21. Понятие экономической безопасности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 

Все страны в той или иной мере стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества в сфере экономических отношений. При этом неравномерность развития различных стран делает позиции сторон неравными, создает возможность давления и даже экономического шантажа. Зачастую именно на такой основе складываются отношения между «бедными» и «богатыми» странами в международных торгово-экономических и валютно-финансовых связях. Проведение подобной политики означает отсутствие безопасности в мировой экономике.

Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны.

Как показывает мировой опыт, ущерб может наноситься различными способами: нарушением нормального состояния международной торговли (применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары); созданием ограничений на пути международного движения технологий и информации и т. д.

Преднамеренный ущерб может быть нанесен валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов.

В число нарушений международной экономической безопасности могут входить организация целенаправленной эмиграции из страны наиболее квалифицированных научных и технических специалистов, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области и др.

Все страны в той или иной мере стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества в сфере экономических отношений. При этом неравномерность развития различных стран делает позиции сторон неравными, создает возможность давления и даже экономического шантажа. Зачастую именно на такой основе складываются отношения между «бедными» и «богатыми» странами в международных торгово-экономических и валютно-финансовых связях. Проведение подобной политики означает отсутствие безопасности в мировой экономике.

Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны.

Как показывает мировой опыт, ущерб может наноситься различными способами: нарушением нормального состояния международной торговли (применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары); созданием ограничений на пути международного движения технологий и информации и т. д.

Преднамеренный ущерб может быть нанесен валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов.

В число нарушений международной экономической безопасности могут входить организация целенаправленной эмиграции из страны наиболее квалифицированных научных и технических специалистов, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области и др.