8 КРИЗИСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЕ

К оглавлению 2 3   6 7 8 9 10   13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22   25 26 27 28 29 30    
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53  55 56 

Кризис государственного управления прежде всего отражает невозможность сосуществования старой, консервативной политической системы, органов государственной власти и новых, прогрессивных социально-экономических течений в обществе. В условиях кризиса государственного управления снижается управляемость в социально-экономической системе, обостряются политические конфликты, разрушаются взаимосвязи между административными единицами, управление приобретает несбалансированный характер, обостряются противоречия в обществе.

Кризис государственного управления выражается прежде всего в обострении и конфликтном проявлении социальных и экономических противоречий. Консервативные государственные структуры теряют контроль над процессами в обществе и экономике, традиционные методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и отторгаются субъектами управления.

С точки зрения теории антикризисного управления (Р. Акофф, Э. А. Уткин), основная причина кризисов кроется в неэффективном управлении. В эту достаточно общую категорию можно отнести и ошибки и преступления старой элиты (в соответствии с теорией элит М. Вебера), и недостаток или избыточность нововведений (инновационная теория), и психологические трансформации и флуктуации в сознании людей в процессе их эволюционного развития, и др.

С точки зрения теории систем, кризис государственного управления также может быть разбит на 4 этапа.

Этап 1. Конфликты созревают в недрах внешне вполне стабильной структуры общества, и появляются предпосылки и возможности их открытого проявления.

Этап 2. Компромиссное разрешение конфликтов исчерпало свои возможности, государственные структуры, формы и методы управления не соответствуют новому состоянию социально-экономической системы. Происходит деинституциа-лизация системы, т. е. нарушение нормального функционирования таких социальных институтов, как предприятия, фирмы, деньги, заработная плата, пенсии и т. п.

Этап 3. Обострение кризиса и возникновение предпосылок к его торможению. На этом этапе завершается делегитимизация системы (т. е. многие противозаконные в рамках старой системы процессы приобретают массовый характер, распадаются старые властные и политические структуры, властные органы теряют возможности управления).

Этап 4. Происходит формирование новых целей системы и путей их достижения, появляется осознание возможности выхода из кризиса. Разрабатываются программы преодоления кризиса, формируется стратегия и тактика достижения целей, развивается естественная тенденция социальной системы к самосохранению, активизируются разработка и внедрение программ выхода, формируются новые правила игры. Происходит легитимизация и институ-циализация системы.

Кризис государственного управления прежде всего отражает невозможность сосуществования старой, консервативной политической системы, органов государственной власти и новых, прогрессивных социально-экономических течений в обществе. В условиях кризиса государственного управления снижается управляемость в социально-экономической системе, обостряются политические конфликты, разрушаются взаимосвязи между административными единицами, управление приобретает несбалансированный характер, обостряются противоречия в обществе.

Кризис государственного управления выражается прежде всего в обострении и конфликтном проявлении социальных и экономических противоречий. Консервативные государственные структуры теряют контроль над процессами в обществе и экономике, традиционные методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и отторгаются субъектами управления.

С точки зрения теории антикризисного управления (Р. Акофф, Э. А. Уткин), основная причина кризисов кроется в неэффективном управлении. В эту достаточно общую категорию можно отнести и ошибки и преступления старой элиты (в соответствии с теорией элит М. Вебера), и недостаток или избыточность нововведений (инновационная теория), и психологические трансформации и флуктуации в сознании людей в процессе их эволюционного развития, и др.

С точки зрения теории систем, кризис государственного управления также может быть разбит на 4 этапа.

Этап 1. Конфликты созревают в недрах внешне вполне стабильной структуры общества, и появляются предпосылки и возможности их открытого проявления.

Этап 2. Компромиссное разрешение конфликтов исчерпало свои возможности, государственные структуры, формы и методы управления не соответствуют новому состоянию социально-экономической системы. Происходит деинституциа-лизация системы, т. е. нарушение нормального функционирования таких социальных институтов, как предприятия, фирмы, деньги, заработная плата, пенсии и т. п.

Этап 3. Обострение кризиса и возникновение предпосылок к его торможению. На этом этапе завершается делегитимизация системы (т. е. многие противозаконные в рамках старой системы процессы приобретают массовый характер, распадаются старые властные и политические структуры, властные органы теряют возможности управления).

Этап 4. Происходит формирование новых целей системы и путей их достижения, появляется осознание возможности выхода из кризиса. Разрабатываются программы преодоления кризиса, формируется стратегия и тактика достижения целей, развивается естественная тенденция социальной системы к самосохранению, активизируются разработка и внедрение программ выхода, формируются новые правила игры. Происходит легитимизация и институ-циализация системы.