Программное обеспечение – это не только автоматизация…
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
В настоящее время, наверное, уже и не встретишь бухгалтера, который выполнял бы свои обязанности без помощи компьютера и соответствующего программного обеспечения. Причем речь идет не о Windows, Microsoft Office, Internet Explorer и т. д. (использование этих программ подразумевается само собой), а о специализированных программах, предназначенных для автоматизации учетных и управленческих процессов на предприятии. Оказывается, и здесь ушлый бухгалтер может найти лазейку для незаконного обогащения!
Не секрет, что в настоящее время на рынке представлено достаточное количество программных разработок, предназначенных для автоматизации учета и управления на предприятии. Среди наиболее известных можно отметить программы «Галактика», «1С: Предприятие», «Парус» и др. И далеко не все руководители компаний понимают, что нередко выбор бухгалтером той или иной программы зависит не столько от ее функциональности и иных важных качеств, сколько от суммы отката, которую предлагают бухгалтеру производители за выбор их продукта.
Каким образом бухгалтер обычно выбирает программу? Как правило, сначала он советуется с коллегами-бухгалтерами, затем изучает отзывы о разных программах в прессе и в Интернете, выбирает два-тра наиболее подходящих приложения и поочередно беседует с поставщиком (дилером, представителем и т. п.) каждой из них. В процессе этой беседы он и может получить заманчивое предложение, от которого трудно отказаться. Суть данного предложения заключается в следующем: после приобретения программного продукта бухгалтеру наличными выплачивается сумма отката, которая, как правило, составляет определенный процент от суммы сделки (размер процента может быть самым разным – и 5, и 10, и даже 20 %, в зависимости от «торговой политики» и щедрости поставщика).
Справедливости ради отмечу, что поставщик программного обеспечения, как правило, сразу не предлагает потенциальному клиенту откат – ведь не исключено, что бухгалтер самостоятельно примет решение в пользу именно этой программы. Подобное предложение поступает только после того, как все ухищрения торгового агента по продаже программного обеспечения не увенчались успехом, а материальная заинтересованность – последний шанс «подцепить клиента на крюк».
Кстати, выражение «подцепить на крюк» используется здесь совсем не случайно: ведь приобретенный программный продукт требует постоянного обслуживания и обновления, иногда – индивидуальных платных доработок, а это стоит немало. Поэтому предприятие регулярно будет уплачивать поставщику программного обеспечения абонентскую плату, а индивидуальные доработки будут оплачиваться отдельно. Без платных доработок удается обойтись далеко не каждому предприятию, а абонентская плата далеко не всегда подразумевает проведение бесплатных консультаций, вызов специалиста в случае необходимости в офис и некоторые другие действия по сопровождению программы – часто их приходится оплачивать отдельно.
В связи с этим у бухгалтера открываются новые возможности для злоупотреблений. Еще на этапе беседы поставщик может предложить бухгалтеру откат не только от суммы приобретения, установки и внедрения программы, но и от суммы последующих платежей (абонентское обслуживание, платные доработки и т. д.). Иначе говоря, ваш бухгалтер регулярно будет получать прибавку к заработной плате, причем фактически за счет предприятия. Более того, будучи лично заинтересованным в увеличении суммы платежей за сопровождение программы, он, возможно, будет выдумывать и заказывать разные платные доработки (например, добавление в приложение формы документа или разработка нового диалогового окна ввода данных), которые на самом деле вашей компании совершенно не нужны.
Есть даже такие «деятели», которые убеждают директора, что необходимо приобрести не одну, а две или даже более программ, предназначенных для автоматизации учета и управления. Мотивируют они это примерно так: мол, в «Программе 1» лучше всего вести банк и кассовые операции, в «Программе 2» – выписывать накладные, в «Программе 3» – реализовывать налоговый учет. Если директор по своей наивности соглашается с такими «аргументами», то его предприятие будет нести огромные лишние затраты, а бухгалтер – получать откаты сразу от нескольких поставщиков.
Каким же образом можно избежать подобных обманов со стороны бухгалтера?
Ответ на этот вопрос прост: директор должен не пускать процесс выбора и последующего приобретения программного обеспечения на самотек, а лично его контролировать. Не беда, что вы, возможно, не владеете многими тонкостями и нюансами, – на данном этапе это необязательно. Кстати, не стоит забывать, что вам наверняка и самому придется использовать в своей работе выбранную программу (например, работать со сформированными в ней отчетами).
В первую очередь нужно побеседовать с коллегами-директорами и попросить их о небольшой консультации: с какой программой работает их предприятие, каковы ее характерные особенности, почему выбрали именно ее, дорого ли обходится ее сопровождение и т. д. Причем можно привлечь к разговору и бухгалтеров, работающих на этих предприятиях.
После этого рекомендуется самостоятельно провести небольшой мониторинг: изучить отзывы в прессе и Интернете о наиболее популярных программных разработках, побеседовать с поставщиками этих продуктов. Ну и, конечно, директор наравне с бухгалтером обязательно должен участвовать в переговорах с потенциальным поставщиком программного обеспечения и, не стесняясь, высказывать свои сомнения и предположения. Очевидно, что в присутствии директора никто не будет предлагать бухгалтеру откат; кстати, не исключено, что этот откат в конечном итоге предложат вам…
В настоящее время, наверное, уже и не встретишь бухгалтера, который выполнял бы свои обязанности без помощи компьютера и соответствующего программного обеспечения. Причем речь идет не о Windows, Microsoft Office, Internet Explorer и т. д. (использование этих программ подразумевается само собой), а о специализированных программах, предназначенных для автоматизации учетных и управленческих процессов на предприятии. Оказывается, и здесь ушлый бухгалтер может найти лазейку для незаконного обогащения!
Не секрет, что в настоящее время на рынке представлено достаточное количество программных разработок, предназначенных для автоматизации учета и управления на предприятии. Среди наиболее известных можно отметить программы «Галактика», «1С: Предприятие», «Парус» и др. И далеко не все руководители компаний понимают, что нередко выбор бухгалтером той или иной программы зависит не столько от ее функциональности и иных важных качеств, сколько от суммы отката, которую предлагают бухгалтеру производители за выбор их продукта.
Каким образом бухгалтер обычно выбирает программу? Как правило, сначала он советуется с коллегами-бухгалтерами, затем изучает отзывы о разных программах в прессе и в Интернете, выбирает два-тра наиболее подходящих приложения и поочередно беседует с поставщиком (дилером, представителем и т. п.) каждой из них. В процессе этой беседы он и может получить заманчивое предложение, от которого трудно отказаться. Суть данного предложения заключается в следующем: после приобретения программного продукта бухгалтеру наличными выплачивается сумма отката, которая, как правило, составляет определенный процент от суммы сделки (размер процента может быть самым разным – и 5, и 10, и даже 20 %, в зависимости от «торговой политики» и щедрости поставщика).
Справедливости ради отмечу, что поставщик программного обеспечения, как правило, сразу не предлагает потенциальному клиенту откат – ведь не исключено, что бухгалтер самостоятельно примет решение в пользу именно этой программы. Подобное предложение поступает только после того, как все ухищрения торгового агента по продаже программного обеспечения не увенчались успехом, а материальная заинтересованность – последний шанс «подцепить клиента на крюк».
Кстати, выражение «подцепить на крюк» используется здесь совсем не случайно: ведь приобретенный программный продукт требует постоянного обслуживания и обновления, иногда – индивидуальных платных доработок, а это стоит немало. Поэтому предприятие регулярно будет уплачивать поставщику программного обеспечения абонентскую плату, а индивидуальные доработки будут оплачиваться отдельно. Без платных доработок удается обойтись далеко не каждому предприятию, а абонентская плата далеко не всегда подразумевает проведение бесплатных консультаций, вызов специалиста в случае необходимости в офис и некоторые другие действия по сопровождению программы – часто их приходится оплачивать отдельно.
В связи с этим у бухгалтера открываются новые возможности для злоупотреблений. Еще на этапе беседы поставщик может предложить бухгалтеру откат не только от суммы приобретения, установки и внедрения программы, но и от суммы последующих платежей (абонентское обслуживание, платные доработки и т. д.). Иначе говоря, ваш бухгалтер регулярно будет получать прибавку к заработной плате, причем фактически за счет предприятия. Более того, будучи лично заинтересованным в увеличении суммы платежей за сопровождение программы, он, возможно, будет выдумывать и заказывать разные платные доработки (например, добавление в приложение формы документа или разработка нового диалогового окна ввода данных), которые на самом деле вашей компании совершенно не нужны.
Есть даже такие «деятели», которые убеждают директора, что необходимо приобрести не одну, а две или даже более программ, предназначенных для автоматизации учета и управления. Мотивируют они это примерно так: мол, в «Программе 1» лучше всего вести банк и кассовые операции, в «Программе 2» – выписывать накладные, в «Программе 3» – реализовывать налоговый учет. Если директор по своей наивности соглашается с такими «аргументами», то его предприятие будет нести огромные лишние затраты, а бухгалтер – получать откаты сразу от нескольких поставщиков.
Каким же образом можно избежать подобных обманов со стороны бухгалтера?
Ответ на этот вопрос прост: директор должен не пускать процесс выбора и последующего приобретения программного обеспечения на самотек, а лично его контролировать. Не беда, что вы, возможно, не владеете многими тонкостями и нюансами, – на данном этапе это необязательно. Кстати, не стоит забывать, что вам наверняка и самому придется использовать в своей работе выбранную программу (например, работать со сформированными в ней отчетами).
В первую очередь нужно побеседовать с коллегами-директорами и попросить их о небольшой консультации: с какой программой работает их предприятие, каковы ее характерные особенности, почему выбрали именно ее, дорого ли обходится ее сопровождение и т. д. Причем можно привлечь к разговору и бухгалтеров, работающих на этих предприятиях.
После этого рекомендуется самостоятельно провести небольшой мониторинг: изучить отзывы в прессе и Интернете о наиболее популярных программных разработках, побеседовать с поставщиками этих продуктов. Ну и, конечно, директор наравне с бухгалтером обязательно должен участвовать в переговорах с потенциальным поставщиком программного обеспечения и, не стесняясь, высказывать свои сомнения и предположения. Очевидно, что в присутствии директора никто не будет предлагать бухгалтеру откат; кстати, не исключено, что этот откат в конечном итоге предложат вам…