1. Торговля и кредит
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
На организацию торговли, как и ремесла, феодализм наложил свой отпечаток в виде замкнутых ассоциаций – гильдий, объединявших купцов данного города, торгующих определенным товаром (сукном, хлебом) с целью монополии на местном рынке.
Товарный состав и правила торгового обращения регламентировали гильдии, оставляя купцу сравнительно небольшую свободу выбора.
В Европе крупная международная оптовая торговля обслуживала в основном два вида потребностей:
1) в обмене основными продовольственными и промышленными товарами между европейскими странами;
2) в предметах роскоши и пряностях Востока.
Поэтому сложилось два основных потока европейской торговли.
Первый поток – через Средиземное море. Импорт – предметы роскоши, пряности, шелковые и бумажные ткани и пр. Экспорт – полотно, шерсть, металлоизделия (но главным образом золотая и серебряная наличность).
Сальдо – пассивное. Это было связано с устойчивым спросом на восточные товары.
Пряности (особенно перец) играли роль асептических и даже консервирующих средств в качестве приправ к блюдам и напиткам; перец нередко заменял деньги при различных платежах; шафран и другие растения применялись в качестве красителей. Хлопчатобумажные ткани, парча, шелк, бархат, благовония, ладан, цветное стекло – все это поднимало престиж знатных людей.
Итальянские купцы транспортировали восточные товары в Европу для оптовых продаж. Товар через ряд последующих перепродаж доходил до розничного европейского потребителя. Естественно, каждый раз цена «накручивалась», и конечный покупатель уже переплачивал баснословно.
Второй основной торговый поток проходил по Балтийскому и Северному морям.
К XIV в. хозяйство стран Северной Европы уже было в состоянии выставлять на рынок значительное количество ценных и транспортабельных товаров (пенька, лен, сало, масло, сукна и т. д.).
В середине XIV в. для регламентации и охраны торговли в северном районе была создана Ганза – международная купеческая гильдия, куда вошло до 150 торговых североевропейских городов. Ганза являлась военно-политическим союзом (снаряжение и охрана торговых экспедиций, монополии и привилегии, торговые фактории и т. п.), а не хозяйственным объединением.
На базе меняльного дела в феодальном, как когда-то в античном, хозяйстве закономерно развился кредит.
В условиях криминальной обстановки на дорогах (феодальный грабеж) и портативных бумажных денег возникла практика безналичного перевода.
Естественно, функцию перевода взяли на себя менялы. Расписка менялы (вексель) стала играть роль наличности, по которой ее агент в определенном месте выдавал тому или иному лицу сумму, равную внесенной ранее.
Меняльные конторы стали называться банками (по-итальянски «банк» – «скамейка», где обычно находились уличные менялы), а их хозяева – банкирами.
Банки накапливали суммы, которые давали взаймы под очень высокий процент.
Однако только в самой минимальной степени кредит попадал в производственную сферу.
Евангельское запрещение христианам получать приплод с неживого привело к тому, что банковское и вообще ростовщическое дело в значительной степени сосредоточилось в руках евреев. Это обстоятельство сказалось на положении еврейского населения Европы.
Евреи были окружены ненавистью и презрением – беженцы из Палестины, упорно сохранявшие веру в своего бога, получили экономическое обоснование – возможность получения кредита очень соблазняла европейцев, а полное бесправие евреев-кредиторов нередко истолковывалось как необязательность возврата долга.
Наличие определенной еврейской прослойки среди банкиров и в наше время широко используется в антисемитской пропаганде.
На организацию торговли, как и ремесла, феодализм наложил свой отпечаток в виде замкнутых ассоциаций – гильдий, объединявших купцов данного города, торгующих определенным товаром (сукном, хлебом) с целью монополии на местном рынке.
Товарный состав и правила торгового обращения регламентировали гильдии, оставляя купцу сравнительно небольшую свободу выбора.
В Европе крупная международная оптовая торговля обслуживала в основном два вида потребностей:
1) в обмене основными продовольственными и промышленными товарами между европейскими странами;
2) в предметах роскоши и пряностях Востока.
Поэтому сложилось два основных потока европейской торговли.
Первый поток – через Средиземное море. Импорт – предметы роскоши, пряности, шелковые и бумажные ткани и пр. Экспорт – полотно, шерсть, металлоизделия (но главным образом золотая и серебряная наличность).
Сальдо – пассивное. Это было связано с устойчивым спросом на восточные товары.
Пряности (особенно перец) играли роль асептических и даже консервирующих средств в качестве приправ к блюдам и напиткам; перец нередко заменял деньги при различных платежах; шафран и другие растения применялись в качестве красителей. Хлопчатобумажные ткани, парча, шелк, бархат, благовония, ладан, цветное стекло – все это поднимало престиж знатных людей.
Итальянские купцы транспортировали восточные товары в Европу для оптовых продаж. Товар через ряд последующих перепродаж доходил до розничного европейского потребителя. Естественно, каждый раз цена «накручивалась», и конечный покупатель уже переплачивал баснословно.
Второй основной торговый поток проходил по Балтийскому и Северному морям.
К XIV в. хозяйство стран Северной Европы уже было в состоянии выставлять на рынок значительное количество ценных и транспортабельных товаров (пенька, лен, сало, масло, сукна и т. д.).
В середине XIV в. для регламентации и охраны торговли в северном районе была создана Ганза – международная купеческая гильдия, куда вошло до 150 торговых североевропейских городов. Ганза являлась военно-политическим союзом (снаряжение и охрана торговых экспедиций, монополии и привилегии, торговые фактории и т. п.), а не хозяйственным объединением.
На базе меняльного дела в феодальном, как когда-то в античном, хозяйстве закономерно развился кредит.
В условиях криминальной обстановки на дорогах (феодальный грабеж) и портативных бумажных денег возникла практика безналичного перевода.
Естественно, функцию перевода взяли на себя менялы. Расписка менялы (вексель) стала играть роль наличности, по которой ее агент в определенном месте выдавал тому или иному лицу сумму, равную внесенной ранее.
Меняльные конторы стали называться банками (по-итальянски «банк» – «скамейка», где обычно находились уличные менялы), а их хозяева – банкирами.
Банки накапливали суммы, которые давали взаймы под очень высокий процент.
Однако только в самой минимальной степени кредит попадал в производственную сферу.
Евангельское запрещение христианам получать приплод с неживого привело к тому, что банковское и вообще ростовщическое дело в значительной степени сосредоточилось в руках евреев. Это обстоятельство сказалось на положении еврейского населения Европы.
Евреи были окружены ненавистью и презрением – беженцы из Палестины, упорно сохранявшие веру в своего бога, получили экономическое обоснование – возможность получения кредита очень соблазняла европейцев, а полное бесправие евреев-кредиторов нередко истолковывалось как необязательность возврата долга.
Наличие определенной еврейской прослойки среди банкиров и в наше время широко используется в антисемитской пропаганде.