4. Утрата Англией промышленного первенства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89
Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынке видов промышленной продукции – чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22 % мировой угледобычи, выплавляла 13 % мирового чугуна, потребляла 23 % мирового хлопка. Изменилась мировая торговая политика: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.
Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности – электротехническая, сталелитейная, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870–1913 гг. производство чугуна выросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали – в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало).
Единственно традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.
Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию.
По причине большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный баланс, включающий все виды расчетов с другими сторонами, неизменно был активным, благодаря возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал, фрахт, страхование морской торговли и т. д.).
Англия, готовясь к неизбежной схватке с Германией, в начале XX в. начала осуществлять огромную программу военно-морского строительства (по принципу два корабля на каждый новый немецкий), на что уходило до половины расходной части госбюджета.
Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынке видов промышленной продукции – чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22 % мировой угледобычи, выплавляла 13 % мирового чугуна, потребляла 23 % мирового хлопка. Изменилась мировая торговая политика: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.
Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности – электротехническая, сталелитейная, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870–1913 гг. производство чугуна выросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали – в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало).
Единственно традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.
Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию.
По причине большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный баланс, включающий все виды расчетов с другими сторонами, неизменно был активным, благодаря возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал, фрахт, страхование морской торговли и т. д.).
Англия, готовясь к неизбежной схватке с Германией, в начале XX в. начала осуществлять огромную программу военно-морского строительства (по принципу два корабля на каждый новый немецкий), на что уходило до половины расходной части госбюджета.