1. Торговля и кредит

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

На организацию торговли, как и ремесла, феодализм наложил свой отпечаток в виде замкнутых ассоциаций – гильдий, объединявших купцов данного города, торгующих определенным товаром (сукном, хлебом) с целью монополии на местном рынке.

Товарный состав и правила торгового обращения регламентировали гильдии, оставляя купцу сравнительно небольшую свободу выбора.

В Европе крупная международная оптовая торговля обслуживала в основном два вида потребностей:

1) в обмене основными продовольственными и промышленными товарами между европейскими странами;

2) в предметах роскоши и пряностях Востока.

Поэтому сложилось два основных потока европейской торговли.

Первый поток – через Средиземное море. Импорт – предметы роскоши, пряности, шелковые и бумажные ткани и пр. Экспорт – полотно, шерсть, металлоизделия (но главным образом золотая и серебряная наличность).

Сальдо – пассивное. Это было связано с устойчивым спросом на восточные товары.

Пряности (особенно перец) играли роль асептических и даже консервирующих средств в качестве приправ к блюдам и напиткам; перец нередко заменял деньги при различных платежах; шафран и другие растения применялись в качестве красителей. Хлопчатобумажные ткани, парча, шелк, бархат, благовония, ладан, цветное стекло – все это поднимало престиж знатных людей.

Итальянские купцы транспортировали восточные товары в Европу для оптовых продаж. Товар через ряд последующих перепродаж доходил до розничного европейского потребителя. Естественно, каждый раз цена «накручивалась», и конечный покупатель уже переплачивал баснословно.

Второй основной торговый поток проходил по Балтийскому и Северному морям.

К XIV в. хозяйство стран Северной Европы уже было в состоянии выставлять на рынок значительное количество ценных и транспортабельных товаров (пенька, лен, сало, масло, сукна и т. д.).

В середине XIV в. для регламентации и охраны торговли в северном районе была создана Ганза – международная купеческая гильдия, куда вошло до 150 торговых североевропейских городов. Ганза являлась военно-политическим союзом (снаряжение и охрана торговых экспедиций, монополии и привилегии, торговые фактории и т. п.), а не хозяйственным объединением.

На базе меняльного дела в феодальном, как когда-то в античном, хозяйстве закономерно развился кредит.

В условиях криминальной обстановки на дорогах (феодальный грабеж) и портативных бумажных денег возникла практика безналичного перевода.

Естественно, функцию перевода взяли на себя менялы. Расписка менялы (вексель) стала играть роль наличности, по которой ее агент в определенном месте выдавал тому или иному лицу сумму, равную внесенной ранее.

Меняльные конторы стали называться банками (по-итальянски «банк» – «скамейка», где обычно находились уличные менялы), а их хозяева – банкирами.

Банки накапливали суммы, которые давали взаймы под очень высокий процент.

Однако только в самой минимальной степени кредит попадал в производственную сферу.

Евангельское запрещение христианам получать приплод с неживого привело к тому, что банковское и вообще ростовщическое дело в значительной степени сосредоточилось в руках евреев. Это обстоятельство сказалось на положении еврейского населения Европы.

Евреи были окружены ненавистью и презрением – беженцы из Палестины, упорно сохранявшие веру в своего бога, получили экономическое обоснование – возможность получения кредита очень соблазняла европейцев, а полное бесправие евреев-кредиторов нередко истолковывалось как необязательность возврата долга.

Наличие определенной еврейской прослойки среди банкиров и в наше время широко используется в антисемитской пропаганде.

На организацию торговли, как и ремесла, феодализм наложил свой отпечаток в виде замкнутых ассоциаций – гильдий, объединявших купцов данного города, торгующих определенным товаром (сукном, хлебом) с целью монополии на местном рынке.

Товарный состав и правила торгового обращения регламентировали гильдии, оставляя купцу сравнительно небольшую свободу выбора.

В Европе крупная международная оптовая торговля обслуживала в основном два вида потребностей:

1) в обмене основными продовольственными и промышленными товарами между европейскими странами;

2) в предметах роскоши и пряностях Востока.

Поэтому сложилось два основных потока европейской торговли.

Первый поток – через Средиземное море. Импорт – предметы роскоши, пряности, шелковые и бумажные ткани и пр. Экспорт – полотно, шерсть, металлоизделия (но главным образом золотая и серебряная наличность).

Сальдо – пассивное. Это было связано с устойчивым спросом на восточные товары.

Пряности (особенно перец) играли роль асептических и даже консервирующих средств в качестве приправ к блюдам и напиткам; перец нередко заменял деньги при различных платежах; шафран и другие растения применялись в качестве красителей. Хлопчатобумажные ткани, парча, шелк, бархат, благовония, ладан, цветное стекло – все это поднимало престиж знатных людей.

Итальянские купцы транспортировали восточные товары в Европу для оптовых продаж. Товар через ряд последующих перепродаж доходил до розничного европейского потребителя. Естественно, каждый раз цена «накручивалась», и конечный покупатель уже переплачивал баснословно.

Второй основной торговый поток проходил по Балтийскому и Северному морям.

К XIV в. хозяйство стран Северной Европы уже было в состоянии выставлять на рынок значительное количество ценных и транспортабельных товаров (пенька, лен, сало, масло, сукна и т. д.).

В середине XIV в. для регламентации и охраны торговли в северном районе была создана Ганза – международная купеческая гильдия, куда вошло до 150 торговых североевропейских городов. Ганза являлась военно-политическим союзом (снаряжение и охрана торговых экспедиций, монополии и привилегии, торговые фактории и т. п.), а не хозяйственным объединением.

На базе меняльного дела в феодальном, как когда-то в античном, хозяйстве закономерно развился кредит.

В условиях криминальной обстановки на дорогах (феодальный грабеж) и портативных бумажных денег возникла практика безналичного перевода.

Естественно, функцию перевода взяли на себя менялы. Расписка менялы (вексель) стала играть роль наличности, по которой ее агент в определенном месте выдавал тому или иному лицу сумму, равную внесенной ранее.

Меняльные конторы стали называться банками (по-итальянски «банк» – «скамейка», где обычно находились уличные менялы), а их хозяева – банкирами.

Банки накапливали суммы, которые давали взаймы под очень высокий процент.

Однако только в самой минимальной степени кредит попадал в производственную сферу.

Евангельское запрещение христианам получать приплод с неживого привело к тому, что банковское и вообще ростовщическое дело в значительной степени сосредоточилось в руках евреев. Это обстоятельство сказалось на положении еврейского населения Европы.

Евреи были окружены ненавистью и презрением – беженцы из Палестины, упорно сохранявшие веру в своего бога, получили экономическое обоснование – возможность получения кредита очень соблазняла европейцев, а полное бесправие евреев-кредиторов нередко истолковывалось как необязательность возврата долга.

Наличие определенной еврейской прослойки среди банкиров и в наше время широко используется в антисемитской пропаганде.