4. Утрата Англией промышленного первенства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынке видов промышленной продукции – чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22 % мировой угледобычи, выплавляла 13 % мирового чугуна, потребляла 23 % мирового хлопка. Изменилась мировая торговая политика: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.

Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности – электротехническая, сталелитейная, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870–1913 гг. производство чугуна выросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали – в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало).

Единственно традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.

Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию.

По причине большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный баланс, включающий все виды расчетов с другими сторонами, неизменно был активным, благодаря возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал, фрахт, страхование морской торговли и т. д.).

Англия, готовясь к неизбежной схватке с Германией, в начале XX в. начала осуществлять огромную программу военно-морского строительства (по принципу два корабля на каждый новый немецкий), на что уходило до половины расходной части госбюджета.

Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынке видов промышленной продукции – чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22 % мировой угледобычи, выплавляла 13 % мирового чугуна, потребляла 23 % мирового хлопка. Изменилась мировая торговая политика: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.

Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности – электротехническая, сталелитейная, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870–1913 гг. производство чугуна выросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали – в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало).

Единственно традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.

Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию.

По причине большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный баланс, включающий все виды расчетов с другими сторонами, неизменно был активным, благодаря возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал, фрахт, страхование морской торговли и т. д.).

Англия, готовясь к неизбежной схватке с Германией, в начале XX в. начала осуществлять огромную программу военно-морского строительства (по принципу два корабля на каждый новый немецкий), на что уходило до половины расходной части госбюджета.