2.2. Изучение потребителей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
Обязательным элементом исследования в маркетинге является изучение потребителей, в качестве которых на рынке выступают:
• конечные потребители, приобретающие товары и услуги для личного пользования;
• промышленные предприятия, покупающие товары и услуги для производства товарной продукции и продажи ее другим потребителям;
• предприятия оптовой торговли, закупающие крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации;
• предприятия розничной торговли, приобретающие товары у предприятий-производителей и предприятий оптовой торговли для перепродажи их конечным потребителям;
• государственные предприятия, покупающие значительное количество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики и формирования материально-технической базы правительственных и муниципальных учреждений.
Маркетолог в своей деятельности должен ориентироваться на следующие представления о потребителе:
? потребитель независим;
? мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований;
? поведение потребителей поддается воздействию;
? потребительское поведение социально законно.
На поведение покупателя оказывают влияние различные факторы (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Задачи маркетолога довольно просты: изучить, понять и спрогнозировать потребности, удовлетворить их посредством товара или услуги (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Процесс удовлетворения потребности
Потребитель должен осознать существующую потребность в товаре и осуществить его приобретение. Процесс конкретизации потребности представлен на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Процесс конкретизации потребности
Изучение потребителей осуществляется с использованием метода их типологии – деления на группы на основе общности в потребительском поведении. Факторы, влияющие на поведение потребителей, приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Факторы динамизации потребностей
К наиболее распространенным типологиям потребителей относятся типологии с учетом:
? социально-экономических и демографических характеристик (дохода, места проживания, пола, возраста и т.д.);
? психологии поведения потребителя (интересов, представлений о жизни и т.д.).
Основой типологии потребителей являются панельные обследования, предполагающие формирование потребительской панели – выборочной совокупности потребителей, предназначенной для систематических наблюдений по разработанной программе.
При моделировании поведения организаций-потребителей осуществляются следующие действия:
? осознание необходимости покупки товара производственного назначения;
? характеристика необходимой покупки (определение технических параметров товара);
? поиск поставщика и его выбор;
? формирование заказа;
? оценка эффективности работы с поставщиком.
Права потребителей являются неприкосновенными и абсолютными. В 1960-е гг. сформировано движение потребителей в защиту своих прав – консьюмеризм, ознаменовавший переход от экономики производителей к экономике потребителей.
В России законодательно утверждены семь прав потребителей, одобренных ООН в 1985 г.:
• право на безопасность;
• право быть информированным;
• право выбора;
• право быть услышанным;
• право на возмещение ущерба;
• право на потребительское образование;
• право на здоровую окружающую среду.
Обязательным элементом исследования в маркетинге является изучение потребителей, в качестве которых на рынке выступают:
• конечные потребители, приобретающие товары и услуги для личного пользования;
• промышленные предприятия, покупающие товары и услуги для производства товарной продукции и продажи ее другим потребителям;
• предприятия оптовой торговли, закупающие крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации;
• предприятия розничной торговли, приобретающие товары у предприятий-производителей и предприятий оптовой торговли для перепродажи их конечным потребителям;
• государственные предприятия, покупающие значительное количество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики и формирования материально-технической базы правительственных и муниципальных учреждений.
Маркетолог в своей деятельности должен ориентироваться на следующие представления о потребителе:
? потребитель независим;
? мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований;
? поведение потребителей поддается воздействию;
? потребительское поведение социально законно.
На поведение покупателя оказывают влияние различные факторы (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Задачи маркетолога довольно просты: изучить, понять и спрогнозировать потребности, удовлетворить их посредством товара или услуги (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Процесс удовлетворения потребности
Потребитель должен осознать существующую потребность в товаре и осуществить его приобретение. Процесс конкретизации потребности представлен на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Процесс конкретизации потребности
Изучение потребителей осуществляется с использованием метода их типологии – деления на группы на основе общности в потребительском поведении. Факторы, влияющие на поведение потребителей, приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Факторы динамизации потребностей
К наиболее распространенным типологиям потребителей относятся типологии с учетом:
? социально-экономических и демографических характеристик (дохода, места проживания, пола, возраста и т.д.);
? психологии поведения потребителя (интересов, представлений о жизни и т.д.).
Основой типологии потребителей являются панельные обследования, предполагающие формирование потребительской панели – выборочной совокупности потребителей, предназначенной для систематических наблюдений по разработанной программе.
При моделировании поведения организаций-потребителей осуществляются следующие действия:
? осознание необходимости покупки товара производственного назначения;
? характеристика необходимой покупки (определение технических параметров товара);
? поиск поставщика и его выбор;
? формирование заказа;
? оценка эффективности работы с поставщиком.
Права потребителей являются неприкосновенными и абсолютными. В 1960-е гг. сформировано движение потребителей в защиту своих прав – консьюмеризм, ознаменовавший переход от экономики производителей к экономике потребителей.
В России законодательно утверждены семь прав потребителей, одобренных ООН в 1985 г.:
• право на безопасность;
• право быть информированным;
• право выбора;
• право быть услышанным;
• право на возмещение ущерба;
• право на потребительское образование;
• право на здоровую окружающую среду.