативного срока службы.
После того как вы проверили правильность начисления и списания амортизации, следует посмотреть на остаточную стоимость проверяемых основных средств. Если вы видите, что стоимость того или иного объекта в скором времени будет полностью списана, рекомендуется лично проверить его состояние. Кто знает – может, даже после списания с него можно будет получить хоть какой-то доход? В качестве примера можно привести легковой автомобиль: допустим, его стоимость списана полностью, но он еще находится во вполне рабочем состоянии. Это, кстати, неудивительно: хотя полная стоимость какого-либо автомобиля должна списываться через 10 лет, по российским меркам такой автомобиль считается вполне работоспособным.
Что касается автомобилей, то их полная стоимость списывается в зависимости не только от срока службы, но еще и от пробега. Ресурс каждого автомобиля, выраженный в километрах пробега, устанавливается предприятием-производителем и указывается в техническом паспорте.
С автомобиля, на всю стоимость которого начислен износ, можно снять некоторые запасные части, после чего продать их: как известно, рынок бывших в употреблении комплектующих в современной России процветает. Имейте в виду, что если вы этого не сделаете, то высока вероятность того, что это сделают другие сотрудники фирмы (например, бухгалтер, вступивший в сговор с водителем, который работал на списанном автомобиле).
Часто у руководителей и бухгалтеров предприятий возникает вопрос, как законным образом завершить списание и утилизацию автомобиля. На самом деле, ведь не отправлять же на свалку автомобиль, у которого остались вполне пригодные к эксплуатации запасные части – лобовое, боковые и заднее стекла, зеркала, спидометр, крылья, крышка багажника (у легковых автомобилей), капот и т. д. Эти запчасти вполне могут послужить другому аналогичному автомобилю.
Согласно действующему законодательству нужно снять со списанного автомобиля пригодные к эксплуатации запасные части и оприходовать их на склад. При этом стоимость каждой запасной части определяется индивидуально, с учетом износа. Обычно для оценки снятых со списанной машины запасных частей создается специальная комиссия. При этом принимаются во внимание многие факторы: внешний вид детали, нормы начисления износа на нее (при наличии таковых), интенсивность эксплуатации и др.
После того как все более-менее пригодные запасные части сняты со списанного автомобиля и оприходованы на склад, следует связаться с организацией, занимающейся переработкой либо утилизацией металлолома, и заключить с ними договор. Перед тем как забрать остатки автомобиля, они выдадут вам соответствующий документ. И только после этого можно считать, что списание автомобиля осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством.
Однако мало кто из проверяющих органов обращает внимание на оприходование на склад запасных частей со списанного автомобиля и сдачу его специализированной организации для дальнейшей утилизации или переработки. Обычно все ограничивается проверкой правильности начисления и списания амортизации основных средств.
После проверки состояния основных средств, которые в скором времени должны быть списаны (при наличии таковых), следует проверить наличие всех проверяемых основных средств, не забывая при этом сверять их инвентарные номера. Среди руководителей предприятий и организаций бытует ошибочное мнение, что несписанные основные средства никто не ворует в первую очередь из-за их больших размеров. И правда, как незаметно украсть станок или угнать принадлежащий фирме автомобиль? Ведь о таком ЧП сразу станет известно окружающим: кражу станка обнаружит тот, кто на нем работает, кражу автомобиля – начальник гаража, водитель или механик.
Однако существуют и менее габаритные объекты: компьютеры, факсы, копировальные аппараты, сканеры и иная оргтехника. Например, сканер похитить совсем несложно – нередко он помещается в рабочем портфеле. Хитрый мошенник не похитит сканер, а просто заменит его более старым, подделав инвентарный номер. Именно поэтому при проверке фактического наличия основных средств нужно учитывать и их внешний вид, и производителя, и дату изготовления – не исключено, что такая бдительность принесет свои плоды.
Следует также обращать внимание на комплектность объектов основных средств. Например, станок может поставляться в комплекте с защитным экраном, автомобиль – с чехлом для стоянки. Это указывается предприятием-изготовителем в техническом паспорте объекта.
Особое внимание при проверке следует уделять тем объектам, которые подвергались ремонту или нуждаются в периодическом обслуживании сторонней организацией. Необходимо попросить у бухгалтера все документы, относящиеся к ремонту и обслуживанию, поинтересоваться, каким образом списывались соответствующие затраты. Не будет лишним самостоятельно проверить нынешнюю стоимость аналогичных работ – как вы уже знаете, фирмы, которые занимаются ремонтом и обслуживанием, нередко искусственно завышают стоимость работ, а бухгалтер закрывает на это глаза.