9 КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЕ

К оглавлению 2 3   6 7 8 9 10   13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22   25 26 27 28 29 30    
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53  55 56 

С точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации – это нарушение нормального функционирования организации вследствие событий и происшествий, обладающих достаточным для этого потенциалом, приводящее к невозможности достижения поставленных целей, выполнения миссии компании. Понятия риска и кризиса тесно связаны между собой. Любое развитие организации в реальной внешней среде содержит в себе элементы риска, обусловленного внешними и внутренними факторами.

С точки зрения системного подхода к развитию организации, можно определить 3 уровня воздействия факторов на систему:

1) гомеостатический. Система не теряет устойчивости и компенсирует изменения, корректируя свое поведение. Структура и элементный состав систем не меняются;

2) инновационный. Необходимо изменение структуры! и элементного состава системы;

3) бифуркационный. Компенсация такого воздействия возможна только при радикальном изменении всей системы.

При выработке антикризисной программы важно определить, на каком из 5 этапов своего развития находится предприятие. Различают следующие этапы:

1) эксплерентный. Этап формирования организации. Формируются отдельные черты фирмы, структура, но она не является полностью дифференцированной от порождающих структур, однако уже имеет некоторые характерные только для нее черты;

2) латентный. Происходит количественный и качественный рост в рамках, которые были определены на эксплерентном этапе развития;

3) виолентный. Устойчивое положение на рынке, высокий уровень конкурентоспособности на завоеванном сегменте рынка, активная маркетинговая политика, высокий уровень применения инновационных технологий;

4) коммутантный. Организация достигла предельного уровня развития на захваченном сегменте рынка и с применением технологий доступного ей уровня. Необходимы поиски новых рынков, технологий производства и управления, информационных технологий;

5) леталентный. Существование организации в прежнем формате невозможно вследствие внешних и внутренних факторов, приобретших деструктивный характер. Необходима полная или частичная диверсификация компании. Антикризисная программа зависит и от сценариев развития кризиса. Внезапные кризисы, такие как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, прекращение деятельности ключевых сотрудников, должны быть рассмотрены на ранних этапах создания фирмы, и сценарии их преодоления следует создавать и корректировать на всех этапах существования компании. Развивающиеся (медленные) кризисы дают возможность разработки программы коррекции системы по мере их исследования и планирования, до их перехода в критическую фазу. Постоянные кризисы представляются практически неустранимыми (например, слухи), но это не избавляет от необходимости проведения резистентной политики по отношению к ним.

С точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации – это нарушение нормального функционирования организации вследствие событий и происшествий, обладающих достаточным для этого потенциалом, приводящее к невозможности достижения поставленных целей, выполнения миссии компании. Понятия риска и кризиса тесно связаны между собой. Любое развитие организации в реальной внешней среде содержит в себе элементы риска, обусловленного внешними и внутренними факторами.

С точки зрения системного подхода к развитию организации, можно определить 3 уровня воздействия факторов на систему:

1) гомеостатический. Система не теряет устойчивости и компенсирует изменения, корректируя свое поведение. Структура и элементный состав систем не меняются;

2) инновационный. Необходимо изменение структуры! и элементного состава системы;

3) бифуркационный. Компенсация такого воздействия возможна только при радикальном изменении всей системы.

При выработке антикризисной программы важно определить, на каком из 5 этапов своего развития находится предприятие. Различают следующие этапы:

1) эксплерентный. Этап формирования организации. Формируются отдельные черты фирмы, структура, но она не является полностью дифференцированной от порождающих структур, однако уже имеет некоторые характерные только для нее черты;

2) латентный. Происходит количественный и качественный рост в рамках, которые были определены на эксплерентном этапе развития;

3) виолентный. Устойчивое положение на рынке, высокий уровень конкурентоспособности на завоеванном сегменте рынка, активная маркетинговая политика, высокий уровень применения инновационных технологий;

4) коммутантный. Организация достигла предельного уровня развития на захваченном сегменте рынка и с применением технологий доступного ей уровня. Необходимы поиски новых рынков, технологий производства и управления, информационных технологий;

5) леталентный. Существование организации в прежнем формате невозможно вследствие внешних и внутренних факторов, приобретших деструктивный характер. Необходима полная или частичная диверсификация компании. Антикризисная программа зависит и от сценариев развития кризиса. Внезапные кризисы, такие как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, прекращение деятельности ключевых сотрудников, должны быть рассмотрены на ранних этапах создания фирмы, и сценарии их преодоления следует создавать и корректировать на всех этапах существования компании. Развивающиеся (медленные) кризисы дают возможность разработки программы коррекции системы по мере их исследования и планирования, до их перехода в критическую фазу. Постоянные кризисы представляются практически неустранимыми (например, слухи), но это не избавляет от необходимости проведения резистентной политики по отношению к ним.