4. Опыт развития западного предпринимательства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
В 1970—1990-е гг. происходили и происходят значимые изменения в жизни общества. По мнению специалистов, эти изменения характеризуются тремя направлениями:
1) изменениями самой эпохи;
2) сдвигами, происходящими в экономической среде;
3) появлением новых социальных структур и новыми особенностями управления обществом связанные с ними.
В этот период нарастает мировой процесс интернационализации хозяйственной жизни, способствующей усилению специализации, международного разделения труда, ускорению экономического развития, повышению качества уровня жизни. Возникают новые потребности и методы их удовлетворения.
Одновременно этот процесс несет с собой и опасности большой нивелировки, усреднения жизненных принципов. Очень остро такие противоречия проявляются в области культуры.
Поэтому наравне с интернационализацией наш мир представляет национальные движения как в развивающихся, так и в развитых странах мира. В нашей же стране национальная проблема привела к окончательному краху «имперской» системы и не сегодняшний день угрожает единству России.
Предприятия, испытывающие воздействие растущей интернационализации, несут в себе и методы решения этих острых проблем. По опыту Запада, именно предприятия представляют собой основу развивающегося единого экономического пространства. В них человечество может найти эффективный способ решения многих глобальных вопросов современности.
Иным фактором кардинально меняющим общий облик мира и прежде всего экономическую среду, является научно-техническая революция (НТР).
Прорывы в технике и способах производства относятся к экономической истории человечества. В условиях современности они быстро ускоряются и вносят в экономику Запада качественные изменения. На сегодняшний момент совершается переход от промышленного общества, которое возникло в ходе переворотов XVIII–XIX века, к новому информационному типу общества. В связи с этим значительно меняются соотношения между производством продукта и знанием, роль различных фаз общественного воспроизводства, характер труда, структура производства, его управление и многое иное.
Примером явлений НТР, которые приводят к значимым модификациям социально-экономического фундамента современного общества на Западе, может быть интенсивный отток работников в сектор услуг из отраслей материального производства. Так, в Швеции, Великобритании, Нидерландах, Франции число работников сферы услуг в общей численности населения уже к концу 1980-х гг. превысило 60 %, в США – 72 %. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранялось в 90-е гг. и очевидно, будет продолжаться и в будущем. Например, в США ожидалось, что к 2000 г. доля работников в промышленной сфере экономики снизится до 11 %, а к 2030 г. – до 3 %. Во Франции в 2000 г. общее число самодеятельного населения будет приходиться на долю сферы услуг примерно 73 % работников.
Другим фактом, связанным с НТР, является усиление роли предприятий, которое способствует изменению их структуры, создает необходимость появление нового типа предпринимателя, которое ориентируется в современных потребностях общества, обладает новыми знаниями и отвечает требованиям, предъявляемым в настоящее время обществом к участникам экономического процесса.
Под влиянием происходящей в мире глобализации, а также сдвигов, порождаемых НТР, развивается социализация западного общества. Доля стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется с помощью разных механизмов на потребности общества в целом или по отдельным категориям населения.
Эта тенденция хорошо видна на уровне предприятий. На сегодняшний день предприятию уже мало иметь только четко организованную финансовую, технологическую и инвестиционную политику. В современных условиях без социальной политики ни одно предприятие не может успешно существовать и функционировать. Опыт показывает, что отсутствие социальной политики пагубно сказывается на предприятии.
НТР открыла много новых возможностей для деловых начинаний, но одновременно с этим обостряется борьба конкурентов, изменяется культурная среда в связи с ростом уровня образования и подготовки кадров, появляются новые профессии, качественной эволюцией ценностей в современном обществе.
Основные изменения, которые происходят в западном движении предпринимательства под влиянием нижеперечисленных факторов.
1. Главным из многих изменений является своеобразный бум предпринимательства, продолжающийся уже несколько десятилетий. Нынешняя волна предпринимательства, в первую очередь, охватившая США, распространилась на Западную Европу, Японию и на прочие новые индустриальные страны. Это говорит о том, что в основе указанной тенденции лежат не только черты, присущие одной стране, а совокупность объективных факторов развития экономики цивилизованного общества.
Примером могут быть такие страны, как США, Италия, ФРГ, Франция и некоторые другие.
В США из 18 млн поставленных на учет предприятий всех типов (за исключением сельскохозяйственных) свыше 13 млн образовались в последние десятилетия. В США в течение последнего десятилетия каждый год возникало по 600 тыс. новых организаций, из которых примерно 2/3 реально осуществляли значимые операции.
Во Франции в 1952 г. число предприятий, действующих в строительстве, промышленности и общественных работах, равнялось 554,4 тыс., ачерез 20 лет оно увеличилось до 1461,1 тыс. Особенно быстрые темпы создания новых предприятий были в 1980-е гг.
Примерно такая же динамика была в последние годы и в Англии, Италии, ФРГ и в иных странах. Основным показателем увеличения предпринимательского движения является рост числа миллионеров.
Кпримеру, в 1990-е годы в США насчитывалось свыше 2 млн миллионеров.
2. 1970—1990-е гг. были временем стремительного роста и увеличению мощи крупных промыпшенных объединений, имеющих за рубежом дочерние предприятия.
В 1990-е гг. по данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) было более 13 тыс. В настоящее время они играют важную роль в большинстве промышленных сфер производства. В начале 1990-х гг. на долю предприятий ТНК приходилось примерно половина стоимости ВНП Запада.
Они производят около 50 % товарного экспорта и 90 % экспорта капиталов стран Запада.
В 1980-е гг. ТНК продолжали расширять сферу деятельности, завоевывая все новые отрасли мировой экономики – страховые и банковские операции, прочие секторы кредитной системы, сферу услуг, туризм.
Крупные ТНК возникали не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Австралия, Канада, в Республике Корея и в прочих «новых индустриальных странах». Все эти страны стремительно образовывают сеть своих филиалов по всему миру (также и в России).
3. В начале 1980-х гг. получает развитие новая организационная структура, основание которой составляют промышленные банки и концерны. Растет объем капиталов, которые контролируются ведущими промышленно-финансовыми группами («руководящим ядром» сегодняшней экономики Запада).
4. Средние и мелкие предприятия, которые в прошлом часто в пользу идеологизированной схеме о преобладании монополий – объявлялись ликвидированными, в жизни показали устойчивость и живучесть. Вместо ожидаемого исчезновения малых фирм в результате роста ТНК на Западе и интеграционных процессов наблюдается громадный предпринимательский бум.
А ведь его основа представляет ренессанс мелкого и среднего предпринимательства.
Большинство средних и мелких фирм во всех западных странах являются единоличными владениями. Они находятся в собственности отдельных индивидуальных предпринимателей или их семей.
В США из 18 млн фирм 99 % являются формой малого бизнеса. По американской статистике, к нему принадлежат фирмы с общим числом рабочих до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с количеством работающих до 20 человек.
Используемые в различных странах критерии средних и мелких предприятий отличаются друг от друга. Например, в Англии мелкими являются фирмы с численностью менее 200 занятых, а в строительных фирмах – не более 25 занятых.
Существенным показателем значения среднего и мелкого семейного бизнеса является его роль в народном хозяйстве. Поэтому около 40 % ВНП США составляет доля малого бизнеса. В ФРГ, с числом действующих 2,1 млн мелких и средних фирм, на которые приходятся 2/3 ВВП, в них заняты 2/3 всех рабочих в хозяйстве страны. На 1 января 1987 г. по официальным данным во Франции на средних и мелких предприятиях трудились 52,4 % всех работающих в промышленности, 81,4 % занятых в сельском хозяйстве и строительстве, 78,2 % – в торговле, 28,6 % – на транспорте, 13,7 % – в сфере финансовых услуг. В общей сложности на средних и мелких французских фирмах работало около 11,5 млн человек.
Доля их инвестиций равнялась 48 %, в торговом обороте – 60,2 %, в экспорте – 49,6 %.
Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на увеличение гигантских транснациональных фирм, сохраняется такое большое значение мелкого и среднего предпринимательства?
Причем «секретов», разумеется, несколько. Специалисты считают, что наиболее значительную роль имеет «созидательная концепция», находившаяся в основе семейного дела и в целом мелкого бизнеса. Он станет «долгожителем», по мнению специалистов, в случае, если мелкие предприятия обеспечат выпуск продукции высокого качества.
Еще один «секрет» состоит в уважении к людям – как со стороны персонала предприятия, так и со стороны потребителей его продукции. По мнению предпринимателей, залогом успеха является постоянный диалог с людьми, изучение потребностей, стремлении максимально удовлетворить их.
Большое значение имеет широкое развитие специализации. На основе специализации мелкий бизнес находит на рынке свою «нишу».
Во всех странах мелкий бизнес в определенной мере ограничивает остроту проблемы безработицы. И в этом состоит главный элемент опыта Запада, который нужно использовать.
Например, только в США за период 1980-х – начала 1990-х гг. предприятия с численностью рабочих менее 20 человек образовали 60 % новых рабочих мест, в основном в сфере услуг. За это время малые фирмы обеспечили работой 25 млн человек, в это время крупные корпорации уменьшили число рабочих почти на 3 млн человек.
Непременным условием специализации является техническая модернизация мелких предприятий.
Мелкий бизнес выступает в качестве пионера на осуществление разработки новой технологии – «технологии информации».
Западный опыт показывает, что мелкий бизнес является очень эффективной экономической формой управления, а также проверки эффективного развития любых инноваций.
Большая гибкость, скорость реакции на изменение рыночных условий, отсутствие твердой регламентации научного поиска и работы производства, обширные возможности личной инициативы и разумный риск – таковы, по мнению специалистов, совокупные методы успеха малых предприятий.
Таким образом, предприниматель мелкого бизнеса является неким символом всего предпринимательства, получившего на Западе особое значение во всех сферах жизни социальной экономики. На Западе отлично понимают будущее развитие общества, зависящие во многом от подготовки кадров средних и мелких фирм. В последние годы этому уделяется большое внимание. Созданы сотни специальных центров и школ, готовящих предпринимательские кадры. Издается разнообразная учебная и научная литература.
Рассмотрим некоторые виды предприятий и правовую структуру западных стран.
В предпринимательском праве Запада существует две основополагающие группы предприятий – партнерские и единоличные. Каждая из них имеет конкретные различные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде «простых обществ». В принципе, это переходные формы по типу партнерских предприятий. Существует две основные группы партнерских предприятий: объединения капиталов (компании) и объединения лиц (товарищества). Кооперативные предприятия обычно выделяют в отдельную группу, получившие широкое распространение в ряде стран Запада.
На Западе по правовой структуре предприятия подразделяют на кооперативные, единоличные («простые общества») и партнерские (товарищества и компании).
На Западе в любом хозяйствовании первичной фирмой считаются единоличные предприятия. В их состав входит большинство действующих предприятий. К примеру, в США в начале 1990-х гг. из 18 млн зарегистрированных сельскохозяйственных предприятий 10 млн были единоличными владениями и 4,5 млн – корпорациями и партнерскими фирмами, с применением наемного труда.
Чистая форма товарищества (объединения лиц) имеет различные правовые формы. Как в дореволюционной России, так и в современной Европе Запада очень распространены коммандитные товарищества и открытие торговых и полных товариществ.
В открытых торговых и полных товариществ их члены несут неограниченную, солидарную и личную ответственность, т. е. они отвечают всем своим личным имуществом, покрывая долги товарищества. Когда лица вступают в уже существующее общество, они также наряду со старыми членами общества несут ответственность по всем обязательствам, даже за те которые возникли до их вступление в общество. В случае выхода одного из членов общества, за ним закрепляется неограниченная ответственность за все задолженности, которые возникли при его членстве в обществе, на срок пять последующих лет. Такая практика существует в ФРГ, Швейцарии, Австрии и ряда прочих стран.
В коммандитных товариществах другой принцип ответственности. У них ответственность разделяется между двумя членскими группами. Некая их часть, как и в открытом торговом товариществе, отвечает по долгам общества всем своим имуществом. А вторая часть отвечает лишь в рамках своего вклада в уставной капитал.
В связи с появлением новых форм организации предпринимательской деятельности в XX в. часть коммандитных товариществ начали превращаться в акционерные компании.
В XX в. (особенно в последние десятилетия) среди таких новых форм в странах Западной Европы весьма характерны две формы – акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Под кооперативом, который выделяли на Западе в отдельную группу, обычно понимается деятельность общество, которая направлена в основном не на получение прибыли, а на содействия и оказание помощи членам общества.
На практике большинство западных кооперативов на сегодняшний день стали крупными высокодоходными предприятиями, играющие главную роль в ряде секторов народного хозяйства.
Разнообразие организационных и правовых и форм предприятий говорят о плюрализме западного предпринимательства. В тот же период такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.
Сейчас реально существуют следующие формы собственности: государственная, коллективная (групповая, в том числе и кооперативная) и частичная. Важное и ведущее место занимает форма частной собственности. Об этом свидетельствует важная роль единоличных предприятий. Она, можно сказать, является классическая форма частной собственности. В область частной собственности включаются также некоторые объединения лиц и многие компании, например, общества с ограниченной ответственностью.
Значительное количество акционерных компаний следует отнести к форме групповой, коллективной собственности. К ней можно отнести и ряд кооперативов, а также большинство предприятий, принадлежащих муниципалитетам.
Издавна государственная собственность имела важнейшее место в значительной жизни Запада. Однако в этой сфере в последнее время осуществляются значительные изменения, связанные с приватизацией западной экономики – уменьшается часть государственного сектора.
В тот же период роль государства как средства, которые создают для бизнеса благоприятные условия, стала возрастать. На Западе государство выступает в качестве инвестора, координатора всей экономической активности, организатора научных исследований.
Остановимся на характеристике отдельных особенностей западного предпринимателя. Их учет имеет важное значение при создании нового российского предпринимательства.
В условиях увеличивающейся конкуренции для предпринимателей как руководителей и организаторов производства растет значение управления «человеческими реформами».
Западными предпринимателями формируется «новая глобальная стратегия», целью которой является повышение материальной и моральной заинтересованности работника, привлечение его к активному участию в управлении производством, повышение мотивации к труду и степени удовлетворенности его результатами. В этой сфере опыт японских предпринимателей получил огромную известность.
В последние годы главное место в деятельности многих компаний Японии принадлежит специфической системе организации труда рабочих с названием «кружки контроля качества». В конце 1962 г. были созданы первые такие кружки на предприятиях и крупных машиностроительных компаний. Кружком является группа состоящая обычно из 8—10 человек, занимающаяся непосредственно на рабочем месте. Главные задачи кружка состоят в обучении членов общества, в поиске, изучении и решении практических задач. Кружок создается на основе принципа полной добровольности.
Группа человек в кружках при работе совместно с управляющими и специалистами участвует в решении производственных проблем, на практике осуществляя менеджмент, основанный на участии. Пропаганда кружков качества заключается в реальном воплощении широко действующего в нынешней Японии лозунга: «каждый занятый – управляющий».
С уверенностью можно сказать, что за последние два десятилетия резкое расширение позиций Японии на мировом рынке в большей степени получено за счет активного применения кружков качества, свидетельствующее об ускорении процесса развития производства, разработка и практическое внедрение прогрессивных инновационных технологий, увеличении производительности труда, повышении качества производимой продукции. Увеличилась материальная и моральная заинтересованность участников производства в итогах своей деятельности.
Значительные формы в Финляндии приобрела политика управления предпринимателей «человеческими ресурсами». Лозунгом патроната страны стал: «антропоцентрическая рыночная экономика», т. е. рыночного хозяйства, где центральное место занимает человек. На сегодняшний день главным для представителей финского патроната является достижение «освоения человеческого фактора», так как в современных условиях предпринимательская деятельность основывается в большей степени на капитале, находящийся в человеческом мозге, чем в традиционном капитале. Поэтому работающих привлекают к максимальному участию в деятельности фирм, выдвижению своих идеи, а руководство фирм – к созданию стимулов и вознаграждений, поддержании духовного роста и отношению «человек-человек» вместо отношений «человек-машина».
Маркетинг на сегодняшний день является популярным направлением предпринимательской деятельности на Западе.
«Интересы клиента превыше всего» – это одна из главных аксиом западного предпринимательского хозяйствования. Однако ориентация на потребителя не появляется сама по себе даже в рыночных условиях. Она будет реально действующим принципом только на фоне продуманной деловой стратегии, осуществляющих организационно-управленческих методов и концепций. Их общее количество является маркетингом, который представляет собой ключевую проблему предпринимательства Запада. Удовлетворение потребностей клиента – залог успеха. В противном случае предприятие ждет банкротство.
В условиях экономики рынка выживает только производитель, который может продлить нужды потребителя. Следовательно, основа маркетинга – изучение потребностей людей, их эволюции, способы удовлетворения новых нужд, закономерностей формирования, разработка определенных программ производственно-коммерческой деятельности.
Этики бизнеса основана на честности и порядочности в деловых отношениях. Государство способствует утверждению этих принципов. К примеру, в США были законы и некоторые акты, регулирующие отношения граждан и предпринимателей.
Важную роль в разработке и осуществлении норм этики имеют сами предприятия и их объединения.
Многие предприятия разрабатывают свои этические кодексы. Разработаны и действуют так называемые «исковые», или отраслевые, кодексы, на основе которых, отраслевые фирмы следуют одинаковым этическим нормам.
Также западному бизнесу присущи и недостатки.
За последние 10–20 лет растет коррупция, как в сфере государственного, так и в мире частного бизнеса. В странах Запада ведется коррупционная борьба, с активным участием предпринимателей и их организаций.
Изучая историю российского предпринимательства, была выявлена такая черта, как интенсивное участие в разнообразной благотворительной деятельности, которая стала традицией предпринимателей в России.
Такая традиция наблюдается и у предпринимателей Запада. Например, во Франции существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. Ее расходы на поддержку культуры в 1985 г. были выше 350 млн франков.
Распространено меценатство и в США. В 1989 г. на основе печатной оценки объем филантропических даров в США превысил 4,75 млрд долларов, что превышает совокупную сумму расходов 1989 г. во всех иных странах Запада. В США, наверно, не существует ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-нибудь состоятельный предприниматель.
Для предпринимателей Великобритании, по данным английских авторов, основным направлением спонсорской деятельности является спорт. На его долю приходится 90 % всех филантропических даров.
Рассмотрим национальную специфику западного предпринимательства в четырех странах – США, Японии, Нидерландах и Франции.
В США четко прослеживаются особенности предпринимательства, где оно достигло неких «классических» параметров. Опыт США распространился на другие страны мира.
Предпринимательский статус США, общественные представления о нем, оценка его действий являются высокой престижностью бизнеса, уважения к нему абсолютным авторитетом деятельного и активного человека, умеющего зарабатывать. Бизнесмен в США – доходная и престижная профессия, желаемая большинству новорожденных. Достичь экономического успеха, иметь состояние, укрепить свою независимость и самостоятельность – таково краткое изложение «американской мечты», вдохновлявшей американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране крайне обширное распространение.
Во Франции социально-психологическая атмосфера имеет существенные отличия от американской.
Французские предприниматели так же стремится к большому получению денег, как и американцы, но они не афишируют свою деятельность, не превращают ее в так называемый культ богатства. Ограничивающей чертой является представление о чести сословия.
У предпринимателей Нидерландов своя философия бизнеса. В фирмах этой страны, как и в нидерландском обществе, неприемлем сам принцип какого-либо формального или неформального давления.
Престижность предприятий, способы их действий основаны на правилах консенсуса между всеми участниками процесса экономики и общественной жизни. В обществе приветствуется объективное, внимательное, уважительное отношение к полученным соглашениям. Здесь не применяются санкции, которым подвергаются нарушители соглашений в США.
В Японии, по исследованиям специалистов, имеются значительные отличия от американского или западногерманского опыта. Для Европы характерны индивидуализм, «консюмеризм» и парламентская демократия. Стратегий в экономике здесь является «воля потребителя» и «право на прибыль предпринимателя».
А в Японии действия их предпринимателей осуществляются не с помощью гонки за личным обогащением, а с помощью призывов бороться против «опасности для японской нации» или лозунга единства всего японского, прославления дисциплины, «чувства иерархии».
Издавна человек в Японии не был наделен суверенными правами. Основным принципом было осознание каждым человеком своего места в ячейке общества – семье, производстве, фирме, государстве. Коллективные интересы всегда ставились и ставятся выше личных.
Но в то же время коллектив, фирма, производство, государство принимают в жизни каждого отдельного человеческого индивида весьма активное участие.
В связи с этим японский менеджмент направлен на максимальное развитие способностей человека, на эффективное их использование, на мотивацию у персонала потребностей непрерывно учиться и на побуждение желаний применять полученные знания на производственной практике.
При характеристике методов и тактики японских предпринимателей, обратим внимание на такое явление, как некая «тойотизация Запада». «Тойота» – крупная компания Японии, которая успешно конкурирует на внутреннем рынке США с американскими автомобильными гигантами.
«Тойотизация» в узком смысле означает использование бригадной организации труда, которая увеличивает ответственность каждого работника и его совместную эффективность, внедрением безукоризненной, жесткой и точной системы поставок предприятия всем необходимым и сбыта его продукции, делающей складское хозяйство излишним, а также резко сокращает потери всего производства за счет личных усилий его участников.
«Тойотизация» в широком смысле – это совокупность средств и направлений деятельности всех японских фирм, использование которых приводит к «японизации» мира. Существует масса примеров экспансии предпринимателей Японии.
Существуют примеры другого характера, на которые полезно обратить внимание российским предпринимателям.
Первый пример связан с учебой японских предпринимателей. Сегодняшние Японцы самые прилежные и активные ученики в американских школах бизнеса. Среди иностранных студентов они вышли на лидирующее место во всех школах бизнеса в США. За пятилетие 1988–1992 гг. число японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, увеличилось в три раза. Главная цель обучения в США – это способность хорошо знать своего конкурента.
Второй пример – деятельность японских предпринимателей связанная с благотворительностью, в последние годы переживает бурный рост. В 1989 г. соответствующие расходы фирм Японии достигли около 1 млрд долларов. В 1990 г. был создан клуб «одного процента», т. е. компаний, которые до уплаты налогов на филантропические расходы выделяют не менее 1 % своей прибыли. У «Тойоты» 1 % равнялся в 1991 г. 540 млн долларов.
Сейчас не только США и Япония, но даже такие страны, как ФРГ, уделяют большое внимание профессиональной подготовке персонала предпринимателей, технического состава и рабочих, глубокому внедрению современного менеджмента и исследованиям сегментации рынков с помощью маркетинга.
В последние десятилетия в развитии западного предпринимательства произошли качественные сдвиги – это рост значения предпринимательства в решении наиболее значимых проблем своих стран. Таким образом, российскому предпринимательству, только начавшему свое зарождение в новых социально-экономических условиях, есть чему поучиться у своих западных коллег предпринимательской деятельности.
В 1970—1990-е гг. происходили и происходят значимые изменения в жизни общества. По мнению специалистов, эти изменения характеризуются тремя направлениями:
1) изменениями самой эпохи;
2) сдвигами, происходящими в экономической среде;
3) появлением новых социальных структур и новыми особенностями управления обществом связанные с ними.
В этот период нарастает мировой процесс интернационализации хозяйственной жизни, способствующей усилению специализации, международного разделения труда, ускорению экономического развития, повышению качества уровня жизни. Возникают новые потребности и методы их удовлетворения.
Одновременно этот процесс несет с собой и опасности большой нивелировки, усреднения жизненных принципов. Очень остро такие противоречия проявляются в области культуры.
Поэтому наравне с интернационализацией наш мир представляет национальные движения как в развивающихся, так и в развитых странах мира. В нашей же стране национальная проблема привела к окончательному краху «имперской» системы и не сегодняшний день угрожает единству России.
Предприятия, испытывающие воздействие растущей интернационализации, несут в себе и методы решения этих острых проблем. По опыту Запада, именно предприятия представляют собой основу развивающегося единого экономического пространства. В них человечество может найти эффективный способ решения многих глобальных вопросов современности.
Иным фактором кардинально меняющим общий облик мира и прежде всего экономическую среду, является научно-техническая революция (НТР).
Прорывы в технике и способах производства относятся к экономической истории человечества. В условиях современности они быстро ускоряются и вносят в экономику Запада качественные изменения. На сегодняшний момент совершается переход от промышленного общества, которое возникло в ходе переворотов XVIII–XIX века, к новому информационному типу общества. В связи с этим значительно меняются соотношения между производством продукта и знанием, роль различных фаз общественного воспроизводства, характер труда, структура производства, его управление и многое иное.
Примером явлений НТР, которые приводят к значимым модификациям социально-экономического фундамента современного общества на Западе, может быть интенсивный отток работников в сектор услуг из отраслей материального производства. Так, в Швеции, Великобритании, Нидерландах, Франции число работников сферы услуг в общей численности населения уже к концу 1980-х гг. превысило 60 %, в США – 72 %. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранялось в 90-е гг. и очевидно, будет продолжаться и в будущем. Например, в США ожидалось, что к 2000 г. доля работников в промышленной сфере экономики снизится до 11 %, а к 2030 г. – до 3 %. Во Франции в 2000 г. общее число самодеятельного населения будет приходиться на долю сферы услуг примерно 73 % работников.
Другим фактом, связанным с НТР, является усиление роли предприятий, которое способствует изменению их структуры, создает необходимость появление нового типа предпринимателя, которое ориентируется в современных потребностях общества, обладает новыми знаниями и отвечает требованиям, предъявляемым в настоящее время обществом к участникам экономического процесса.
Под влиянием происходящей в мире глобализации, а также сдвигов, порождаемых НТР, развивается социализация западного общества. Доля стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется с помощью разных механизмов на потребности общества в целом или по отдельным категориям населения.
Эта тенденция хорошо видна на уровне предприятий. На сегодняшний день предприятию уже мало иметь только четко организованную финансовую, технологическую и инвестиционную политику. В современных условиях без социальной политики ни одно предприятие не может успешно существовать и функционировать. Опыт показывает, что отсутствие социальной политики пагубно сказывается на предприятии.
НТР открыла много новых возможностей для деловых начинаний, но одновременно с этим обостряется борьба конкурентов, изменяется культурная среда в связи с ростом уровня образования и подготовки кадров, появляются новые профессии, качественной эволюцией ценностей в современном обществе.
Основные изменения, которые происходят в западном движении предпринимательства под влиянием нижеперечисленных факторов.
1. Главным из многих изменений является своеобразный бум предпринимательства, продолжающийся уже несколько десятилетий. Нынешняя волна предпринимательства, в первую очередь, охватившая США, распространилась на Западную Европу, Японию и на прочие новые индустриальные страны. Это говорит о том, что в основе указанной тенденции лежат не только черты, присущие одной стране, а совокупность объективных факторов развития экономики цивилизованного общества.
Примером могут быть такие страны, как США, Италия, ФРГ, Франция и некоторые другие.
В США из 18 млн поставленных на учет предприятий всех типов (за исключением сельскохозяйственных) свыше 13 млн образовались в последние десятилетия. В США в течение последнего десятилетия каждый год возникало по 600 тыс. новых организаций, из которых примерно 2/3 реально осуществляли значимые операции.
Во Франции в 1952 г. число предприятий, действующих в строительстве, промышленности и общественных работах, равнялось 554,4 тыс., ачерез 20 лет оно увеличилось до 1461,1 тыс. Особенно быстрые темпы создания новых предприятий были в 1980-е гг.
Примерно такая же динамика была в последние годы и в Англии, Италии, ФРГ и в иных странах. Основным показателем увеличения предпринимательского движения является рост числа миллионеров.
Кпримеру, в 1990-е годы в США насчитывалось свыше 2 млн миллионеров.
2. 1970—1990-е гг. были временем стремительного роста и увеличению мощи крупных промыпшенных объединений, имеющих за рубежом дочерние предприятия.
В 1990-е гг. по данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) было более 13 тыс. В настоящее время они играют важную роль в большинстве промышленных сфер производства. В начале 1990-х гг. на долю предприятий ТНК приходилось примерно половина стоимости ВНП Запада.
Они производят около 50 % товарного экспорта и 90 % экспорта капиталов стран Запада.
В 1980-е гг. ТНК продолжали расширять сферу деятельности, завоевывая все новые отрасли мировой экономики – страховые и банковские операции, прочие секторы кредитной системы, сферу услуг, туризм.
Крупные ТНК возникали не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Австралия, Канада, в Республике Корея и в прочих «новых индустриальных странах». Все эти страны стремительно образовывают сеть своих филиалов по всему миру (также и в России).
3. В начале 1980-х гг. получает развитие новая организационная структура, основание которой составляют промышленные банки и концерны. Растет объем капиталов, которые контролируются ведущими промышленно-финансовыми группами («руководящим ядром» сегодняшней экономики Запада).
4. Средние и мелкие предприятия, которые в прошлом часто в пользу идеологизированной схеме о преобладании монополий – объявлялись ликвидированными, в жизни показали устойчивость и живучесть. Вместо ожидаемого исчезновения малых фирм в результате роста ТНК на Западе и интеграционных процессов наблюдается громадный предпринимательский бум.
А ведь его основа представляет ренессанс мелкого и среднего предпринимательства.
Большинство средних и мелких фирм во всех западных странах являются единоличными владениями. Они находятся в собственности отдельных индивидуальных предпринимателей или их семей.
В США из 18 млн фирм 99 % являются формой малого бизнеса. По американской статистике, к нему принадлежат фирмы с общим числом рабочих до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с количеством работающих до 20 человек.
Используемые в различных странах критерии средних и мелких предприятий отличаются друг от друга. Например, в Англии мелкими являются фирмы с численностью менее 200 занятых, а в строительных фирмах – не более 25 занятых.
Существенным показателем значения среднего и мелкого семейного бизнеса является его роль в народном хозяйстве. Поэтому около 40 % ВНП США составляет доля малого бизнеса. В ФРГ, с числом действующих 2,1 млн мелких и средних фирм, на которые приходятся 2/3 ВВП, в них заняты 2/3 всех рабочих в хозяйстве страны. На 1 января 1987 г. по официальным данным во Франции на средних и мелких предприятиях трудились 52,4 % всех работающих в промышленности, 81,4 % занятых в сельском хозяйстве и строительстве, 78,2 % – в торговле, 28,6 % – на транспорте, 13,7 % – в сфере финансовых услуг. В общей сложности на средних и мелких французских фирмах работало около 11,5 млн человек.
Доля их инвестиций равнялась 48 %, в торговом обороте – 60,2 %, в экспорте – 49,6 %.
Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на увеличение гигантских транснациональных фирм, сохраняется такое большое значение мелкого и среднего предпринимательства?
Причем «секретов», разумеется, несколько. Специалисты считают, что наиболее значительную роль имеет «созидательная концепция», находившаяся в основе семейного дела и в целом мелкого бизнеса. Он станет «долгожителем», по мнению специалистов, в случае, если мелкие предприятия обеспечат выпуск продукции высокого качества.
Еще один «секрет» состоит в уважении к людям – как со стороны персонала предприятия, так и со стороны потребителей его продукции. По мнению предпринимателей, залогом успеха является постоянный диалог с людьми, изучение потребностей, стремлении максимально удовлетворить их.
Большое значение имеет широкое развитие специализации. На основе специализации мелкий бизнес находит на рынке свою «нишу».
Во всех странах мелкий бизнес в определенной мере ограничивает остроту проблемы безработицы. И в этом состоит главный элемент опыта Запада, который нужно использовать.
Например, только в США за период 1980-х – начала 1990-х гг. предприятия с численностью рабочих менее 20 человек образовали 60 % новых рабочих мест, в основном в сфере услуг. За это время малые фирмы обеспечили работой 25 млн человек, в это время крупные корпорации уменьшили число рабочих почти на 3 млн человек.
Непременным условием специализации является техническая модернизация мелких предприятий.
Мелкий бизнес выступает в качестве пионера на осуществление разработки новой технологии – «технологии информации».
Западный опыт показывает, что мелкий бизнес является очень эффективной экономической формой управления, а также проверки эффективного развития любых инноваций.
Большая гибкость, скорость реакции на изменение рыночных условий, отсутствие твердой регламентации научного поиска и работы производства, обширные возможности личной инициативы и разумный риск – таковы, по мнению специалистов, совокупные методы успеха малых предприятий.
Таким образом, предприниматель мелкого бизнеса является неким символом всего предпринимательства, получившего на Западе особое значение во всех сферах жизни социальной экономики. На Западе отлично понимают будущее развитие общества, зависящие во многом от подготовки кадров средних и мелких фирм. В последние годы этому уделяется большое внимание. Созданы сотни специальных центров и школ, готовящих предпринимательские кадры. Издается разнообразная учебная и научная литература.
Рассмотрим некоторые виды предприятий и правовую структуру западных стран.
В предпринимательском праве Запада существует две основополагающие группы предприятий – партнерские и единоличные. Каждая из них имеет конкретные различные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде «простых обществ». В принципе, это переходные формы по типу партнерских предприятий. Существует две основные группы партнерских предприятий: объединения капиталов (компании) и объединения лиц (товарищества). Кооперативные предприятия обычно выделяют в отдельную группу, получившие широкое распространение в ряде стран Запада.
На Западе по правовой структуре предприятия подразделяют на кооперативные, единоличные («простые общества») и партнерские (товарищества и компании).
На Западе в любом хозяйствовании первичной фирмой считаются единоличные предприятия. В их состав входит большинство действующих предприятий. К примеру, в США в начале 1990-х гг. из 18 млн зарегистрированных сельскохозяйственных предприятий 10 млн были единоличными владениями и 4,5 млн – корпорациями и партнерскими фирмами, с применением наемного труда.
Чистая форма товарищества (объединения лиц) имеет различные правовые формы. Как в дореволюционной России, так и в современной Европе Запада очень распространены коммандитные товарищества и открытие торговых и полных товариществ.
В открытых торговых и полных товариществ их члены несут неограниченную, солидарную и личную ответственность, т. е. они отвечают всем своим личным имуществом, покрывая долги товарищества. Когда лица вступают в уже существующее общество, они также наряду со старыми членами общества несут ответственность по всем обязательствам, даже за те которые возникли до их вступление в общество. В случае выхода одного из членов общества, за ним закрепляется неограниченная ответственность за все задолженности, которые возникли при его членстве в обществе, на срок пять последующих лет. Такая практика существует в ФРГ, Швейцарии, Австрии и ряда прочих стран.
В коммандитных товариществах другой принцип ответственности. У них ответственность разделяется между двумя членскими группами. Некая их часть, как и в открытом торговом товариществе, отвечает по долгам общества всем своим имуществом. А вторая часть отвечает лишь в рамках своего вклада в уставной капитал.
В связи с появлением новых форм организации предпринимательской деятельности в XX в. часть коммандитных товариществ начали превращаться в акционерные компании.
В XX в. (особенно в последние десятилетия) среди таких новых форм в странах Западной Европы весьма характерны две формы – акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Под кооперативом, который выделяли на Западе в отдельную группу, обычно понимается деятельность общество, которая направлена в основном не на получение прибыли, а на содействия и оказание помощи членам общества.
На практике большинство западных кооперативов на сегодняшний день стали крупными высокодоходными предприятиями, играющие главную роль в ряде секторов народного хозяйства.
Разнообразие организационных и правовых и форм предприятий говорят о плюрализме западного предпринимательства. В тот же период такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.
Сейчас реально существуют следующие формы собственности: государственная, коллективная (групповая, в том числе и кооперативная) и частичная. Важное и ведущее место занимает форма частной собственности. Об этом свидетельствует важная роль единоличных предприятий. Она, можно сказать, является классическая форма частной собственности. В область частной собственности включаются также некоторые объединения лиц и многие компании, например, общества с ограниченной ответственностью.
Значительное количество акционерных компаний следует отнести к форме групповой, коллективной собственности. К ней можно отнести и ряд кооперативов, а также большинство предприятий, принадлежащих муниципалитетам.
Издавна государственная собственность имела важнейшее место в значительной жизни Запада. Однако в этой сфере в последнее время осуществляются значительные изменения, связанные с приватизацией западной экономики – уменьшается часть государственного сектора.
В тот же период роль государства как средства, которые создают для бизнеса благоприятные условия, стала возрастать. На Западе государство выступает в качестве инвестора, координатора всей экономической активности, организатора научных исследований.
Остановимся на характеристике отдельных особенностей западного предпринимателя. Их учет имеет важное значение при создании нового российского предпринимательства.
В условиях увеличивающейся конкуренции для предпринимателей как руководителей и организаторов производства растет значение управления «человеческими реформами».
Западными предпринимателями формируется «новая глобальная стратегия», целью которой является повышение материальной и моральной заинтересованности работника, привлечение его к активному участию в управлении производством, повышение мотивации к труду и степени удовлетворенности его результатами. В этой сфере опыт японских предпринимателей получил огромную известность.
В последние годы главное место в деятельности многих компаний Японии принадлежит специфической системе организации труда рабочих с названием «кружки контроля качества». В конце 1962 г. были созданы первые такие кружки на предприятиях и крупных машиностроительных компаний. Кружком является группа состоящая обычно из 8—10 человек, занимающаяся непосредственно на рабочем месте. Главные задачи кружка состоят в обучении членов общества, в поиске, изучении и решении практических задач. Кружок создается на основе принципа полной добровольности.
Группа человек в кружках при работе совместно с управляющими и специалистами участвует в решении производственных проблем, на практике осуществляя менеджмент, основанный на участии. Пропаганда кружков качества заключается в реальном воплощении широко действующего в нынешней Японии лозунга: «каждый занятый – управляющий».
С уверенностью можно сказать, что за последние два десятилетия резкое расширение позиций Японии на мировом рынке в большей степени получено за счет активного применения кружков качества, свидетельствующее об ускорении процесса развития производства, разработка и практическое внедрение прогрессивных инновационных технологий, увеличении производительности труда, повышении качества производимой продукции. Увеличилась материальная и моральная заинтересованность участников производства в итогах своей деятельности.
Значительные формы в Финляндии приобрела политика управления предпринимателей «человеческими ресурсами». Лозунгом патроната страны стал: «антропоцентрическая рыночная экономика», т. е. рыночного хозяйства, где центральное место занимает человек. На сегодняшний день главным для представителей финского патроната является достижение «освоения человеческого фактора», так как в современных условиях предпринимательская деятельность основывается в большей степени на капитале, находящийся в человеческом мозге, чем в традиционном капитале. Поэтому работающих привлекают к максимальному участию в деятельности фирм, выдвижению своих идеи, а руководство фирм – к созданию стимулов и вознаграждений, поддержании духовного роста и отношению «человек-человек» вместо отношений «человек-машина».
Маркетинг на сегодняшний день является популярным направлением предпринимательской деятельности на Западе.
«Интересы клиента превыше всего» – это одна из главных аксиом западного предпринимательского хозяйствования. Однако ориентация на потребителя не появляется сама по себе даже в рыночных условиях. Она будет реально действующим принципом только на фоне продуманной деловой стратегии, осуществляющих организационно-управленческих методов и концепций. Их общее количество является маркетингом, который представляет собой ключевую проблему предпринимательства Запада. Удовлетворение потребностей клиента – залог успеха. В противном случае предприятие ждет банкротство.
В условиях экономики рынка выживает только производитель, который может продлить нужды потребителя. Следовательно, основа маркетинга – изучение потребностей людей, их эволюции, способы удовлетворения новых нужд, закономерностей формирования, разработка определенных программ производственно-коммерческой деятельности.
Этики бизнеса основана на честности и порядочности в деловых отношениях. Государство способствует утверждению этих принципов. К примеру, в США были законы и некоторые акты, регулирующие отношения граждан и предпринимателей.
Важную роль в разработке и осуществлении норм этики имеют сами предприятия и их объединения.
Многие предприятия разрабатывают свои этические кодексы. Разработаны и действуют так называемые «исковые», или отраслевые, кодексы, на основе которых, отраслевые фирмы следуют одинаковым этическим нормам.
Также западному бизнесу присущи и недостатки.
За последние 10–20 лет растет коррупция, как в сфере государственного, так и в мире частного бизнеса. В странах Запада ведется коррупционная борьба, с активным участием предпринимателей и их организаций.
Изучая историю российского предпринимательства, была выявлена такая черта, как интенсивное участие в разнообразной благотворительной деятельности, которая стала традицией предпринимателей в России.
Такая традиция наблюдается и у предпринимателей Запада. Например, во Франции существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. Ее расходы на поддержку культуры в 1985 г. были выше 350 млн франков.
Распространено меценатство и в США. В 1989 г. на основе печатной оценки объем филантропических даров в США превысил 4,75 млрд долларов, что превышает совокупную сумму расходов 1989 г. во всех иных странах Запада. В США, наверно, не существует ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-нибудь состоятельный предприниматель.
Для предпринимателей Великобритании, по данным английских авторов, основным направлением спонсорской деятельности является спорт. На его долю приходится 90 % всех филантропических даров.
Рассмотрим национальную специфику западного предпринимательства в четырех странах – США, Японии, Нидерландах и Франции.
В США четко прослеживаются особенности предпринимательства, где оно достигло неких «классических» параметров. Опыт США распространился на другие страны мира.
Предпринимательский статус США, общественные представления о нем, оценка его действий являются высокой престижностью бизнеса, уважения к нему абсолютным авторитетом деятельного и активного человека, умеющего зарабатывать. Бизнесмен в США – доходная и престижная профессия, желаемая большинству новорожденных. Достичь экономического успеха, иметь состояние, укрепить свою независимость и самостоятельность – таково краткое изложение «американской мечты», вдохновлявшей американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране крайне обширное распространение.
Во Франции социально-психологическая атмосфера имеет существенные отличия от американской.
Французские предприниматели так же стремится к большому получению денег, как и американцы, но они не афишируют свою деятельность, не превращают ее в так называемый культ богатства. Ограничивающей чертой является представление о чести сословия.
У предпринимателей Нидерландов своя философия бизнеса. В фирмах этой страны, как и в нидерландском обществе, неприемлем сам принцип какого-либо формального или неформального давления.
Престижность предприятий, способы их действий основаны на правилах консенсуса между всеми участниками процесса экономики и общественной жизни. В обществе приветствуется объективное, внимательное, уважительное отношение к полученным соглашениям. Здесь не применяются санкции, которым подвергаются нарушители соглашений в США.
В Японии, по исследованиям специалистов, имеются значительные отличия от американского или западногерманского опыта. Для Европы характерны индивидуализм, «консюмеризм» и парламентская демократия. Стратегий в экономике здесь является «воля потребителя» и «право на прибыль предпринимателя».
А в Японии действия их предпринимателей осуществляются не с помощью гонки за личным обогащением, а с помощью призывов бороться против «опасности для японской нации» или лозунга единства всего японского, прославления дисциплины, «чувства иерархии».
Издавна человек в Японии не был наделен суверенными правами. Основным принципом было осознание каждым человеком своего места в ячейке общества – семье, производстве, фирме, государстве. Коллективные интересы всегда ставились и ставятся выше личных.
Но в то же время коллектив, фирма, производство, государство принимают в жизни каждого отдельного человеческого индивида весьма активное участие.
В связи с этим японский менеджмент направлен на максимальное развитие способностей человека, на эффективное их использование, на мотивацию у персонала потребностей непрерывно учиться и на побуждение желаний применять полученные знания на производственной практике.
При характеристике методов и тактики японских предпринимателей, обратим внимание на такое явление, как некая «тойотизация Запада». «Тойота» – крупная компания Японии, которая успешно конкурирует на внутреннем рынке США с американскими автомобильными гигантами.
«Тойотизация» в узком смысле означает использование бригадной организации труда, которая увеличивает ответственность каждого работника и его совместную эффективность, внедрением безукоризненной, жесткой и точной системы поставок предприятия всем необходимым и сбыта его продукции, делающей складское хозяйство излишним, а также резко сокращает потери всего производства за счет личных усилий его участников.
«Тойотизация» в широком смысле – это совокупность средств и направлений деятельности всех японских фирм, использование которых приводит к «японизации» мира. Существует масса примеров экспансии предпринимателей Японии.
Существуют примеры другого характера, на которые полезно обратить внимание российским предпринимателям.
Первый пример связан с учебой японских предпринимателей. Сегодняшние Японцы самые прилежные и активные ученики в американских школах бизнеса. Среди иностранных студентов они вышли на лидирующее место во всех школах бизнеса в США. За пятилетие 1988–1992 гг. число японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, увеличилось в три раза. Главная цель обучения в США – это способность хорошо знать своего конкурента.
Второй пример – деятельность японских предпринимателей связанная с благотворительностью, в последние годы переживает бурный рост. В 1989 г. соответствующие расходы фирм Японии достигли около 1 млрд долларов. В 1990 г. был создан клуб «одного процента», т. е. компаний, которые до уплаты налогов на филантропические расходы выделяют не менее 1 % своей прибыли. У «Тойоты» 1 % равнялся в 1991 г. 540 млн долларов.
Сейчас не только США и Япония, но даже такие страны, как ФРГ, уделяют большое внимание профессиональной подготовке персонала предпринимателей, технического состава и рабочих, глубокому внедрению современного менеджмента и исследованиям сегментации рынков с помощью маркетинга.
В последние десятилетия в развитии западного предпринимательства произошли качественные сдвиги – это рост значения предпринимательства в решении наиболее значимых проблем своих стран. Таким образом, российскому предпринимательству, только начавшему свое зарождение в новых социально-экономических условиях, есть чему поучиться у своих западных коллег предпринимательской деятельности.