7. Различные модели смешанной экономики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Смешанная экономика – это такой способ организации народно-хозяйственной деятельности, при котором:

1) плановая экономика применяет те или иные рыночные механизмы;

2) рыночная экономика вводит регулирование посредством планирования.

Таким образом, современные экономические системы могут быть либо чисто рыночными, либо чисто плановыми, либо смешанными. Опыт пяти послевоенных десятилетий показал, что все экономические системы, двигаясь в направлении к смешанной экономике, стремятся принять устойчивой состояние. Это касается и Китая, и всех развитых капиталистических стран, из социалистических стран, начавших движение в сторону рыночных преобразований, и стран Восточной Европы, и России, у которых переход к рыночной модели оказался наиболее болезненным и неоправданно тяжелым по своим социально-экономическим последствиям. Каждая страна выбирает свой путь развития – такой, который в наибольшей степени соответствует характеру решаемых экономических задач.

Экономика стран, входящих в число мировых лидеров, является смешанной, при этом наиболее высокая доля государственного сектора в экономике Швеции (свыше 60 %), это значительно выше, чем в современной России. В основе шведской модели – система государственного регулирования цен, включая главное – заработную плату.

Этот принцип получил название принципа равной оплаты за равный труд, который:

1) не стимулирует работников к смене места работы;

2) не дает недобросовестным хозяйственникам переводить доходы своих работников в тень,

3) способствует формированию доходной части бюджета на стабильной основе;

4) создает экономические предпосылки для выбраковки нерентабельных производств;

5) снимает социальную напряженность в обществе, практически сводя к минимуму влияние профсоюзов (основное экономическое направление их деятельности исчезает).

Государственное регулирование в форме планирования получило развития в таких странах, как Франция (функции планирования и прогнозирования в этой стране возложены на Министерство планирования и финансов), Японии (где создано Управление экономического планирования), в Испании (министерство экономики и финансов) и другие.

Зародившийся в СССР и позволивший ему осуществить такие грандиозные проекты, как план ГОЭЛРО, программу освоения космического пространства, программу развития атомной энергетики и другие, активно используют программно-целевой метод планирования. Во всех этих странах:

1) разрабатывается государственный бюджет страны и контролируется его исполнение;

2) вырабатываются соответствующие рекомендации правительству и осуществляется прогноз рыночной конъюнктуры (на ближайшую перспективу, а также ближайшие 5 – 10 лет);

3) формируются объемы и структура государственного заказа;

4) рассматриваются и утверждаются цены, и устанавливается соответствующий порядок утверждения цен на продукцию предприятий-монополистов, а также социально-значимую продукцию;

5) разрабатываются государственные целевые программы.

В индустриально развитых странах мира планирование сконцентрировано на решении наиболее важных задач, с учетом реальной ситуации в экономике страны, и не является тотальным. В Дании, например, рынки массовых товаров полностью контролируются иностранным капиталом (это относится к таким отраслям, как машиностроение, металлургия, нефтепереработка), в связи с чем основной принцип деятельности датских фирм сводится к стремлению захватить значительную часть узкого рынка определенной продукции, а не пробовать завоевать небольшую долю на крупном рынке. Маркетинговой стратегии отечественных фирм соответствует и содержание государственных экономических программ, в которых рассматриваются не все, а исключительно нишевые сферы производства.

В практике планирования индустриально развитых стран наиболее ценным является учет долговременных циклов развития мировой экономики. В 1920-е гг. в СССР родилась теория циклического развития, однако в современной России она не используется, но в тоже время пользуется государственной поддержкой практически во всех индустриально развитых странах мира.

Смешанная экономика – это такой способ организации народно-хозяйственной деятельности, при котором:

1) плановая экономика применяет те или иные рыночные механизмы;

2) рыночная экономика вводит регулирование посредством планирования.

Таким образом, современные экономические системы могут быть либо чисто рыночными, либо чисто плановыми, либо смешанными. Опыт пяти послевоенных десятилетий показал, что все экономические системы, двигаясь в направлении к смешанной экономике, стремятся принять устойчивой состояние. Это касается и Китая, и всех развитых капиталистических стран, из социалистических стран, начавших движение в сторону рыночных преобразований, и стран Восточной Европы, и России, у которых переход к рыночной модели оказался наиболее болезненным и неоправданно тяжелым по своим социально-экономическим последствиям. Каждая страна выбирает свой путь развития – такой, который в наибольшей степени соответствует характеру решаемых экономических задач.

Экономика стран, входящих в число мировых лидеров, является смешанной, при этом наиболее высокая доля государственного сектора в экономике Швеции (свыше 60 %), это значительно выше, чем в современной России. В основе шведской модели – система государственного регулирования цен, включая главное – заработную плату.

Этот принцип получил название принципа равной оплаты за равный труд, который:

1) не стимулирует работников к смене места работы;

2) не дает недобросовестным хозяйственникам переводить доходы своих работников в тень,

3) способствует формированию доходной части бюджета на стабильной основе;

4) создает экономические предпосылки для выбраковки нерентабельных производств;

5) снимает социальную напряженность в обществе, практически сводя к минимуму влияние профсоюзов (основное экономическое направление их деятельности исчезает).

Государственное регулирование в форме планирования получило развития в таких странах, как Франция (функции планирования и прогнозирования в этой стране возложены на Министерство планирования и финансов), Японии (где создано Управление экономического планирования), в Испании (министерство экономики и финансов) и другие.

Зародившийся в СССР и позволивший ему осуществить такие грандиозные проекты, как план ГОЭЛРО, программу освоения космического пространства, программу развития атомной энергетики и другие, активно используют программно-целевой метод планирования. Во всех этих странах:

1) разрабатывается государственный бюджет страны и контролируется его исполнение;

2) вырабатываются соответствующие рекомендации правительству и осуществляется прогноз рыночной конъюнктуры (на ближайшую перспективу, а также ближайшие 5 – 10 лет);

3) формируются объемы и структура государственного заказа;

4) рассматриваются и утверждаются цены, и устанавливается соответствующий порядок утверждения цен на продукцию предприятий-монополистов, а также социально-значимую продукцию;

5) разрабатываются государственные целевые программы.

В индустриально развитых странах мира планирование сконцентрировано на решении наиболее важных задач, с учетом реальной ситуации в экономике страны, и не является тотальным. В Дании, например, рынки массовых товаров полностью контролируются иностранным капиталом (это относится к таким отраслям, как машиностроение, металлургия, нефтепереработка), в связи с чем основной принцип деятельности датских фирм сводится к стремлению захватить значительную часть узкого рынка определенной продукции, а не пробовать завоевать небольшую долю на крупном рынке. Маркетинговой стратегии отечественных фирм соответствует и содержание государственных экономических программ, в которых рассматриваются не все, а исключительно нишевые сферы производства.

В практике планирования индустриально развитых стран наиболее ценным является учет долговременных циклов развития мировой экономики. В 1920-е гг. в СССР родилась теория циклического развития, однако в современной России она не используется, но в тоже время пользуется государственной поддержкой практически во всех индустриально развитых странах мира.