5. Предпринимательство России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Современный этап в российском предпринимательстве начинается с перестройки российского общества, осуществляющейся с середины 1980-х гг. и продолжающейся уже свыше 12 лет, которые имеют для российского предпринимательства поистине судьбоносный характер.
В этот период, особенно в начале 1990-х гг., происходят кардинальные изменения в обществе по отношению к предпринимательской деятельности и частной собственности. Запрет на частную собственность происходил около 70 лет. После этого впервые государство признает ее равные права со всеми иными формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности.
Осуществляется ряд значимых законодательных актов, являющихся основой новой смешанной экономики с характерным плюрализмом форм собственности и организационных структур. Начинается стремительный процесс их развития.
В начале 1990-х гг. Верховным Советом СССР и Российской Федерации были приняты десятки новейших постановлений и законов, затрагивающих вопросы предпринимательства.
В декабре 1990 г. был принят закон «Особенности в РСФСР», по которому впервые частная собственность была признана равноправной наряду с муниципальной, государственной и собственностью общественных объединений.
Закон допускает «складку» имущества и создание предпринимательских объединений: «предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР».
В течение 1991 г. приняли ряд прочих важных законов, которые определяли не только общие права предпринимателей, но и определенные способы формирования предпринимательства в России.
Например, закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» установил организационно-правовые основы изменения отношений собственности на средства производства для целей создания социальной ориентированной, эффективной рыночной экономики.
В 1992 г. на основе закона учреждалась государственная программа приватизации, в которой имелись задания на текущий год и прогнозы на два последующих года.
Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничении монополистической деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.
На основе этого была создана юридическая среда для проявления собственной инициативы и роста предпринимательской деятельности.
Преобразования в правовой сфере увеличили активность в сфере создания акционерных обществ и иных видов предприятий.
В Государственный реестр стран к маю 1991 г. было внесено 700 обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (477 ООО и 223 АО). Количество частных коммерческих банков в конце 1991 г. было свыше 1300.
Еще недавно было много ожесточенных споров в вопросе о биржах. Значительная доля общества категорически отвергала их надобность, не допуская даже мысли о возможностях организации бирж.
1990 г. в этой сфере произошли революционные изменения. Вопрос о биржах перешел границы теоретических дискуссий и приобрел значимость на практике.
Первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) была зарегистрирована 19 мая 1990 г. МТБ – рынок, где осуществляется оптовая торговля товарами по стандартам и образцам. На товарных биржах производятся только массовые сделки купли-продажи однородных товаров, таких как сахар, зерно, металл, хлопок и т. п. Это основывается на том, что продавец может вступать на биржу без реального товара, а покупатель – без наличных денег.
Через пару месяцев сформировалась Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 г. было объявлено об организации в Москве двух фондовых бирж – Московской международной фондовой биржи (ММФБ) и Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ).
Фондовая биржа представляет собой рынок ценных бумаг (акций и облигаций), являющихся предметами купли-продажи по курсу цен, регистрируемых на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. количество бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. в газетах говорилось о 800 биржах в пределах бывшего Союза. В одной Москве к тому времени существовало 80 бирж.
Однако создаваемые биржи еще далеко не являлись биржами в их классическом виде. Необходима была долгая работа по улучшению деятельности и организации бирж.
В январе 1992 г. был осуществлен начальный шаг на пути к рыночной экономике – на большинство товаров и услуг было освобождение цен, в основном упразднена централизованно-фондовая система осуществлявшая распределение ресурсов. Решением этой задачи было одновременное осуществление приватизации государственной собственности в торговле, промышленности, сфере услуг и пр.
Освобождение цен при условии сохранения предельной монополизации производства в итоге привело к быстрому росту всех без исключения цен: к концу 1992 г. примерно в 100–150 раз по сравнению с ростом средней зарплаты в 10–15 раз.
Так как на практике либерализация цен далеко отстранилась от приватизации, то большинство граждан, чьи скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, а также устранялись из хода приватизации. В виде компенсации они бесплатно получили ваучеры (приватизационные чеки), которые с весны 1993 г. можно было вкладывать в акции определенных предприятий. В это время в стране резко увеличилось властями неконтролируемая скупка ваучеров у населения, цены которых были в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей, состоятельными людьми, иностранцами, частными банками, мафиозными группами.
В январе 1991 г. осуществлялась аграрная реформа. Реформа предусматривала полное признание на землю частной собственности, включая право на ее продажу и куплю; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; реорганизация колхозно-совхозной системы с необходимостью ликвидации убыточных хозяйств; меры по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), переработки аграрной продукции, созданию системы агросервиса. В перспективе на ближайшие годы было увеличение крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т. е. чтобы их количество достигло полумиллиона.
В реальности реформы в сельском хозяйстве были осуществлены. К 1996 г. в России действовало около 300 тыс. фермерских хозяйств (по плану бьшо 500 тыс.) одни из них образовываются вновь, другие ликвидируются (в 1995 г. из 36 тыс. созданных хозяйств закрылось 26,8 тыс.). Занимая в 1994 г. более 5 % земли, фермерские хозяйства собрали лишь 5,1 % зерна, 3,5 % сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока, 1,5 % мяса, Более того, многие тысячи фермерских хозяйств зарастали сорняками и вообще не обрабатывались. Не оправдался и заявленный лозунг «Фермер накормит страну».
Россия, обладая большими потенциальными способностями в производстве продуктов питания, в ходе реформ превратилась в «Международную побирушку». В России за последние годы потребление продуктов питания на душу населения сократилось почти на треть и скатилось до уровня голодающих стран мира. Во время застоя наша страна по этому показателю находилась на 7-м месте в мире, а теперь оказалась на 39-м.
В ходе правительственных актов пробуждалось создание мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из совхозов и колхозов для осуществления производства в других организационно-правовых структурах.
Фермерское движение имело право на полноправную организацию в АПК.
Все же правительство, прежде чем приступить к осуществлению аграрной реформы, надо бьшо учитывать тот факт, что организация фермерских хозяйств – весьма дорогое дело и практически невозможна для ослабевшего государства.
Чтобы фермерское движение было успешно в своем развитии, необходимо бьшо произвести большую и дорогостоящую предварительную работу: для будущих фермерских хозяйств создать специализированный парк сельхозмашин, а также отделы, которые будут обеспечивать фермеров семенами, горючим, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не разрешились такие проблемы, как обучение фермеров в школах и на специальных курсах и организациях фермерских хозяйств по сбыту продукции.
Ни у государства, ни у владельцев созданных фермерских хозяйств не имелось необходимых капиталов для успеха хозяйствования в новых условиях экономики.
Это и явилось главной причиной провала фермеризации АПК. Тридцатилетнее влияние оказало принудительно-административный, недемократический характер преобразований, которые проводятся правительством без учета мнения самих агропромышленных работников. Ведь «сверху» совхозам и колхозам предписывалось, невзирая на их желания, в течение года (до 1 января 1993 г.) обрести новую организационно правовую форму.
Виновных лиц за нарушение сроков реорганизации могли привлечь к ответственности. Такие действия властей в отношении работников были уж очень сильно схожи с печально известной фирмой по осуществлению сплошной коллективизации в 1930-е гг. Отличие в том, что тогда вся коллективизация проводилась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а на сегодняшний день – фермеризации под лозунгом ликвидации совхозов и колхозов, «изобретенных» большевистской властью.
Следует заметить, что если 60 лет назад в крупные коллективы объединялись мелкие крестьянские хозяйства, то сейчас идет обратное явление – совхозы и колхозы, как крупные хозяйства, должны ликвидироваться, а на их основе планируется формирование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.
Приватизация в России началась в 1991 г., когда был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
Осуществленная в России приватизация, в большинстве случаев, фактически была лишь формой для образования акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда банки, госаппарат и администрация компаний фактически стали безраздельными хозяевами бывшей собственности государства.
Трудовой коллектив если и получал на руки некую часть акций, то они либо были «безголосыми», либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за компанией коллективного владения акциями не скрывалось действительного экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.
Говоря о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991 г.) образование предприятий с разными формами собственности, в государственной программе приватизации в 1992 г. российским правительством предусматривалось образование на основе государственных предприятий только открытых акционерных обществах.
Основанием такого решение было, во-первых, создание закрытого АО, которое ведет к созданию коллективной собственности, каковая была заведомо неэффективной, и, во-вторых, ЗАО не оставляет никаких долей в собственность государства для «народной приватизации» с помощью ваучеров. Данные приватизационные подходы представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам «цивилизованных стран». Реально, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций во Франции и в Англии создавались именно АО открытого типа. Именно эта хозяйственная форма была предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Для основной массы предприятий, они являются АО закрытого типа или товариществами с ограниченной ответственностью. Например, в США, среди американских корпораций часть АО закрытого типа достигает 99,6—99,7 %.
Таким образом, поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивает только смену организационно-правовой формы организаций, почти ничего не добавляя к стимулам трудовой или предпринимательской активности.
Трудовым коллективам были установлены три варианта льгот при акционировании государственных предприятий. Варианты были образованы таким образом, чтобы не было концентрации контрольного пакета акций в руках трудового коллектива.
При акционировании ни по одному из вариантов льгот не создавались принципы для передачи организаций в коллективную собственность.
Избранные формы и результаты приватизации говорят о том, что программа приватизации обеспечивала не столько благоприятные условия для частного бизнеса, сколько дешевое и быстрое перераспределение имущества государства с сомнительными характеристиками.
Партнерская сомнительность проявляется в том, что капитал государственных предприятий не подлежит продажи, а искусственным образом распределяется по условным и весьма заниженным ценам; даже в случае продажи предприятием с аукциона, если их первичная оценка также искусственна; не обеспечиваются равные стандартные условия для лиц, участвующих в ходе перераспределения негосударственного имущества; условия формирования фондового рынка таковы, которые обеспечивают сведения акций большинства организаций к малым величинам.
Альтернативой «номенклатурной» приватизации является как правило, деклассированность, так называемая «народная приватизация». На практике она осуществлялась в крайне незначительных размерах, в результате которой каждый гражданин приобретал некую часть государственной собственности с помощью ваучера, который, по замыслу правительства, должен был создавать равные начальные возможности в разгосударствлении, приобретении для всех членов общества государственной собственности.
В реальности же в России в результате «ваучеризации» приобретение бывших производственных средств государства организовывалось большей частью теми, кто имел реальные ликвидные средства, т. е. это те, кто мог совершать необходимые расходы в любой момент. Такими силами могли быть или новые коммерческие структуры, или теневые иностранные капиталы, или бывшие государственные структуры. А рядовые граждане были отстранены от государственной собственности, которую они создавали своим трудом в прошлом.
В России более трети предприятий было приватизировано к 1991 г., они находились на самостоятельном балансе и имели права юридического лица. В области малого бизнеса было приватизировано более половины объектов.
Приватизация не привела к улучшению экономической ситуации – страна все равно находилась в глубоком экономическом кризисе.
Из этого следует, что приватизация государственной собственности:
1) не послужила улучшению состояния дел ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве (свыше 5 лет длился спад производства);
2) не создала значимых альтернатив для целей преодолению спада действительных доходов граждан;
3) вызвала снижение и без того не высокой мотивизации труда у большинства граждан (исключение составляли занятые в узкой области коммерческой, преимущество посреднической деятельности), так как многие работники так и остались отчуждены от собственности;
4) приватизация очень ускорила социальное неравенство населения, росла угроза массовой безработицы; способствовала люмпенизации определенной доли населения, его обнищанию (в РФ в 1995 г. 1/3 всего населения бала на уровне ниже прожиточного минимума).
По мнению некоторых специалистов, с которыми трудно не согласится, в России создания рыночной системы скорейшая и массовая приватизация не было необходимостью, необходимо было обеспечить свободу создания частного предпринимательства и коммерциализацию государственных предприятий. Этого было бы весьма достаточно для создания полноценных субъектов рыночного хозяйства, которые были бы эффективнее наспех приватизируемых государственных предприятий.
Все же ни коммерциализация, ни приватизация в условиях одномоментной либерализации цен не в состоянии обеспечить полноценную стратегию рыночного поведения.
Все это говорит о том, что для выхода из продолжительного кризиса надо срочно отказаться от укрепления рыночных отношений и проведения реформ. Нет, по сути реформы реально должны улучшать общественное благосостояние.
А пока на реформах наживаются криминальные структуры и так называемые «новые русские».
Современный этап в российском предпринимательстве начинается с перестройки российского общества, осуществляющейся с середины 1980-х гг. и продолжающейся уже свыше 12 лет, которые имеют для российского предпринимательства поистине судьбоносный характер.
В этот период, особенно в начале 1990-х гг., происходят кардинальные изменения в обществе по отношению к предпринимательской деятельности и частной собственности. Запрет на частную собственность происходил около 70 лет. После этого впервые государство признает ее равные права со всеми иными формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности.
Осуществляется ряд значимых законодательных актов, являющихся основой новой смешанной экономики с характерным плюрализмом форм собственности и организационных структур. Начинается стремительный процесс их развития.
В начале 1990-х гг. Верховным Советом СССР и Российской Федерации были приняты десятки новейших постановлений и законов, затрагивающих вопросы предпринимательства.
В декабре 1990 г. был принят закон «Особенности в РСФСР», по которому впервые частная собственность была признана равноправной наряду с муниципальной, государственной и собственностью общественных объединений.
Закон допускает «складку» имущества и создание предпринимательских объединений: «предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР».
В течение 1991 г. приняли ряд прочих важных законов, которые определяли не только общие права предпринимателей, но и определенные способы формирования предпринимательства в России.
Например, закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» установил организационно-правовые основы изменения отношений собственности на средства производства для целей создания социальной ориентированной, эффективной рыночной экономики.
В 1992 г. на основе закона учреждалась государственная программа приватизации, в которой имелись задания на текущий год и прогнозы на два последующих года.
Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничении монополистической деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.
На основе этого была создана юридическая среда для проявления собственной инициативы и роста предпринимательской деятельности.
Преобразования в правовой сфере увеличили активность в сфере создания акционерных обществ и иных видов предприятий.
В Государственный реестр стран к маю 1991 г. было внесено 700 обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (477 ООО и 223 АО). Количество частных коммерческих банков в конце 1991 г. было свыше 1300.
Еще недавно было много ожесточенных споров в вопросе о биржах. Значительная доля общества категорически отвергала их надобность, не допуская даже мысли о возможностях организации бирж.
1990 г. в этой сфере произошли революционные изменения. Вопрос о биржах перешел границы теоретических дискуссий и приобрел значимость на практике.
Первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) была зарегистрирована 19 мая 1990 г. МТБ – рынок, где осуществляется оптовая торговля товарами по стандартам и образцам. На товарных биржах производятся только массовые сделки купли-продажи однородных товаров, таких как сахар, зерно, металл, хлопок и т. п. Это основывается на том, что продавец может вступать на биржу без реального товара, а покупатель – без наличных денег.
Через пару месяцев сформировалась Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 г. было объявлено об организации в Москве двух фондовых бирж – Московской международной фондовой биржи (ММФБ) и Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ).
Фондовая биржа представляет собой рынок ценных бумаг (акций и облигаций), являющихся предметами купли-продажи по курсу цен, регистрируемых на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. количество бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. в газетах говорилось о 800 биржах в пределах бывшего Союза. В одной Москве к тому времени существовало 80 бирж.
Однако создаваемые биржи еще далеко не являлись биржами в их классическом виде. Необходима была долгая работа по улучшению деятельности и организации бирж.
В январе 1992 г. был осуществлен начальный шаг на пути к рыночной экономике – на большинство товаров и услуг было освобождение цен, в основном упразднена централизованно-фондовая система осуществлявшая распределение ресурсов. Решением этой задачи было одновременное осуществление приватизации государственной собственности в торговле, промышленности, сфере услуг и пр.
Освобождение цен при условии сохранения предельной монополизации производства в итоге привело к быстрому росту всех без исключения цен: к концу 1992 г. примерно в 100–150 раз по сравнению с ростом средней зарплаты в 10–15 раз.
Так как на практике либерализация цен далеко отстранилась от приватизации, то большинство граждан, чьи скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, а также устранялись из хода приватизации. В виде компенсации они бесплатно получили ваучеры (приватизационные чеки), которые с весны 1993 г. можно было вкладывать в акции определенных предприятий. В это время в стране резко увеличилось властями неконтролируемая скупка ваучеров у населения, цены которых были в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей, состоятельными людьми, иностранцами, частными банками, мафиозными группами.
В январе 1991 г. осуществлялась аграрная реформа. Реформа предусматривала полное признание на землю частной собственности, включая право на ее продажу и куплю; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; реорганизация колхозно-совхозной системы с необходимостью ликвидации убыточных хозяйств; меры по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), переработки аграрной продукции, созданию системы агросервиса. В перспективе на ближайшие годы было увеличение крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т. е. чтобы их количество достигло полумиллиона.
В реальности реформы в сельском хозяйстве были осуществлены. К 1996 г. в России действовало около 300 тыс. фермерских хозяйств (по плану бьшо 500 тыс.) одни из них образовываются вновь, другие ликвидируются (в 1995 г. из 36 тыс. созданных хозяйств закрылось 26,8 тыс.). Занимая в 1994 г. более 5 % земли, фермерские хозяйства собрали лишь 5,1 % зерна, 3,5 % сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока, 1,5 % мяса, Более того, многие тысячи фермерских хозяйств зарастали сорняками и вообще не обрабатывались. Не оправдался и заявленный лозунг «Фермер накормит страну».
Россия, обладая большими потенциальными способностями в производстве продуктов питания, в ходе реформ превратилась в «Международную побирушку». В России за последние годы потребление продуктов питания на душу населения сократилось почти на треть и скатилось до уровня голодающих стран мира. Во время застоя наша страна по этому показателю находилась на 7-м месте в мире, а теперь оказалась на 39-м.
В ходе правительственных актов пробуждалось создание мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из совхозов и колхозов для осуществления производства в других организационно-правовых структурах.
Фермерское движение имело право на полноправную организацию в АПК.
Все же правительство, прежде чем приступить к осуществлению аграрной реформы, надо бьшо учитывать тот факт, что организация фермерских хозяйств – весьма дорогое дело и практически невозможна для ослабевшего государства.
Чтобы фермерское движение было успешно в своем развитии, необходимо бьшо произвести большую и дорогостоящую предварительную работу: для будущих фермерских хозяйств создать специализированный парк сельхозмашин, а также отделы, которые будут обеспечивать фермеров семенами, горючим, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не разрешились такие проблемы, как обучение фермеров в школах и на специальных курсах и организациях фермерских хозяйств по сбыту продукции.
Ни у государства, ни у владельцев созданных фермерских хозяйств не имелось необходимых капиталов для успеха хозяйствования в новых условиях экономики.
Это и явилось главной причиной провала фермеризации АПК. Тридцатилетнее влияние оказало принудительно-административный, недемократический характер преобразований, которые проводятся правительством без учета мнения самих агропромышленных работников. Ведь «сверху» совхозам и колхозам предписывалось, невзирая на их желания, в течение года (до 1 января 1993 г.) обрести новую организационно правовую форму.
Виновных лиц за нарушение сроков реорганизации могли привлечь к ответственности. Такие действия властей в отношении работников были уж очень сильно схожи с печально известной фирмой по осуществлению сплошной коллективизации в 1930-е гг. Отличие в том, что тогда вся коллективизация проводилась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а на сегодняшний день – фермеризации под лозунгом ликвидации совхозов и колхозов, «изобретенных» большевистской властью.
Следует заметить, что если 60 лет назад в крупные коллективы объединялись мелкие крестьянские хозяйства, то сейчас идет обратное явление – совхозы и колхозы, как крупные хозяйства, должны ликвидироваться, а на их основе планируется формирование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.
Приватизация в России началась в 1991 г., когда был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
Осуществленная в России приватизация, в большинстве случаев, фактически была лишь формой для образования акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда банки, госаппарат и администрация компаний фактически стали безраздельными хозяевами бывшей собственности государства.
Трудовой коллектив если и получал на руки некую часть акций, то они либо были «безголосыми», либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за компанией коллективного владения акциями не скрывалось действительного экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.
Говоря о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991 г.) образование предприятий с разными формами собственности, в государственной программе приватизации в 1992 г. российским правительством предусматривалось образование на основе государственных предприятий только открытых акционерных обществах.
Основанием такого решение было, во-первых, создание закрытого АО, которое ведет к созданию коллективной собственности, каковая была заведомо неэффективной, и, во-вторых, ЗАО не оставляет никаких долей в собственность государства для «народной приватизации» с помощью ваучеров. Данные приватизационные подходы представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам «цивилизованных стран». Реально, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций во Франции и в Англии создавались именно АО открытого типа. Именно эта хозяйственная форма была предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Для основной массы предприятий, они являются АО закрытого типа или товариществами с ограниченной ответственностью. Например, в США, среди американских корпораций часть АО закрытого типа достигает 99,6—99,7 %.
Таким образом, поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивает только смену организационно-правовой формы организаций, почти ничего не добавляя к стимулам трудовой или предпринимательской активности.
Трудовым коллективам были установлены три варианта льгот при акционировании государственных предприятий. Варианты были образованы таким образом, чтобы не было концентрации контрольного пакета акций в руках трудового коллектива.
При акционировании ни по одному из вариантов льгот не создавались принципы для передачи организаций в коллективную собственность.
Избранные формы и результаты приватизации говорят о том, что программа приватизации обеспечивала не столько благоприятные условия для частного бизнеса, сколько дешевое и быстрое перераспределение имущества государства с сомнительными характеристиками.
Партнерская сомнительность проявляется в том, что капитал государственных предприятий не подлежит продажи, а искусственным образом распределяется по условным и весьма заниженным ценам; даже в случае продажи предприятием с аукциона, если их первичная оценка также искусственна; не обеспечиваются равные стандартные условия для лиц, участвующих в ходе перераспределения негосударственного имущества; условия формирования фондового рынка таковы, которые обеспечивают сведения акций большинства организаций к малым величинам.
Альтернативой «номенклатурной» приватизации является как правило, деклассированность, так называемая «народная приватизация». На практике она осуществлялась в крайне незначительных размерах, в результате которой каждый гражданин приобретал некую часть государственной собственности с помощью ваучера, который, по замыслу правительства, должен был создавать равные начальные возможности в разгосударствлении, приобретении для всех членов общества государственной собственности.
В реальности же в России в результате «ваучеризации» приобретение бывших производственных средств государства организовывалось большей частью теми, кто имел реальные ликвидные средства, т. е. это те, кто мог совершать необходимые расходы в любой момент. Такими силами могли быть или новые коммерческие структуры, или теневые иностранные капиталы, или бывшие государственные структуры. А рядовые граждане были отстранены от государственной собственности, которую они создавали своим трудом в прошлом.
В России более трети предприятий было приватизировано к 1991 г., они находились на самостоятельном балансе и имели права юридического лица. В области малого бизнеса было приватизировано более половины объектов.
Приватизация не привела к улучшению экономической ситуации – страна все равно находилась в глубоком экономическом кризисе.
Из этого следует, что приватизация государственной собственности:
1) не послужила улучшению состояния дел ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве (свыше 5 лет длился спад производства);
2) не создала значимых альтернатив для целей преодолению спада действительных доходов граждан;
3) вызвала снижение и без того не высокой мотивизации труда у большинства граждан (исключение составляли занятые в узкой области коммерческой, преимущество посреднической деятельности), так как многие работники так и остались отчуждены от собственности;
4) приватизация очень ускорила социальное неравенство населения, росла угроза массовой безработицы; способствовала люмпенизации определенной доли населения, его обнищанию (в РФ в 1995 г. 1/3 всего населения бала на уровне ниже прожиточного минимума).
По мнению некоторых специалистов, с которыми трудно не согласится, в России создания рыночной системы скорейшая и массовая приватизация не было необходимостью, необходимо было обеспечить свободу создания частного предпринимательства и коммерциализацию государственных предприятий. Этого было бы весьма достаточно для создания полноценных субъектов рыночного хозяйства, которые были бы эффективнее наспех приватизируемых государственных предприятий.
Все же ни коммерциализация, ни приватизация в условиях одномоментной либерализации цен не в состоянии обеспечить полноценную стратегию рыночного поведения.
Все это говорит о том, что для выхода из продолжительного кризиса надо срочно отказаться от укрепления рыночных отношений и проведения реформ. Нет, по сути реформы реально должны улучшать общественное благосостояние.
А пока на реформах наживаются криминальные структуры и так называемые «новые русские».