6.1. Сущность сбытовой политики в маркетинге
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
Сбыт – ключевое звено маркетинга и всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя, основной задачей которого является возврат вложенных в производство товаров средств и получение прибыли.
Именно об этом говорят специалисты, формулируя третью заповедь маркетинга: «Нужный товар в нужное место и в нужное время».
Основная цель сбытовой политики предприятия – обеспечение доступности товаров для потребителей. Для ее достижения необходимо:
? выявить потребность целевого рынка и рассчитать его емкость;
? определить эффективные каналы распределения;
? довести как можно быстрее товары до потребителей.
В понятие сбыта включаются следующие элементы: транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям, предпродажная подготовка, собственно продажа.
Причины, определяющие роль сбытовой сети в рыночной экономике, указаны в табл. 6.1.
Система сбыта – комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.
К основным элементам системы сбыта относятся:
? канал сбыта – определяющее звено системы сбыта данного товара, характеризующее особенности функционирования, условия и ограничения сбытовой деятельности;
? оптовик (оптовый торговец) – лицо (предприятие), приобретающее значительные количества товаров у различных производителей и ограничивающее их движение в розничной торговле;
? розничный торговец – лицо (предприятие), непосредственно сбывающее относительно большое количество товаров конечному потребителю и приобретающее товар либо у оптовика, либо у производителя;
Таблица 6.1
Причины развития сбытовой сети в маркетинге
? брокер – торговый посредник, организующий продажу товара, не приобретая его в собственность;
? комиссионер – лицо, имеющее склад с товарами, которые оно продает от своего имени, но за счет предприятия-производителя;
? оптовый агент – работник по договору с предприятием-продавцом, ведущий операции за его счет; при этом ему может быть передано исключительное право сбыта товаров предприятия в определенных размерах;
? консигнатор – лицо, имеющее свой склад и товары, но на основе консигнации (т.е. товар передается ему на ответственное хранение продуцентом);
? торговый агент (сбытовой агент) – лицо, самостоятельно продающее товары предприятия покупателям и имеющее различный статус: работающее с ограничениями (на условиях консигнации), обслуживающее только данное предприятие или данного потребителя и т.д.;
? дилер – широко распространенный тип сбытового агента, специализирующегося, как правило, на продаже товаров длительного пользования, требующих значительных объемов сервиса, который сам дилер и его помощники обычно не осуществляют.
Функции системы сбыта:
? формирование стратегии сбыта;
? выбор каналов сбыта;
? формирование и обработка массива документации, отражающей заказы потребителей (в том числе промежуточных);
? упаковка товара;
? формирование партий товаров в соответствии с нуждами потребителей;
? складирование товара перед транспортировкой и его необходимая доработка на складах;
? организация транспортировки товаров;
? помощь посредникам в организации эффективной продажи товаров;
? сбор и систематизация мнений конечных и промежуточных потребителей о товарах и предприятии.
Организация продажи товаров конечному потребителю может осуществляться путем:
– предложения товаров в розничном торговом предприятии («мерчендайзинга»);
– лицензированной торговли («франчайзинга»);
– прямых контактов с потребителем («директ-маркетинга»).
При планировании продажи должны быть предусмотрены следующие направления деятельности:
? изучение конъюнктуры рынка – проводится на общеэкономическом, отраслевом и рыночном уровнях на основе прогностического и аналитического подходов;
? прогноз товарооборота – оценка продажи товара в натуральном и стоимостном измерении и доли предприятия в объеме оборота предприятий, работающих на данном рынке, которая осуществляется на различные сроки и с использованием различных методов. Составленные прогнозы применяются при проведении торговых операций, составлении графиков производства и управления запасами, обосновании бюджетов и прибылей, определении цен, финансовых затрат;
? подготовка финансовой сметы – соотнесение ожидаемых продаж с предполагаемой суммой торговых расходов и возможной прибылью. Сметы составляются по общему объему продаж и по отдельным товарам;
? установление «норм продажи» – определение конкретных заданий торговым агентам;
? торговая отчетность – предоставление сведений о фактических продажах и затратах, информации о новых тенденциях на рынке;
? критерий контроля.
В практике маркетинга различают различные системы сбыта (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Виды систем сбыта
Каждое решение в области сбытовой политики предполагает определенные затраты. Издержки сбыта – сумма затрат предприятия, которые оно несет с момента выхода товаров со склада до приобретения их покупателем.
П.С. Завьялов предлагает следующее соотношение затрат на физическое распределение товара:
– инвестиции в запасы – 45%;
– затраты на внешнюю транспортировку – 20%;
– складские расходы по обработке – 15%;
– затраты на управленческую деятельность и накладные расходы – 10 %;
– расходы на внутреннюю транспортировку – 10%).
Сбыт – ключевое звено маркетинга и всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя, основной задачей которого является возврат вложенных в производство товаров средств и получение прибыли.
Именно об этом говорят специалисты, формулируя третью заповедь маркетинга: «Нужный товар в нужное место и в нужное время».
Основная цель сбытовой политики предприятия – обеспечение доступности товаров для потребителей. Для ее достижения необходимо:
? выявить потребность целевого рынка и рассчитать его емкость;
? определить эффективные каналы распределения;
? довести как можно быстрее товары до потребителей.
В понятие сбыта включаются следующие элементы: транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям, предпродажная подготовка, собственно продажа.
Причины, определяющие роль сбытовой сети в рыночной экономике, указаны в табл. 6.1.
Система сбыта – комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.
К основным элементам системы сбыта относятся:
? канал сбыта – определяющее звено системы сбыта данного товара, характеризующее особенности функционирования, условия и ограничения сбытовой деятельности;
? оптовик (оптовый торговец) – лицо (предприятие), приобретающее значительные количества товаров у различных производителей и ограничивающее их движение в розничной торговле;
? розничный торговец – лицо (предприятие), непосредственно сбывающее относительно большое количество товаров конечному потребителю и приобретающее товар либо у оптовика, либо у производителя;
Таблица 6.1
Причины развития сбытовой сети в маркетинге
? брокер – торговый посредник, организующий продажу товара, не приобретая его в собственность;
? комиссионер – лицо, имеющее склад с товарами, которые оно продает от своего имени, но за счет предприятия-производителя;
? оптовый агент – работник по договору с предприятием-продавцом, ведущий операции за его счет; при этом ему может быть передано исключительное право сбыта товаров предприятия в определенных размерах;
? консигнатор – лицо, имеющее свой склад и товары, но на основе консигнации (т.е. товар передается ему на ответственное хранение продуцентом);
? торговый агент (сбытовой агент) – лицо, самостоятельно продающее товары предприятия покупателям и имеющее различный статус: работающее с ограничениями (на условиях консигнации), обслуживающее только данное предприятие или данного потребителя и т.д.;
? дилер – широко распространенный тип сбытового агента, специализирующегося, как правило, на продаже товаров длительного пользования, требующих значительных объемов сервиса, который сам дилер и его помощники обычно не осуществляют.
Функции системы сбыта:
? формирование стратегии сбыта;
? выбор каналов сбыта;
? формирование и обработка массива документации, отражающей заказы потребителей (в том числе промежуточных);
? упаковка товара;
? формирование партий товаров в соответствии с нуждами потребителей;
? складирование товара перед транспортировкой и его необходимая доработка на складах;
? организация транспортировки товаров;
? помощь посредникам в организации эффективной продажи товаров;
? сбор и систематизация мнений конечных и промежуточных потребителей о товарах и предприятии.
Организация продажи товаров конечному потребителю может осуществляться путем:
– предложения товаров в розничном торговом предприятии («мерчендайзинга»);
– лицензированной торговли («франчайзинга»);
– прямых контактов с потребителем («директ-маркетинга»).
При планировании продажи должны быть предусмотрены следующие направления деятельности:
? изучение конъюнктуры рынка – проводится на общеэкономическом, отраслевом и рыночном уровнях на основе прогностического и аналитического подходов;
? прогноз товарооборота – оценка продажи товара в натуральном и стоимостном измерении и доли предприятия в объеме оборота предприятий, работающих на данном рынке, которая осуществляется на различные сроки и с использованием различных методов. Составленные прогнозы применяются при проведении торговых операций, составлении графиков производства и управления запасами, обосновании бюджетов и прибылей, определении цен, финансовых затрат;
? подготовка финансовой сметы – соотнесение ожидаемых продаж с предполагаемой суммой торговых расходов и возможной прибылью. Сметы составляются по общему объему продаж и по отдельным товарам;
? установление «норм продажи» – определение конкретных заданий торговым агентам;
? торговая отчетность – предоставление сведений о фактических продажах и затратах, информации о новых тенденциях на рынке;
? критерий контроля.
В практике маркетинга различают различные системы сбыта (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Виды систем сбыта
Каждое решение в области сбытовой политики предполагает определенные затраты. Издержки сбыта – сумма затрат предприятия, которые оно несет с момента выхода товаров со склада до приобретения их покупателем.
П.С. Завьялов предлагает следующее соотношение затрат на физическое распределение товара:
– инвестиции в запасы – 45%;
– затраты на внешнюю транспортировку – 20%;
– складские расходы по обработке – 15%;
– затраты на управленческую деятельность и накладные расходы – 10 %;
– расходы на внутреннюю транспортировку – 10%).