3.4. Изучение конкурентов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
Конкуренция – соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для повышения эффективности деятельности.
Конкуренция является самым действенным и дешевым методом экономического контроля (что не относится к недобросовестной конкуренции).
С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны.
Различают различные типы рынков в зависимости от характера конкуренции (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Сравнение типов рынков, выделенных в зависимости от характера конкуренции
Привлекательность отрасли определяют такие факторы, как:
? появление новых конкурентов;
? угроза замены товара новым;
? сильные стороны поставщиков;
? сильные стороны покупателей;
? конкуренция среди производителей в отрасли.
Рыночные позиции предприятия определяют такие факторы, как:
? размеры рынка;
? тенденции развития рынка;
? стабильность позиции на рынке;
? изученность сегментов рынка;
? степень освоенности рынка;
? прогноз рыночных перспектив.
Для каждого рынка должны быть определены наиболее серьезные конкуренты, среди которых выделяются:
• рыночный лидер – предприятие с наибольшей рыночной долей в отрасли (в области цен, разработки товаров рыночной новизны, минимизации затрат на маркетинг). Для того чтобы остаться лидером, предприятие старается расширить рынок путем привлечения новых покупателей, освоения новых сегментов, увеличения частоты применения выпускаемого товара. Рыночный лидер часто использует оборонительные стратегии (табл. 3.5);
Таблица 3.5
Виды оборонительных стратегий в конкурентной борьбе
• рыночный претендент – предприятие, которое борется за увеличение своей рыночной доли и вхождение в число лидеров. Рыночный претендент часто использует атаковые стратегии (табл. 3.6);
Таблица 3.6
Виды атаковых стратегий в конкурентной борьбе
• рыночный последователь – предприятие, которое проводит политику следования за лидерами, предпочитая сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Опирается на опыт лидеров, улучшает собственный товар, копируя маркетинговые действия лидера, что обеспечивает уменьшение затрат и снижение риска;
• предприятие, действующее в рыночной нише, – предприятие, обслуживающее маленький рыночный сегмент, который конкурент не заметил или не пожелал осваивать. Для снижения риска от деятельности в одной нише желательно освоить несколько ниш.
В конкурентной борьбе предприятия могут использовать разные виды базовых стратегий и конкурентных преимуществ (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Базовые стратегии конкуренции и их конкурентные преимущества
Конкуренция – соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для повышения эффективности деятельности.
Конкуренция является самым действенным и дешевым методом экономического контроля (что не относится к недобросовестной конкуренции).
С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны.
Различают различные типы рынков в зависимости от характера конкуренции (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Сравнение типов рынков, выделенных в зависимости от характера конкуренции
Привлекательность отрасли определяют такие факторы, как:
? появление новых конкурентов;
? угроза замены товара новым;
? сильные стороны поставщиков;
? сильные стороны покупателей;
? конкуренция среди производителей в отрасли.
Рыночные позиции предприятия определяют такие факторы, как:
? размеры рынка;
? тенденции развития рынка;
? стабильность позиции на рынке;
? изученность сегментов рынка;
? степень освоенности рынка;
? прогноз рыночных перспектив.
Для каждого рынка должны быть определены наиболее серьезные конкуренты, среди которых выделяются:
• рыночный лидер – предприятие с наибольшей рыночной долей в отрасли (в области цен, разработки товаров рыночной новизны, минимизации затрат на маркетинг). Для того чтобы остаться лидером, предприятие старается расширить рынок путем привлечения новых покупателей, освоения новых сегментов, увеличения частоты применения выпускаемого товара. Рыночный лидер часто использует оборонительные стратегии (табл. 3.5);
Таблица 3.5
Виды оборонительных стратегий в конкурентной борьбе
• рыночный претендент – предприятие, которое борется за увеличение своей рыночной доли и вхождение в число лидеров. Рыночный претендент часто использует атаковые стратегии (табл. 3.6);
Таблица 3.6
Виды атаковых стратегий в конкурентной борьбе
• рыночный последователь – предприятие, которое проводит политику следования за лидерами, предпочитая сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Опирается на опыт лидеров, улучшает собственный товар, копируя маркетинговые действия лидера, что обеспечивает уменьшение затрат и снижение риска;
• предприятие, действующее в рыночной нише, – предприятие, обслуживающее маленький рыночный сегмент, который конкурент не заметил или не пожелал осваивать. Для снижения риска от деятельности в одной нише желательно освоить несколько ниш.
В конкурентной борьбе предприятия могут использовать разные виды базовых стратегий и конкурентных преимуществ (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Базовые стратегии конкуренции и их конкурентные преимущества