1. Понятие дипломатического права и его источники.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46
Дипломатическое право - отрасль международного права,
представляющая собой совокупность международно-правовых норм,
определяющих статус и функции органов внешних сношений
государств, в том числе дипломатических представительств,
консульских учреждений, специальных миссий, представительств
государств при международных организациях, иммунитетов и
привилегий дипломатов и консулов.
Система дипломатического права соответствует основным формам
дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через
дипломатические представительства или через специальные миссии;
многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на
международных конференциях и сессиях органов международных
организаций, а также постоянными представительствами государств при
международных организациях и состоит из соответствующих подотраслей,
включающих в себя право внутригосударственных органов внешних
сношений; право зарубежных органов внешних сношений; право
специальных миссий; право постоянных представительств государств при
международных организациях; право дипломатического протокола. Кроме
того, система дипломатического и консульского права включает в себя
институты, общеобязательные и специальные принципы.
Дипломатическое право на протяжении долгого времени
основывалось на обычаях. Так, институт посла появился в глубокой
древности, а нормы, закрепляющие его неприкосновенность, стали
первыми обычными нормами, ставшими основой подотрасли
дипломатического права.
Сегодня основными источниками дипломатического права наряду с
международным обычаем является международный договор. Первым
многосторонним договором, сделавшим попытку унифицировать
дипломатическое право, стал Венский протокол 1815 г. (Венский
регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением,
внесенным Аахенским протоколом 1818 г.
20 февраля 1928 года в Гаване была предпринята попытка 20
латиноамериканскими странами и США на региональном уровне
кодифицировать дипломатическое право, где была подписана Гаванская
конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении
этих стран до настоящего времени.
Важнейшей универсальной конвенцией, кодифицировавшей
дипломатическое право является Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 года. В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была
также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на
дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве
государств в их отношениях с международными организациями
универсального характера. Российская Федерация является участницей
Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
Кроме трех названных конвенций, источниками дипломатического
права являются также Конвенция о привилегиях и иммунитетах
Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах
специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом
статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических
организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и
наказании за преступления против лиц, пользующихся международной
защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о
безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с
ней персонала 1994 г.
Сегодня можно с полным основанием утверждать, что
дипломатическое право в основе своей уже кодифицировано, однако
существуют области отношений, которые остались не урегулированными
договорными нормами, и регулируются до сих пор обычными нормами
международного права. К источникам дипломатического права следует
относить некоторые акты внутреннего законодательства государств. Сюда
можно отнести Указ Президента Российской Федерации № 272, № 271 от
14 марта 1995 г. утвердившем Положение о Министерстве иностранных
дел Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации №
375 от 12 марта 1996 года "О координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации в проведении единой
внешнеполитической линии Российской Федерации", Указ Президента
Российской Федерации № 1371 от 15 октября 1999 года "О порядке
присвоения и сохранения дипломатических рангов…" и ряд других
подзаконных актов.
Например, вопросы дипломатического протокола и церемониала
регулируются нормами обычного права.
Дипломатическое право - отрасль международного права,
представляющая собой совокупность международно-правовых норм,
определяющих статус и функции органов внешних сношений
государств, в том числе дипломатических представительств,
консульских учреждений, специальных миссий, представительств
государств при международных организациях, иммунитетов и
привилегий дипломатов и консулов.
Система дипломатического права соответствует основным формам
дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через
дипломатические представительства или через специальные миссии;
многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на
международных конференциях и сессиях органов международных
организаций, а также постоянными представительствами государств при
международных организациях и состоит из соответствующих подотраслей,
включающих в себя право внутригосударственных органов внешних
сношений; право зарубежных органов внешних сношений; право
специальных миссий; право постоянных представительств государств при
международных организациях; право дипломатического протокола. Кроме
того, система дипломатического и консульского права включает в себя
институты, общеобязательные и специальные принципы.
Дипломатическое право на протяжении долгого времени
основывалось на обычаях. Так, институт посла появился в глубокой
древности, а нормы, закрепляющие его неприкосновенность, стали
первыми обычными нормами, ставшими основой подотрасли
дипломатического права.
Сегодня основными источниками дипломатического права наряду с
международным обычаем является международный договор. Первым
многосторонним договором, сделавшим попытку унифицировать
дипломатическое право, стал Венский протокол 1815 г. (Венский
регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением,
внесенным Аахенским протоколом 1818 г.
20 февраля 1928 года в Гаване была предпринята попытка 20
латиноамериканскими странами и США на региональном уровне
кодифицировать дипломатическое право, где была подписана Гаванская
конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении
этих стран до настоящего времени.
Важнейшей универсальной конвенцией, кодифицировавшей
дипломатическое право является Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 года. В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была
также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на
дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве
государств в их отношениях с международными организациями
универсального характера. Российская Федерация является участницей
Венских конвенций 1961 и 1975 годов.
Кроме трех названных конвенций, источниками дипломатического
права являются также Конвенция о привилегиях и иммунитетах
Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах
специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом
статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических
организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и
наказании за преступления против лиц, пользующихся международной
защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о
безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с
ней персонала 1994 г.
Сегодня можно с полным основанием утверждать, что
дипломатическое право в основе своей уже кодифицировано, однако
существуют области отношений, которые остались не урегулированными
договорными нормами, и регулируются до сих пор обычными нормами
международного права. К источникам дипломатического права следует
относить некоторые акты внутреннего законодательства государств. Сюда
можно отнести Указ Президента Российской Федерации № 272, № 271 от
14 марта 1995 г. утвердившем Положение о Министерстве иностранных
дел Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации №
375 от 12 марта 1996 года "О координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации в проведении единой
внешнеполитической линии Российской Федерации", Указ Президента
Российской Федерации № 1371 от 15 октября 1999 года "О порядке
присвоения и сохранения дипломатических рангов…" и ряд других
подзаконных актов.
Например, вопросы дипломатического протокола и церемониала
регулируются нормами обычного права.